Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тренируемые функции



Тренируемые функции

Внимание и контроль импульсивное™ Внимание и контроль двигательной активности

Контроль импульсивности и контроль двигательной

активности

Внимание, контроль импульсивности и контроль

двигательной активности


Игры

«Кричалки - шепталки - молчалки»

«Гвалт»

«Колпак мой треугольный»

«Расставь посты»

«Замри»

«Час тишины и час «можно»

«Слушай команду» «Слушай хлопки» «Морские волны»


Подвижные игры

«НАЙДИ ОТЛИЧИЕ» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель                                           Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, до­мик и др. ) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в ри­сунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и от­ворачиваются (при этом возможность движения не ограни­чивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения про­изошли.

«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ» (И. В. Шевцова)

Цель                                           Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение аг-

рессивности, развитие чувственного восприятия, гармони­зация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предла­гается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прика­сался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, коле­ну, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«КРИЧАЛКИ-ШЕПТАЛКИ-МОЛЧАЛКИ» (И. В. Шевцова)

Цель                                            Развитие наблюдательности, умения действовать по пра-

вилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладо­ни: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрос­лый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчал-ка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «мол-чалками».

«ГВАЛТ» (Е. В. Коротаева, 1997)

Цель                                            Развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водя­щий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадать­ся, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

«МЕНЯЛКИ» (Автор неизвестен)

Цель                                           Развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водяще­го, который встает и выносит свой стул за круг, таким обра-


зом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, часы и т. д. ). После этого имеющие назван­ный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Уча­стник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

«РАЗГОВОР С РУКАМИ» (И. В. Шевцова)

Цель: Научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: об­вести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, рас­красить цветными карандашами пальчики. После этого мож­но затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зо­вут? », «Что вы любите делать? », «Чего не любите? », «Какие вы? ». Если ребенок не подключается к разговору, прогово­рите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что имен­но), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяи­ном. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней (сегод­няшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здо­роваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через за­ранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина (рис. 1).

«ГОВОРИ! » (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель: Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно бу­дет только тогда, когда я дам команду: " Говори! " Давайте потренируемся. " Какое сейчас время года? " (Педагог дела


Рис. 1. «Разговор с руками»

ет паузу) " Говори! "; " Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок? "... " Говори! "; " Какой сегодня день недели? "... " Го­вори! "; " Сколько будет два плюс три? " и т. д. »

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» (Ю. С. Шевченко, 1997)

Цель                                            Развитие умения распределять внимание.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатыва­ет в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются пра­вила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вка­тывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

 

«ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС " МОЖНО" » (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель: Дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или зай­мутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им раз­решается прыгать, кричать, бегать и т. д.

«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали при­вычными в вашей группе или классе. Лучше заранее огово­рить, какие конкретные действия разрешены, а какие запре­щены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактив­ному ребенку (а тот их «не слышит»).

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель                                           Снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попро­сив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

 

«СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель                                           Научить детей гибкости в общении друг с другом, спо-

собствовать возникновению доверия между ними.

Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Те­перь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похло­пать в ладоши и т. д. »

Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близ­нецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, го­ловами и др.

 

«ЗЕВАКИ» (М. И. Чистякова, 1990)

Цель                                            Развитие произвольного внимания, быстроты реакции,

обучение умению управлять своим телом и выполнять ин­струкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавлива­ются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбыва­ет из игры.

|                                                   Игру можно проводить под музыку или под групповую

песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

«КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ» (Старинная игра)

Цель                                           Научить концентрировать внимание, способствовать

осознанию ребенком своего тела, научить управлять движени­ями и контролировать свое поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с веду­щего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треуголь­ный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» за­меняют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два сло­ва: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершаю­щем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

«СЛУШАЙ КОМАНДУ» (М. И. Чистякова, 1990)

Цель: Развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка пре­кращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводит­ся до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятель­ности.

«РАССТАВЬ ПОСТЫ» (М. И. Чистякова, 1990)

Цель: Развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Кактоль-ко командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир рас­ставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д. ).

Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

«КОРОЛЬ СКАЗАЛ... » (Известная детская игра)

Цель                                           Переключение внимания с одного вида деятельности на

другой, преодоление двигательных автоматизмов.

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие долж­ны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал».

Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет ка­кое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуть­ся, попрыгать на одной ноге и т. д.

Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».

 «ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель                                            Игра с четкими правилами организует, дисциплинирует

детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каж­дого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя бу­дет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покру­житься на месте).

«СЛУШАЙ ХЛОПКИ» (М. И. Чистякова, 1990)

Цель                                           Тренировка внимания и контроль двигательной актив-

ности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свобод-ном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (сто­ять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны при­нять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и ко­лени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«ЗАМРИ» (М. И. Чистякова, 1990)

Цель                                           Развитие внимания и памяти.

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движе­ния. Играют до тех пор, пока в круге не останется лишь один играющий.

 

 «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (Автор неизвестен)

Цель                                            Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремить­ся поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1) хлопок — здороваемся за руку;

2) хлопка — здороваемся плечиками;

3) хлопка — здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку воз­можность почувствовать свое тело, снять мышечное напря­жение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощу­щения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

«ВЕСЕЛАЯ ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКОМ» (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

Цель                                            Развитие слухового восприятия.

Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водя­щий, однако если желающих водить нет, то роль водящего от­водится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с коло­кольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

Игры за партами

Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, а тем более — школьный урок, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога.

С этой целью полезно использовать «Пальчиковые игры», которые приводятся в книге М. Рузиной «Страна пальчиковых игр», а также в дру­гих изданиях. Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры, как «Лестница в небо», «Кукольный веер», «Гонки» и др.

Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики де­тей начнут «превращаться» то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколь­ко игр, подобных приведенным ниже.

«МНОГОНОЖКИ»

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противопо­ложному краю парты или в любом другом, заданном учителем направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

«ДВУНОЖКИ»

Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Осталь­ные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «дву­ножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.

«СЛОНЫ»

Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные — в «ноги слона». Слону запрещается под­прыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сиг­налу. Одним из сигналов может стать карточка из игры «Кри-чалки — шепталки — молчалки».

«МОРСКИЕ ВОЛНЫ» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель                                           Научить детей переключать внимание с одного вида дея-

тельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «замира­ют». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми парта­ми. Через 2—3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до обитателей по­следних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т. д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и после­довательность их выполнения повторяется, с той лишь разни­цей, что дети не ждут 2—3 секунды, а встают друг за другом сра­зу. Закончить игру надо командой «Штиль».

 

«ЛОВИМ КОМАРОВ» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель                                            Снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возмож-

ность гиперактивным детям подвигаться в свободном рит­ме и темпе.

Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде " Начали! " вы будете ловить ко­маров. Вот так! » Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем рит­ме, не задевая тех, кто сидит рядом. «По команде " Стой! " вы садитесь вот так, — педагог показывает, как надо сесть, — на свое усмотрение. — Готовы? " Начали! "... " Стоп! " Хоро­шо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки от­дыхают. А теперь — снова за работу! »



Глава 2

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ


ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИВНОСТЬ?

Слово «агрессия» произошло от латинского «аегеззю», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следу­ющее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существо­вания людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушев­ленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (от­рицательные переживания, состояние напряженности, страха, подав­ленности и т. п. )».

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматичес­кие заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жесто­кость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком при­сутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказыва­ет характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использо­ваны два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо стро­гость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессив­ность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это каче­ство, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрез-


 

4 0                                                                                               Шпаргалка для родителей

мерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реак­ции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое пове­дение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в при­вычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, зо­лотую середину, могут научить своих детей справляться с агрессией.

ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он напада­ет на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения — одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отраже­ние внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на проис­ходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нуж­ным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению дет-ско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привле­чения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Вот как описывает Н. Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессив­ный ребенок, используя любую возможность... стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он " не успокаивается" до тех пор, пока взрос­лые не взорвутся, а дети не вступят в драку» (1997, с. 105).

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».


Глава 2. Агрессивные дети



 


Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Например, иг­рая во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома ударил Сашу совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома искренне ответил: «У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня». По словам воспитателя, Саша не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома вос­принял эту ситуацию как угрожающую.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получа­ется замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружаю­щих, а те, в свою очередь, боятся их.

В ППМС-центре «Доверие» города Ломоносова был проведен мини-опрос среди старших дошкольников, целью которого было выяснить, как они понимают агрессивность. Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети (табл. 4).

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стан­дартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оце­нить свое поведение.

Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведе­ния у родителей.

Таблица 4. Понимание агрессивности старшими дошкольниками


 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.