Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕР



 

КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ

Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада или в клас­се с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок (или занятие в детском саду), вскакивает с места, отвечает не­впопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

ПРИМЕР^                                                                                                                                                                            

Учительница первого класса пришла к психологу с жалобой на одного из своих учеников. «Рома П., — сказала она, — просто издевается надо мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в классе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает меня, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи с парты, успевает болтать чуть ли не со всеми детьми вокруг, кривля­ется, смешит и отвлекает весь класс. А когдая делаю ему замечания, он или при­творяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все спосо­бы воздействия на него: ставила в угол, писала замечания в дневник, водила к завучу, оставляла в классе на перемене, вызывала родителей. Мама и бабушка, которые воспитывают Рому, иногда вынуждены по нескольку раз в неделю при­ходить в школу и выслушивать жалобы на него. Но и они не в состоянии изме­нить что-либо. Рома с каждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать? »

ПРИМЕР                                                                                                                                                                          

Диане М. всегоблет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить ее в другой детский сад, потому что ее присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Диана то носится по группе, как вихрь, то бро­сает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для нее, то пытает­ся выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая ее содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поет песни.

Появление Дианы в новом детском саду в первый же день вызвало беспокой­ство родителей других детей. Заведующая детским садом и воспитатели обрати­лись к психологу Д ОУ.

Подобные примеры из практики консультирования знакомы мно­гим из нас. Забегая вперед, отметим, что эффективность работы вос­питателя и учителя будет во многом зависеть от выбранной ими страте­гии. Первый шаг в решении проблемы уже сделан: гиперактивные дети выявлены. Более того, и учитель Ромы, и воспитатели Дианы готовы сесть за стол переговоров с родителями, привлечь к работе других спе­циалистов (педагогов, психологов, медиков). Итогом такой совмест­
ной работы может стать выработка единой стратегии воспитания каждого ребенка.

В случае с Ромой выход из создавшегося положения был предложен одним из учителей. На педсовете педагоги проанализировали уже ис­пользованные методы и способы воздействия на «неудобного» ребен­ка и пришли к выводу, что ни один из них не оказался эффективным. Совместными усилиями стали искать новые возможности. Вот тут-то и помогла учительница музыки. Она отметила, что у Ромы абсолют­ный слух и очень редкий для мальчиков такого возраста голос. Она при­гласила Рому в школьный хор, а родителям посоветовала отдать его в музыкальную школу. Ребенок с удовольствием стал заниматься музы­кой и наконец-то смог почувствовать свою успешность. Родители, ко­торые привыкли, что Рому, где бы он ни появился, только ругают, по-другому взглянули на него. Оказывается, есть чем гордиться и есть за что хвалить сына. А ведь гиперактивные дети гораздо более чувстви­тельны к похвале, чем другие. Рома «раскрылся», обрел свое «я», и пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники стали замечать происходящие в нем изменения. А педагоги совместно с психологом продолжали наблю­дать за ребенком и разрабатывать новую стратегию взаимодействия с ним. Количество окриков и замечаний снизилось, что благотворно по­влияло на поведение мальчика.

К Диане был найден другой подход. Оказалось, что дома с поведе­нием девочки проблем не возникало. «Диана послушна и некапризна, — сказала мама, — ведь папа держит ее в " ежовых рукавицах" ». Психолог ДОУ провел тренинг для воспитателей на тему «Работа с гиперактив­ным ребенком», в ходе которого педагогическим коллективом были сформулированы методы индивидуальной работы с Дианой. Раньше воспитатели пытались использовать в общении с Дианой только де­мократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мяг­кой форме. Такой подход педагогов был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди! », «Перестань! ». Ее зачастую подвергали и физи­ческим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с дру­гом, а непоследовательность взрослых порождала все новые и новые капризы ребенка. Как показывает практика, в работе с гиперактивны­ми детьми ни тот ни другой способ не является эффективным. Поэтому воспитатели выбрали иной подход к Диане, который оказался прием­лемым и для родителей.

Мягкая форма замечаний и запретов воспитателей была заменена категоричным, но кратким «нельзя», после чего ребенку предлагалась альтернативная форма поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хо­чешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик».

Прежде чем делать такие запреты, стоит подумать, насколько они обо­снованы. И еще: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.

Поведение Дианы, ощутившей единый стиль общения с ней родите­лей и воспитателей, постепенно начало изменяться. Она стала меньше манипулировать взрослыми, почувствовав уверенность в их действиях и одновременно внимание к своим желаниям и стремлениям.

В результате такой целенаправленной работы удалось наладить взаи­моотношения с девочкой. Воспитатели в группе поняли, что они нужны ребенку, и применили несколько новых приемов, одним из которых (он оказался очень эффективным) стал тактильный контакт. Так, уклады­вая ребенка спать в тихий час, воспитатель садился рядом с Дианой, поглаживая ее, произнося тихие и ласковые слова. Мышечное беспокой­ство и эмоциональная напряженность Дианы снижались, иногда она даже засыпала, а просыпаясь отдохнувшей, становилась менее импуль­сивной и непредсказуемой.

Таким образом, работая с гиперактивными детьми, каждый раз необхо­димо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого случая. И уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную линию поведения. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если мы выберем неверную стратегию, положение ребенка в детском коллек­тиве и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.

Однако бывает, что, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата. Почему?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.