Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Ребенок дошкольного возраста как объект научного исследования и субъект воспитания.



Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет. Период детства, согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, характеризуется сменой ведущих типов деятельности. Для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное или ситуативно-личностное общение, внутри которого формируются предметные действия ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) на первое место выходит предметно — манипулятивная деятельность, в которой происходит активное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми.

Возраст Д. Б. Эльконин определял, как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей линии детского развития. В связи с этим, дошкольный период необходимо рассматривать по следующим главным показателям:

• Определение социальной ситуации развития

• Ведущим типом деятельности

• Основными психическими новообразованиями, приобретенными на данном этапе развития.

Переходы между периодами называются кризисами возрастного развития. На период дошкольного детства влияют кризисы 3-х и 7 лет, которые характеризуются яркими и быстрыми изменениями в поведении и психике ребенка.

Общая характеристика возрастных особенностей заключается в следующем:

- Ребенок — дошкольник, как личность, находится в стадии становления, складывания, созревания и развития. Ни одна сторона психики не носит завершенного характера;

- Самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка;

- Это период начальной специализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания — миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром;

Ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т. е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л. С. Выготский), т. е. отвечать его интересам и потребностям;

- Неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляется в своеобразии способов форм познания и деятельности дошкольника;

- Высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственности, оптимизм создает условия для эмоционально — практического познания мира и самого себя;

-  Зависимость от взрослого, потребности в общении с ним, сопричастность к миру взрослых;

- Важнейшими психическими новообразованиями дошкольника является произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка, формируется готовность к систематическому обучению в школе.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.