Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





• Действующая редакция документа с изменениями на 22.07.2008 12 страница



 

- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 года N 513-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью " АЗС-Сервис" на нарушение конституционных прав и свобод положением абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона " О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";

 

- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2003 года N 403-О " По запросу Правительства Москвы о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона " О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 3 статьи 11 и пункта 7 статьи 28 Федерального закона " О приватизации государственного и муниципального имущества".  

 

3) Во исполнение норм Земельного кодекса Российской Федерации были приняты следующие основные нормативные правовые акты:

 

- постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 года N 112 " Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов";

 

- постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года N 486 " Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети";

 

- постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 262 " Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц";

 

- постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года N 846 " Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель";

 

- Положение о государственном земельном контроле, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15. 11. 2006 N 689;

 

- постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 года N 830 " Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота";

 

- постановление Правительства РФ от 30. 06. 2006 N 404 " Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю";

 

- распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 6 июля 2004 года N 104-р " Об утверждении примерной формы договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка";

 

- приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 2 октября 2002 года N П/327 " Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет";

 

- распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 2 сентября 2002 года N 3070-р " Об утверждении примерных форм решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду и договоров купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков".

 

Земельный кодекс Российской Федерации является основным нормативным правовым актом, регулирующим земельные отношения в Российской Федерации.    

 

 

Постатейные примечания к

Земельному кодексу Российской Федерации

 

 

К статье 1

 

*1. 1) Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (см. пункт 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации).

 

 

К статье 2

 

*2. 2) О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог см. постановление Правительства РФ от 12. 10. 2006 N 611.

 

 

К статье 3

 

*3. 3) Об оформлении прав на земельные участки см. письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 января 2006 года N 0100/290-06-32.

 

См. также письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2006 года N 03-06-03-03/53 " О применении норм, предусмотренных статьей 333. 35 Налогового кодекса Российской Федерации".

 

 

К статье 8

 

*8. 1. 2) О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую см. Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ " О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

 

 

К статье 11

 

*11) О местном самоуправлении см.:

 

- главу 8 Конституции Российской Федерации;

 

- Федеральный закон Российской Федерации от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (действует до 1 января 2009 года);

 

- Закон Российской Фдерации от 6 июля 1991 года N 1550-1 " О местном самоуправлении в Российской Федерации" (действует до 1 января 2009 года).

 

 

К статье 12

 

*12) О порядке получения сведений по проведению производственного земельного контроля см. приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 7 апреля 2005 года N П/0060.

 

 

К статье 13

 

*13. 1. 1) О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения см. Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ.

 

*13. 2. 2) Требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами " Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы СанПиН 2. 1. 7. 1287-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 апреля 2003 года).

 

О порядке получения сведений по проведению производственного земельного контроля см. приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 7 апреля 2005 года N П/0060.

 

*13. 5. 1) С целью определения качества почвы и степени безопасности для человека, а также разработки мероприятий (рекомендаций) по снижению химических и биологических загрязнений осуществляется гигиеническая оценка качества почвы (см. раздел IV, таблицу 2, а также приложение N 1 и приложение N 3 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам " Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы СанПиН 2. 1. 7. 1287-03", утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 апреля 2003 года).

 

О гигиенической оценке почв сельскохозяйственного назначения см. приложение N 2 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам " Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы СанПиН 2. 1. 7. 1287-03", утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 апреля 2003 года.

 

*13. 6) Порядок консервации земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 года N 830.

 

*13. 7) Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами, не подлежат приватизации и могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды (см. абзац 2 пункта 4 статьи 1 и пункт 6 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" ).

 

Земли, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, относятся к особо охраняемым природным территориям, образованным для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (территориям традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации).

 

О правовом режиме территорий традиционного природопользования см. главу III Федерального закона от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ " О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

 

Об охране окружающей среды в пределах границ территорий традиционного природопользования см. статью 15 Федерального закона от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ " О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".    

 

О нормативах возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изъятии, уничтожении или порче оленьих пастбищ см. постановление Совета Министров РСФСР от 15 марта 1989 года N 86.

 

 

К статье 14

 

*14. 2) О возможном использовании почв сельскохозяйственного назначения в зависимости от категорий и характеристик загрязненности см. приложение N 2 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам " Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы СанПиН 2. 1. 7. 1287-03", утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 апреля 2003 года).     

 

Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и (или) химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных, культуртехнических работ и других реабилитационных мероприятий, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, в том числе находящихся на стадии строительства, определяется Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 года N 112.

 

 

К статье 15

 

*15. 1) В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

 

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (см. пункт 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации).

 

*15. 3) Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 82-О " По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли в границах территории Российской Федерации. При предоставлении земли в частную собственность приобретателю (в том числе иностранному гражданину, лицу без гражданства либо иностранному юридическому лицу) передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность.

 

Также, исходя из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. В частности, статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а согласно пункту 5 статьи 28 земельные участки им предоставляются в собственность только за плату, т. е. не могут передаваться безвозмездно - в отличие от российских товариществ собственников жилья и граждан, которые в ряде случаев имеют такое право.

 

Кроме того, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий. Так, согласно статье 8 Федерального закона от 25 октября 2001 года " О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма, распространяющаяся также на юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, содержится в статье 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

 

Таким образом, положения пункта 3 статьи 15, пункта 12 статьи 30, пункта 5 статьи 35, пункта 9 статьи 36, статей 38 и 52 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми регулируются вопросы, касающиеся предоставления в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков, расположенных на определенных территориях, не противоречат Конституции Российской Федерации, так как направлены на конкретизацию ее положений о предназначении и конституционно-правовом статусе земли.

 

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (см. статью 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" ).

 

 

К статье 20

 

*20. 3) См. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2004 года N 9027/04 " Суд удовлетворил иск о признании недействительными пунктов 3, 4 постановления мэра города Элисты " Об изъятии и предоставлении земельного участка в аренду" и признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, так как при переходе права собственности на недвижимость до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации к новому собственнику вне зависимости от субъектного состава также переходит от прежнего землепользователя право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка, на котором расположено соответствующее недвижимое имущество и которое необходимо для его дальнейшего использования".

 

 

К статье 22

 

*22. 1) О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации см. Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ.

 

*22. 2) Общие положения об аренде см. в главе 34 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

Об условиях приобретения права пользования земельным участком при аренде находящегося на нем здания или сооружения см. статью 652 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

Об аренде земельных участков при приватизации расположенных на них зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, см. статью 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества".

 

Об особенностях заключения договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения см. статьи 9 и 10 Федерального закона от 24. 07. 2002 N 101-ФЗ " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

 

Об особенностях государственной регистрации аренды недвижимого имущества см. статью 26 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

 

*22. 8) О преимущественном праве покупки доли в праве общей собственности при продаже этой доли постороннему лицу, остальными участниками долевой собственности см. статью 250 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

*22. 9) Примерная форма договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка утверждена распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 6 июля 2004 года N 104-р.

 

 

К статье 23

 

*23. 1) О частном сервитуте см. статьи 274-276 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.  

 

Особо следует отметить то, что сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

 

См. также:

 

- пункт 3 статьи 53, абзац 2 пункта 1 статьи 64 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ " Об ипотеке (залоге недвижимости)";

 

*23. 3) О публичном сервитуте см. также:

 

- статью 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества";

 

- пункт 6 Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года N 1223;

 

- постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 года N 150 " Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации".

 

*23. 9) О государственной регистрации сервитутов см.:

 

- статью 27 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

 

- Методические рекомендации о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 июля 2004 года N 132.

 

Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

Формы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и единый для Российской Федерации порядок их заполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 " Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

 

 

К статье 24

 

*24. 2. 2) К таким работникам относятся:

 

- работники заповедников, в том числе вышедшие на пенсию, но проживающие на его территории (см. абзац 4 пункта 14 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1991 года N 48).

 

*24. 2. 4) Право пользования служебным наделом может быть прекращено в следующих случаях:

 

- прекращение трудовых отношений, в связи с которыми работнику был выдан служебный надел;

 

- добровольный отказ пользователя от земельного участка;

 

- использование земельного участка не по целевому назначению;

 

- нарушение режима использования земли;

 

- использование земли способами, приводящими к уничтожению или систематическому повреждению земли или иных природных ресурсов.

 

 

К статье 25

 

*25. 3) См. также:

 

- статью 16_1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 " О реабилитации жертв политических репрессий";

 

-определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2004 года N 282-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Моргачева Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями части второй статьи 16_1 Закона Российской Федерации " О реабилитации жертв политических репрессий" и пунктом 3 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации".

 

 

К статье 27

 

*27. 5. 2) Об оборотоспособности участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов см. Лесной кодекс РФ.

 

*27. 5. 3) Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 ст. 8 Водного кодекса РФ.

 

Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

 

О собственности на водные объекты см. ситуацию " Право собственности и иные права на водные объекты".

 

*27. 5. 7) Об особенностях землепользования в закрытом административно-территориальном образовании см. статью 6 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 " О закрытом административно-территориальном образовании".

 

*27. 6) См. Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

 

 

К статье 28

 

*28. 2) Об отчуждении земельных участков при приватизации расположенных на них зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости см. статью 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества".

 

Безвозмездно осуществляется передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях находящихся в государственной или муниципальной собственности культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками (см. пункт 3 статьи 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ " О свободе совести и о религиозных объединениях" ).

 

 

К статье 29

 

*29) О местном самоуправлении см.:

 

- главу 8 Конституции Российской Федерации;

 

- Федеральный закон от 06. 10. 2003 N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (вступает в силу 1 января 2009 года);

 

- Федеральный закон Российской Федерации от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (действует до 1 января 2009 года);

 

- Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 года N 1550-1 " О местном самоуправлении в Российской Федерации" (действует до 1 января 2009 года).

 

 

К статье 30

 

*30. 12) Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 82-О " По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли в границах территории Российской Федерации. При предоставлении земли в частную собственность приобретателю (в том числе иностранному гражданину, лицу без гражданства либо иностранному юридическому лицу) передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность.

 

Также, исходя из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. В частности, статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а согласно пункту 5 статьи 28 земельные участки им предоставляются в собственность только за плату, т. е. не могут передаваться безвозмездно - в отличие от российских товариществ собственников жилья и граждан, которые в ряде случаев имеют такое право.

 

Кроме того, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий. Так, согласно статье 8 Федерального закона от 25 октября 2001 года " О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма, распространяющаяся также на юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, содержится в статье 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

 

Таким образом, положения пункта 3 статьи 15, пункта 12 статьи 30, пункта 5 статьи 35, пункта 9 статьи 36, статей 38 и 52 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми регулируются вопросы, касающиеся предоставления в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков, расположенных на определенных территориях, не противоречат Конституции Российской Федерации, так как направлены на конкретизацию ее положений о предназначении и конституционно-правовом статусе земли.      

 

 

К статье 35

 

*35. 5) Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 82-О " По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли в границах территории Российской Федерации. При предоставлении земли в частную собственность приобретателю (в том числе иностранному гражданину, лицу без гражданства либо иностранному юридическому лицу) передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность.

 

Также, исходя из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. В частности, статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а согласно пункту 5 статьи 28 земельные участки им предоставляются в собственность только за плату, т. е. не могут передаваться безвозмездно - в отличие от российских товариществ собственников жилья и граждан, которые в ряде случаев имеют такое право.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.