Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Типы государствапризваны раскрыть их социальную сущность, что до недавнего времени было возможно в рамках двух подходов - формационного и цивилизационного. 4 страница



 С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управлении. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается, прежде всего, в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления имеют следующие черты:

• структура и компетенция этих органов определяются населением самостоятельно;

• обладают полномочиями на решение вопросов местного значения;

• в пределах своей компетенции издают правовые акты;

 • являются юридическими лицами;

не входят в систему органов государственной власти.

Видами выборных органов местного самоуправления являются представительные и исполнительные органы.

Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, число которых определяется уставом муниципального образования. К компетенции представительного органа местного самоуправления относятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования, уста-новление местных налогов и сборов, определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

 В структуре органов местного самоуправления уставом муниципалъного образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельпость по осуществлению местного самоуправления. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом самоуправления из своего состава. Он наделяется собственной компетенцией в соответствии с уставом муниципального образования. Претворением в жизнь решений представительных органов местного самоуправления и местных референдумов, сходов граждан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответствии с уставом муниципального образования и законами субъектов Федерации.

38. ГОСУДАРСТВО, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.

  Партии — наиболее классический и близкий по духу и по функциям политической системе институт. Они наиболее активно участвуют в политической социализации граждан.

До возникновения партий в ХIХ в. в обществе не существовало устойчивого интереса к политике. Активность масс могла пробуждаться эпизодически и далеко не всегда в мирной форме. Предшественниками партий были неустойчивые, узкие по составу и не имевшие развитой организационной структуры, стремящиеся к завоеванию власти группировки (кланы, фракции).

Политическая партия — наиболее активная и организованная часть общества, нацеленная на завоевание власти, имеющая массовую социальную базу, организационную структуру и программу (идеологию). По своим идейно-организационным основам различают «партии-машины»(США) с гипертрофированной организационной функцией и недостаточным вниманием к партийной идеологии, и мировоззренческие партии(страны Европы), сформировавшиеся вокруг конкретного лидера или идеи.

 В политическом отношении партии подразделяются на коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, право-радикальные (фашистские ). Конфессиональные (религиозные) партии чаще всего занимают консервативные позиции, а политический успех чаще всего сопутствует центристским партийным объединениям.

Партии внутри той или иной страны создают партийную систему. Наиболее ее редким, но зато устойчивым типом является двухпартийная система (США). Однако более распространенным случаем являются многопартийные системы.

Государство изначально устранилось от регулирования образования партий и вмешательства во внутрипартийную жизнь, однако впоследствии проявило интерес к деятельности партий в связи с их участием в избирательных кампаниях.

  Общественно-политическое движение - это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо общественно значимой цели. Движения, как правило, менее политизированы, но зато более организационно не развиты. Их неформальность как раз и привлекает в них множество членов - рядовых граждан, стороня-щихся партийной политики.

Отличия общественно-политических движений от политических партий:

 l) социальная база движений более широкая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп);

2) общественно-политические движения ориентированы на решение только одной общественно значимой проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование);

3) общественно-политические движения обычно не столь долговечны, как партии;

4) общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, «повернуть» данную власть к решению своих проблей;

5) центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард ) - инициативные группы, клубы, союзы и т. д.;

 6) в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр. ).

39. ГОСУДАРСТВО И ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ.

  Группы давления - вспомогательный механизм артикуляции отдельных социальных интересов и навязывания их органам власти. Группы давления (предпринимательские организации, корпорации, профессиональные ассоциации, профсоюзы и т. д. ) не ставят перед собой цель завоевания власти, решая более узкие практические задачи принятия или отмены того или иного закона, акта исполнительной власти или судебного решения. Группы давления - это все те же общественные движения (организации), но заостренные на конкретный, эгоистический интерес.

Типичными способами воздействия групп давления на государственные органы являются:

1) непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;

2) участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;

3) поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т. д.

 Эффективность деятельности групп давления во многом зависит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и пр. ).

Одним из инструментов воздействия на государственный аппарат со стороны групп давления является лоббизм. Лоббисты -посредники, оказывающие возмездные услуги в кулуарах законодательных и исполнительных органов, с наибольшей очевидностью появились первоначально в США.

Хотя несомненно, что лоббизм выполняет в некоторой степени полезные функции, представляя в органах власти групповые интересы, которые не всегда могут и хотят отстаивать политические партии (как посредники между государством и общественными движениями), в лоббизме немало и негативного содержания. Во-первых, он поощряет эгоистическое поведение групп давления, которые могут прибегать к противоправным методам воздействия на власть. Во-вторых, среди этих групп интересов не существует равенства возможностей (т. е. лоббистская мощь бизнеса заведомо выше, чем лоббистский потенциал, например, профсоюзов). В-третьих, стимулируемая лоббизмом конкуренция групп давления в органах власти усложняет принятие конечного управленческого решения.

40. СООТНОШЕНИЕ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА.

Данная проблема традиционно является остро дискуссионной. Существует соблазн, отстаивая непререкаемую ценность прав и свобод человека, объявить право единственным приоритетным фактором в общественном развитии. Но это была бы идеалистическах позиция, идущая от сердца, а не от разума. Наоборот, для вульгарного материалиста было бы логичным отстаивать во всех случаях решающее значение экономики для сферы го-сударства и права, однако, эта позиция не учитывает всей сложности взаимоотношений в государстве и социуме, их конкретно-историческую ди-намику.

Еще на заре цивилизации, когда человек был особенно слаб перед лицом природной стихии, природно-экономический фактор доказал свое первостепенное значение. Вспомним, что процесс государстнообразования непосредственно после неолитической революции VIII-V тыс. до н. э. по причине экономической незрелости социума развертывался замедленно и локально, если не сказать точечно. Лишь позднее, непосредственно после начала нашей эры, или Рождества Христова, он вовлекает не только земледельческие, но и скотоводческие народы, становясь не исключением, а нормой на карте мира. Природно-хозяйственный базис (те, некие объективно существующие условия материальной жизни) оказывает влияние на все сферы жизни - не только на государство и его политические решения, но и на его правовые установления, социальную среду и экономическую деятельность социальных субъектов. В то же время само государство, проводя ту или иную политику порождает определенные правовые установлении, влияющие как на социум, так и на хозяйствующих субъектов.

При этом наблюдается и обратное, хотя и более слабое по силе, воздействие экономической деятельности, социальной среды и правовых установлений.

 Таким образом, центральным звеном всей системы является государство, проводящее определенную государственную политику. Право в этой ситуации подчиняется государству, хотя и испытывает влияние других сил - социума и производителей материальных благ. В этой схеме люди -производители - отделены от базисных условий производства, поскольку мы понимаем, что в подавляющем числе случае даже при гигантском прогрессе современной цивилизации человек не в силах кардинально и бесповоротно изменить Мироздание.

41. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СМЕНЫ ЦИКЛОВ ЭТАТИЗАЦИИ И ДЕЭТАТИЗАЦИИ.

Осуществление государственной политики, т. е. реализация государством его основных функций, представляет интерес не только для политологии, но и для теории государства и права. Ведь именно от целей и задач государственной политики непосредственно зависит функционирование механизма государства.

Для нас особый интерес государственная политика представляет со времен абсолютизма, когда происходит качественное укрепление механизма государства по сравнению с предшествующей эпохой. Основой такого укреплении становится союз ведущих сил общества - дворянства и третьего сословия под эгидой трона. Государство берет курс на меркантилизм -политику сохранения в государстве или привлечения в него драгоценных металлов, что достигалось в том числе и путем ограничения импорта и поощрения экспорта готовых изделий. В некоторых ситуациях государство идет на утверждение собственных или покровительствуемых мануфактур в стратегических отраслях хозяйства. В целом армия в период абсолютизма возрастает по своей численности, а война превращается в постоянный инструмент внешней политики. Последняя интернационализируется, складывается система военно-политических союзов, а войны приобретают многосторонний, блоковый характер.

В период просвещенного абсолютизма во второй половине XVI1I в. государственная опека над подданными усиливается по причине проведения реформ со стороны монархов-реформаторов. Однако в первой половине ХiХ в. укрепившаяся благодаря промышленному перевороту буржуазии требует государственного дерегулирования, исповедуя идеал классического либерализма и государства с пассивной функцией " ночного сторожа» (т е. занимающегося только охраной частной собственности). Популярной становится политика свободной торговли - она ускоряет распространение технических новшеств и расширяет тесные рамки внутринациональных рынков.

Индустриализация последней трети XIX е. означает триумф крупного машинного производства в большинстве отраслей экономики, порождая потребительский спрос и увеличение управленческой активности. Страны, которые позже встают на путь индустриального развития, озабочены привлечением капитала и активно вмешиваются в этот процесс.

Что же касается наиболее развитых стран, то им в конце XIX в. приходится выполнять и функции негативного (сдерживающего) государственного регулирования, предохраняя общество от эксцессов частного предпринимательства. Однако отказ от классического либерализма происходит не без борьбы. Первоначально мощным стимулом для этого выступала Первая мировая война, когда был разработан механизм чрезвычайного государственного вмешательства для стимулирования военного производства, распре-деления сырья, нормирования продовольствия и зарплаты.

Пocлe Второй мировой войны государственную политику по характеру воздействия на граждан и институты социума можно разделить на активную (патернапистскую) и сдержанную (либеральную). Налицо известное чередование этих видов воздействия во времени. На самом деле возвращения к государству с функцией «ночного сторожа» не происходит. Более того, наблюдается взаимодействие между частными и государственно-хозяйственными подразделениями. Одновременно активность государства становится более избирательной, адресной, дозированной. «Растет набор государственных объектов, обеспечивающих инфраструктуру общества, радио и телевидение, связь, транспорт и др. Переходит в собственность государства и ряд хозяйственных объектов — производственные и строительные предприятия, космические объекты, атомная энергетика, спутни-ковая связь и др. Их создание и нормальная эксплуатация из-за необхо-димости огромных капитальных вложений не могут быть осуществлены без государства.

 По сферам воздействия в деятельности государства выделяется экономическая, социальная, правовая, культурная, образовательная, научная, военная, религиозная политика. « Экономическое регулирование с общими целями направлено на принятие антимонопольных мер, предотвращение концентрации экономической мощи в одних руках, недопущение недобросовестных торговых операций и т. д. Экономическое регулирование с частными целями направлено на решение таких относительно определен-ных задач, как поддержка приоритетных отраслей экономики, участие в нерентабельном производстве, поддержка мелкого бизнеса, защита сельскохозяйственного производства, рыболовства, развитие новых технологий и тд"

« Социальное регулирование преследует цель страховании жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предотвращения нарушений общественного порядка, оптимизации рекламы как показателя соответствия стандарту качества продуктов (защита потребителя), усиления безопасности производства, стабилизации занятости и развития системы переобучения рабочих кадров, содействия благосостоянию населения И ТД. »

Каждое из государств в силу своего геополитического и хозяйственного положения в мире, расстановки социально-политических сил, традиций государственного управления, господствующей идеологии и социально-психологических особенностей населения по своему осуществляет государственную политику.

И патерналисты, и их противники при ухудшении экономической конъюнктуры проявляют тенденцию соглашаться с расширенным государственным вмешательством, а пресса обращает внимание на различные проявления государственного капитализма и меры государственной активности, идет ли речь о налогах на роскошь, выкупе проблемных активов или иной помощи в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

42. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ИДЕАЛ И РЕАЛЬНОСТЬ

«Гражданское общество» является категорией, в осмыслении которой так и не появилось необходимой теоретической ясности, понятие гражданского общества до сих пор однозначно не определено». Мыслители прошлого и современные специалисты, социологи, политологи, философы, историки, юристы рассматривали различные аспекты, но к однознач-ному итогу так и не пришли.

Представление о гражданском обществе складывалось постепенно. Первоначально под ним понималось некое идеальное состояние самоуправляющегося человеческого коллектива. Именно эта идея выдвигaлась Аристотелем и другими античными мыслителями. В эпоху античности, когда в небольших городах-государствах впервые получают развитие выборные начала, возникают элементарные представления о гражданском обществе, которое призвано слиться с политическим сообществом. В ре-альной же жизни можно говорить не более чем об огосударствлении гражданской самоорганизации.

 Было бы ошибочным сводить гражданское общество только к функционированию общественных организаций. Равным образом неверным является уподобление гражданского общества выборным органам управления. Наибольших успехов последние достигли в условиях Афинской демократии, но даже после реформ Солона и Клисфена в VI в. до н. э. «реальную политическую власть сохраняла консервативно-олигархическая прослойка в союзе с вождями демократии". Главным деформирующим фактором, не позволяющим ни формально, ни фактически назвать афинское общество гражданским, являлось рабство.

 Тем более трудно найти какие-либо элементы гражданского общества в средневековом, разделенном на сословия социуме. В небольших итальянских городах-республиках в XIII-XV вв. имела место некая общественная самоорганизация в виде нескольких выборных органов власти, но по степени народного участия она сильно уступала древнегреческим образцам рабовладельческой демократии. В остальной, подавляющей части Европы не было даже и этого. Жизнью всецело управляла католическая церковь и светские правители.

Таким образом, в доиндустриальную эпоху сложились лишь некие первичные элементы, известные контуры гражданской самоорганизации, но никак не гражданское.

Великие революции конца ХIII в. - Американская и Французская - запустили механизм обновления государства и политизации социума, повысили градус гражданской активности. В то же время Великобритания демонстрирует иной, эволюционный, тип модернизации, не связанный непосредственно с революциями. Здесь преобладающее значение имеют экономические факторы.

Становление гражданского общества, как и сама модернизация (а они соотносятся между собой как часть и целое), - это длительный и многоэтапный процесс. Ему предшествуют возрождение гражданской самоорганизации и активизация политической жизни в конце XVI! I в. (уже на более высоком уровне развития).

 В первом случае речь идет о создании неких общественных структур, претендующих на власть, т. е. являющихся конкурентами традиционного монархического государства.

Во втором случае имеется в виду пробуждение интереса к политике в широких слоях общества, поскольку в условиях авторитаризма и отсутствия выборных начал возможностей для политического самовыражения просто не существовало. Заметим, что в одних случаях гражданская самоорганизация предшествует активизации политический жизни (в английских коло-ниях в Северной Америке вначале появились революционные органы -Клубы Сыны свободы и Комитеты связи, а затем уже стали выдвигаться устойчивые политические требования), в других наоборот (в канун Вели-кой Французской революции проходили объявленные королем выборы в Генеральные Штаты, которые вызвали необычайный интерес, а револю-ционные организации в виде Клуба фельянов и Якобинского клуба воз-никли позже, уже в ходе революции). Но так или иначе разовых общественно-политических акций или неустойчивого политического интереса явно недостаточно, чтобы гражданская организация оказалась глубоко интегрированной в политическую систему.

К более высокому уровню общественно-политической организации (находящейся, кстати, в турбулентном, т. е. текучем, изменчивом, состоянии) ведет сочетание объективных и субъективных факторов. Социально-экономические изменения - продукт мануфактурного, более коммерциализированного, чем предшествующее цеховое ремесло, и естественного ослабления абсолютизма, не справляющегося с проведением реформ, -подкрепляют стремление людей к экономической и политической самостоятельности. Но повышенная общественно-политическая активность-это еще не гражданское общество, которое является целиком и полностью продуктом модернизационных процессов.

43. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СВЯЗИ С МОДЕРНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Осовремениванию общества, судя по всему, предшествовали разрозненные модернизационные импульсы. В течение XVI—XVIII вв., т. е. на исходе средневековья, они затронули различные сферы жизни.

Великие географические открытия конца ХV—XVI в. повлекли за собой не только расширение представлений европейцев об окружающем мире и первые захваты территорий за пределами Европы, но и массовый ввоз драгоценных металлов. Начало Реформации в первой трети ХVIв. покончило с духовной монополией католической церкви, привело к появлению трудовой протестантской этики, стимулировавшей предпринимательскую активность, и в конечном итоге — не только к религиозным войнам, но и миграциям населения в связи с религиозными преследованиями. Гуманистическая идеология Возрождения, распространившаяся из Италии в XV1 в. на остальную Европу, внесла свою лепту в постепенную секуляризацию общественного сознания, правда, в большей степени элиты, чем верхов. Успехи естественных наук, связанные с про-движением материалистических представлений в XVII—XVII 1 вв., совпали с накоплением технологических ихноваций, и все это подготавливало коренной технологический переворот по замене ручного труда машинным. Попытки проведения реформ в эпоху просвещенного абсолютизма (вторая половина XVIII в. ) продемонстрировали озабоченность «верхов» ситуацией при их неготовности осовременить общество волевым усилием. Оказалось, что только сочетание объективных и субъективных факторов (в сфере политики и экономики) способно создать критическую массу для общественной трансформации, которой был дан старт на рубеже XVIII—XIX вв. Процесс модернизации носил длительный и сложный характер. Начало осовременивания государственного механизма, предпринятое в ходе революций, под напором обстоятельств или спонтанно, в результате эволюционного развития, способствовало политизации социума и, прежде всего, кристаллизации политических партий и использованию такого средства в полити-ческой борьбе, как печать.

Все это ведет к формированию гражданского общества и складыванию его главной функции — осуществлению общественного контроля за государственной властью. Это в свою очередь имеет стратегические последствия — ускорение правовой модернизации, которая до того проходило замедленно ввиду присущей правовой системе консерватизму и инерционности, а затем — и становление правового государства, уважающего закон и опирающегося на него.

Разумеется, имело место и обратное воздействие растущей гражданской самоорганизации на социально-экономические институты трансформирующегося общества.

Само гражданское общество в результате указанных встречных процессов обретает устойчивость и зрелость. Одной политической активности недостаточно. В конце концов она может меняться в конкретном государстве в силу той или иной конъюнктуры (революции могут чередоваться с контрреволюциями, да и просто спадами политической деятельности). А вот социально-экономическая активность величина более устойчивая, имеющая под собой логику индустриальной трансформации. Где-то после завершения промышленного переворота (середина ХIХ н. ) и при переходе к индустриализации наблюдается расцвет общественных организаций как профессионально-отраслевого, так и духовно-религиозного, культурно-досугового профиля. По сути дела в период промышленного переворота, который затрагивает механизацией ограниченное число отраслей, наблюдается первичная модернизация, во время индустриализации, когда механизация становится всеотраслевой, возникают монополии, массовое производство и средний класс, имеет место вторичная модернизация, т. е. окончательная победа новых отношений.

44. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО-ЗАКОНОМЕРНЫЙ ИТОГ МОДЕРНИЗАЦИИ

Образование правового государства связано с окончательной победой модернизации. Только осуществив реформы в сфере государственного управления и права, только добившись активного участия граждан в политической и общественной жизни, старое государство переходит в некое качественно новое состояние. Но представление об этом новом качественном, идеальном состоянии формировалось постепенно, задолго до упомя-нутых событий.

 В трудах Платона, Аристотеля, Цицерона, Полибия содержалась идея правления закона, которая была развита в XVII-XVI I1 вв. представителями естественно-правовой теории. Особую роль здесь сыграл Д. Локк, который «определил понятие правового закона, его цели - сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупагребленип властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от " непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека" ». Ш. -Л. Монтескье в середине XVIII в., усовершенствовав теорию разделения властей, видел именно в рассредоточении власти в различных руках залог их взаимного сдерживания и обеспечения подлинной свободы.

Великая Французская и Американская революции конца ХVIII в. дали первый конкретный опыт создания конституций и провозглашения правового государства. Если в молодой Американской республике декларации, провозглашенные в ее конституционном документе, уже на рубеже XVI II-ХIХ вв. практически не расходились с реальной жизнью и правовое государство и своих главных очертаниях сформироватюсь, то в Европе до этого было весьма далеко. Здесь в большей мере шла теоретическая разработка этого понятия, и она была связана с именами И. Канта, Р Моля, А. Мюллера, К. Т Вельксера, Й. К. фон Арентина.

Череда буржуазно-демократических революций 1848-1849 гг. не смогла насильственно установить правовое государство, но она способствовала продвижению к конституционным свободам во многих странах и отказу от наиболее одиозных проявлений неправовых действий со стороны государства. Это касалось и постепенного выравнивания прав мужчин и женщин в гражданской и семейной жизни, отмены запретов на деятельность профсоюзов, ограничения полицейского и иного произвола, укрепления свободы печати и тд. В России движение к правовому государству началось в ходе революции 1905-1907 гг. Именно тогда на официальном уровне в Основных государственных законах, утвержденных Указом Николая 11 от 23 апреля 1906 г, устанавливалось:

1) «Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке»;

2) «Сила законов равно обязательна для всех без изъятия российских подданных и для иностранцев, в Российском государстве пребывающих... ».

Разумеется, «правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом «чистого» законодательства. Процесс становления правовой государственности занимает длительное время, и в ходе этого процесса необходимо не только создание совершенной законодательной системы, но и осуществление преобразований в социально-экономической и политической системе, повышение уровня правовой культуры населения страны»

45. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 Существуют ли гражданское общество и правовое государство в совре-менной России? На данный вопрос следует, безусловно, ответить утвердительно, но в деталях кроется немало проблем. Авторы исследования, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета - Высшей школы экономики, отмечают, чти около 8% россиян декларируют свое членство или участие в деятельности общественных объединений, вовлеченность в добровольчество или филантропию. Для российских общественных оргнизаций характерна относительная институциональная устойчивость

Специалисты считают, что каркас гражданского общества составляют разнообразные некоммерческие организации:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.