Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Типы государствапризваны раскрыть их социальную сущность, что до недавнего времени было возможно в рамках двух подходов - формационного и цивилизационного. 1 страница



 

1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Вопрос следует начать рассматривать с анализа системы юридических наук (схема 1. 1).

 Разумеется, теория государства и права является стержнем юридических знаний, в то время как дисциплины историка-правового цикла (история государства и права зарубежных стран, отечественная история государства и права, история политических и правовых учений) углубляют наше представление о динамике развития государственно-правовой жизни. В конкретных отраслях права сформулированы правовые нормы, и они составляют так называемое практическое право. Специальные межотраслевые науки изучают однородные общественные отношения, общие для различных отраслей права (например, это криминология, прокурорский надзор, пра-воохранительные органы и тд. ). Прикладные (вспомогательные) науки (судебная психиатрия, судебная медицина, юридическая психология, правовая статистика, криминалистика и тд. ) не имеют непосредственного юридического значения и при этом требуют специальных познаний вне юридических областях для разрешения важных юридических ситуаций. Особняком от отраслей права стоят также науки, изучающие зарубежное право (конституционное право зарубежных стран, римское право), и науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное част-ное право). Существенно укрепляют теоретический фундамент системы юридических наук и саму теорию государства и права дисциплины, отпочковавшиеся от последней, - философия права и сравнительное правоведение. Роль сравнительного правоведения особенно важна в условиях глобализи-рутощегосн общества и попыток правовой унификации.

Предметом теории государства и права выступают:

 • общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

• система основных понятий юриспруденции, которые использует как теория государства и права, так и другие юридические дисциплины.

2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Структурно в самом общем виде теория государства и права распадается на теорию государства и теорию права. Причем не следует преувеличивать значимость одного из разделов за счет другого, поскольку право не может существовать без государства, и наоборот. В некоторых учебниках предлагается по сути дела трехчастное деление (например: происхождение государства и права; теория государства; теория права). Но с точки зрения логики можно отметить, что дисциплина имеет четырехчастное построение: происхождение государства и права; теория государства; теория права; функционирование правовой системы в связи с деятельностью государства.

  Функции теории государства и права -основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней задач. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования обтцественной жизни.

Обычно вьделяют онтологическуто, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции.

1. С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытии) теория государства и права познает существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы: что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т. п.

 2. Гносеологическая функция (гносеология - теория познания) теории государства и права состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых поннтий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

3. С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахожде-ния истины) теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.

4. Прогностическая функция теории государства и права проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.

5. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет и методологическую функцию, т. е. создает систему понятии и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом.

6. Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.

7. Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

Все названные функции теории государства и права взаимосвязаны и могут дать позитивный результат, лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе.

Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь в том числе на данные других юридических и неюридических наук.

3. СИСТЕМА МЕТОДОВ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод науки -совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания.

1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.

- метафизика (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями)

- диалектика (материалистическую и идеалистическую; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм).

Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм - с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика -с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением об-щества на антагонистические классы).

2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов.

- Анализ - это условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.

- Синтез - предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

- Системный подход- раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отно-шения, правонарушения, правопорядок и т. п.

- Функциональный подход - выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых сти-мулов и ограничений и т. д.

- Метод социального эксперимента - связан с проверкой того или иного проекта решения в целях предотвращения ущерба от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в девяти регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципалы тых образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т. д.

3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук.

- Конкретно-социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.

- Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органом и т. д.

- Кибернетический метод —это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законом и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

 Среди частнонаучных следует выделить два метода, являющихся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.

- Формально-юридический метод - позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать правовые предписания и т. п.

- Сравнительно-правовой метод нацелен на сопоставление различных правовых систем, либо их отдельных элементов — законов, юридических учреждений, правовой идеологии, правосознания и тд. — в целях выявления их общих и особенных свойств.

 - Теория модернизации(частнонаучный метод)- концепция, допускающая плюрализм мнений и одновременно стремящаяся выявить закономерности общественного развития в современных условиях. Ведущая ее идеологема — деление истории человеческой цивилизации на традиционное и современное общества.

4. СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Научные дисциплины можно подразделить на три большие группы:

 • технические (например, механика);

• естественные (например, физиология);

 • гуманитарные.

 Указанные науки оказывают взаимное воздействие друг на друга.

 Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и тп.

 Юридические науки относятся к гуманитарным наукам, и теория государства и права, как уже было показано, занимает в этой системе центральное положение. Ее междисциплинарные связи проявляются следу-ющим образом.

Особенно тесно теория государства и права взаимодействует с политологией, рассматривая государственно-правовые явления в кон-тексте политической среды. Например, анализируя государство как состав-ную часть политической системы наряду с другими ее элементами — партиями, движениями и иными общественными объединениями, можно гораздо полнее и глубже познать сущность этого государства, его место и роль в политической организации данного общества.

История и история государства и права (как общепрофессионanьная юридическая дисциплина) предоставляют обширную информацию о прошлом, на основе которой возможно сделать выводы о тенденциях и механизме развития государственной и правовой жизни.

Философия представляет исключительную ценность для теории госу-дарства и права, которая заимствует ее методы (метафизику и диалектику), а также категории (сущность, содержание и форму, возможность и необ-ходимость, цель и средство и тд. ).

Экономическая наука особенно многопланова и разветвлена (макроэкономика, микроэкономика, международные экономические отношения, отраслевая экономика, маркетинг и т. д. ) Связи между экономикой, государством и правом чрезвычайно сложны и требуют дополнительной научной проработки. Введена«Конституционная экономика». Вопросы экономического содержания конституций, разделения властей требуют теоретического обоснования.

 Социология в чем-то сродни истории и истории государства и права по своей информативности для теории государства и права. Социология права исследует состояние общественного мнения по поводу права. Это направление особенно актуально в условиях демократизации и усиления политической турбулентности.

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (кормы права, правоотношения, субъект права, пра-вонарушение, юридическую ответственность). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, призвана обобщать «отраслевую» научную информацию.

Взаимодействие же теории государства и права с прикладными наукамиявляется опосредованным и осуществляется через отраслевые науки о государстве и праве. Таким образом, особенность теории государства и права как науки состоит в том, что она является:

гуманитарной, предмет которой составляют общественные явлении - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);

политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гумани-тарных наук);

 • теоретической, изучающей наиболее общие закономерности госу-дарства и права (этим она отличается от других юридических наук).

5. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теологическая теория провозглашает, что государство является творением Бога. Наиболее последоватлеьно этот тезис в ХIIIв развивал Фома Аквинский, провозгласивший приоритет власти церкви над светскими правителями.

Плюсы теории:

1) Государство появляется с монорелигией;

2) Теория позволяет установить в обществе порядок;

3) Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические;

Минус - является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.

6. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ И ПАТРИМОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Патримониальная теория связывает рождение государства с утверждением поземельной собственности. По мнению основоположника этой теории швейцарца К. Л. фон Галлера, по мере концентрации власти в руках вождей им передается и распоряжение землей, а затем «именно из права владения землей класть автоматически распространяется и на прожива-ющих на ней людей... Представление о принадлежности всей земли кор-лю или князю долгое время держится н Германии, Франции, Англии и России. Государь в свою очередь передает, дарует, жалует землю своим подвластным». Однако эта логичная интерпретация, оправдывающая мо-нархическую власть и феодальный строй, не может претендовать на всеобщее применение. Она забывает, в частности, о многочисленных фактах военного завоевания земель. То есть фактическое создание государственного механизма (о котором умалчивает теория) предшествует его правовому оформлению.

 Контуры патриархальной теории первоначально прочертили мыслите-ли древности Конфуций и Аристотель, по в полной мере она сформиро-валась в XVII-Х1Х вв. усилиями английского мыслители Р Фильмера и русского юриста И. В. Михайловского. Согласно этой теории государство возникло в результате разрастания семей, объединения их в родовые организации и племена.

Плюсы теории:

1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;

2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;

3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;

4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.

Минусы:

1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;

2) Не объясняет, что если государство - единая семья, то почему происходит война?

3) Не объясняет жесткость законов.

7. ДОГОВОРНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Договорная теория считает государство продуктом общественного договора для ликвидации разрушительных споров между индивидами, которые во имя общественного блага отказываются от части своих прав. Именно об опасной «войне против всех» в догосударственном состоянии писал английский мыслитель Т Гоббс в первой половине XVII в. В отличие от Т Гоббса, младший современник Английской ре-волюции середины XVII и. Дж. Локк более оптимистично оценивал догосударственное состояние как состояние полной свободы и равенства, а создание государств связывал с удобством «совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находись в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общества». Для французского просветителя Ж. -Ж. Руссо во второй половине XVIII в. государству предшествовала «прекрасная дикость". Человека испортила частная собственность и созданное для ее защиты государство. Богатые побудили бедных заключить общественный договор и санкционировать учреждение вы сгцей власти, законов и судей.

 Договорные теории в их различных вариантах отличались известным демократизмом и стали существенным шагом вперед в развитии концепции государства как творения рук человеческих, но они же, отвергая изначально коллективистскую природу первобытного человека, умозрительно и антиисторически трактовали создание государства как единовременный, волевой акт, не связанный с объективными условиями окружающей среды.

Плюсы теории:

1) Авторы отметили особенности человека (страх, инстинкт, самосохранение);

2) Носит демократический характер;

3) Опровергает существование религиозного начала в сущности государства;

4) Опирается на общественную практику;

Минусы:

1) Согласно теории человек не подчиняется ни кому и никого не подчиняет себе;

2) Чтобы сознательно создать государство, нужно о нем иметь хоть какое-то представление;

3) Договор – это воля людей, значит он может быть расторгнут;

4) Договор не обладает юридической силой, т. к появился раньше государства.

8. ОРГАНИЧЕСКАЯ И ДИФФУЗИОННАЯ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Органическая теория уподобляет общество организму с возрастающим по сложности строения числом функций. Это один из наиболее декларативных подходов, выдвинутых в конце XIX в. английским ученым-самоучкой Г Спенсером, вульгарно трактовавшим теорию Ч. Дарвина о происхождении человека и подошедшим с биологическими мерками к социальному развитию.

Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом биосоциальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.

Диффузионная теория (ее родоначальник - Ф. Гребнер ) связывает возникновение государства с процессом распространения управленческих навыков и государственнических начал от одного народа к другому. Действительно, в истории цивилизации известно множество случаев распространения технических и культурных достижений из одного или нескольких очагов на другие страны, контингенты, даже в масштабах планеты. Но возникает вопрос: а где и по каким причинам возникло первоначально государство на земном шаре, чтобы затем быть клонированным?

Плюсы -автор уловил проесс, сущетсвующий объективно: народы проходят исторический опыт в разное время; обмен опытом между народами действительно существует(колонизация). Минусы - непонятно как появились государства впервые, когда не у кого было перенять опыт.

9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Психологическая теория (Г Тард, Л. Петражицкий ) апеллирует к разным типам психики индивидов, одни из которых готовы подчиняться, а другие готовы управлять. Возможно, подобная психическая дифференциация и существует, но явно, что только этого обстоятельства для образования государства недостаточно.

Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т. д.

10. ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Ирригационная теория (ее автор - видный археолог К. Витфогель ) объясняет возникновение государства необходимостью создания специального аппарата для поддержания ирригационных сооружений в древних земледельческих цивилизациях. Подобная интерпретация выглядит весьма правдоподобно, но дело в том, что классических ирригационных цивилизаций было немного, т. е. эта теория могла бы иметь только локальное применение.

Плюсы -основана на исторических фактах. Минусы - локальный характер; для начала строительства нужны не только материальные средства, но и те самые организаторы, иначе может ничего и не получиться, поэтому возникает вопрос - может государство было до начала ирригационных работ?

11. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ

Теория насилия полагает, что государство образовалось в процессе завоевания одних племен и народов другими. Эту точку зрения на рубеже ХIХ-ХХ вн. развивали Л. Гумплович и К. Каутский. На варианте внутреннего насилия, т. е. грубого подчинения одной части общества другой, настаивал Е. Дюринг. Положительным моментом данного подхода является то, что действительно в ряде случаев мы можем в мировой истории обна-ружить факты образования государства в результате внешнего вторжения (например, проникновение ариев на Индостанский полуостров в середине II тыс. до н. э. ). Однако эти факты являются редкими, исключительными. У нас нет ни фактических, ни методологических оснований говорить о том, что государство не явилось продуктом внутреннего развития и образовалось случайно.

12. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Экономическая теория отдает предпочтение экономическим факторам в своеобразном идеологическом обрамлении. По мнению французского социалиста-утописта А. Сен-Симона, общество развивается по восходящей линии, а возникновению государства предшествует присвоение человеком продуктов природы. Далее прогресс в средствах производства приводит к теологической стадии во времена античности и феодализма и метафизической стадии в период буржуазного миропорядка.

 При этом сменяется и господствующий слой в обществе: на место вождей и старейшин приходят священники и феодалы, а затем - юристы и метафизики. Иными словами, автор формально безоговорочно связывает тот или иной тип хозяйства с определенным профессиональным слоем. Но реально он ставит все с ног на голову, утверждая, что " каждый крупный переворот в экономической и политической жизни общества являлся лишь следствием переворота в философских воззрениях"

Наряду с эконом. факторами, оказали свое воздейтсвие идеологичские, психологические, политические факторы.

Марксистская теория (ее создатели - К. Маркс и Ф. Энгельс ) конкретизирует влияние экономических факторов, формулируя учение об общественных формациях, каждой из которых соответствует своя государственно-политическая надстройка. Эта теория выглядит логично, но ей не все-гда хватает должной конкретности, поскольку множество цивилизаций и типов хозяйства трудно причислить к ограниченному числу общественно-экономических формаций.

Плюсы теории:

1) Материальные условия общества играют в нем очень большую роль;

2) Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства;

3) При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку;

4) Раскрываются признаки государства.

Минусы:

1) На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы;

2) Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов;

3) Происхождение государства в мире идет не по одной схеме.

13. ИНЦЕСТНАЯ И СПОРТИВНАЯ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 Инцестная теория (ее автор - французский этнограф и социолог К. Леви-Строс ) ограничивает возникновение государства необходимостью создания специального аппарата у племен и народов для предотвращения кровосмесительных браков. Однако вряд ли введение запрета на кровосмесительное родство было у древних людей сознательным, а значит, оно не могло требовать учреждение специального репрессивного органа.

Спортивная теория (ее автор - испанец Х. Ортега-и-Гассет) интерпретирует появление государства благодаря возникновению группы лиц в племени, ответственных за военное воспитание и спортивные состязания. «В основе теории лежат факты из истории древнегреческих государств-полисов. Однако Греция быта не единственным местом на земном шаре, где возникла государственность. Кроме того, Олимпийские игры в Древней Греции так и не примели к появлению единого государства.

14. ТЕОРИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Теория специализации (по Т В. Кашаниной ) предполагает что «возникновение права было направлено на достижение в обществе, дифференцированном не только на уровне коллективов, но и на уровне отдельных личностей, каждый из которых обладает особыми интересами, мира и стабильности». Доправовые средства социального регулирования - обычаи, религия - перестали удовлетворять общество по мере его развития. Поэтому появляется право, оно «направлено прежде всего на защиту индивидуальных, а не коллективных интересов, которые ставились во главу угла общиной или церковью». Оно является универсальным, имеет точную формальную определенность, его сопровождает государственное принуждение.

15. ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ И РЕГУЛЯТИВНАЯ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Примирительная теория, популярная на Западе (Г Берман, Э. Аннерс и др. ), утверждает, что право стало инструментом примирения между родами, поскольку аналогичную функцию внутри рода исполнял его наиболее уважаемый представитель. «Именно из договоров о примирении, заключаемых первоначально с помощью народного собрания, затем совета старейшин возникло, как считают приверженцы этой теории, примирительное право». Однако при том, что это примирительное право было действительно необходимым для устранения такого негативного явления, как кровная месть, данная теория не упоминает о других сферах и случаях правового регулирования, актуальных для ранних государств.

Более адекватной является регулятивная теория, учитывающая менее комфортные жизненные условия евроазиатских и азиатских пространств. Она исходит из того, что на первом этапе развитии человечества лишь небольшой круг вопросов подлежал упорядочению (например, распределение территории, запрет инцестов, ограничения на охоту, запрет на убийство, колдовство и тд. ). Затем по мере развития хозяйства в поле зрения попадало и регулирование некоторых вопросов производства, а впоследствии и торговли. Следует отметить, что при всем своем максимaлизме, акцентирующем внимание на постоянном расширении сферы применения права, эта теория «согласуется не только с историческими фактами, но и со всем ходом исторического развития». Другой вопрос, что необходимо более тщательно соотнести формирование права с формированием государства, принять во внимание специфику различных регионом земного шара.

16. ЮСНАТУРАЛИЗМ

Теория естественного права (юснатурализм) приравнивает право к естественным правам человека, данным ему природой. При этом вопрос о происхождении права как бы снимается совсем, раз уж естественные права принадлежат человеку с рождения. Таким образом, вневременные представления о правах ничего общего с наукой не имеют и никак не соотносятся ни с логикой, ни с историческими данными.

17. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Историческая теория родилась в недрах германской исторической школы права (Г Гуго, Ф. К. Савиньи, ГФ. Пухта) и интерпретирует право как продукт народного духа, имеющего четкие культурно-территориальные очертания. Немецкие правоведы справедливо подвергали критике теорию естественного права за умозрительность и подчеркивали вторичность законодательства по отношению к «народному праву». Как подчеркивал Ф. К. Савихьи, «всякое право возникает путем обычая, т. е. вы текает из нравов и из народных верований, а потом из науки права, следовательно всегда из внутренних, незаметно действующих сил, а не из произвола законодателя»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.