Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Типы государствапризваны раскрыть их социальную сущность, что до недавнего времени было возможно в рамках двух подходов - формационного и цивилизационного. 3 страница



регионалистское государство основано на предоставлении определенной автономии территориально административным единицам (обычно это выражается в существовании регионального представительного органа) при наличии определенного контроля со стороны центральной власти;

конфедеративное государство - это союз государств, создаваемых ради определенных тактических или стратегических целей при сохраняющемся суверенитете членов данного союза и в минимальном развитии органов центральной власти.

 Высшей формой территориальной организации является империя. По мнению С. Н. Бабурина, признаками империи являются не только значительные размеры территории, но и включение многих народов, наличие единого вероисповедания или сильной светской идеологии (ведущей к торжеству нравственного идеала), централизованная система органов высшей государственной власти, сохранение полиэтнического состава и культурного разнообразия при развитии общества. Империями себя называли Древнеримское государство, Византия, Франкское государство, Священная Римская империя, Россия в 1721-1917 гг. и тд.

 Термин «империя» не для всех исследователей имеет позитивную коннотацию - некоторые их них обращают внимание на то, что империи -это продукт насильственного объединения государств, осуществленного путем завоевания либо оказания иного вида давлении (экономического, политического и т. п. ). «В современном мире их нет, поскольку с развитием международного права в отношениях между государствами стал преобладать добровольный, договорной метод объединения". Однако имперское мышление и имперская идеология имеют место быть и в наши дни. Эти имперские амбиции властвования, или оказания влияния но всех точках земного шара, особенно свойственны США. Формально эта страна не является империей, фактически же она стремится быть таковой.

29. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (ПОЛИТИЧЕСКИЕ) РЕЖИМЫ

Государственный (политический) режим - положение личности в государстве, степень соблюдения ее прав.

Политические режимы подразделяются на:

1) демократические:

- либерально-демократические связаны с жестким соблюдением прав и свобод граждан при стремлении ограничить реryлиругошую роль государства (США);

- социально-ориентированные демократические режимы исходят из необходимости широких полномочий государства ради осуществления сильной социальной политики (Скандинавские государства).

2) авторитарные:

- военно-диктаторские режимы -наиболее распространенный вид авторитаризма, связанный с приходом к власти военных и игнорированием конституционных прав граждан;

- каудилистские режимы - специфический вариант авторитаризма, связанный с использованием военной силы крупными помещиками-латифундистами в странах Южной Америки. Создаваемые ими военные отряды (прежде всего, из числа арен-даторов) являлись опорой региональных и общенациональных вождей каудилии;

 - гражданский авторитарный режим подразумевает осуществление авторитарных полномочий со стороны гражданских лидеров и технократов;

 - нацистские, фашистские режимы представляют крайний случай авторитаризма, который сочетается не только с функционированием мощной репрессивной машины, но и с агрессивной внешней политикой и идеологией расового превосходства.

Приведенная классификация не учитывает государственные режимы, характерные для далекого прошлого. Тогда для государств Древнего и Среднего Востока были присущи деспотические режимы с фигурой легитимного монарха, подчиняющего своим капризам жизнь и собственность подданных

30. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И ЕГО СТРУКТУРА

Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.

В юридической науке понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органом, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями. В понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, по-лиция, исправительные учреждения и т. д. ), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет смою деятельность.

 Характерные черты механизма государства:

 • он представляет собой систему, т. е. упорядоченную совокупность государственных органов, связанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, агентства, службы, губернаторы и т. п. ), судебные ор-ганы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорны е органы, вооруженные силы и т. д. Все вместе они составляют единую систему властвования

-целостность его обеспечивается едиными целями и задачами.

основным элементом механизма государства выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

 • он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Структура механизма государства -его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

  Структура механизма государства включает:

1) государственные органы, которые находится в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями;

2) государственные организации - такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиция)

 3) государственные учреждения - такие подразделении механизма государства, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитагельно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница)

 4) государственные предприятия - такие подразделения механизма государства, которые осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность;

 5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

 Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравстненные особенности; территориальные размеры страны; уровень экономического развития; соотношение политических сил и пр. ), так и внешние (международная об-становка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т. п. ) факторы.

31. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА И ИХ ВИДЫ

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в связи с этим властными полномочиями.

 Признаки органа государства:

 1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и действует на основе нормативных правовых документом (конституции, законов и подзаконных актов);

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;

5) состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений (отделы, управлении, аппарат, канцелярии и пр. ), скрепленных единством целей, ради достижения которых образован;

6) имеет соответствующую материальную базу (здание, транспорт, ор-ггехнику и пр. ) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

7) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

8) имеет соответствующую компетенцию;

 9) осуществляет свою компетенцию тремя способами:

 • путем принятия нормативных актов (предписаний общего харак-тера);

 • путем принятия правоприменительных актов (предписаний ин-дивидуального характера);

• путем конкретно-организационной деятельности;

 10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т. е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком и суде;

11) действует на определенной территории.

Виды гос. органов:

по порядку образования: органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов РФ), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр. );

по форме реализации государственной деятельности: законодательные ( представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума и т. д. ) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества; исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и под-законных актов; судебные органы (конституционные, обычные, во-енные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности технологической дисциплины;

по принципу разделения властей: законодательные (Федеральное Собрание РФ, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации), исполнительные (Правительство РФ, министерства) и судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ);

 • по иерархии: федеральные (Президент РФ, Генеральная прокурату-ра РФ и т п. ), республиканские (президенты Татарстана, Башкортостана)и местные (Правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области )

 • по характеру подчиненности: органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т. п. ) и органы «двойного » («вертикально-горизонтального») подчинения (полиция, государ-ственные банки и т. д. );

 • по срокам полномочий: постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, полиция, суд), и временные, которые создаются для решения определенных задач (временная администрация в условиях режима чрезвычайного по-ложении);

по способу принятия решений: коллегиальные (Государственная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т. д. ) и единоначальные органы (Президент РФ, министр, губернатор и т. п. );

по правовым формам деятельности: правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Минис-терство образования и науки РФ, Министерство юстиции Пензен-ской области) и правоохранительные (полиция, таможенные органы и т. д. );

 • по характеру компетенции: органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др. ), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, агент-ства, службы и пр. )

32. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

 Такими принципами могут выступать:

 1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

 2) принцип демократизма, который выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

3) принцип разделения властей (ка законодательную, исполнительную и судебную), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

 4) принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и под-законных актов;

5) принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

 6) принцип федерализма, который выражает единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

 7) принцип профессионализма гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни

33. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Разделение властей - не только базовый принцип, но и важнейшее условие функционирования механизма современного государства. Правители прошлого традиционно стремились уравновесить различные звенья государственного механизма, правда, это в большей степени было присуще немонархическим формам правления. Однако в новой исторической обстановке кризиса абсолютистских порядков и роста популярности естественно-правовых доктрин идеи необходимости введения разделения властей начинает обсуждаться в трудах Дж. Локка и Ш. -Л. Монтескье (конец XV1I - середи-на XVIII вв. ). Идеолог английской Славной революции 1688-1689 гг. обосновывал приоритет законодательной власти следующим образом: «Ведь то, что может создавать законы для других, должно быть выше их... ». По своей природе эта власть доверительная - она создана народом и покоится на его согласии. Эта власть, в отличие от исполнительной, не должна действовать непрерывно. Блестящий представитель французского Просвещения Ш. -Л. Монтескье констатирует уже наличие в обществе не двух, а трех властей, особо подчеркивая значимость судебной власти.  Полагая, что эффективнее всего исполнительную власть будет осуществлять монарх, он считает разумным предоставление законодательной власти народу и аристократии с двухпалатным парламентом. По его мнению, «судебную власть следует поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые по указанному законом способу привлекаются из народа для образовании суда".

Передовые идеи о разделении властей были восприняты во многих странах. В России веяние времени уловил С. Е. Десницкий, который направил Екатерине II «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи». В США концепция разделения властей нашла практическое воплощение. Здесь в ходе работы конституционного конвента 1787 г была выработана тщательная система сдержек и противовесов.

В Европе, где шла острая борьба между монархиями и парламентами, взаимоотношения между ними складывались без должной планомерности, стихийно. В ходе Великой французской революции, после завершения ее конституционно-монархического этапа, законодательная власть становится главной и единственной. Даже в период якобинской диктатуры, когда в силу тех или иных причин были отброшены конституционные нормы, два ключевых органа власти - Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности - формально были не более чем распорядительными структурами законодательной власти. В то же время французское революционное законодательство не допускало и мысли, что су-дебная власть могла иметь самостоятельное значение. Ей категорически запрещалось толковать законы и вообще вмешиваться в дела законодателей.

 С тех пор в Европе, как и в других странах мира, механизм разделения властей усовершенствовался, став более гибким, дифференцированным. Тем не менее определенные различия в его функционировании в конкретных странах сохранились. В России ст. 10 Конституции провозглашает: «Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Установившаяся здесь модель разделения властей с сильными позициями президентской власти отражает исторические традиции и геополитические реалии нашей страны.

34. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБОЕ ЗВЕНО В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА

Важно подчеркнуть: именно судебная власть со второй половины ХХв. укрепляет свои позиции в государственном механизме. Она осуществляет контроль за правовым характером решений исполнительной и законодательной власти. В то же время последние не могут вмешиваться в деятельность судов. Судьи самостоятельны и независимы не только в процессуальном, но и организационно-материальном отношении. Их деятельность носит подзаконный характер: она основывается на материальном законе, регламентируется процедурными правилами, облекается в форму процессуaльных актов; обжалование и пересмотр судебных актов осуществляется в строго установленном порядке.

 Повышение роли судебной власти в последние полвека во многом было связано с широким распространением конституционной юстиции. Она впервые была апробирована в США, где не только Верховный Суд, но и нижестоящие суды в пределах своих полномочий получили право давать заключение о конституционности тех или иных нормативных актов. Впоследствии наряду с американской, деконцентрированной, моделью конституционного правосудия распространяется другая - централизованная модель, присущая странам Европы, когда проверку законов на соответствие Конституции осуществляет единственный, специализированный орган. Таковым, например, в России является Конституционный Суд. Таким образом, конституционная юстиция фактически становится вершиной судебной системы.

Функции судебной власти:

 1) внутренние:

• надзор вышестоящих судов за нижестоящими;

• обобщение судебной практики;

• организационное обеспечение судебной деятельности;

• подбор, воспитание и повышение квалификации кадров;

• судебное управление и внутренний контроль.

2) внешние:

• правозащитные;

• правосудие;

• судебный контроль;

правоприменительные;

• восстановительные;

• компенсационные

• воспитательные;

• превентивные;

• правотворческие (нормообразуюшие);

• информационные;

 • функции толкования права;

 • законодательная инициатива.

Наряду с укреплением судебных органов в последние десятилетия наметились попытки активного использования досудебного решения споров. Еще в древности и странах с наиболее развитой торговлей (Финикия, Навилон) получает развитие процедура посредничества. В современном мире посредничество (медиация) становится популярным первоначально в странах англо-американской правовой семьи. В США власти предусматривают арбитраж для решения трудовых споров. С конца 1960-х гг. появляются локальные негосударственные организации, нацеленные на решение конфликтов в семьях, между соседями, малообеспеченными лицами, а в 1990 г принимается закон о реформировании гражданского судопроизводства, согласно которому на федеральные суды возложена обязанность содействовать применению альтернативных форм разрешения споров.

35. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА

Предшественником Конституционного Суда в России явился Комитет консти-туционного надзора СССР, созданный 28 апреля 1990 г. Этот орган имел весьма ограниченные полномочия, проверяя конституционность актов Генерального про-курора, Главного государственного арбитра и некоторых других должностныхлиц. Иное дело образованный в 1991 r. Конституционный Суд РСФСР, собравшийся на свое первое заседание 30 октября 1991 г. В своем первом составе из 15 человек он действовал до 5 октября 1993 г. Он имел право проверять конституционность не только правовых актов, но и официальных действий органов государства и должностных лиц, а также инициировать рассмотрение дел по своей инициативе.

 В результате конституционно политического кризиса осени 1993 г., в котором Конституционный Суд оказался на стороне Верховного Совета против Президента РФ Б. Н. Ельцина, деятельность органа конституционного правосудия была приостановлена. Суд возобновил свою деятельность в частично измененном составе (он был увеличен до 19 человек) в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. Он стал назначаться одной из палат парламента — Советом Федерации. Были созданы две палаты — из 9 и 10 человек. Суд теперь не вправе рассматривать конституционность правовых актов по собственной инициативе, не имеет полномочий оценивать конституционность действий высших должностны лиц. В то же время он получил право по запросам соответствующих органов, должностных лиц давать абстрактные (не связанные с конкрет-ным делом) толкования Конституции РФ. По жалобам граждан о нарушении их конституционных прав в конкретном судебном деле он проверяет конституционность примененного закона.

 В дальнейшем корректировались некоторые положения о Конституционном Суде: в частности, изменились срок полномочий судей и их предельный возраст на этой должности, по сути упразднены палаты и Суд принимает решения на открытых пленарных заседаниях всего состава. За прошедшие годы сформировались правовые позиции — общее представление большинства судей, сложившееся у каждого из них индивидуально, но приобретшее при совпадении взглядов коллегиальный характер. Вместе стен создан прецедент, что сформированная правовая позиция может и не оставаться неизменной.

36. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ФУНКЦИИ. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕСТО ГОСУДАРСТВА В НЕЙ.

Политическая система — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

  Компоненты политической системы:

-Структуры политической системы общества

-Политическая организация общества (государство, политические партии, движения, группы давления и т. д. )

-Политическое сознание(политическая психология и идеология

-Политические отношения

-Политическая практика

 Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в следующих ее функциях:

1) обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества;

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения;

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач;

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества;

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;

 7) политическая социализация;

8) легитимация политической власти.

Политическая система не может оставаться статичной - она периодически требует обновления.

СТРУКТУРА. Юристы, в отличие от политологов первоочередное внимание уделяют институциональным аспектам политической системы, т. е. ее политической организации. При этом следует иметь ввиду, что в функционировании политической системы принимают участие не только политические, но и социальныеинституты. Особые позиции в ней занимают средства массовой информации (СМИ), которые из обычного социального института, нацеленного на тиражирование информации, превратились в мощный социально-политический симбиоз институтов, выполняющий одновременно социальные и политические функции и активно участвующий в политическом процессе.

Ядром политической системы является государство. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму < общеобязательности> . Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

  Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объециняемого в пределах его территориальных гра-ниц по признаку гражданства;

 2) является единственным носителем суверенитета;

3) располагает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управлении обществом;

 4) обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, поли-цией, службой безопасности и т. п. );

 5) имеет, как правило, монополию на правотворчество;

 6) распоряжается специфическим набором материaльнык ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и тд. ).

37. ГОСУДАРСТВО И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Исторически сложилось так, что органы местного самоуправления не всегда и не во всех странах входили в систему государственных органов и напрямую подчинялись центральной власти. Наследники средневековых городских вольностей, купленньх или отвоеванных у феодалов и монархов, в годы буржуазных революций и либерализма ХIХ в. они укрепили свои позиции в решении местных вопросов. Где-то (например, во Франции) они подвергались пристальному наблюдению со стороны центральной власти, а где-то (прежде всего, в странах англо-американской государственно-правовой традиции) испытали эйфорию самостоятельности.

В настоящее время преимущественно выделяют две модели местного самоуправления. В англоязычных странах местные органы более самостоятельны по факту, но формально они считаются частью государственного управления. Их права и обязанности непосредственно обозначены и не могут подвергаться расширительному толкованию. Наоборот, в странах континентального права (во Франции, Латинской Америке, на Ближнем Востоке) местная власть вправе осуществлять такие действия, которые прямо не запрещены законом (т е, фактический объем полномочий выше. В России в настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» они к системе государственных органов уже не относится.

Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения определенной территории, направленная на решение вопросов местного значения в интересах жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, независимости населения от органов государственной власти в решении местных проблем.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.