Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Типы государствапризваны раскрыть их социальную сущность, что до недавнего времени было возможно в рамках двух подходов - формационного и цивилизационного. 2 страница



18. КЛАССОВАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

  Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс) видит в праве инструмент господства собственников над несобственниками, способ классового принуждения. Однако в праве есть и общесоциальное содержание. В поддержании многих элементов правопорядка заинтересованы не только господствующий класс, но и все граждане (например, в борьбе с преступностью не может быть только классового интереса). Учитывая неоднозначность, сложность образования государства в различных точках земного шара, то же самое следует сказать и о становлении права, которое не всегда возможно объяснить одним лишь экономическим фактором.

Плюсы - изменение форм трудовой деятельности повлияли на появление государства. Минусы - повлияли не только эконом. факторы; гоударство обеспечивает не только интересы господствующего класса; государства, возникшие азиатским путем, образовались не за счет узурпирования средств производства, а в результате управления ими, поэтому выводы Маркса и Энгельса локальны.

19. ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА(МУЛЬТИФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ)

1. Экономической предпосылкой возникновения государства стал переход от присваивающего хозяйства к производящей экономике. Этот переход был связан с тремя стадиями общественного разделения труда:

 • дифференциация земледелия и скотоводства - первое общественное разделение труда;

отделение ремесла от других занятий (появляется кузнечество, гончарное и ткацкое производство);

 • появление профессиональных торговцев.

Прочие факторы: • демографический; • климатический; • случайностньтй; • интеллектуальный.

2. Социальные предпосылки:

- стремительный рост индивидуального богатства и имущественной дифференциации;

 - образование классов (резкое неравенство социальных статусов);

- внутриобщинная, межобщинная эксплуатация, а также рабство

3. Неолитичеекая революция как временной, техологический рубеж (VIII-V тыс. до н. э. )

4. Личностные предпосылки:

- интеллектуальный фактор;

 - религиозньпт фактор (тенденция перехода к монотеизму);

- психологический фактор

5. Политические предпосылки были связаны с необходимостью урегулирования споров между соплеменниками.

6. Идеологические (религиозные) предпосылки нашли выражение в тенденции перехода от политеизма к монотеизму, который закрепил основы государства.

7. психологические предпосылки - осознание соплеменниками своих общих интересов, особенно во время вражеских нашествий. Следует подчеркнуть, что первоначально процесс образования государства носил строго локальный характер и был тесно привязан к при-родно-климатическим условиям.

Конкретно первыми государствами стали древние земледельческие цивилизации и бассейне рек Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Хуанхэ в 1V-П тыс. до н. э. Далеко не каждая река в те далекие времена предоставляла оптимальные условия для орошаемого земледелия: значение имели скорость течения, пологость берегов, мягкость и другие условия. Каждая из этих цивилизаций имела свою особенность и динамику развития, но именно в этих цивилизациях был выработан материальный продукт в таких количествах, которые позволяли содержать государственный аппарат и стимулировали развитие социального неравенства в существенных размерах.

20. РЕКОНСТРУКЦИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА В ХОДЕ ГОСУДАРСТВООБРАЗОВАНИЯ

 Происхождение права ни коим образом не может предшествовать происхождению государства. На догосударственном уровне в среде индивидов существовали различные социальные нормы, те. правила поведения, определяющие взаимоотношения между людьми. (ритуалы, обряды, мифы, обычаи). По сути дела они являются зародышами права, но не самим правом. В догосударственном состоянии получают распространение и религиозные нормы, а также моральные нормы, подходящие к явлениям с позиций добра и зла. Наконец, возможно, люди прошлого уже выработали и нормы этикета, те. правила поведения, касающиеся благожелательного общения друг с другом. Сейчас трудно судить, насколько расчлененными в действительности были социальные нормы в догосударственный период. Главное же, что следует подчеркнуть, так это то, что право не могло возникнуть до государства, оно родилось вместе с государством. Долгое время рождавшееся право было примитивным. Его чертами были:

1) преимущественно устный характер;

2) разнообразие (непохожесть) норм, архаичность права соседних социумов;

3) казуистический характер норм;

 4) объективистский характер права, т е. отказ от установления вины и умысла;

 5) необязательность, альтернативность права, т. е. юрисдикция зави-села от согласия сторон, которые могли решить спор силой;

 б) цель - примирение сторон, недопущение взаимного уничтожения родовых групп;

 7) коллективный характер ответственности, а впоследствии поручительство;

8) социальное неравенство;

 9) символичность и церемониальность доказательств (испытание огнем и водой, клятва, поединок, передача эквивалента - виры);

10) слабое развитие специальных юридических учреждений.

21. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти (присущие всякой общности людей отношения господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на принуждение). Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т п. ), она важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

 Государственная власть- особая разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения государственная власть -более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуще-ствляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и тп. Согласно другой точке зрения понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии.

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерные черты государственной власти:

 1) распространяется на все общество;

 2) носит публично-политический характер;

3) опирается на государственное принуждение;

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками И Т п. );

5) вводит систему налогов и т. д.

Легитимность - качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Население легитимную власть воспринимает как правомерную и справедливую. Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность ) власти - несовпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой. (Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, и обеспечивающая их выполнение, легальна. В то же вре-мя она может быть нелегитимной, не приниматься народом. )

  Типы легитимности государственной власти:

 • рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

идеологический, когда класть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

традиционный, когда власть признается оправданной в силу обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядком;

 • харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т. д.

22. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т п. ) в пределах опреде-\ленной территории.

 При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

 1)любое государство есть организации политической власти (формальная сторона);

 2) обстоятельство, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона)

 Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

1) классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса (здесь государство используется как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивление других классов. Отсюда проблема в постоянном " снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план);

 2) общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп (здесь государство уже используется в более широких целях - как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный , и национальный , и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Иначе говоря, сущность государства многоаспектна.

Функции государства - это основные направления деятельности госу-дарства по решению стоящих перед ним задач.

В зависимости от продолжительности действия функции государства делятся на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.

  Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества)

2) экономическую функцию (вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями)

 3) функцию налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором)

4) функцию социальной защиты (обеспечение нормальных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу различных объективных причин не могут полноценно трудиться, - инвалидов, пенсионеров, студентов и др; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и тд)

5) экологическую функцию (с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т. д. );

 6) культурную функцию (государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).

Внешние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимозависимым.

1) функцию обороны страны (поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечении угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов);

 2) функцию поддержания мирового порядка (предотвращение войны, разоружение, сокращение химического и ядерного оружия и др)

3) функцию сотрудничества с другими государствами (установление и развитие эко-номических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств)

23. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА

Типы государствапризваны раскрыть их социальную сущность, что до недавнего времени было возможно в рамках двух подходов - формационного и цивилизационного.

  В формационном подходе главным критерием согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу выступает общественно-экономическая формация, которая включает в себя тип производственных отношений и соответствующую надстройку в виде государства, права и т. д.

Соответственно выделяют пять типов формаций и три типа государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное государства; в первобытнообщинной и коммунистической формациях государство отсутствует. В рабовладельческом госу-дарстве ведущими классами оказываются рабовладельцы и рабы, в феодальном - феодалы и крестьяне, в буржуазном - буржуа и пролетарии.

Подобный подход при всей его внешней логичности страдает излишней абстрактностью и невозможностью охватить многие детали. В частности, возникает проблема так называемого азиатского способа производства в странах Востока, в котором не рабовладельческий уклад, а крестьянская община занимает центральное место. Более того, страны Востока не знали и привычного для Европы феодализма. Своеобразно, вне рамок формационной схемы, развивались и страны Центральной и Южной Америки до их колониального порабощения европейцами. Наконец, не сбылось и пророцестно авторов формационной концепции о ближайшем крахе буржуазного общества. Капитализм перестроился, как и, безусловно, подверглось определенным коррекциям буржуазное государство.

Плюсы:

-продуктивная идея делить государства на основе соц-эконом. факторов, которые существенно влияют на общество

-он показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства

Минусы:

- во многом однолинеен, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда вписывается в начерченные для нее схемы

-недооценка духовных факторов, которые могут существенно влиять на природу того или иного государства

24. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА

Цивилизационный подход в работах А. Тойнби, П. Сорокина, О. Шпенг-лера, М. Вебера оперирует понятием «цивилизация» как замкнутым и локальным состоянием общества, отличающимся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. Многие правоведы приветствуют «перемещение центра внимания в историю общества на мировоззрение человека, его культуру, религиозно-философские установки, систему ценностей, но вместе с тем настораживает нарочитая субъектинизация цивилизационного процесса, аморфность его характеристик.

 Обычно выделяют до двух десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, дальневосточную, иранскую, сирийскую и др.

Вызывает большой вопрос отождествление развития цивилизаций с жизненным циклом организма с выделением в нем стадий роста, надлома и упадка. Нам представляется излишне поверхностной концепция вызовов, на которые, по А. Тойнби, каждая цивилизация ищет ответы. Главный представитель цивилизационного подхода жестко классифицирует эти вызовы на две группы: природной среды и человеческой. К первым относятся стимулирующие воздействия природы (например, сурового климата) и «новой земли» (т. е. открытия новых стран). Вторые включают в себя «стимул внешних ударов», «стимул внешних давлений» и «стимул внутренних ущемлений». По нашему мнению, подобная надуманная классификация обедняет наше представление о чрезвычайно разнообразном процессе развития общества. Но самый главный недостаток цивилизационного подхода -«множестиенность оценочных критериев, используемых различными ав-торами для анализа той или иной цивилизационной формы, обусловлива-ет неопределенность данного подхода, усложняет его применение в науч-но-исследовательском и учебном процессе»

Плюсы:

- определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях

-в связи с расширением диапозона духовных критериев получается более заземленная типология государства

Минусы:

-недооцениваются соц-эконом факторы

-выделяя большое количество идеально-духовных факторов авторы дали типологию не столько государства, сколько общества

25. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Более точно отражают эволюцию государства интегративные модели государственного развития. Они не просто стремятся совместить достоинство формационного и цивилизационного подходов, а конкретизируют типологию государства, прибегав к хозяйственным, природно-климатическим (геополитическим), этническим, религиозным, культурно-управленческим факторам (схема 4. 1).

Ведущими на ранних стадиях развития человеческого общества являются, безусловно, природно-климатические факторы. Известно, что климатические изменения (как, например, произошло это в Китае в I тыс, до из. в связи с установлением более засушливого климата) способны влиять па материальный достаток общества и его хозяйственную специализацию. То же самое следует сказать о ландшафте, флоре, фауне, природных ископаемых.

Эту мысль можно проиллюстрировать на примере народов Северной и Южной Америки, развивающихся автономно от Евразии, отделенные от нее океаническим пространством. Здесь были иные сельскохозяйственные культуры — кукуруза, бобы и кабачки, и не было животных, которых можно было бы превратить в упряжных животных. И слабо развивалась торговля и затруднялось ведение войн. «Другое фундаментальное отличие заключалось в отсутствии металлом. Лишь в районе Центральных Анд был наложен выпуск металлических изделий, но и там их использование ограничивалось ритуальными и декоративными нуждами». В результате «все сообщества Южной и Северной Америк про-должали использовать каменные орудия труда и оружие». В итоге Америка существенно запаздывала в своем общественном развитии. Переход к сельскому хозяйству и возникновение первых деревень произошли в Месоамерике лишь в 2000-1500 гг. до н. э. — почти на 6000 лет позднее, чем в Юго-Западной Азии.

Несомненно, природа и экономика влияют на государство и стиль государственного управлении. Одновременно на государственное развитие воздействуют этнодемографические и религиозные характеристики.

В рамках государства каждого формационного типа (т. е. рабовладельческого, феодального, буржуазного) можно выделить несколько государственных моделей и несколько стадий их развития. При этом стадии развития, с нашей точки зрения, никоем образом не следует ассоциировать с рождением, расцветом и смертью цивилизаций, поскольку не всегда и не везде конкретная модель государственного развития является полностью автономной, не связанной с другими моделями.

 В момент рождения первых государств на Древнем Востоке мы можем вы делить четыре модели. В дальнейшем каждый из регионов, который олицетворяет ведущие древневосточные цивилизации, имел свою судьбу. Наиболее открытая внешнему миру и коммерциализированная Древняя Месопотамия стала ареной многих острых межгосударственных и межцинилизационных конфликтов, местом рождения империй с различной этноконфессиональной основой. Древнеегипетская модель, длительное время находившаяся в состоянии природной и геополитической изоляции, преуспевшая в хозяйственной централизации, дала образцы и наиболее жесткой государственной централизации. Древняя Индия, притягивавшая многих завоевателей, которые оседали в границах огромного полуострова и его разнообразных природно-климатических зон, оказалась местом сосредоточения локальных государств, а не империй, чему собственно способствовал политеизм индуизма как религии и его консервативная варно-кастовая система. Древний Китай, наоборот, благодаря своему окраинному положению и континентальной изоляции преуспел в государственном строительстве. Империя была основана на эффективном искусственном орошении (к нему перешли в середине I тыс. до н. э. ), на высокоорганизованном чиновничестве и крестьянской надельной системе, сильной государственной идеологии.

Разумеется, интегративные формационно-цивилизационные модели не оставались неизменными, причем каждая из них демонстрировала раз-личную степень устойчивости. Древняя Месопотамия в середине 1 тыс. до н. э. утратила свою идентичность в водовороте этноконфессиональных столкновений, чтобы стать базой для роста новой, арабской цивилизации в VII в. н. э.

Та же судьба постигла несколько ранее, уже к началу I тыс. до н. э., Древний Египет, и эта территория уже больше не играла самостоятельной цивилизационной роли. В то же время Индия продолжала существовать и вне рамок рабовладельческой формации как децентрализованная этнически турбулентная цивилизация с высокой религиозностью и низкой социальной активностью населения. Китай, успешно интегрируя волны кочевников с севера, просуществовал свыше двух тысячелетий как империя, демонстрируя удивительную идеологическую и организационную преемственность от одной династии к другой.

В I тыс. до н. э. происходит расцвет античной цивилизации как альтернативы обществам Древнего Востока. Специфика природно-климатических факторов привели к достаточно высокой коммерциализации социума и ограниченности ресурсов центральной власти. В сформировавшихся городах-государствах не было места для жестких деспотических форм правлении восточного типа. В целом, однако, основные модели и группы моделей нельзя свести к противостоянию Запада и Востока. Палитра моделей значительно богаче. Некоторые из них демонстрируют завидую устойчивость, другие же существовали всего несколько столетий. Возможно, , даже следует говорить о более устойчивых и менее устойчивых в плане стабильности государств участках земного шара.

 В индустриальную эпоху в условиях триумфального шествия машинного производства и завершения колониального раздела мира наблюдается перестройка и одновременно конвергенция моделей развития (схема 4. 4). Ведущей тенденцией становится утверждение буржуазной демократии, имеющей несколько вариантов развития. Группа европейских моделей самая многочисленная, а самая динамичная — модель американской демократии. В завоевавших независимость странах Южной и Центральной Америки в схватках олигархии с остальным населением происходит становление каудилистской демократии.

 На зависимых от Великобритании территориях (Канада, Анстралия) развивается домениальная демократия. Полна противоречии, смысловых разрывов с предшествующим развитием модель российской государственности, сменяющая самодержавное начало на лозунги социалистической мобилизации. В настоящее время для стран Восточной Европы(в том числе и России) характерна постсоциалистическая модель: они стали на путь рыночной трансформации, но еще сохранили в значительной мере специфику подходов по многим параметрам общественной жизни.

26. МОНАРХИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Форма государства раскрывает политико-правовое содержание. У этого содержания имеется три аспекта: форма правления; форма государственного устройства; политический режим.

 Формы правления - способ организации верховной власти в государства.

Монархия -форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства: короля, царя, шаха, императора и тд.

Признаки:

1)власть передается по наследству

2)осуществляется бессрочно

3)не зависит от волеизъявления народа

Виды монархий:

 - абсолютная монархия с единичной властью монарха практически изжила себя (в настоящее время это Саудовская Аравия);

 - дуалистическая монархия при формальном дуaлизме исполнительной и законодательной власти отличается доминирующим положением монарха при пассивной роли парламента (Кувейт);

 - конституционная монархия предусматривает подчиненную роль монарха перед парламентом и конституцией (Искания, Великоб- ригания, Япония);

 - смешанная монархия формируется путем избрания монарха ограниченным кругом лиц, те. аристократией (Малайзия, Объединен- пые Арабские Эмираты)

Монархии длительное время оставались ведущей формой правления. На Древнем Востоке господствовали деспотические монархии, в античных государствах попеременно сменялись республиканские и монархические формы правления (особенно интересно для государетвоведов длительное и плавное превращение республиканского Древнего Рима в имперскую монархию в виде принципата, а затем домината).

В эпоху феодализма известны раннефеодальная (VI-1Х вв. ), сеньориальная (или ленная) (Х-ХII вв. ), сословно-представительная (ХII-XV вв. ) и абсолютная монархии (XVI-XVII вв. ).

Переходным мостиком к новой буржуазной эпохе становятся монархии просвещенного абсолютизма (вторая половина ХVIII вв). Однако уже с XIX в. ведущей тенденцией становится продвижение республиканских форм правления, более совместимых с демократией.

 

27. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Формы правления - способ организации верховной власти в государства.

Республика - форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки:

1)выборность власти

2)ограниченность срока полномочий власти

Виды республик:

- парламентская республика, в которой парламент формирует правительство, по-следнее несет перед ним ответственность;

- президентская республика прецусматривает независимое друг от друга избрание президента и парламента, те. одинаковую их легитимность;

 - смешанная республика исходит из двойной ответственности правительства перед президентом и парламентом при том, что президент и парламент избираются насе-лением; в то же время реальные полномочия президента шире, чем полномочия парламента (Франция, Финляндия);

- советская республика основана на полновластии выбираемых населением органов - советов разных уровней, находящихся в жестком соподчинении друг другу (КНР)

28. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Форма государственного устройства -способ территориально-политической организации государства.

Формы государственного устройства:

унитарное государство - это наиболее распространенная форма; территориально-административные единицы жестко контролируются центральной властью;

федеративное государство подразумевает существование субъектов федерации, наделенных признаками государственности;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.