![]()
|
|||||||
{378} 12. Пэк <В. А. Ашкинази> Кстати «Новости дня», М., 1904, 20 января«Вишневый сад» полон образов и характеров, добытых творческим зондом А. П. Чехова из глубины русской действительности. — Пьесы не вижу, — скажет цеховой драматург, проживший узаконенные три года в подмастерьях и получивший затем из ремесленно-критической управы аттестат на звание мастера. Он прав, пожалуй. Пьесы в последнем драматическом произведении Чехова и в самом деле нет. Но есть нечто не меньшее, чем пьеса. Я бы сказал: — «Вишневый сад», — это драматизированная повесть в лицах, в природе и в настроениях. И прибавил бы: — «Вишневый сад» — это продукт коллективного творчества: Чехова и Художественного театра. У «Вишневого сада» два автора: Чехов и Художественный театр. До Художественного театра и до Чехова театр был лишь помощником, поверенным, комиссионером автора; переводчиком на язык сцены. Чехов и Художественный театр — в иных отношениях. Чехов-драматург и Художественный театр — это Эркман и Шатриан, это братья Гонкуры, это Островский и Соловьев[dliv]. Сотрудники на равных правах. Раневскую создали Чехов и Книппер. Гаева — больше Станиславский, чем Чехов. Епиходова — Москвин по намекам Чехова. Варю — Чехов при сильной помощи Андреевой. Шарлотту Ивановну — Муратова и Чехов. Петю Трофимова — Чехов и Качалов на паях. Художественный театр создал «Вишневый сад», это 16‑ е действующее лицо драматизированной повести, создал «старый дом», 17‑ е действующее лицо. Театр обнаружил и показал таинственную душу вещей. Вещи ожили и заговорили. И грустно-задушевный язык их был внятен и понятен. Я не принадлежу к безусловным поклонникам Художественного театра. Сколько раз этот театр казался мне содой, а искусство — кислотой, и я слышал шипение, которого не могли заглушить вычуры и ухищрения постановки! Тем с большим удовольствием я констатирую удивительные результаты, которых достигает этот театр в сотрудничестве с Чеховым. Художественный театр делает Чехова сценичным. Чехов делает Художественный театр художественным. Представитель Художественного театра справедливо отметил, что Чехов имеет право считать Художественный театр своим. Но и Художественный театр имеет право считать Чехова своим. Какое счастье выпало на долю драматурга! Какое счастье выпало на долю театра!
|
|||||||
|