|
|||
Фрида Абрамовна Вигдорова 18 страницаИ сколько он ни думал, а додумать этой мысли до конца не мог. В те дни его утешением была Катя. Аня много времени проводила в Серебряном переулке. Казалось, для нее не только он сам, но и воздух вокруг него стал чужой. Даже то место, где он был - стоял, сидел с книгой и за работой, вызывало у нее неприязнь. Ее глаза скользили мимо, никогда не встречаясь с его глазами. В черных Катиных глазах укора не было. В них была любовь. Большущие, словно всегда удивленные, они казались круглыми. Однажды вечером он пришел с работы пораньше - теперь это удавалось ему часто. Дети были дома. Аня куда-то собиралась. - Ты куда? - спросил он чуть неуверенно. - К подруге, - и, не взглянув на него, прошла мимо. Он посмотрел ей вслед, увидел прямую спину, подросток, чьи длинные ноги и светлую косу. - Катя, - сказал он, - давай-ка сыграем в шахматы. Вместо ответа она запрыгала. - У, лентяйка! - сказала Анисья Матвеевна. - Лишь бы уроков не готовить. Чуть ли не с отца вымахала, а скачет, как малый ребенок. Платье ей было коротко. Она росла так быстро - не напастись на нее. Кроме того, она вечно протирала локти. Все учатся, все кладут локти на парту, но все люди как люди, рукава целы. А у Кати... - Матери нынче нет тебе локти латать. А у меня работы и так хватает... Анисья Матвеевна теперь все ворчала, ворчала без роздыха, - Папа, - сказала Катя шепотом, - пойдем к тебе, а? Тут тетя Анися нас заговорит. И они перешли в Митину комнату. Я сяду на мамино место, - сказала Катя. - Если бы ты знал, как я скучаю. А ты, ты очень скучаешь? Очень... - Папа, ты проворонил слона. Но я прощаю тебе, возьми ход обратно. Папа, я и по Феде скучаю. Я к нему так привыкла, как будто он и вправду мне брат. Папа, мы летом поедем к ним, да? И привезем маму сюда. Нет, летом мама сама к нам приедет! Папа, твой ход! Раздался телефонный звонок. Могли звать Аню, Катю, Анисью Матвеевну. Но он вскочил, потому что почуял: звонят ему. И не ошибся. - Дмитрий Александрович? Здравствуйте, - сказал поту сторону провода спокойный женский голос, - приходите ко мне сегодня вечером. Я не спрашиваю, заняты ли вы и хотите ли быть у меня. Я жду вас. В десять. Раздались короткие гудки. Голос погас, не дав ему времени ответить. - Ты уходишь? - спросила Катя. - Сдаешься? - Сдаюсь, - сказал он, надевая пальто. Анисья Матвеевна убирала со стола. Взглянув на него, она сказала тихонько: - Опять за свое, горе ты наше, эх, за ум было взялся! Он уже не слушал. Он надел пальто, прошел по коридору, сбежал по лестнице и, схватив такси, помчался к ее дому. Он замедлил шаг только у ее дверей, как школьник, приносящий матери двойку. Но другой дороги сейчас не было; Подняв руку, он позвонил и услышал ее шаги. Сколько раз он им радовался, а сейчас что-то внутри у него испуганно похолодело. -... Я, как и вы, не люблю выяснять отношения, - говорила она, стоя у окна спиной к Поливанову. - Я не верю, что с помощью слов можно что-нибудь выяснить. Но есть обстоятельства, которые надо назвать словами... И поступки такие тоже есть... Я не хочу задавать лишних вопросов, я только хочу спросить, что случилось? Он молчал. И она обернулась к нему. - Митя, - сказала она, - вы теперь один, я правильно поняла? Саша уехала? Он молчал. - Так что же случилось? Отвечайте. И не смотрите, пожалуйста, как провинившийся школьник. Я позвала вас сегодня не к ответу, Впрочем, к ответу... Я помогу вам... назову все своими именами. Вы... Вы любите свою жену? Он молчал. И она сказала: - Ну, вот видите, я вам помогла. Я никого никогда не держу, я не держу человека ни за руку, ни за слово. Но о чем вы думаете, когда говорите " люблю"? Не знаю! Вам оно легко дается, это слово! - Нелегко, - сказал Поливанов. - А я думала... - продолжала Марина Алексеевна, - впрочем, я не о том. Скажу про себя... Хотя сейчас не время говорить о себе. За моим " люблю" стояло настоящее... И... я, кажется, говорю чересчур высокопарно... Но я не хочу выбирать слов. Когда человек любит... Хорошо, я знаю, я смешна... - Да что вы! - сказал Поливанов. - Молчите! - вдруг закричала она, забыв, что минуту назад призывала его к ответу. - Я не прошу вашей снисходительности. Вот уж чего мне не нужно! Воистину! Я хочу только знать: зачем, зачем все это было? О чем вы думали? Что вы сделали? Ваша жена... - Не будем о жене, - сказал Поливанов. - Ах, вот как! " Не будем о жене! " Как вы все забываете о своих женах, как топчете их, пока добиваетесь победы на стороне. И как ничего не щадите тогда... Тогда ни дети, ни жена... Ему очень хотелось встать и уйти, но он решил дослушать до конца. Она не могла сказать ему ничего такого, чего бы он о себе не знал. Все горькие слова, какие только есть на свете, он уже сказал себе, и принял их, и повесил себя, и растоптал, и уже поплакал на своей могиле, и плюнул на нее, и отошел в сторону, и сказал себе все с самого начала. Он так знал каждое слово, которое она скажет, что почти перестал слышать. Но это только так кажется, будто все предвидишь и знаешь наперед. Нельзя знать другого человека, как себя, потому что и себя не всегда до конца понимаешь. И вдруг из потока ее раскаленных слов, в которых слышались слезы, вырвалось одно железное, твердое: - Уйди, - услышал он. Под ударом этого слова он поднял голову и встал. И увидел ее ненавидящее лицо. " 15 февраля 1953 года. Дорогая мамочка! Со мной произошел такой случай! Иду я из школы, и подходит ко мне Пашка Соколов и держит в руках очень красивую птицу, у нее желтые, красные и зеленые перья. Я даже загляделась. А Пашка помолчал и говорит: " Хочешь, продам тебе этого попугая? " Мне очень захотелось его купить. Я спросила: " Что же ты держишь его на морозе? Ведь он привык к жарким странам". А Пашка отвечает: " Этот попугай закаленный". Я спрашиваю: " А он умеет говорить? " - " Конечно, умеет. И не отдельные слова, а целые фразы. Это порода такая особая. Бразильский. Так по рукам? " Я говорю: " У меня накоплено двадцать рублей. Но это на подарок маме к Международному женскому дню". А он говорит: " Вот и подаришь попугая". Я подумала, что это будет очень интересно: поеду к тебе летом и привезу такую красивую птицу. Ладно, говорю, по рукам. Зайдем ко мне, я отдам тебе деньги. Нет, говорит, я к вам не пойду, я не люблю вашу Анисью. Она у вас чересчур горластая. (Мама, ты этого тете Анисе не рассказывай! ) Ну, зашла я домой, взяла деньги и вынесла их Пашке. И получила взамен попугая. Взяла его в руки и думаю: какой странный все-таки попугай. Попугаи худенькие и вертикальные, а этот круглый, толстый и горизонтальный. Пашка говорит: " Чего смотришь? " А сам убегает. Ну, ты, верно, уже догадалась: это был голубь. Самый обыкновенный, только раскрашенный. Тетя Анися сказала мне, что я натуральная дура. Папа сказал: " Этот Пашка далеко пойдет". Аня сказала: " Не реви". Дедушке и бабушке я не стала рассказывать, они огорчились бы. Я тебе пишу потому, что я обещала писать тебе про все. Я по тебе очень скучаю и каждый день вычеркиваю из календаря одну клеточку. Лак только кончатся занятия, мы сразу к тебе. А лучше - ты к нам. Целую тебя и Федю. Катя. Пашку я с тех пор видела два раза. Он смотрит с любопытством, а я отворачиваюсь. Но ничего ему не говорю. Катя". " Мамочка! На днях Митю вызвали в школу насчет Кати. Вместо него пошла я. Классная руководительница говорит: " Ваша Катя ведет себя безобразно. Привязала косу своей соседки к парте. Потом смеялась на арифметике, болтала на истории. А потом крикнула учительнице: не правда! " Я спросила: " По какому поводу она так крикнула? " Прасковья Павловна ответила: " Это не важно. Важно, что она ответила учителю грубо". Дома я спросила у Кати, зачем она ответила Прасковье Павловне так грубо? - Прасковья Павловна сказала, что Галя списывала, а она никогда не списывает, - А ты не могла сказать вежливо? - Аня, ну как я могу сказать человеку вежливо, что он врет? - Она не врала, она ошиблась. Она просто так подумала, ивы с Галей должны были по-человечески ей объяснить. Тогда Катя говорит: " Ладно, я сказала грубо. Если ты велишь, я извинюсь. Но я думаю, и она должна перед Галей извиниться. Ведь она ее тоже оскорбила". Тут очень рассердилась тетя Анися. Она сказала: " Много на себя берешь. Она взрослая, а вы девчонки и дуры". А Катя ей отвечает: " Мы девчонки, и, может, мы дуры, но. мы тоже люди, и мы не списываем". Я с ней согласна. Я понимаю, что говорить ей этого нельзя, но я с ней согласна. Теперь я расскажу про себя. Занимаюсь с утра до вечера. Бабушка и дедушка здоровы, только очень скучают по тебе Леше. Мы с Катей часто ходим в Серебряный, чтобы они не тосковали. Митя целыми вечерами играет с Катей в шахматы, а я этой игре никак не могу научиться. Ходы знаю, а играть не могу. Очень надо с тобой поговорить, вопросов обо всем на свете накопилось - гора. А писать трудно. Летом наговоримся, Целую тебя. Анюта". ПЕРВОЕ НЕОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО Саша, я все не пишу тебе, точно жду твоего звонка, а ты где-то там, и тебе там плохо. Не знаю, захочешь ли ты читать мое письмо, но мне его надо написать. Я пишу не для тебя, а для себя. Так я все время поступал: все у меня было не для тебя, а для себя. Саша, милая, это письмо - не в оправдание, потому что оправдываться бесцельно. И не для того, чтобы сказать тебе, что я не могу без тебя жить: это было бы вранье, я жил раньше без тебя, проживу и теперь без тебя как-нибудь: человек - существо живучее. Удивительно, как он может жить без всего, и все-таки живет. Вот и ты вычеркнула меня и живешь сама по себе, и тебе плохо, а все-таки, видно, лучше, чем со мной. Я много передумал за это время и, кажется, понимаю свою вину даже лучше, чем ты ее понимаешь. Не в том я себя виню, что, как это говорится, изменил тебе. Да я и знаю, что не этот грех ты мне ставишь в вину, и не в этом на самом деле моя действительная вина. Из скорлупы, куда меня загнала моя судьба неудачника, я редко выходил, чтобы облегчить твою жизнь, твои заботы, твои огорчения, твою неуверенность в себе - весь груз нелегкого прошлого и все грубые толчки настоящего. Уже тогда, и по моей вине, мы не были ни " единой плотью", ни единой душою. А ты все-таки прощала мне мой эгоизм и прощала меня. А что же такое, как не тот же мой эгоизм, была и вся история с Мариной? Я могу сказать о ней только хорошее. Когда мне было трудно, она подала мне руку. Поверила в мои силы и тем самым дала мне веру в себя (опять в себя! ). Рядом со мной была ты - настоящий друг, человек, который тоже верил в меня и в мои силы, - но ты, Саша, была для эгоиста так привычна. И к тому же ты была свидетельницей моих неудач, видела меня в неприглядном виде, - а нашему брату нужно иметь перед кем явиться в полном параде, распустив павлиний хвост. И постепенно она стала для меня необходимостью. Но не она сама по себе. Не с ней я изменял тебе, а с самим собой, как делал и все эти годы. Душевной измены, той самой, из-за которой как будто ты ушла от меня, - не было. Для меня во всей этой истории был только я сам: не ее я любил, а себя. Это не оправдание, совсем напротив. Но ведь таким, сосредоточенным только на себе, я был не только в этой истории, и ты прощала мне. Прости и теперь. Я не прошу тебя вернуться ко мне, если ты не можешь. Чтобы не видеть меня, ты оставила даже детей. Я Катю люблю больше жизни, и Аня тоже давно стала частью моей души. Но я отдам тебе детей, если ты велишь мне, и исчезну из твоей и из их жизни. Я знаю, сейчас без них ты не живешь, это не называется жизнью. А теперь наконец твое счастье - или хотя бы душевное спокойствие - мне стало дороже меня самого. Приезжай к Ане и Кате, они истосковались без тебя. А если можешь - тогда возьми к себе вместе с ними и меня. Ангелом я не стал. Но, кажется, стал умнее. Если же не можешь - скажи. Твой Митя. ВТОРОЕ НЕОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО Помнишь, ты учила меня писать мою первую статью? Ты уверяла, что это очень просто - надо вообразить, что я пишу письмо тебе. Это было единственное письмо, которое я тебе написал за последние десять лет. И то потом пришлось убрать " Дорогая Саша". По твоему же приказанию. Вот эти зачеркнутые слова я бы писал и писал теперь. Дорогая Саша. Дорогая Саша. Дорогая Саша. Я не умею писать писем. Я не Тургенев. Но мысленно я пишу тебе все время. Каждую минуту моей жизни. Наверно, когда я сплю, я все равно продолжаю писать тебе. И письмо это такое: дорогая Саша... ОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО Дорогая Саша! Дома все благополучно. Это значит: нянька ворчит, я работаю, Катя задает вопросы, Аня сидит над книгами и решает для себя какие-то сверхтрудные задачи. В этой четверти она меня удивила: оставила свой табель у меня на столе, словно бы ненароком. Посылаю его тебе. Как видишь, все довольно однообразно: " пять", " пять", " пять"... Только по-английски " четыре". Я - за такое однообразие. Может, это Женино влияние? Он ходит часто, по мнению няни, даже слишком часто. Сейчас он ушел. Дочки спят. А я пишу тебе. Если можешь, напиши мне. Целую тебя. Митя. " Вытянув ноги, Поливанов сидел за столом в пустой комнате. Зазвонил телефон. - Да? - сказал Поливанов. В трубке дребезжал старческий голос: - Старушка у нас. Выселили. Незаконно... - Редакция жилищными делами не занимается, - ответил Поливанов и положил трубку. Через секунду звонок раздался вновь, и тот же голос задребезжал: - Товарищ, послушайте, дело то незаконное. Старушку у нас... - Я же сказал вам русским языком: газета жилищными делами не занимается! Едва трубка легла на место, раздался новый звонок. Услышав: " Старушку... незаконно... ", Поливанов молча брякнул трубку на рычаг и вышел из комнаты. Вслед ему тотчас полетел новый пронзительный звонок. Он забыл о настырном старике. Просто он зашел перед уходом в секретариат, чтоб проститься с Савицким. Там надрывался телефон. Поливанов снял трубку. - Да что вы - не люди? - услышал он дребезжащий голос. - Есть у вас совесть? - Где она живет, ваша старушка? - свирепо спросил Поливанов. - Я записываю адрес. Старушка жила в густонаселенной квартире: двери, двери, закоулки, снова двери - ее дверь в самом дальнем углу длинного коридора со множеством поворотов. Ей восемьдесят, она слепая, и, видимо, у нее какой-то нервный тик: руки все время в движении. Кажется, что она учится плавать или делает зарядку: сводит руки, резко разводит их. Они у нее ходуном ходят: подняла руку поправить косынку на голове, а рука рванулась вбок и ударилась о стенку. - Вот такая я танцорка, уж вы простите, - говорит старушка. - В войну после бомбежки такое со мной случилось. Ноги не ходят, руки танцуют, глаза не видят. Веселье! Она жила в пятнадцатиметровой комнате в другом конце коридора. Жила с внуком, он ее не обижал, напротив, с получки всегда приносил ей из буфета сладкий сырок и рулет. Фруктовый рулет - его и без зубов есть можно. А потом внук пошел в армию. Осталась она одна, живет на пенсии. Она до войны преподавала вышивание в школе для умственно отсталых детей, и вот теперь получает пенсию сто двадцать рублей. Конечно, на такие деньги не проживешь. За комнату надо платить? Есть-пить надо? А лекарство? Пипетки, которыми в глаза капать, - по сорок пять копеек штука, а она каждый день теряет пипетку. Ну и в полгода раз чулчишки какие-никакие нужны? - А мой " капрон" стоит восемь рублей пара. Вот и посчитайте. Спасибо, соседи хорошие. Заходят, спрашивают, как, мол, и что. Иной раз доктора зовут. Поливанов слушает терпеливо, но, дождавшись в рассказе заминки, спрашивает: - Ас комнатой, с комнатой что произошло? Ах, с комнатой? Очень просто. Ночью пришла соседка со своим гостем, подняла с постели и привела ее сюда, в свою восьмиметровую, а сама поселилась в большой. Тебе, говорит, бабка, все равно помирать. - Вещи все аккуратно собрали, ничего не скажешь, все сюда снесли. Только шкаф не поместился и диванчик. Стоит в коридоре шкаф-то? А диванчик с кожаной такой обивкой стоит? Она бы ничего, ей и правда скоро помирать. Но как же внук-то? Вася как? Ведь он отслужит, вернется. Он, может, жениться захочет. Ей в этой восьмиметровой тоже не больно хорошо - она тут сослепу ничего не разберет, там она все наизусть знала, где что, а тут то и дело спотыкается, стол не там стоит, непривычно. Но это бы ничего. А вот Вася как же? Внук, Вася? Она попросила Поливанова открыть кованый сундучок (" под кроватью, под кроватью, ну, нашел? " ) и вынуть оттуда пакетик, перевязанный ленточкой. Пляшущими своими руками она кое-как развязала узелок и рассыпала перед Митей желтые, поблекшие от времени бумажки: " Дано сие в том... ", " крестьянская дочь Гореванова Варвара Герасимовна... " Тут же Васина карточка - бравый паренек в пилотке набекрень. Поливанов снова сложил справки, трудовую книжку и карточку в один пакет, снова перевязал розовой ленточкой. И пошел искать комнату, в которой Варвара Герасимовна жила прежде. - Входите, входите. Я уж видела, как вы прошествовали к нашей старушке. Ну, как она там? У зеркала, спиной к Поливанову, стояла женщина и красила губы. Она не повернулась к нему, он в зеркале видел ее розовое лицо и крупный перманент. Женщина подмазывала рот, отставляла руку с помадой в сторону, потом, прищурясь, смотрела, хорошо ли? Задохнувшись от бешенства, Поливанов гаркнул: - На каком основании... Женщина быстро и легко повернулась к нему. - А на таком, соколик мой, что мне эта комната нравится. Окна, понимаете, выходят на восток: смерть люблю встать пораньше и любоваться зарей. Опять же метраж. Бабке помирать, а мне - жить и жить. Говоря так, она обернула шею пестрым шелковым шарфиком, и надела голубую вязаную жакетку, и сняла с вешалки пальто. - Приглашена в ресторан, - сказала она ласково. - Не хотите составить компанию? Люблю сходить в " Арагви" и поесть купаты. - Где вы работаете? - спросил Поливанов. - Нигде, товарищ журналист. Зачем молодой женщине работать? Пускай мужчины работают. У меня друг. Шофер. Прилично зарабатывает. Проявляет внимание, вот помог комнатушку получить. Ну как, идете со мной? Я встречаюсь у телеграфа. Он не будет против, если мы вместе придем. Она то и дело произносила слово " люблю". Он узнал, что кроме утренней зари она любит купаты, шашлыки, танцы, рестораны, Сандуновские бани, коньяк, Сочи, Гагры, а южный берег Крыма - нет. - Вот что, - сказал Поливанов, - завтра я приду в эту комнату к Варваре Герасимовне. Чтоб все стояло на месте. Не забудьте взять из коридора шкаф и кожаный диванчик с валиком. Честь имею кланяться. Она ласково засмеялась вслед и сказала: - Легкий хлеб у вас, товарищ журналист. Пришли, велели, раз-раз, и думаете, дело в шляпе? Как бы не оступиться... Дело было очень простое. Зарвавшаяся баба со своим шофером вообразили, что им все сойдет с рук, что за одинокую старуху никто не вступится. Как бы не так! Но писать статью не стоило. Это значило бы стрелять из пушек по воробьям. Поливанов позвонил в райсовет. С ним мгновенно согласились: - Да, безобразие. Проверим. Исправим. И не исправили. Поливанов пошел в районное отделение милиции. С ним согласились с полуслова: - Безобразие! Наведем порядок. И не напели. Непостижимая история: всюду, куда бы он ни приходил, он слышал: да, конечно, беззаконие, безобразие. Но на следующий день те же самые люди отводили глаза, обещали подумать, узнать, проверить. - Да что проверять? О чем думать? Я был там, я видел. Пойдемте со мной. С ним никто не шел. Нет, ни у кого не было желания идти с ним к Варваре Герасимовне. Вот это уже статья. Да, райсовет и районная милиция, не желающие вмешаться, когда речь идет о явном беззаконии, - вот это уже статья! Всякий раз, как ему случалось наведаться к Варваре Герасимовне, кто-либо из жильцов непременно ловил его в коридоре: - Если нужен будет свидетель - надейтесь на меня, - сказал ему высокий парнишка лет восемнадцати, ярко загоревший на зимнем солнце. - Нет, не потому, что Васька мне дружок. А потому, что незаконно. Слышу, ночью волокут чего-то по коридору. Выхожу: здрасте, мебель волокут, бабушку Варю переселяют. Я им сказанул... - Я этого дела так не оставлю, - дребезжал старик-бухгалтер, недавно вышедший на пенсию. - Ваша газета не поможет, я в Верховный Совет пойду, а правды добьюсь. Он был маленький, сутулый, с блеклыми голубыми глазами. Но решительные слова " я этого дела так не оставлю" не звучали в его устах смешно и не казались жалкими. - Ну как? - спрашивал он. - Будете писать статью или как иначе добьетесь правды? - Буду писать, - сказал Поливанов. ... Он сидел за своей статьей, когда Анисья Матвеевна окликнула его: - Встречай гостей! На пороге стоял Петрович. - Раздевайся, - обрадовано сказал Поливанов, - садись, пообедаем. - Нет, я накоротке, машина с курьером внизу, мы в редакцию. Так вот, Митя, кончай эту волынку со старухой. Кончай скорее. - Что так? - А ты знаешь, с кем связался? Ты понимаешь, что он шофер, да не какой-нибудь. Как говорится - Федот, да не тот. - Догадываюсь. - Так что же ты лезешь на рожон? Ты знаешь, чью он машину водит? Он мне сам сказал: " Передай своему журналисту, чтоб убирался подобру-поздорову. Чтоб убирался, пока цел, понятно? " В комнату вошла Анисья Матвеевна, и Петрович тотчас же переменил пластинку: - Ну и теща у меня! Вот послушайте, мамаша, рассудите нас: купишь ей подарок на Восьмое марта - деньги не жалеешь, беззаботный. Не купишь обида: все зятья своих тещ одарили, один ты не одарил. Не теща, а прямо клевета на советскую власть! Он не остался обедать. И, прощаясь, снова шепнул: - Кончай! Не связывайся, потом не расхлебаешь. - Ты бы мне так же посоветовал, если бы твою сестру переселили? По совести? - Так же! Вот те крест! И сам не полез бы в петлю, и ни у кого заступы не стал бы просить. Хочешь - верь, хочешь - не верь. Поливанов верил. К вечеру он кончил статью, и на другой день она легла на редакционный стол. Он слонялся по комнатам, зашел в секретариат, в библиотеку - совсем как в тот день, когда была написана статья о Сереже Кононове. Как давно это было... Сколько лет прошло? Сто? Двести? Тогда он выиграл свое маленькое сражение. Он спросил Сашу: " Ты рада? " И она ответила: " Еще бы! " А сейчас? Что будет сейчас? Если взглянуть трезво: стоило ли затеваться? Никто никого не убил. Старушку переселили в комнату поменьше. Что за беда? Внук Вася Тоже не пропадет. Здоровый парень. Вернется из армии, начнет работать, завод добавит ему квадратных метров. Уж если давать бой - так с блеском! Пусть дело будет громкое, красивое, стоящее. А тут - старушка, метры... шкаф в коммунальном коридоре, дырявый диванчик с валиком. Чушь собачья. Он засмеялся: услужливая штука совесть человеческая. Ладно, подождем, что скажет редактор. Редактор молчал. Он молчал день, другой, третий. Поливанов не напоминал о себе. Он уже собрался выправлять командировку в Киев, как раздался звонок: - К редактору! Он сразу увидел ее - свою статью. Она лежала на редакторском столе исполосованная красным карандашом. На полях стояли вопросительные и восклицательные знаки. Редактор снял очки и долго протирал их лоскутком замши. Может, он ждал, чтобы заговорил Поливанов. Но Поливанов молчал, задумчиво глядя на исчерканную красным карандашом статью. - Ничего у нас не выйдет, - сказал редактор. - Почему? - беспечно спросил Поливанов. - Не могу! - раздельно произнес редактор. - Не в моей власти! - Можно взглянуть? - спросил Поливанов привстав. - Пожалуйста. Вашу статью запросили наверх. И вернули ее вот с этой резолюцией. В левом углу стояло: " Мелкотемье. Газета не райжилотдел. Печатать не надо". - Хорошо, - сказал Поливанов. - Не настаиваю. Равнодушная милиция, трусливый райисполком, закрывающий глаза на беззаконие, - ладно, мелкотемье. Ладно. И редакция не жилотдел. Но как быть с сутью дела? Как водворить Гореванову в ее комнату? И снова услышал: - Не могу. Он уловил в этом раздельном " не могу" то же бессильное бешенство, которое душило его самого. - Я не хуже вас понимаю: мир не станет лучше от того, что мы сделаем вид, будто все в порядке. Но я не могу. Ответить на это было нечего. - Возьму на память? - он кивнул на статью. - Пожалуйста. И зайдите к Савицкому, он ждет вас. Поливанов шел по длинному редакционному коридору Мимо стрекочущего машинного бюро, мимо отдела иллюстраций, где начинал свою работу в редакции. - Вас ищет Савицкий, - кинула ему на ходу Марина и прошла не останавливаясь. Зачем Савицкий зовет его? Хочет сообщить, что время сложное и даже вне штата оставаться Поливанову в газете нельзя? Да, легкий хлеб у вас, товарищ журналист! - Поливанов, - сказал Савицкий, - вы, кажется, собирались в командировку? Так вот, моя нижайшая просьба: подальше. Не в Киев, а куда-нибудь подальше. Месяца натри. И поскорее. Чтоб завтра и духу вашего здесь не было. - К чему такая спешка? - Состарили вы меня, Митя. Как вы мне надоели, знал бы кто. Уезжайте, говорят вам. - Вы любите слепое повиновение? - Не мое, - грубо ответил Савицкий. - Не выйдет. Не побегу. Я не заяц. - Я не шучу. Зачем вы прикидываетесь, будто не понимаете меня? - Я никуда не поеду. И в Киев не поеду. ... Он шел домой и думал со злостью: " Почему ее нет? Почему я один? Почему она где-то у черта на рогах, когда мне плохо? " Ночь в Москве совсем другая. И утро другое, чем в деревне. Далекий свист ночной милиции, звон запоздавшего троллейбуса. Прошуршит под окнами заблудившаяся машина. И тишина. А утром шаркает метлой дворник. Прогремит трамвай: начал свой рабочий день, свой длинный путь. Раньше ходил по бульварному кольцу, теперь загнали его на окраину. А он знай звенит: мое дело маленькое, вот передо мною рельсы, и я громыхаю по ним и развожу людей на работу. Вон те сойдут у кладбища: в руках металлические венки, украшенные мертвыми восковыми розами. " О чем это я? - думает Саша. - Почему мне припомнился двадцать третий трамвай? Потому что с его звона начиналось мое московское утро? " Заскрипела половица, встает Варя. Вот она загремела чугунами. Залаял Жук, рвется с цепи, заслышав пешехода. Тикают ходики... Барина изба на одном краю села, медпункт - на другом. Село длинное, и прежде эта прямая длинная дорога казалась Саше долгой. Но сейчас, когда она знает здесь каждую избу, эта дорога будто сократилась втрое. Саша уже издали видит мостик через узкую речку, а там поле и одинокий домик, в котором ютится медпункт. Пациенты уже ждут: Петро Евсеенко и шестилетняя Малаша Рублева. - Что у вас, дядя Петро? - спрашивает Саша и моет руки под краном. - Нос распирав, дыхнуть не могу. И в грудях болить. Ноги подкосило. И знобить. И в горле царапав. Уж я перемогався, перемогався... Закашлявшись, он умолкает. Саша выслушивает его, осматривает горло. - Вам надо лечь, слышите, дядя Петро? И вот вам порошки. Примите сейчас, потом в обед и перед сном. Поняли? Повторите, чтоб не забыть. - Сейчас, в обед и перед сном. - И лежать! Завтра я к вам сама зайду. У Малаши руки и ноги в нарывах. Она кротко молчит, пока Саша мажет их зеленкой. Терпеливая, тихая девочка, и вечно с ней какая-нибудь беда. С месяц назад она смотрела, как братишка строгает палочку. А он строгал, строгал и нечаянно полоснул Малаше по мизинцу: отрубил. Сейчас Малаша что-то крепко стиснула в руке без маленького пальца. - Покажи, - сказала Саша. Девочка разжала кулак, на ладони лежал зуб. - Сегодня утром выпал, - говорит она шепотом. У тети Домны Петрученковой ничего не болит. Она приходит к Саше порассказать, поговорить о том о сем. Для порядка она придумывает себе какую-нибудь хворь, но на самом деле здорова: сухонькая старушка с живыми бойкими глазками, зорко глядящими из-под низко повязанного платка. - Константиновна, а что я тебе скажу! Приехала я к сыну Сергею в Москву. А сын говорит: " Спасибо, что приехала. Пойдем, покажу тебе метро". А мне под землю идти без интереса. На кой шут мне под землю? Ну, иду, гляжу большой дом. Рынок, думаю. Нет, нигде не торгуют. Ну, я и вошла. А оно и есть - метро. Лестница як понесе, понесе. А бабка передо мной в длинной юбке - стоит, трясется, а как подъехали к низу, ее юбку как защемит! А дед, что с ней, не растерялся, схватил нож и как хряснет по юбке - отрезал. И пошли дальше как ни в чем не бывало. Я догнала: " Вы, часом, не с Белоруссии? " А они: " С Украины. А чого? " - " Ничего". А сама думаю: старые, а не растерялись, и я не буду теряться. И пошла себе дале. Тетя Домна смотрит победно. Рассказы о том, как она навещала сына в Москве, у нее самые любимые. Саша выглядывает в сени, там только один человек: почтарь Новохатний. Этот не рассказывает. Этот спрашивает. Ему все надо знать. Зачем Саша бросила Москву и приехала в Ручьевку? Замужем ли она? Развелась, что ли?
|
|||
|