Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сильвия Хутник 1 страница



Сильвия Хутник

Карманный атлас женщин

 

 

Сильвия Хутник

Карманный атлас женщин

 

Глава 1

КОШЕЛКИ

 

Впервые на базаре. Куда идти – непонятно: шум, голоса, хаос. Без карты ничего не найдешь, ничего не купишь. Город в городе. Нужен гид? Тогда идем со мной. Направо грязь, налево грязь, а перед нами городской лабиринт.

Топография непреложна: сначала, поближе к улице, овощи и фрукты, это чтобы свинец из выхлопов как следует осел на кожуре. Потом выпечка «булочки с пылу с жару». Потом молочные продукты – «всегда свежие» и всегда неразлучны с мясом во втором ряду. Есть еще затерявшиеся палатки с антиквариатом, как из романа Борхеса. Все, что хочешь из книг, – найдешь. Но, кажется, потянешь одну с полки, и весь ларек рассыплется, так там тесно. Продавцы выглядят как закладки, как серенькие Филифьонки, [1] как пыль.

Есть на базаре и отдельный сектор белья, б/у‑ латаного, а в конце базара – элита. Без прилавков (и за место платить не надо), без электрочайников для персонала и ключей от общественных туалетов. Зато товар живописно и с выдумкой разложен прямо на земле – на картонках, тряпках, газетах – или на детских кроватках. Ничего не продающий сектор. Внутренняя логика базара становится понятна лишь после более глубокого изучения. Закуток бэушной одежки, палатки с овощами и фруктами. А за помойкой – бомжи распродают жизнь на разложенных тряпках.

Надо несколько раз прогуляться туда‑ сюда, чтобы стало понятнее, что где находится, но поначалу все теряются и ходят по кругу. Собираются купить морковку, а вдруг ни с того ни с сего оказываются у выхода на улицу. Торжище будто и притягивает и отталкивает. Одно неверное движение, и человек слетает с карусели толпы. Он начинает совершать покупательские ошибки. Вот ведь все знают, что у Каськи черешню не покупают, потому что она сверху присыплет хорошими, а в середине сумки – одна гниль. Купят разок‑ другой – поймут. В свою очередь, пан Вацек (у которого жена в прошлом году умерла) торгует яйцом с шестнадцати лет. Отдельные экземпляры с двумя желтками держит только для постоянных клиенток.

Войти в палатку с птицей – только после двух дня. А до этого времени такая толкотня, что ничего не увидишь. Это пани Бася принимает «своих». Каждый день идут с девяти утра. Продавщица сначала выкладывает смерзшийся товар из лотков, привезенных от непосредственных поставщиков (боже упаси с оптовой базы, потому что там по нескольку раз моют старые крылышки, причем «людвиком», [2] а глупый народ жрет это, и срет этим, и снова покупает в супермаркетах). Терпеливые бабы ждут, пока пани Бася все выложит на полки и только тогда входят внутрь. У каждой свои постоянные заказы, причем такие мизерные, чтобы оставался повод прийти на следующий день. Впрочем, иногда стоит соблазниться чем‑ нибудь новеньким (будьте любезны, дайте мне немножко вон той мортаделлы, если она у вас такая свежая, как вы говорите, но совсем чуток, только попробовать). Это такое символическое подчеркивание, что и самой продавщице доверяют, и в ее товар верят.

Но самый главный вопрос на всем базаре – это вопрос, свежий товар или не свежий. Тут даже консервы из тунца и мыло должны быть свежими. Продавцы клянутся: свежий‑ свежий, а как ему быть не свежему, если только что привезли. Известно, что некая Ядя, которая сырами торгует, всегда старье в палатке держит, и, было дело, женщину одну, которая Ядькиных сыров отведала, на «скорой» увезли. Все видели. И поэтому разглядывают товар, в палатке с птицей тыкают пальцами в индюшачьи грудки. Продавцу такое не по душе, скандал готов. «Что это за общупывание такое, глаз, что ли, нет? Вы только посмотрите на нее. Специалистка какая выискалась. Ну и что вы там нащупали, поди, золото? И так видно, что хороший товар, тут или бери, или иди в “Жант” или в “Перекресток”[3] какой‑ нибудь за ихней плесенью».

Тех, что часто приходят, ласково называют «мои клиентки». Им позволено привередничать, потому что на них строится бизнес. И на их рассказах тоже. Приходит, например, одна такая, у которой муж давно уже умер. Придет, сядет на складном стульчике и заведет разговор. Что она у внучки была, что пирог испекла. Другие бабы приходят, что‑ то хотят спросить, а эта все бухтит. Никто ее не слушает. А она сядет и ноги свои с варикозными венами выставит напоказ. Кто‑ то когда‑ то споткнулся об эти ее слоновьи ноги, так она еще раскричалась, что она больная, что смотреть надо, дескать, куда лезешь.

А пани Бася всегда такая приветливая, и поговорить с ней можно, ну так до завтра, до свидания, пройдусь еще, посмотрю, может, колбаски еще куплю. И уже вторая на пост заступает и в палатке распространяет запах нафталина. Пан Янек, муж пани Баси, приветствует новую клиентку:

– День добрый, как жизнь течет‑ протекает?

– Ах, уже не течет, не протекает. Несколько лет, как перестало течь. Да оно и к лучшему, меньше желудок болит и проблем нет.

– А как же вы тогда с мужем живете?

– Что, со стариком этим? Пусть сядет и вспомнит те времена, когда он еще чего‑ то там мог. А не теперь… скажете тоже.

И в сумку отправляются два крылышка на воскресный обед.

Базар – не прачечная. Здесь разговоры на уровне. Это храм, единственный в стране, где женщины могут быть жрицами. Наравне с мужчинами выбирать продукты, комментировать, наблюдать. Здесь надо бывать каждый день и по ходу дела включаться в работу единственного в своем роде народного университета. Теории найдутся на каждый конкретный случай из области медицины, политики и морали. Здесь случай детально изучат, проанализируют, взвесят все за и против, а в конце вынесут обвинительный приговор. Потому что здесь в следственных комиссиях заседают в основном вдовы и бабули с пенсией 485 злотых 60 грошей. [4]

Чтобы иметь право высказывать свое мнение и выносить приговоры, следует в первую очередь посещать собрания. Быть в курсе дел и уверенно излагать свою точку зрения. Никаких «возможно» и «в общем наверное». Здесь надо быть жесткой черно‑ белой комментаторшей повседневности, не бояться высказывать резкие суждения. Даже если ты ничего не знаешь о данной ситуации, достаточно понимающе кивать и время от времени бросать собеседнице «да что вы говорите». Исключительно презираемые особы окатываются выразительным молчанием членов следственной комиссии.

Базар – это еще и ответ на консьюмеризм, на корпорации, капитализм, глобализм и прочие черные силы. Своеобразный торговый андерграунд. Где продавец в одной руке держит сигарету, а второй кладет три булочки в сумочку. Где реклама продуктов задержалась на этапе намалеванной на картонке надписи «Распродажа». Где набор высохших фломастеров предлагается как полноправный товар наряду с головой, оторванной от куклы типа «голыш». Ну и что вы нам на это скажете, спецы по рекламе, молодые волки пиара, виртуозы опросов, определяющих потребительские предпочтения? Подгоняемое загадочной силой гнилых помидоров, тщательно скрываемых под слоем свежих и приятных на вид экземпляров, торжище прекрасно живет без всего этого.

На базаре берет начало новый путь эволюции. Польских женщин не аист принес, их нашли в пластиковом пакете. В сетке, в сумке, в мешочке. И носят они эти свои псевдоплаценты с собой с рождения до смерти. На руках уже появились глубокие линии жизни от врезавшихся в ладони ручек пластиковых пакетов и сеток. Какие у вас папиллярные линии? О, дорогая моя, ждет тебя долгая жизнь при базаре. Линия распродаж пересекается с линией жизни. А вот и знак, говорящий об очередной поставке исключительно выгодной партии помидоров из Рембертова.

И на базаре встречаются настоящие Королевы. Их нельзя не заметить. Они сидят на складных стульчиках и гордо предлагают разложенный на газете товар. Товар им поставляет ближайшая помойка или пыльный чердак. И чего тут только нет: крепеж от унитаза, тетрадь без страниц, магнитофонная кассета без ленты. У Королев голубая от денатурата кровь и высокомерный взгляд. Сидят они, как правило, боком, а то и вовсе спиной к клиентам, и поэтому они – самый настоящий авангард. Будто и не верят, что вообще хоть что‑ то могут продать. Будто игнорируют весь этот капитализм, куплю‑ продажу, вещизм. С другой стороны, здесь дарит огромный респект к вещи как детищу рук человеческих. Даже самый маленький пластмассовый обломок приобретает здесь значение, потому что он может на что‑ нибудь сгодиться, а стало быть, его можно представить как и всякий другой товар.

Все заслуживает одинакового уважения, того, чтобы на него взглянули, повертели в руках, пощупали и спросили: «Почем». Торговки, Кошелки до мозга костей, всем своим видом показывают, что их могло бы здесь и не быть. Что они созданы для более высоких целей, а сидят здесь и торгуют из сострадания к людям. Если, однако, кто‑ нибудь поинтересуется ценой предлагаемых сокровищ, наши Королевы становятся обычными торговками: «А этот фен работает? » – «Уважаемый! Это совсем новый фен! Только вот немного испачкался, тряпочкой пройтись, и порядок. Берите, не пожалеете, всего два злотых». И эти два злотых идут в общий котел на бутылку.

У Королев бизнеса есть свои короли, которые, как правило, лежат где‑ то рядом или проворачивают темные делишки и даже не поделятся с ними наваром. Частная коммерческая деятельность женщин связана тут с определенным риском потерять имущество, которое в любую минуту может реквизировать непреклонная городская стража. [5] Короли знают приемы карате и в случае чего не побоятся их применить. Но чаще, однако, работающие на базаре охранники хватают их за волосы и валят на землю.

Место опасное, но, тем не менее, постоянно притягивает к себе. Их гоняют, репрессируют, бьют и переписывают, но на следующий же день снова, как ни в чем не бывало, они возвращаются на свои места. На наших курицах несколько слоев тряпок, чтобы почки не застудить, когда сидишь. Они поддерживают друг дружку: «Я тебе, Хануся, местечко постерегу, а ты пока слетай, оправься», защищают от чужаков: «А ну вали отсюда, проститутка, тебя тут не стояло! » И городская стража, глубоко вздыхая, заводя глаза, с терпеливостью буддийского монаха подходит с блокнотиком к торговкам и «документик попрошшшшу». «А шел бы ты, уважаемый, своей дорогой, я здесь работаю, оставьте меня в покое. Ты бы лучше бандюками занялся, а не бедными женщинами, которые того и гляди с голоду помрут». И сразу – крик, звонки подружкам, ор и истерика. Товар разлетелся по тротуару, прохожие даже не смотрят в сторону конфликта. Они спешат.

 

Одна из Базарных Королев звалась Марией. Мария Кретанская. Легко догадаться, что еще в детском саду она получила прозвище Манька Кретинская.

Мария была низенького роста, с небольшим таким вроде как горбиком на спине. Волосы серые, глаза серые, лицо одутловатое. Короткие пальцы, теребящие пуговку на блузке. Тихий голос. Все, что ей говорили, она принимала за чистую монету.

Девятилетняя Мария жила в полуразвалившемся доме довоенной постройки. Дом стоял на оживленной улице, перед подъездом – помеченная собаками детская площадка, на которой взрослые пили, дети играли. Мария засыпала, всегда накрывшись с головой одеялом, а перед глазами проносились картины чумной сумасшедшей любви, точно в сериале. За дверями были слышны голоса: начинался домашний спектакль, отец пел:

 

В народе ее звали Черной Манькой,

Ее отлично знали тут и там.

Манил всех взгляд ее очей печальных,

Хотя она ходила по рукам.

Любовь чумную сеяла б и доле,

Пусть уличная девка, ну так что ж?

Влюбилось в Маньку, почитай, пол‑ Воли, [6]

И не один привыкший к вольной воле

За Маньку кровью капал финский нож.

 

Его голос дрожал; так, сидя у себя на кухне в доме по улице Опачевской, он переживал городские приключения, был «парнем что надо», «ловкачом» и «братаном», а дружки его уже ничего не говорили, только блевали.

Марии хотелось, чтобы из‑ за нее ножи истекали кровью, только она не очень понимала, что значит «уличная девка». Это какая – которая ходит по улице? Это потому, что она не любит ездить в трамвае и автобусе? Как‑ то раз, когда они собрались к тетке в гости, она как вкопанная застыла на остановке. И в крик, что она не поедет, что пойдет пешком, потому что хочет быть уличной девкой. Вся остановка сразу смолкла. Мать дала ей затрещину и, схватив за руку, потянула к автобусу. После случившегося отец больше не пел при ней свои песни. Но она иногда подслушивала его, когда он брился, и быстро записывала в блокнотик запретные слова про мордобои и про всяких там нехороших женщин. Раз даже написала в тетрадке «Черная Манька» и нарисовала рядом большое сердце, пробитое стрелой. Показала Тереске, но та, естественно, ничего не поняла. Ты че, совсем глупая, не знаешь, что это Королева округи?

Когда чистила картошку на обед, мурлыкала себе под нос, что она всего лишь бедная Золушка, но что занавес откроется и она предстанет перед публикой вся в золоте. Она пела, а на нее смотрел кот, дебильный и вшивый, и поэтому никто не хотел его гладить, так что этот кот сам гладил себя: терся о диван и дотерся до того, что вылинял с одного боку. Кот жаждал любви или хотя бы рыбы. Королева жаждала прекрасных одежд и ждала момента, когда можно будет достать из письменного стола пластмассовую корону и жезл из фольги. Из школы она бежала домой что есть сил, чтобы успеть до прихода матери, надевала корону, брала жезл и обращалась к коту с речью: «Лежать, вонючка вшивая, сучий потрох. Я – Черная Манька, щас тебя прикончу».

Когда отец работал на кабельном заводе, он приходил после шести, и они вместе шли к Рысеку с третьего этажа, смотреть телевизор. Потом, когда работы не стало, мужик, грубо говоря, сломался, стал возвращаться поздно ночью. Был слишком занят. Лечил депрессию, вызванную проф‑ неприкаянностью. Депрессия – это такая болезнь, когда болит кожа изнутри. Так Марии объяснил отец. А Мария как услышит что умное – так сразу в блокнотик. Рядом с текстами песен и карандашными портретами соседей.

Лица жителей варшавской Охоты. Когда‑ то это был конец города, а теперь – западный район, через который проезжают все такси из аэропорта. В такси интурист смотрит на польское сафари. «Oh, my God, this is wonderful. What a strange people. They are eating breakfast from the trash bags! »[7] Рабочий район полон безработных, большинство из них живет только благодаря объедкам, которые выбрасывают такие же, как они.

Сколько Манька помнит, ее мать всегда торговала посудой на базаре на Груецкой. Как пришло время Мане идти в лицей, мама решила, что лучшая школа – это рынок. Зачем себе башку глупостями забивать. Кому нужны все эти а‑ квадрат да бэ‑ квадрат. А так матери поможет, товар будет паковать, с людьми общаться. Вот и встала пятнадцатилетняя Мария за обитый железным листом прилавок под дырявым козырьком, через который летом загорала только лицом, а зимой и осенью на голову капал дождь. Клиенты вертелись, посудой гремели, случалось, и эмаль отбивали. Мать кричала, а Мария тупо таращилась на клиента. Ну что столбом встала, девушка, покричи для приличия, уважь бизнес, ведь когда‑ нибудь, когда мать‑ отец уберутся, все это твое будет.

А Польская Мать, известное дело, просто так не умирает, она возносится на небо. Без билета, зайцем, оседлав пылесос, несется на самый верх. Там ручкается с Девой Марией и летит мыть посуду после Тайной вечери. И еще ворчит себе под нос: «Вот заразы, набардачили тут, такую грязь на столе оставить, точно дикари какие, все залили, везде накрошили, тряпкой их по башке съездить, тогда бы сразу научились уважать чужой труд. А то навострились шастать туда‑ сюда, всякие там проповеди читать, а чтоб убрать за собой – так нет, мессии сраные».

Домохозяйка с рождения до смерти. Участница круглосуточной акции под девизом «Убираем шар земной».

Ее жизнь – серии бесконечного сериала. Тысячи бессмысленных скучных дел, без конца и края, постоянное повторение одних и тех же телодвижений. Она принимает жизнь такой, как есть. Без нервных вспышек непокорности, без экзистенциальных притязаний, без пошлого качания прав. ДеньСтиркаУборкаДеньНочь…

Домохозяйка понимает, что повторяющиеся манипуляции вводят жизнь в русло регулярности. Даже в крупице реальности она способна обнаружить пульсирующее напряжение и поддержать его. И тем самым спасти всех этих неблагодарных вертопрахов, которые не застилают по утрам постель, не используют для масла отдельный нож и никогда‑ никогда не снизойдут до мытья пола за кухонной плитой.

Домохозяйка управляет событиями, ведет их к счастливому финалу. Без отдыха, курортов и лавров плавно переходит к очередному сценическому действию. Вся площадка – несколько десятков квадратных метров. Из декораций прежде всего – стиральная машина, холодильник, окна, мебель и пол. Домохозяйка одновременно руководит семьей, являясь той самой знаменитой Матерью‑ Кормилицей‑ Поилицей. Домашний матриархат, связанный главным образом с едой, затыкает женщине рот. Как это, как это у вас нет власти? А кто же, если не вы, истинные Королевы Домашнего Очага, don’t you see? [8]

Настоящая власть – это власть снизу, скрытая, замаскированная грудами тарелок и остатками жареной утки. Что касается еды, то здесь женщина сама решает, что подавать, как подавать и когда подавать. Всех советчиков пошлет куда подальше, но и кулинарного рецепта тоже никому не выдаст. Наработается в душной кухне и от вечного стояния у газовых конфорок заработает варикоз. Зато в награду – съест остатки обеда, вылижет тарелки, обглодает косточки. А когда все уже спят, Мать‑ Кормилица‑ Поилица войдет в сияющую чистотой кухню и нежно погладит кухонную утварь. Спите, малыши, тихо, завтра вас снова ждет работа.

Мир не плох, домохозяйка не грустит. В доме у всего есть свое место, у каждого в семье своя роль. Здесь кастинг неуместен: домохозяйка просто берет со стола сценарий и начинает играть свою роль. Ведь кто‑ нибудь да должен это сделать. Правда, домашнее хозяйство сейчас в значительной степени механизировано, но голова как была одна, так одна и осталась. А дети? Они идут по стопам Королевы кухни или бунтуют и уходят из дома.

Вот и наша Маня, кроме обязанностей по дому, приступает к зарабатыванию денег.

«Манил всех взгляд ее очей печальных» – и сразу было видно, что девушка создана не для базара. Вдаль смотрела Мария и мечтала о прекрасных королевских покоях. Тем временем, как та самая Золушка, была прислугой за все. Вокруг головы порхали обрывки базарных разговоров. Долетавшие от продавцов специй:

– Ты, хрен собачий, всю жизнь мне исковеркал.

– Кто? Я? Да ладно, хорош врать‑ то.

А рядом:

– Была я на этой утренней службе, скажу я вам, дорогая моя, там еще ксендз красиво говорил об умерших и этих, как их там, политиках.

Мария старалась не прислушиваться ни к гомону, ни к отдельным словам – тех, что бормотали, тех, что цедили сквозь зубы, тех, что выкрикивали слова или выплевывали. Она хотела тишины, монастырского уединения, випасаны[9] и отключения всего базара от электричества. Ее мать, кулема из хозтоварного ряда, со своей единственной дочкой разговаривала голосом зычным и не терпящим возражений. Она держала власть в своих руках и умела быть резкой. Как цвет, в который красят посуду. Говорила, что отец мало порол Маньку, чем и испортил. Что она лентяйка и горбатая. Что волосы у нее реденькие – косы не заплетешь. Чтобы тело немного приоткрыла, когда за прилавком, потому как парни если и подходят, то еще быстрее отходят.

Факт, у Марии с противоположным полом не слишком ладилось. Никаких разбитых сердец, только старперы ручку, бывало, поцелуют и на декольте уставятся. Да и существует ли она, любовь? А то, может, она только там, за стеклом телевизора и только в Америке или в Бразилии?

Подойдет баба к ее прилавку и скажет: «Дайте‑ ка мне тот чайник, а то у меня мужик опять, черт бы его побрал, сжег. Все футбол свой смотрел, поставил воду на чай и забыл. Одни убытки от него, я его в доме только и держу, чтобы спинку мне почесал, когда зачешется. Сорок лет вместе, как‑ никак! » На что мать Марии, смеясь: «А больше он вас нигде не чешет? »

И Мария опускает глаза, потому что на базаре научилась жизни. Теперь‑ то она знает, кто такая уличная девка и что такое точка G. В киосках лежат журналы «Bravo Girl», а внутри – полезные советы. Удивительное тайное знание из области родительского алькова. «Дорогая “Браво”, мне тринадцать лет, и вот уже два года я это делаю с моим парнем. Пишу тебе, потому что не знаю, если мы так долго целуемся с языком, то могут ли потом у нас появиться дети? Ваша постоянная читательница». И редакция отвечает, что о проблемах созревания лучше всего поговорить с мамой, с педагогом или ксендзом и что, кроме того, парни любят покусывать соски. Рядом цветные снимки, на которых изображены обнимающиеся пары в неглиже. Как в песне:

 

Любовник мой, твое лицо

Как у разбойника, у зверя,

Рабыня я теперь твоя,

Так ты бери меня скорее!

 

Фантазия Марии работает, но она не в состоянии возбудить себя любовью. Даже если на какой‑ то момент у нее и засосет внизу живота, потом все равно охватывает отупение. Она мечтает о любви, но не знает, что с ней делать. Запрокинуться в артистическом изломе, томно закатить глаза и приоткрыть рот?

Вечером она спрашивает сама себя, всем ли положена любовь на этом божьем свете. Слова порхают в голове Марии, и если ее вдруг спросить: «О чем ты думаешь? », то она, удивленная тем, что нашелся кто‑ то, кто ее заметил и обратился к ней с вопросом, ответила бы: «Я? Думаю? » Ее контакты с людьми, с подругой – все это шло по инерции и потому, что «так надо». Поздороваться с соседкой, ответить клиенту. Даже заполнить в газетном психологическом тесте рубрику «Увлечения» для Марии проблема. Какие уж там увлечения с такими серыми волосами, с мечтами о номере «Моды на успех» или хотя бы «Нашего церковного прихода».

Тем временем жизнь в районе Охота – это вам не красочный сериал на телеэкране. Реальность здесь сводится к функциям, воспроизводимым с пиететом. Поддайся гипнозу в знакомой и безопасной среде, в удобной монотонности – и ты выживешь, перекантуешься до самого конца этой жизни. Женщина Нерассуждающая всегда может заняться уборкой, не так ли?

В маленькой двухкомнатной квартирке на Опачевской беспорядок образовывался, можно сказать, сам собой. Достаточно было закрыть глаза или выключить свет, как бумаги и пыль начинали размножаться и почковаться. Двадцатилетней Маньке оставалось только, глубоко вздохнув, надеть фартук, в котором она работала на рынке, и пуститься в обход. Прихожая: вразнобой стоит обувь, надо выровнять. Ой, а грязная‑ то какая! Стало быть, надо тряпочкой протереть и почистить. Кроссовки, кеды, старые сапоги. Ее обувь выглядела хуже, чем у остальных членов семьи. У нее никогда не доставало сил подумать о чем‑ то для себя. Одежду она снашивала до последней нитки, обувь заменяла, только когда в подошве появлялась дыра или туфли скособочивались, причем на обе стороны сразу. Наконец, ботинки блестели, и их можно было ровненько поставить рядком. От самых маленьких до самых больших. Нет, может, лучше одни за другими, парами, готовыми маршировать. Хм… а как все‑ таки лучше?

Потом надо будет пропылесосить коврик, потому что на нем оседает все принесенное с улицы. Комочки глины, грязь, собачьи какашки. Хоть и лежит тряпка, никто из домочадцев не потрудится вытереть подошвы. Наверное, потому, что никому из них не приходилось убираться так тщательно, как это делает она.

Грязь отовсюду приносили мимоходом. Дыхание улицы, тротуара, земли. В убранном и ухоженном интерьере это было словно скрежет на фоне согласного звучания всего остального. Надо избавиться от него, выкатив самые мощные орудия: пылесос, щетку, мокрую тряпку, губку. Слава богу, справилась. Теперь надо навести порядок с пальто и куртками. Что творится: еще мгновение, и нагромождение верхней одежды вырвет из стены рахитичные крючки. Следует все снять, разложить по ранжиру, проверить, нет ли дыр. Отцу заглянуть в карман в поисках запретных сокровищ. Ничего нет. Использованные носовые платки, двадцать грошей, обертка от жвачки. Далее: остатки батончика, водочная этикетка. Проходят часы, а Манька успевает управиться только с прихожей. Это хорошо: чем больше времени уходит на бессмыслицу, тем лучше, тем ближе конец всей этой бессмыслицы.

Потом ванная. Ну, здесь можно просто снимать рекламу для телевидения. Налет на ванне, ржавый кран и смердящий толчок. К тому же вечно забитый слив стиральной машины и неизменно висящие на веревке трусы. Вообще‑ то в этом помещении работе ни конца ни краю. Однако Домохозяйка не пасует перед превратностями судьбы и смело принимает вызов. Думаете, не справится? Справится.

За пояс фартука засунула запасные резиновые перчатки и специальную тряпочку, купленную в «Телемагазине на диване». Тряпочка – подарок от матери ко дню рождения, эффективно очищает любые поверхности, не оставляя разводов. Благодаря специальным волокнам полистирола и асбеста ей доступны самые недоступные щели и углы. Прекрасно зарекомендовала себя в мытье, например, стыков между кафельными плитками. А ведь мы знаем, что именно там размножается грибок и скапливаются остатки мыла. Негативное воздействие возбудителей болезней на семью – научно установленный факт, так что надо постараться, чтобы каждый уголок дома блестел и дышал свежестью. В этом деле нам поможет уникальная жидкость против загрязнения и образования налета. Манька когда‑ то увидела ее на базаре у одного мужика, который на складном столике показывал, насколько эффективно это уникальное средство. На глазах публики он отчистил пригоревшую сковородку и ржавую кастрюлю. Просто чудо средь бела дня. Легким движением руки убрал с поверхности всю грязь и прохрипел обступившим его женщинам: «Уникальная акция – всего за 9, 99». А уж сколько было бонусов: и мыльце, и магнитик на холодильник. Словом: выгодная покупка. Ой, дайте мне это чудо в спрее, а пожалуй, еще одно возьму, про запас.

Все это чистящее, дезинфицирующее и уничтожающее всякую нечисть добро сливалось в бурный поток. Губки и салфетки в ее руках плясали и вожделенно прогибались.

«Боженька нам сверху машет, если у нас тряпка в руках пляшет», – напевала коленопреклоненная в силу производственной необходимости Хозяйка. Самые сокровенные женские молитвы возносились в эту минуту из многих польских домов, сливаясь в симфонию ритмичных шур‑ шур тряпкой, мочалкой, губкой и благозвучных буль‑ буль смываемых водой уникальных средств. Богоматерь Убирающая сосредоточенно отмечала каждое доброе дело жриц домашнего очага. Умножала число домочадцев на жилплощадь и получала среднее время работы. Потом все это суммировала в персональной рубрике и подчеркивала красным. Как эти женщины стараются, как просто всего лишь что‑ то пообещать им и тем самым сподвигнуть к работе. Стоит шепнуть, намекнуть время от времени с амвона, что обязанность женщины – служить ближним, что это единственный путь истинно верующей Матери и Жены. А на другой день только успевай записывать. Как они дружно начинают с семи утра свой танец: сборы детей в школу и мужа на работу, покупки, стирка, круженье‑ верченье, уборка, штопка, глажка. И – к пышущим адским жаром кастрюлям. Чтобы было на столе первое, второе и третье. Вот так. А если иной раз возьмутся готовить из полуфабрикатов или заморозок, то аж шторы задергивают, чтобы никто не увидел этого компрометирующего факта. Нет, они не идут легким путем, просто время теперь такое, что в финансовом отношении невыгодно лапшу раскатывать да хлеба печь. Вот и приходится женщине покупать готовое. А ведь знает, сколько химии внутри сидит, сколько этих убийственных Е‑ 666. Вот так и подтравливает семью, а что поделаешь, если в кармане ни шиша.

И так везде – от деревень до больших городов. До нашей улицы, до Опачевской. Беда Домохозяйке, если она просит хоть немного денег на день грядущий. У каждой из них свой способ: кое‑ кто как бы извиняясь всем своим существом, теребя в руках краешек блузки, «не мог бы ты, а то картошка совсем кончилась… и ребенку завтра за экскурсию платить». И тогда сам отлипает от телевизора, раздраженный: ну что там еще опять! Лезет в бумажник. Вот они, денежки, перебирает, достает нужную бумажку, добавляет пару монет, и женщина быстро исчезает, чтобы не раздражать его. В прихожей сует трофей в кошелек и прячет в потертую сумочку. Еще есть метод – «безотказный» называется. Женщина встает в боевую позу, ноги широко расставлены, и вызывающим тоном небрежно бросает: «Гони монету, я на мели». Разумеется, тем самым Мать‑ Кормилица‑ Поилица отправляет послание и всей семье: мол, легко ли ей в голове держать все нужды домочадцев, сколько сумок с продуктами придется завтра притащить! Несколько иначе дело складывается у женщин, которые где‑ то работают. Здесь разговоры о финансах проходят в более деловом стиле. Бывает по‑ разному: или разделение расходов пополам, или индивидуальные расходные статьи: ты оплачиваешь счета, я – ед у  .

Наша Марыська явно была представительницей первой, страстотерпческой, категории и много, должно быть, настрадалась, выпрашивая необходимые ей деньги. Но зато какое удовлетворение, когда тратишь: удалось получить еще двадцать злотых, значит, можно позволить что‑ нибудь сладенькое. С другой стороны, вырванные у отца деньги носишь иначе, чем свои собственные. Вроде как переносишь ценный фарфор. Не свой. Не для себя. Привкус важности и небезопасности процесса обостряет все чувства и приводит к тому, что простое хождение по магазинам превращается в изобилующую препятствиями экспедицию. Распродажа, акция, оказия, десять процентов скидки, подарок внутри или при оплате на кассе. И купоны. Собираемые в отдельный конверт, который всегда с собой, в сумке, на всякий случай. Как же все это трудно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.