|
|||
1 РАЗВИТИЕ ПОСТПЛАНОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИМониторинг — система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в окружающей среде и обществе, результаты которого служат для обоснования управленческих решений по обеспечению безопасности людей и объектов экономики. В рамках системы наблюдения происходит оценка, контроль объекта, управление состоянием объекта в зависимости от воздействия определенных факторов. Значимость мониторинга определяется его функциями, к которым относят: • постоянное наблюдение, с помощью системы установленных индикаторов, за состоянием предприятия; • установление критериев и нахождение степени отклонения от них; • проведение постоянной диагностики, которая позволяет выявить причины и принять необходимые шаги к их устранению. Применяя мониторинг, у муниципалитетов появится возможность наблюдения за такими элементами, как: • полное или частичное использование ресурсов; • поэтапное выполнение плана мониторинговых исследований (соответствие сроков мероприятий графику выполнения работ, соблюдение технологий, методов, процедур и т. п); • результаты проведения системы мониторинга; • влияние применяемой системы мониторинга на объект [5, c. 71]. Следует так же отметить, что мониторинг является самостоятельным направлением управленческой деятельности муниципального образования. Особенность системы мониторинга заключается в том, что его разработка возможна в том случае, если есть четко определенный показатель изучаемой системы. В данном случае показателем будет являться муниципальное образование. Зная, что мониторинг относится к одной из общих функций управления, мы можем сказать, что он служит основой для таких функций как планирование, контроль, мотивация труда и т. п. Именно мониторинг позволит создать необходимые условия для качественного социального и экономического планирования даже такой сложной социальной системы, как муниципальное образование. Основным практическим направлением применения мониторинга является информационное обслуживание процесса управления в конкретной предметной области. Основной областью развития муниципального образования является промышленный комплекс, который оказывает большое влияние на экономическое и социальное развитие территориального образования. Основу промышленного комплекса составляют градообразующие предприятия муниципального образования [5, c. 74]. Предприятия находятся под постоянным наблюдением и контролем, что приводит к устойчивому развитию не только комплекса, но и муниципалитета. Мониторинг устойчивого развития - это целенаправленный процесс оптимального выбора методов непрерывного контроля, позволяющих промышленному предприятию эффективно функционировать и устойчиво развиваться длительный период времени. Использование системы мониторинга в муниципалитете позволит регулировать экономическую деятельность промышленного комплекса и обеспечит позитивный экономический эффект на уровне региона. Система мониторинга будет работать более эффективно, если органами управления муниципалитетом будет разработан качественный план развития и управления. В основе качественного планирования существующие взаимосвязи должны быть построены по принципу взаимодействия всех структур и уровней управления. Такая организация позволит повысить уровень взаимодействия управленческих структур, обеспечит экономичное распределение ресурсов и устранит дублирование. В процессе планирования должны выполняться ряд условий, таких как: • наличие специалистов, способных не только создать план муниципального образования, но и увязать его с плановыми показателями систем высшего уровня; • создание необходимых условий для реализации запланированных мероприятий; • взаимодействие органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами; • обладание современной информационной базой данных, которая позволит прогнозировать перспективы муниципального развития [8, c. 49]. На наш взгляд наиболее важным является обладание информационными источниками, которые объективно отражают положительные и отрицательные процесс в социально-экономической сфере. Во многих муниципальных образованиях у руководства нет такой возможности. Муниципалитеты подвержены влиянию внутренней и внешней среды. Под внутренней средой понимается совокупность всех звеньев муниципального образования, которые обеспечивают положительную динамику основных социально-экономических показателей. Под внешней средой следует понимать бесконфликтное взаимодействие с окружающей средой, а именно с потребителями, поставщиками, конкурентами, финансово-кредитными органами, налоговыми органами и другими контролирующими организациями. Внутренняя и внешняя среда постоянно взаимодействуют друг с другом, и тем самым способствуют формированию экономической устойчивости муниципального образования. Внешняя среда, как правило, оказывает определенное влияние на внутреннюю среду, а внутренняя оказывает благоприятные воздействия на внешнюю и как следствие обеспечивается высокая конкурентоспособность и устойчивость муниципального образования [8, c. 50]. Построенная система мониторинга для эффективной системы планирования жизнедеятельности муниципального образования реализует и функцию контроля. Сформированные механизмы приведения в исполнение и контроль намеченных планов на основе мониторинговых данных позволяют вовремя реагировать на происходящие трансформации внутренней и внешней среды, внося необходимые коррективы в планы, программы и проекты. В процессе работы система мониторинга будет осуществлять ранжирование приоритетных направлений развития муниципального образования. Она позволит определить и установить наиболее важные цели, которые необходимо решить в первую очередь. Определение этих вопросов предоставит возможность выделить главные направления планирования. В настоящее время в муниципальных образованиях сохраняется приверженность традиционным линейно-функциональным организационным структурам управления. Однако наметилась тенденция к переходу от жестких механистических организационных структур к гибким, органическим. Именно мониторинг выступает важным фактором для определения ситуации, необходимой для такой перестройки. Управленческий мониторинг позволит выявить эффективность реализации тех или иных взаимосвязей и покажет возможные пути организационного развития. Главной целью развития муниципального образования является повышение качества жизни его населения. Достижение необходимого уровня развития можно достичь за счет взвешенного и оптимального планирования. Система планирования приобретает большое значение не только для властных структур муниципалитета, но и для его населения. Это связано с тем, что в последние годы значительно уменьшились государственная поддержка, а именно произошло сокращение государственных инвестиций в региональное развитие, отменено большинство дотаций [2, c. 100]. Сегодня мониторинг востребованным, это обуславливают следующие факторы: • резкая необходимость в вопросах освоения новых методов и способов внутрипроизводственного учета и контроля, которые в дальнейшем приведут к повышению уровня конкурентоспособности промышленных предприятий комплекса; • потребность в новых методах в области экономического анализа на предприятии; • адекватная оценка состояния рыночной экономики; • возникающие сложности в организационных структурах предприятия (слияние отдельных предприятий в единое целое), которые требуют постоянного наблюдения как уже за существующими подсистемами, так и вновь созданными. При внедрении и использовании системы мониторинга должны учитываться задачи, которые возникают перед руководством промышленного комплекса, и которые в дальнейшем предстоит решать.
|
|||
|