Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Автор неизвестен 20 страница



Арка ворот сориентирована на центральное и важнейшее сооружение ансамбля - Петропавловский собор, точнее, па его восточный фасад. Словно врисованный в просвет арки, он вторит композиции ворот. Раньше эта эффектная перспектива открывалась с подъемного моста через ров, направленного по той же оси. Пространственная взаимосвязь ворот и собора составляла стержень всего ансамбля.

К Петропавловскому собору ведет центральная аллея. Вблизи Петровских ворот ее фланкируют протяженные одноэтажные здания. Справа - быв. Артиллерийский цейхгауз (1801-1802 гг. ), в котором ныне размещается Ленинградское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Слева - быв. Инженерный дом (1748-1749 гг. ) с высокой крышей и белыми деталями на розовом фоне стен.

Посередине крепости еще в 1703 г. была построена деревянная церковь. Существующий собор возводился по проекту Д. Трезини с 1712 по 1733 г. В первую очередь воздвигли многоярусную колокольню с высоким шпилем.

Она стала символом утверждения России на приморских землях, ведущей доминантой, которая воспринималась со всех концов города и с Финского залива.

Петропавловский собор явился новым словом в истории отечественного зодчества. В образе здания заметно творческое претворение композиционных приемов итальянской архитектуры, сооружений Прибалтики и Северной Европы. Собор в стиле раннего петербургского барокко сочетает строгую простоту фасадов с выразительным силуэтом, динамичным нарастанием ярусов колокольни, усиленным как бы пружинящими очертаниями волют. Движение ввысь завершается стремительным взлетом шпиля. Венчает его флюгер в виде фигуры летящего ангела с крестом.

В 1756 г. здание загорелось от удара молнии. При восстановлении были уменьшены размеры купола, упрощена форма крыши. Спустя столетие, в 1857-1858 гг., по проекту инж. Д. И. Журавского сделан металлический шпиль, достигший высоты 122. 5 м. Собор и поныне остается самым высоким архитектурным сооружением Ленинграда.

Еще в 1720 г. на колокольне установили часы с курантами. Они погибли при пожаре 1756 г., а через 20 лет зазвучали куранты новых часов, созданных голландским мастером О. Крассом. С 1952 г. куранты исполняют в 6, 12, 18 и 24 часа мелодию Гимна Советского Союза.

Интерьер собора напоминает парадный зал. Расписанные под мрамор пилоны делят его на три нефа. Настенные живописные картины выполнены А. Матвеевым, Г. Гзелем и

Петроградский район

другими художниками. Яркой позолотой, легкостью и изяществом линий и форм, ослепительным великолепием выделяется резной иконостас - шедевр декоративного искусства барокко. Он создан по проекту И. П. Зарудного в 1722- 1729 гг. московскими мастерами.

Значение собора как памятника русской воинской славы подчеркивалось тем, что в нем хранились трофейные знамена, ключи от городов и крепостей, взятые в победоносных войнах со Швецией и Турцией.

Здание служило и царской усыпальницей. Здесь похоронены русские императоры от Петра I до Александра III. Могила основателя Петербурга находится у южного входа в собор. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны исполнены из яшмы и орлеца камнерезами Петергофской гранильной фабрики (1890-1906 гг., арх. А. Л. Гун). У восточного фасада собора сохранилось небольшое кладбище, где погребены коменданты крепости.

В 1896-1906 гг. рядом с собором по проекту арх. Д. И. Гримма было возведено под руководством зодчих А. И. Томишко и Л. Н. Бенуа здание великокняжеской усыпальницы, увенчанное куполом и золоченой главкой. Мозаики на фасадах созданы по оригиналам художника Н. Н. Харламова в мастерской В. А. Фролова. Перед западным входом установлена стройная ограда. Она сооружена в 1904-1906 гг. арх. Л. Н. Бенуа по образцу знаменитой решетки Летнего сада.

Напротив усыпальницы, в глубине небольшой площади, стоит двухэтажная постройка

с четырехколонным портиком - быв. Обер-офицерская гауптвахта. Каменное здание было построено в 1748-1749 и перестроено в 1907-1908гг. За ним Невские ворота, единственные из шести ворот крепости, которые выходят на Неву. Под аркой оформлена " Летопись катастрофических наводнений". В ней отмечены наивысшие подъемы воды в 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 гг. Включенный в " невский фасад" крепости портик ворот с парными колоннами, пересеченными огромными гранитными блоками, создан в 1784-1787 гг. по проекту арх. Н. А. Львова.

Перед воротами расположена гранитная Комендантская пристань, связанная с берегом трехпролетным мостом (1760- 1770-е гг. ). Эта пристань была молчаливым свидетелем отправки многих узников крепости на смертную казнь или на каторгу. Поэтому бытовало и другое название Невских ворот - " ворота смерти".

Немного западнее выступает вперед Нарышкин бастион, над которым высится Флажная башня, сооруженная в 1731 году. Каждый день в 12 час. с бастиона раздается пушечный выстрел. Старый петербургский обычай - отмечать стрельбой из вестовой пушки полуденное время - был! возрожден в 1957 г.

Между Нарышкиным бастионом и Петропавловским собором расположен быв. Комендантский дом (1743-1746 гг., строитель - инж. де Марин). Фасады его декорированы фигурными наличниками и рустованными лопатками. Он составляет ансамбль в стиле барокко с Инженерным домом.

В Комендантском доме 12 июля 1826 г. был оглашен

Петропавловская крепость

приговор Верховного уголовного суда декабристам. Пятеро руководителей были осуждены на смертную казнь, остальные - на разные сроки каторги и ссылки. Позднее здесь проходили процессы петрашевцев, революционных народников.

Прошли десятилетия... 25 октября 1917 г. в здании разместился полевой штаб Военно-революционного комитета для непосредственного руководства штурмом Зимнего дворца. Члены ВРК Н. И. Подвойский, В. А. Антонов-Овсеенко и комиссар крепости Г. И. Благонравов составили ультиматум Временному правительству с требованием о капитуляции. Ультиматум не был принят. И тогда с Нарышкина бастиона прозвучал холостой выстрел, а на мачте Флажной башни загорелся красный фонарь. Это был сигнал к историческому выстрелу " Авроры". Крепость поддержала пулеметным и орудийным огнем отряды, штурмовавшие Зимний дворец...

На площади перед главным, западным, фасадом Петропавловского собора находится миниатюрный Ботный домик, построенный в 1762- 1766 гг. по проекту арх. А. Ф. Виста. Предназначался он для хранения " дедушки русского флота" ботика Петра I. Теперь эта реликвия экспонируется в Центральном военно-морском музее. Архитектура Ботного домика тонко согласована с его окружением. Высокая кровля с переломом, фигурные наличники напоминают постройки стиля барокко, а портики с парными колоннами вторят композиции большинства входных ворот. Сооружение увенчано терракотовой статуей Навигации (1891 г., ск. Д. И. Иенсен).

Перспективу центральной аллеи и западную сторону площади замыкает лаконичный и монументальный фасад с широким ризалитом посередине и круглыми башнями по краям. Это основное здание Монетного двора, возведенное в 1798-1806 гг. арх. А. Порто, является выдающимся памятником промышленного зодчества эпохи классицизма.

Монетный двор - одно из старейших предприятий города. Из Москвы в Петербург оно было переведено в 1724 г. До постройки специального здания монету чеканили в помещениях Трубецкого и Нарышкина бастионов. Наряду с монетным развивалось медальерное производство. Огромный вклад в развитие отечественного медальерного искусства внес художник Ф. П. Толстой, работавший на предприятии с 1810 г., а позднее - А. Ф. Васютинский, ставший основоположником советской школы медальеров. С 1922 г. на Монетном дворе чеканится советская разменная монета. Здесь же изготовляются ордена, медали и нагрудные знаки.

Тесно застроенная западная часть крепости напоминает о трагических страницах ее истории как царской политической тюрьмы.

Местом заключения крепость стала еще в петровское время. В 1718 г. в казематы Трубецкого (юго-западного) бастиона доставили царевича Алексея и близких к нему участников оппозиции реформам Петра I. В XVIII в. здесь находились высшие карательные учреждения - сначала Тайная канцелярия, а позднее Тайная экспедиция Сената. В ряду узников того времени - автор " Книги о скудости и богатстве" И. Т. Посошков, ру

За к. No 496

Петроградский район

ководитель патриотического антибироновского заговора А. П. Волынский, неудачливая претендентка на российский престол " княжна Тараканова", вельможи и сановники, ставшие жертвами дворцовых переворотов.

В 1790 г. в крепость был заключен писатель и революционный мыслитель А. Н. Радищев. С этого времени ее узниками становятся деятели освободительного движения, сотни лучших людей России. Для их содержания использовались казематы бастионов и куртин, а также Секретный дом Алексеевского равелина и тюрьма Трубецкого бастиона.

Первый случай массового заключения состоялся в 1820г., когда в крепость были доставлены солдаты лейб-гвардии Семеновского полка, протестовавшие против аракчеевского режима в армии.

В 1825-1826 гг. около трехсот членов тайных обществ декабристов и более семисот солдат и матросов, рядовых участников восстания 14 декабря 1825 г., прошли через застенки царской тюрьмы.

Многие декабристы содержались в период следствия в одиночных камерах Секретного дома. Это одноэтажное треугольное в плане здание было построено в 1797 г. на территории Алексеевского равелина и предназначалось для наиболее опасных " государственных преступников". Двадцать лет томился здесь в одиночном заключении декабрист Г. С. Батеньков.

В 1849 г. в Секретный дом доставили членов кружка М. В. Буташевича-Петрашевского, и среди них - Ф. М. Достоевского. В 1851-1854 гг. пленником Алексеевского равелина был М. А. Бакунин. В

1862-1864 гг. здесь содержался вождь революционных демократов Н. Г. Чернышевский. В тюремном застенке он написал роман " Что делать? ".

С начала 1880-х гг. в Секретном доме был установлен каторжный режим для узников-народовольцев, рассчитанный на то, чтобы заменить смертную казнь медленным, но верным убийством.

В равелине погибли народовольцы А. Д. Михайлов, Н. Н. Колодкевич, С. Г. Ширяев, Н. В. Клеточников, А. И. Баранников, М. Р. Ланганс, М. В. Тетерка. Оставшиеся в живых были переведены в 1884 г. в Шлиссельбургскую каторжную тюрьму. После этого Секретный дом был закрыт и затем разобран.

Однако еще в 1872 г. внутри Трубецкого бастиона выстроили новую тюрьму на 69 одиночных камер и два карцера. Заключенные подвергались непрерывной пытке одиночеством, бездеятельностью и могильной тишиной. В 1897 г., не выдержав ужаса одиночного заключения, покончила с собой революционерка М. Ф. Ветрова. Она облила себя керосином из настольной лампы и подожгла...

За сорок пять лет существования этого царского застенка в нем содержалось около полутора тысяч узников. Ни одному из них не удалось совершить побег. Но даже изощренно жестокий режим заключения оказался неспособным сломить волю и веру революционеров.

В числе заключенных тюрьмы Трубецкого бастиона были революционные народники 1870-х гг. и герои " Народной воли", среди них - А. И. Ульянов и его товарищи. С середины 1890-х гг. в тюрьме на

Петропавловская крепость

ходились соратники В. И. Ленина, члены петербургского " Союза борьбы за освобождение рабочего класса" и агенты " Искры" Н. Э. Бауман, М. А. Сильвин, 3. П. Невзорова, П. Н. Лепешинский, В. П. Ногин и многие другие пролетарские революционеры. В 1905 г. в камеру No 60 был заключен А. М. Горький. В крепости он создал пьесу " Дети солнца".

В 1906-1908 гг. в тюрьме Трубецкого бастиона проходили заседания Петербургского военно-полевого и военно-окружного судов. Ими были вынесены смертные приговоры многим борцам первой русской революции.

Последними узниками царизма в крепости были солдаты Павловского полка, перешедшие на сторону восставшего народа в февральские дни 1917 года. 28 февраля они были освобождены восставшим гарнизоном крепости.

После взятия Зимнего дворца в ночь на 26 октября 1917 г. в тюрьму Трубецкого бастиона были доставлены арестованные министры Временного правительства.

С 1924 года крепость стала музеем. Первыми открылись для посетителей Петропавловский собор и быв. тюрьма Трубецкого бастиона. Ныне на территории крепости размещаются дирекция, научные отде

лы и экспозиции Музея истории Ленинграда.

В помещениях быв. великокняжеской усыпальницы развернуты две экспозиции: " История строительства Петропавловской крепости" и " История Ленинградского Монетного двора".

Постоянно действующая выставка " История Петербурга - Петрограда в 1703-1917 годах" (в бывшем Комендантском доме) отражает древнейшее прошлое приневских земель, основание города на Неве, развитие экономики и городского. хозяйства, общественного и революционного движения, науки и культуры. В здании воссоздан зал, где выслушали приговор декабристы.

В Иоанновском равелине открыта экспозиция " История советского ракетостроения". Она занимает помещения, в которых в 1932-1933 гг. размещались испытательные стенды и мастерские первой в СССР опытно-конструкторской организации по разработке ракетных двигателей Газодинамической лаборатории (ГДЛ). Руководил ею основоположник отечественного двигателестроения В. П. Глушко. В залах частично реконструирована обстановка мастерских ГДЛ.

Петропавловская крепость-уникальный музей-заповедник. Здесь на каждом шагу ощущается дыхание истории.

Петровская набережная -- парк Ленина - проспект Добролюбова Петровский остров

Начало маршрута проходит по одной из старейших частей города, где в начале XVIII в. возник первый торгово-административный и аристократический центр Петербурга. Время почти стерло здесь черты далекого прошлого. Современный облик пл. Революции и отходящей от нее вверх по Неве Петровской наб. сложился в XX столетии. Но он явственно доносит до наших дней и зримые следы начальной поры Петербурга, и память о важнейших историко-революционных событиях.

Там, где Петровская наб. подступает к истоку Б. Невки, в 1948 г. был поставлен на вечную стоянку легендарный крейсер революции " Аврора". Сейчас корабль находится на реставрации. Он будет возвращен на свое постоянное место к 70-летию Великого Октября.

Бронепалубный крейсер " Аврора", сооруженный на петербургской верфи " Новое Адмиралтейство", получил боевое крещение в Цусимском сражении 1905 г.

В феврале 1917 г. авроровцы первыми на Балтийском флоте подняли красный флаг. В ночь на 25 октября крейсер встал на боевую позицию у Николаевского моста. Радиостанция " Авроры" передала написанное В. И. Лениным воззвание " К гражданам России! ", возвестившее миру о победе пролетарской революции. В 21 ч 45 мин 25 октября с корабля прозвучал выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца.

В советское время " Аврора" стала учебным кораблем. В 1956 г. на борту крейсера открылся музей- филиал Центрального военно-морского музея.

На берегу Б. Невки находится Нахимовское военно-морское училище (Петроградская наб., 2-4). Оно было открыто в 1944 г. в здании, возведенном в 1909-1911 гг. для училищного дома им. Петра Великого по проекту арх. А. И. Дмитриева в стилизованных формах петербургского барокко. На голубом фоне стен выделяются белые

Петровская набережная

колонны, наличники, лепные детали; высокая живописная кровля с переломом увенчана легким шпилем-мачтой. Бюст Петра I, рельефные композиции и пышные картуши созданы ск. В. В. Кузнецовым по эскизам худ. А. Н. Бенуа.

В панораме Петровской наб. крупным масштабом и сильной пластикой фасада выделяется жилой д. 8, сооруженный в 1938-1941 гг. по проекту арх. Е. А. Левинсона и И. И. Фомина. Мощный ритм его гигантских пилонов отвечает широкому простору Невы.

В небольшом сквере рядом с этим зданием сохранилась старейшая постройка города - скромный деревянный Домик Петра I (Петровская наб., 6). Он был срублен солдатами-плотниками из сосновых тесаных бревен 24-26 мая 1703 г. " Первоначальный дворец" стоял на самом берегу, невские волны плескались около его стен.

Постройка напоминает одновременно русскую избу и голландский дом. Две светлицы - кабинет и столовая - разделены сенями и спальней. Стены, прорезанные широкими окнами, снаружи раскрашены под кирпич. На крыше стояли вырезанные из дерева изображения мортиры и двух бомб с " горящим пламенем".

Уже в 1723 г. Домик был защищен каменной галереей. Существующий кирпичный футляр поставлен в 1846 г. (арх. Р. И. Кузьмин). Перед Домиком в 1875 г. установлен бронзовый бюст Петра I работы ск. П. П. Забелло.

С 1930 г. в Домике размещается историко-мемориальный музей. Здесь представлены предметы быта петровского времена и личные вещи Петра I. В 1971-1976 гг. проведена реставрация (арх. А. Э. Гессен, худ.

Н. Н. Благовещенский), в ходе которой были воссозданы раскраска стен, " лунное" стекло, росписи на дверях и наличниках окон.

Рядом с Домиком Петра I в начале XVIII в. сформировался большой участок парадной застройки. Вдоль берега Невы выстроились дома виднейших сановников - А. Д. Меншикова, М. П. Гагарина, П. П. Шафирова, Н. М. Зотова, Г. И. Головкина, ученого Я. В. Брюса, директора Канцелярии городовых дел У. Д. Синявина.

В бывшем доме Шафирова в 1725 г. состоялось первое торжественное заседание Академии наук. Вокруг сложился самый ранний " академический городок", переведенный в 1727 г. на Васильевский остров.

С перенесением парадных резиденций в другие части города бывшие дворянские дома обветшали и были сломаны. На территории между Домиком Петра I и Большой Невкой с конца XVIII в. располагались склады пеньки и льна " Га-гаринский буян". Он получил название по древнерусскому слову " буян" пристань - и по причалу перед бывшим домом Гагарина у перевоза через Неву.

В глубине за сквером, окружающим Домик Петра I, возвышается многоэтажный жилой дом (Петровская наб., 4). Он построен в 1964 г. по проекту арх. В. Ф. Белова, А. А. Лейман и А. В. Говорковского. Первый этаж украшают росписи по кафелю (1969 г., худ. С. Коваленков), стилизованные в духе петровской эпохи.

На " красную линию" набережной выходит трехэтажное здание со строгими портиками и угловой ротондой (Петров

Петроградский район

ская наб., 2). Бывший великокняжеский особняк построен в 1910 г. арх. А. С. Хреновым в формах неоклассицизма. С 1918 г. в здании работал Институт по изучению мозга и психической деятельности. Его организатором и руководителем был В. М. Бехтерев. Позднее здесь находилась лаборатория озероведения, с 1971 г. - Институт озероведения АН СССР. В 1955-1977 гг. его возглавлял академик, президент Географического общества СССР С. В. Калесник.

В 1985 г. после реставрации интерьеров в быв. особняке открылся Дворец бракосочетания.

Гранитная Петровская наб. была сооружена в 1901- 1903 гг. по проекту арх. Л. И. Новикова и инж. Ф. Г. Зброжека. В результате насыпки грунта спрямленная береговая линия выдвинулась в естественное русло Невы на десятки метров. Особенно красив центральный спуск с широким каскадом ступеней, сбегающих к воде. В 1907 г. на нем были установлены гранитные изваяния мифологических существ " ши-цза" (львы-лягушки ), привезенные из Маньчжурии. Одновременно с Петровской получили гранитную облицовку участки Петроградской и Кронверкской наб.

Строительство набережных было неразрывно связано с возведением постоянного Троицкого (с 1934 г. - Кировского) моста. Этот мост - выдающийся образец инженерного искусства - сооружался в 1897-1903 гг. по эскизному проекту французского строительного общества " Батиньоль", доработанному и осуществленному под руководством видных петербургских зодчих и инженеров. Среди них

Л. Н. Бенуа, Р. А. Гедике, А. Н. Померанцев, Н. А. Белелюбский, А. П. Пшеницкий и другие.

Мост отличался новаторской и рациональной консольно-арочной конструкцией металлических пролетов. Монументальная каменная эстакада у правого берега устроена по замыслу инж. Г. Г. Кривошеина. По рисункам французских арх. Р. Патуйара и В. Шаброля создано художественное убранство: изящные перила и фонари, гранитные обелиски при въезде с бронзовыми рострами работы ск. А. -Г. Адамсона. Литье выполнено на петербургской фабрике Ф. К. Сан-Галли.

Плавная упругая дуга моста, словно отталкиваясь от берегов, устремляется к середине реки нарастающим ритмом арок. Силуэт сооружения стал неотъемлемым звеном невской панорамы. Более шестидесяти лет, до открытия моста Александра Невского, Кировский мост оставался крупнейшим в Ленинграде (его длина - 582 м).

Петровская наб. и съезд с Кировского моста вливаются в пл. Революции, быв. Троицкую, старейшую площадь города. Здесь можно с особой силой почувствовать присущие только Ленинграду ширь и размах городских пространств. Панорама площади включает в себя и дальние перспективы Невы, и зеленые кулисы парка Ленина, и вид на Петропавловскую крепость.

Связь с Невой - " главным проспектом" Петербурга - с самого начала определяла характер площади. Здесь находился первый петербургский порт. В 1705 г. на площади устроили деревянные лавки, а в 1713 г. с северной стороны

Петровская набережная

построили новый двухэтажный гостиный двор. На восточной границе площади в 1710-х гг. было сооружено мазанковое здание коллегий. Ближе к крепости стояли типография и трактир - " австерия". А в центре высилась увенчанная шпилем Троицкая церковь, построенная в 1710 г.

Уже в первой половине XVIII в. площадь утратила былое значение. Исчезли и первоначально стоявшие на ней сооружения. Лишь Троицкая церковь, неоднократно перестраивавшаяся, просуществовала до начала XX в.

9 января 1905 г. перед Троицким мостом была расстреляна мирная демонстрация рабочих Петербургской и Выборгской стороны. В память о многочисленных митингах и демонстрациях, проходивших на площади в 1917 г., она носит с 1923 г. название пл. Революции.

Штабом большевистской партии с марта до июльских событий 1917 г. являлся быв. особняк М. Ф. Кшесинской на углу площади и современных ул. Куйбышева и пр. Максима Горького. Здание было сооружено в 1904-1906 гг, по проекту арх. А. И. Гогена. Постройка в стиле модерн характерна свободной асимметричной композицией, живописным силуэтом. В отделке фасадов использованы красный и серый гранит, облицовочная плитка, декоративный металл.

В дни Февральской революции особняк был занят революционными войсками. Вскоре в нем разместились Центральный и Петербургский комитеты партии, военная организация большевиков.

В ночь с 3 на 4 апреля 1917 г. сюда приехал после торжественной встречи у Фин

ляндского вокзала В. И. Ленин. С балкона особняка он выступил перед собравшимися, призывая к борьбе за победу социалистической революции. В дальнейшем Владимир Ильич приходил сюда почти каждый день, писал статьи, проводил заседания ЦК и ПК партии. Под его руководством здесь проходили первые заседания Петроградской конференции большевиков и заключительное заседание VII (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б).

" Ленинской кузницей" назвал это здание В. В. Маяковский. Здесь, рядом с вождем, работали Я. М. Свердлов, Н. К. Крупская, М. И. Калинин, Н. И. Подвойский, Е. Д. Стасова, многие руководители и активисты партии.

В 1957 г. быв. особняк передали Музею Великой Октябрьской социалистической революции, созданному в 1919 г. (ныне филиал Центрального музея революции СССР). Музей занял и соседний дом по ул. Куйбышева, 2-4 (1909 г., арх. Р. Ф. Мельцер), в котором в 1918 г. жил М. И. Калинин. Оба здания были соединены новым корпусом (1957 г., арх. Н. Н. Надежин). Экспозиция музея рассказывает о славных страницах революционной борьбы и достижениях народа в построении нового общества.

Облик пл. Революции окончательно сложился в советское время. На углу площади (д. 1) и Петровской наб. в 1933 г. был построен крупный комплекс дома-коммуны (арх. Г. А. Симонов, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков) интересный образец архитектуры конструктивизма. Динамичная, раскрытая к окружающей среде композиция подчеркнута

Петроградский район

как бы всеченными друг в друга объемами, широкой террасой и многочисленными балконами. Повышенной монументальностью отмечены соседние здания с их грандиозными колоннадами (пл. Революции, 3 и 5). Сооружение их было закончено в 1956 г. (арх. О. И. Гурьев, Я. Н. Лукин, А. П. Щербенок). Средний корпус занимает ЛенНИИпроект - один из крупнейших в стране проектных институтов по жилищно-гражданскому строительству. Он ведет свою историю с 1925 г. В институте создаются проекты планировки и застройки всех жилых массивов города и многих общественных зданий.

В 1948 г. на площади по проекту арх. Н. В. Баранова и О. И. Гурьева был устроен партерный сквер. Он стал началом единого садово-паркового пояса, который протянулся почти сплошной полосой по южной части Петроградской стороны. Главное место в этом ландшафтном комплексе занимает парк Ленина, выходящий к пл. Революции.

Парк площадью 22 га расположен между Кронверкским проливом и пр. Максима Горького. Двухкилометровая дуга проспекта застроена только с одной правой стороны, по левой его стороне проходит парковый массив.

Почти полтора столетия на этом месте сохранялось открытое пространство, прилегавшее к Кронверку - дополнительному укреплению Петропавловской крепости. В соответствии с оборонительными требованиями эспланада не застраивалась. В 1844-1845 гг. здесь был создан Александровский общественный парк (инж. Соболев, арх. А. М. Куци). Одновременно окончательно опре

делилась и трасса окаймляющего его Кронверкского пр. С 1923 г. парк носит имя В. И. Ленина, а проспект с 1932 г. - имя Максима Горького.

Земляные укрепления Кронверка, сооруженные в 1705-1708 гг., сохранились до наших дней. Это зигзагообразные ров и вал с цепью бастионов. Укрепления в плане напоминали корону, отсюда их название " кронверк".

На восточном участке вала, ближнем к пл. Революции, в 1975 г. установлен гранитный обелиск (арх. В. А. Петров, А. Г. Леляков, ск. А. Г. Дема, А. М. Игнатьев). Памятник отмечает место, где 13 июля 1826 г. были казнены декабристы М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский, С. И. Муравьев-Апостол, П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев. Рядом на эспланаде в то же утро свершилась гражданская казнь 97 декабристов, отправленных затем в Сибирь.

Большую часть искусственного острова, на котором расположен Кронверк, занимает грандиозное подковообразное в плане здание быв. Арсенала, возведенное в 1850- 1860 гг. по проекту арх. П. И. Таманского. Массивное сооружение с краснокирпичными стенами решено в духе средневекового крепостного зодчества.

Ныне здесь находится Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Начало ему было положено еще в 1756 г. В Арсенале коллекции хранятся с 1868 г. В советское время они значительно увеличились. Богатейшее собрание образцов отечественного артиллерийского вооружения и военной техники с древних времен до на

Парк Ленина

ших дней представлено не только в музейных залах, но и на площадках вблизи здания.

Здание Арсенала связано с революционными событиями и со страницами героической обороны Ленинграда. В дни Октября здесь получали оружие красногвардейские отряды. В период блокады на территории музея работали танкоремонтные мастерские, выполнявшие срочные заказы фронта.

Берега Кронверкского пролива и территория Кронверка благоустроены в 1970-х гг. Через старинный ров по новой Кронверкской набережной сооружены мосты Восточный и Западный Артиллерийские (арх. А. В. Говорковский, инж. Б. Б. Левин).

Парк Ленина с вековыми деревьями, тенистыми извилистыми дорожками и солнечными площадками носит пейзажный характер. Вблизи пл. Революции находится один из его самых уютных и живописных уголков с каменным гротом и миниатюрными мостиками, сооруженными в 1904 г. В этой части парка во второй половине XIX - начале XX в. размещались " Заведение искусственных минеральных вод" и питомник декоративных и фруктовых деревьев. В 1902- 1906 гг. здесь было построено по проекту арх. Р. Ф. Мельцера здание Ортопедического института (парк Ленина, 5) - один из лучших образцов рационалистического модерна. На фасаде, обращенном в парк, - майоликовая композиция, созданная худ. К. С. Петровым-Водкиным.

Ныне Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена является важным теоретическим и клиническим медицинским центром. Развитие

его было связано с именами видных ученых Р. Р. Вредена - первого директора института, А. Л. Поленова, С. С. Гирголава и других.

Недалеко отсюда, в парке, установлен памятник героическому подвигу экипажа миноносца " Стерегущий" во время русско-японской войны 1904- 1905 гг. Он создан в 1909- 1911 гг. ск. К. В. Изенбергом при участии арх. А. И. Гогена и литейщика В. 3. Гаврилова.

Над кронами деревьев высятся минареты и купол мечети (пр. Максима Горького, 7), возведенной в 1910-1914гг. по проекту арх. Н. В. Васильева при участии С. С. Кричинского и А. И. Гогена. Одним из прообразов сооружения послужил древний мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, но в облике его заметны и черты " северного" модерна - суровая мощь объемов, облицованных крупными блоками гранита. Ныне воссоздается майоликовое убранство мечети, которое было выполнено в мастерской выдающегося художника-керамиста П. К. Ваулина.

Соседнее здание студенческого общежития (пр. Максима Горького, 9) сооружено в 1932 г. арх. Г. А. Симоновым. Динамичная композиция характерна для конструктивизма. В плане постройка образует силуэт серпа и молота. К ней примыкает новое здание спортивного комплекса Института инженеров железнодорожного транспорта им. акад. В. Н. Образцова, решенное в остро современных формах (1980- 1986 гг., арх. С. И. Трофименков и др. ).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.