Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Автор неизвестен 16 страница



Центральные районы

О застройке конца XVIII- начала XIX в. дают представление д. 18, 20 и 26, сооруженные в стиле строгого классицизма - 3-этажные, с колоннами или пилястрами в центре фасада, объединяющими два верхних этажа, и с треугольными фронтонами.

В д. 20, с 1812 г. принадлежавшем обер-прокурору Синода, министру духовных дел и народного просвещения А. Н. Голицыну, жили директор департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий А. И. Тургенев и его младший брат Н. И. Тургенев - известный ученый-экономист, один из идейных руководителей движения декабристов.

Квартира Тургеневых была одним из центров передовой литературной и общественной жизни Петербурга. В 1815-1818 гг. у них собирались члены литературного кружка " Арзамас", в который входили В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и другие литераторы.

После окончания Лицея к Тургеневым часто приходил А. С. Пушкин. Здесь в 1817 г. им были созданы первые строфы оды " Вольность".

Весной 1821 г. у Н. И. Тургенева состоялось совещание, положившее начало Северному обществу.

В д. 24 в 1880-х гг. жил поэт и художник Я. П. Полонский. В 1888-1892гг. П. И. Чайковский, приезжая в Петербург, останавливался здесь у своего брата Модеста. В декабре 1905 г. в этом доме в квартире Е. Ф. Крит состоялось совещание членов ЦК РСДРП с руководителями издательства " Знание", посвященное выпуску политической литературы, в котором принимали участие В. И. Ленин и М. Горький.

С именами многих деятелей русской общественной жизни и культуры первой трети XIX в. связан д. 26, построенный в 1804-1806 гг. А. Д. Захаровым. В этом доме после ранения в Бородинском бою несколько месяцев жил П. И. Пестель. Здесь же он останавливался во время пребывания в Петербурге в 1816 г. Во флигеле, выходящем на Моховую ул. (Моховая, 41), прошли последние годы жизни Н. М. Карамзина. У него бывали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский. В этом же флигеле жили друзья Пушкина П. А. Вяземский и дочь М. И. Кутузова Е. М. Хитрово, которых поэт постоянно навещал. В салоне Е. М, Хитрово можно было встретить В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя.

От угла набережной и ул. Белинского открывается вид на выдающийся памятник культового зодчества-церковь Симеония и Анны, сооруженную в 1731-1734 гг. арх. М. Г. Земцовым. Центральный объем увенчан восьмериком и куполом, выполненными из дерева. К одноэтажной трапезной примыкает многоярусная колокольня. Элементы архитектуры петровского времени, древнерусского зодчества, ордерные мотивы определяют запоминающийся образный строй памятника.

На противоположной стороне Фонтанки расположен Ленинградский цирк (д. 3). Он построен по заказу антрепренера Г. Чинизелли в 1876- 1877 гг. арх. В. А. Кенелем. Это первый стационарный цирк в нашей стране. С ним связаны имена многих выдающихся мастеров манежа.

Здесь часто бывал А. И. Куприн, любивший цирковое искусство. Большая

Набережные реки Фонтанки

дружба связывала писателя со многими артистами, цирку посвящен целый ряд его произведений. С цирком Чинизелли связана и повесть Д. В. Григоровича " Гуттаперчевый мальчик".

В 1959-1963 гг. здание Ленинградского цирка было капитально реконструировано. Здесь находится основанный в 1928 г. музей цирка.

За мостом Белинского, на левом берегу Фонтанки, в глубине парадного двора расположен быв. дворец Шереметевых, так называемый Фонтанный дом замечательный памятник русского зодчества середины XVIII в., построенный арх. С. И. Чевакинским и Ф. С. Аргуновым (д. 34). Небольшой мезонин с лучковым фронтоном подчеркивает центральную часть фасада. Нарядная чугунная ограда выполнена в 1844 г. по проекту И. Д. Корсини. На арке ворот изображен герб Шереметевых. В 1867 г. ко дворцу был пристроен северный флигель во дворе (арх. Н. Л. Бенуа).

Дворец связан с именем А. С. Пушкина - летом 1827 г. великий поэт приходил сюда позировать художнику О. А. Кипренскому.

В 1930-х гг. в одном из флигелей этого дома жила А. А. Ахматова. Здесь ее застала Великая Отечественная война, сюда поэтесса вернулась после эвакуации. Фонтанный дом является местом действия ряда сцен " Поэмы без героя".

В настоящее время в быв. дворце Шереметевых находится Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт-своеобразный штаб советских исследователей полярных широт. Ученые института вносят огромный

вклад в успешную работу Северного морского пути и в развитие народного хозяйства районов Крайнего Севера.

Институт создан в 1920 г. В его работе принимали участие выдающиеся советские ученые А. П. Карпинский, А. Е. Ферсман, Ю. М. Шокальский, Л. С. Берг, О. Ю. Шмидт, В. Ю. Визе, П. П. Ширшов, Я. Я. Гаккель и другие. Научные достижения и открытия в комплексном изучении Арктики и Антарктики принесли институту мировую известность.

Рядом с дворцом Шереметевых-протяженное трехэтажное здание, центральная часть которого выделена восьмиколонным портиком (д. 36). Оно построено в 1804-1807 гг. по проекту Д. Кваренги в характерных формах строгого классицизма для Екатерининского института - привилегированного женского учебного заведения. В наши дни здание принадлежит Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В соседнем д. 38 в 1854- 1856 гг. снимал квартиру И. С. Тургенев, в то время сотрудник журнала " Современник". В этом доме писатель работал над романом " Рудин", здесь возник замысел романа " Дворянское гнездо". В квартире Тургенева часто собирались литераторы, сотрудничавшие в " Современнике", здесь обсуждались литературные новости, велись горячие споры об искусстве. У Тургенева бывали Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, А. К. Толстой, А. Н. Островский. В 1855 г. у Тургенева остановился приехавший из Севастополя Л. Н. Толстой.

Редакция журнала " Современник", в 1846 г. перешедше

Центральные районы

го к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву, с 1847 по 1857 г. находилась на противоположном берегу в д. 19 на углу Фонтанки и Большой Итальянской (ныне ул. Ракова) в квартире Панаевых, где Некрасов прожил у своих друзей несколько лет. Здесь начал сотрудничество в " Современнике" В. Г. Белинский, а в 1850-х гг. - Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.

Соседний угловой участок в первые десятилетия XIX в. занимал дом Д. Л. Нарышкина, который был хорошо знаком со многими известными литераторами. На приемах и балах у Нарышкина можно было встретить П. А. Вяземского, В. А. Жуковского, И. А. Крылова, Н. И. Гнедича. Посещал Нарышкина и А. С. Пушкин.

В 1844-1846 гг., когда владелицей дома стала графиня С. Л. Шувалова, его перестроил арх. Б. Симон. Автор проекта фасадов, решенных в формах архитектуры ренессанса, - арх. Н. Е. Ефимов.

С 1965 г. в этом здании находится Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран, областной комитет защиты мира и Ленинградское отделение Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами. Здесь проводятся встречи с делегациями и туристами, которые приезжают более чем из 120 стран мира, международные конгрессы, заседания, симпозиумы. Посетители имеют возможность увидеть уникальные по художественной отделке интерьеры дворца - Парадную лестницу, Большой белоколонный зал, Золотую, Синюю и Красную гостиные.

Дом 25 тесно связан с историей декабризма. В нем в

1810-1820-х гг. жили декабристы Никита и Александр Муравьевы.

Семью Муравьевых, славившуюся своим гостеприимством и радушием, постоянно посещали литераторы, художники, многочисленные друзья. Приезжая в столицу, здесь останавливался поэт К. Н. Батюшков, который в одном из своих стихотворений упоминал " Фонтанку, этот дом и столько милых лиц... ". В 1818 г. в доме поселился Н. М. Карамзин и прожил здесь несколько лет. Некоторое время у Муравьевых жили художник О. А. Кипренский и известный гравер Н. И. Уткин. Здесь бывали В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, А. С. Пушкин.

У братьев Муравьевых часто собирались М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, М. С. Лунин, И. Д. Якушкин, С. П. Трубецкой, Н. И. Тургенев и др. В этом доме не раз проходили важнейшие совещания, в которых принимали участие К. Ф. Рылеев и П. И. Пестель. Здесь обсуждался проект конституции, написанный Никитой Муравьевым. Из этого дома после поражения восстания декабристов уехала к мужу в Сибирь А. Г. Муравьева.

Почти рядом с домом Муравьевых Фонтанку пересекает Невский пр.

Далее, на левом берегу, находятся здания быв. подворья Троице-Сергиевской лавры (д. 44), сооруженные в 1840-х гг. арх. А. М. Горностаевым (позже перестроены). Сейчас здесь размещается Центральная городская библиотека им. В. В. Маяковского.

Дом 46, сооруженный в первой половине XVIII в., был перестроен в 1843 г. арх. В. Я. Лангвагеном, обработав

Набережные реки Фонтанки

шим фасад здания в характерных формах барокко.

В д. 50 в 1917 г. помещалось Центральное правление Петроградского союза металлистов - крупнейшего профсоюза столицы. К Октябрю в нем состояло более 210 тыс. рабочих и преобладало влияние большевиков.

В 1948-1965 гг. в этом доме жил известный советский писатель и художник Е. И. Чарушин. Книги Чарушина для детей, которые он сам иллюстрировал, получили признание и любовь читателей всех возрастов.

... Здесь река делает плавный поворот, и в перспективе Фонтанки появляются синие купола Троицкого (Измайловского) собора (1828-1835 гг. арх. В. П. Стасов), неразрывно связанные с архитектурными пейзажами набережной, и как контраст с ними - четкий прямоугольный объем гостиницы " Советская".

Во второй половине XIX- начале XX в. левый берег реки за Аничковым мостом в основном застраивался многоэтажными доходными домами. Интересным образцом архитектуры модерна является быв. доходный дом гр. М. П. Толстого (No 54), построенный в 1910-1912 гг. арх. Ф. И. Лидвалем. Замечательная особенность здания - анфилада трех прекрасно оформленных дворов, соединенных высокими аркадами.

Еще один интересный дом на этом участке набережной- No 64, с пышными наличниками и скульптурными деталями из терракоты, фасад которого оформлен в характере дворцов итальянского Возрождения. Он построен в 1889-1890 гг. арх. Г. В. Барановским и принадлежал купцу Г. Г. Елисееву.

На правом берегу обращает на себя внимание целостный характер застройки от Аничкова дворца до пл. Ломоносова, сохранивший ритм и масштаб первой половины XIX в. Прекрасными образцами архитектуры классицизма являются д. 33 (1809-1810 гг., арх. Л. Руска), 35 (1800-е гг., арх. Х. -Г. Паульсен) и 41 (1805-1808 гг, арх. Л. Руска). В д. 35 жил известный русский писатель и музыкальный критик В. Ф. Одоевский- один из организаторов Русского музыкального общества. Литературно-музыкальные вечера у Одоевского посещали П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский. Здесь часто бывали М. И. Глинка и М. Ю. Виельгорский.

С событиями первой русской революции связан д. 55 на углу Фонтанки и пл. Ломоносова, где 10 декабря 1905 г. в квартире Л. Б. Красина собрались члены ЦК и ПК РСДРП совместно с представителями Боевой и Военной организаций при ПК, чтобы обсудить вопрос о поддержке Московского вооруженного восстания. В совещании принимали участие В. И. Ленин, Н. К. Крупская, В. А. Антонов-Овсеенко.

В этом же доме в течение многих лет жила народная артистка СССР Е. П. Корчагина-Александровская.

Мост Ломоносова (быв. Чернышев)-замечательный памятник русского мостостроения, один из семи однотипных каменных мостов через Фонтанку, сооруженных в 1780-х гг. (пять не сохранились). Четко очерчены арки его пролетов. Живописный облик придают ему четыре гранитные башни. Мост был разводной, и в баш

Центральные районы

нях находились подъемные механизмы.

Справа перед мостом на Фонтанку раскрывается пл. Ломоносова (быв. Чернышева), которая входит в грандиозный ансамбль двух площадей и соединяющей их улицы, созданный в 1828-1834 гг. по проекту К. И. Росси.

В 1892 г. в центре площади в небольшом сквере был установлен бюст М. В. Ломоносова работы ск. П. П. Забелло.

Полукруглую форму пл. Ломоносова придает главный фасад монументального здания, возведенного К. И. Росси для Министерства народного просвещения. Центральная часть фасада, подчеркнутая портиком из четырех пар колонн, стоящих на высоком цоколе, прорезана тремя арками. В перспективе одной из них виден Гостиный двор и купол Казанского собора. После победы Октябрьской революции до переезда Советского правительства в Москву здесь, на пл. Ломоносова, находился Народный комиссариат просвещения, который возглавлял А. В. Луначарский.

В архитектурный ансамбль площади входит д. 57 на наб. Фонтанки, построенный по проекту Росси (при участии И, И. Шарлеманя). Здесь находилось Министерство внутренних дел, где служили И. С. Тургенев, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин. В настоящее время это здание занимает типография им. В. Володарского. Рядом - современное пятиэтажное здание (д. 59), построенное в 1964г. арх. С. И. Неймарком и В. Ф. Хрущевым. Это Дом прессы, где размещается издательство Ленинградского обкома КПСС " Лениздат" - первое советское издательство, основанное в декабре

1917 г., редакции газет " Ленинградская правда", " Смена", " Вечерний Ленинград", " Ленинградский рабочий" и других.

Напротив - здание Ленинградской городской конторы Государственного банка СССР (д. 70-72, быв. Главное казначейство), сооруженное в 1913-1915 гг. по проекту арх. Д. М. Иофана и С. С. Серафимова. Его фасад с широкой колоннадой и ризалитами повторяет в подчеркнуто монументальных формах композицию д. 57. В 1925 г. на аттике банка установлен рельефный герб Советской державы (ск. А. А. Улин).

Стоящие рядом здания с большими арочными окнами также предназначались для финансовых учреждений-ссудной казны и сберегательной кассы (д. 74-78, 1899-1900 гг., арх. A. И. Гоген, Г. А. Бертельс, P. П. Голенищев). В одном из них (д. 76} находится Фрунзенский райком КПСС и райисполком.

За Домом прессы - здание Ленинградского академического Большого драматического театра им. М. Горького (д. 65, 1876-1878 гг., арх. Л. Ф, Фонтана). До революции здесь размещался Малый театр А. С. Суворина. После победы Великого Октября по инициативе А. М. Горького, при содействии А. В. Луначарского, М. Ф. Андреевой, А. А. Блока был создан Большой драматический театр, который по мысли его организаторов должен был стать театром " героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии", призванным передать величие и героику революционной эпохи.

Новый театр, первенец советского театрального искусств

Набережные реки Фонтанки

ва, начал свою жизнь в феврале 1919 г, В его группу вошли выдающиеся актеры Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, М. Ф. Андреева, В. В. Максимов.

Начав с произведений классики, театр одним из первых в страна обратился к образам современников. С Большим драматическим театром связаны имела выдающихся советских актеров. Среди них Е. В. Александровская, В. Т. Кибардина, В. Н. Полицеймако), ПI. Б. Луспекаев, Е. 3. Koпелян. С 1956 г. главный режиссер театра - народный артист СССР Г. А. Товстоногов.

Почти напротив театра-два крупных симметричных жилых дома (No 86 и 88), которые фланкируют начало Бородинской ул. Они построены по проекту арх. Н. К. Прянишникова одновременно с прокладкой улицы в 1912 г. Монументальные здания, возвышаясь над окружающей застройкой, воспринимаются с больших расстояний.

С событиями 14 декабря 1825 г. связан д. 90 (построен в конце XVIII в. ), где находились казармы. лейб-гвардии Московского полка. Отсюда братья М. А. и А. А. Бестужевы и Д. А. Щепин-Ростовский повели восставший полк на Сенатскую площадь.

У пересечения Фонтанки с ул. Дзержинского но обе стороны Семеновского моста расположены предмостные площади. Еще в 1700-х гг. арх. А. В. Квасовым был разработан проект планировки прилегающих к Фонтанке кварталов и предмостных площадей в местах пересечения с основными улицами. Из них до наших дней сохранились площади у Семеновского, Обуховского и Старо-Калинкина мостов.

Площадь на левом берегу реки, полукруглой формы, получила завершение после перестройки в начале XIX в. жилого д. 92., решенного в строго классических формах. Правая, прямоугольная, включает два дома с колоннадами: д. 79 {перестроен в 1831- 1832 гг. арх. А. И. Мельников) и д. 81 (1780-1790 гг. ). Они являются как бы кулисами, за которыми " открывается перспектива ул. Дзержинского, завершенная башней Адмиралтейства.

В д. 96 в 1906 г. находилась большевистская типография " Электропечатня товарищества " Дело" " где печатались брошюры В. И. Ленина, журнал " Вестник жизни", в издании которого принимали участие В. И. Ленин, А. В. Луначарский, В. В. Воровский и другие видные деятели большевистской партии. Здесь же выходили большевистские газеты " Волна", " Вперед", " Эхо", " Новая волна". Все они последовательно, под иными названиями продолжали " Новую жизнь" -первую легальную большевистскую газету, просуществовавшую немногим более месяца и закрытую царским правительством. Редактируя эти газеты, В. И. Ленин неоднократно бывал здесь.

Памятниками архитектуры конца XVIII в. являются три почти одинаковых дома на правом берегу Фонтанки-97, 99, 101. Два из них -97 и 101-принадлежали семье Олениных.

У А. Н. Оленина - первого директора Петербургской публичной библиотеки, президента Академии художеств - часто собирались крупнейшие писатели, поэты, художники, музыканты, ученые: К. П. и А. П. Брюлловы, О. А. Кипрен

Центральные районы

ский, М. И. Глинка, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич и многие другие. После окончания Лицея частым гостем Олениных был А. С. Пушкин. У них произошла первая встреча поэта с А. П. Керн, которой посвящено одно из лучших его лирических стихотворений " Я помню чудное мгновенье... ".

Дом 106-бывшая Обуховская больница, одна из первых городских больниц в России, открытая в 1779 г. Сначала она размещалась в нескольких деревянных бараках, затем в 1784 г. было сооружено каменное здание. В середине XIX в. Обуховская больница была значительно расширена и в начале следующего столетия насчитывала около трех тысяч коек. Она являлась важным центром научных исследований. Современное здание построено в послевоенные годы.

Обуховская больница связана с именами многих крупнейших деятелей отечественной медицины. В 1835-1836 и 1845-1856 гг. консультантом больницы был Н. И. Пирогов. Здесь он читал лекции по хирургической анатомии, проводил научные исследования, делал операции; в 1847 г. впервые применил эфирный наркоз. В 1880-1890-х гг. в ней работал выдающийся терапевт и общественный деятель А. А. Нечаев. Сорок лет, с 1895 г. по 1934-й, до конца жизни, проработал в Обуховской больнице замечательный хирург И. И. Греков. С этим лечебным учреждением связана деятельность известных советских врачей: терапевта Н. С. Молчанова и хирурга А. В. Мельникова. В настоящее время здесь размещаются клиники Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова.

Далее Фонтанку пересекает Московский пр. На правом берегу - полукруглая предмостная площадь, застройка которой завершена в 1949- 1952 гг. арх. В. И. Кузнецовым и В. В. Поздняковым.

В сквере на углу Московского пр. и набережной сохранился первый верстовой столб, отмечавший начало дороги в Царское Село (ныне г. Пушкин), на Москву, в южные губернии России. Мраморный столб установлен в 1774г. (арх. А. Ринальди).

На противоположной стороне Фонтанки-быв. Юсуповский дворец (д. 115). Сооруженный в середине XVIII в., он был построен в 1790-х гг. по проекту Д. Кваренги.

На Фонтанку выходят два одноэтажных флигеля на высоком цоколе, объединенные аркой въездных ворот, за которыми-парадный фасад дворца. В 1810 г. здание было передано Корпусу инженеров путей сообщения, в наши дни оно принадлежит Ленинградскому институту инженеров железнодорожного транспорта им. акад. В. Н. Образцова.

Напротив, на левом берегу находится Измайловский сад (д. 114). Еще в первой половине XIX в. этот участок арендовали всевозможные клубы, а в саду устраивало вечера Танцевальное общество. В 1901 г. в глубине участка открылся театр, сооруженный по проекту арх. П. В. Резвого. Зрелищный комплекс получил название " Буфф", что в переводе с итальянского означает " шутка". Огромную популярность ему принесли прославленные русские артисты оперетты и эстрады: А. Д. Вяльцева, В. В. Панина, А. Н. Феона и многие другие. Здесь играл Н. Ф. Монахов - впоследствии

Набережные реки Фонтанки

один из ведущих актеров Большого драматического театра. В советское время в саду " Буфф" исполнял свои произведения И. О. Дунаевский, выступали Л. О. Утесов и Л. П. Орлова.

В 1938 г. здание театра было реконструировано по проекту арх. К. Л. Иогансена. В 1955 г. установлена новая ограда (арх. Л. Кулаков и В. Уркинеев). Сад " Буфф" переименован в " Измайловский" - по названию проходящего неподалеку проспекта.

В 1960-1970-х гг. большой популярностью у ленинградцев пользовались поставленные на сцене летнего театра театрализованные представления: " От сада " Буфф" до Измайловского сада", " Повесть о танго", " Подвиг оркестра" и др.

С 1980 г. в Измайловском саду работает Ленинградский молодежный театр.

Несколько далее - бывшая загородная усадьба выдающегося русского поэта Г. Р. Державина (д. 118), принадлежавшая ему с 1791 по 1816 г., построенная его другом, известным арх. Н. А. Львовым. У Державина часто собирались члены литературного кружка " Беседа любителей русского слова". В 1840-х гг. здание перестроено по проекту арх. А. М. Горностаева для Римско-католической духовной коллегии.

Застройка следующих участков набережных Фонтанки очень разнообразна: старые домики первой половины XIX в. чередуются с доходными домами начала XX столетия (No 126, арх. И. И. Долгинов; No 131, арх. А. Л. Лишневский) и современными постройками (общежитие Ленинградского инженерно-строительного института - No 123, 1960-е гг., арх. С. И. Евдокимов). Здесь распо

лагаются больницы и промышленные сооружения.

В д. 131 с 1950 по 1979 г., до самой смерти, жил и работал замечательный советский композитор В. П. Соловьев-Седой. Автор популярных песен о Ленинграде подчеркивал огромное значение для его творчества " музыки архитектуры" родного города: " Я вслушиваюсь, и, действительно, каждый памятник, мост, особняк, каждая набережная, каждое дерево имеет свою тему, свой образ, свое музыкальное развитие, свою мелодию и подголоски. Застывшая музыка архитектуры звучит, и я отчетливо слышу это звучание".

Образ старого Петербурга оживает при взгляде с левого берега Фонтанки на перспективу Большой Подьяческой улицы: справа видна пожарная каланча, вдали - золотой купол Исаакия. В панораме Крюкова канала красуется колокольня Никольского собора.

Между Фонтанкой и Мойкой, за Крюковым каналом, соединяющим эти реки, в XVIII-XIX вв. простиралась окраинная часть Петербурга, носившая название " Коломна".

Египетский мост через Фонтанку по Лермонтовскому пр. украшен чугунными сфинксами, выполненными известным скульптором П. П. Соколовым для старого цепного моста, построенного в 1826 г. Он обрушился в январе 1905 г. при прохождении эскадрона конного полка. Ныне существующий мост сооружен в 1955 г. (арх. П. А. Арешев, В. С. Васильковский и инж. В. В. Демченко). В оформлении декоративных обелисков и решеток моста использованы мотивы искусства Древнего Египта.

Центральные районы

Недалеко от моста расположен д. 159, который отличают живописный силуэт, динамичная асимметрия композиции, выразительная пластика фасадов со свободно сгруппированными эркерами и балконами. Благодаря повороту реки дом виден издалека. Он построен в 1910-1912 гг. по проекту арх. А. Ф. Бубыря. Это один из лучших образцов архитектуры " северного" модерна.

В глубине участка, расположенного на углу Фонтанки и Лермонтовского пр., - здание гостиницы " Советская", сооруженное в 1963-1968 гг. Его авторы - арх. Е. А. Левинсон, А. И. Прибульский, В. В. Ганкевич, инж. П. Ф. Панфилов. Оно привлекает внимание лаконизмом своих архитектурных форм, контрастным сопоставлением высотной пластины основного объема и перпендикулярного по отношению к нему протяженного корпуса, выходящего на Фонтанку. Основной мотив - ленточные окна, прочерчивающие фасады по горизонтали.

За гостиницей большую территорию занимает Ленинградская бумажная фабрика " Гознак" Министерства финансов СССР (д. 142), быв. Экспедиция заготовления государственных бумаг, основанная в 1818 г. Проект нового бумагоделательного и типографского производства разработал выдающийся инженер А. А. Бетанкур. Он же руководил строительными работали. Впоследствии комплекс был значительно расширен (арх. Э. И. Жибер, Е. Р. Бах и др. ). С течением времени бумажники Экспедиции достигли такого высокого мастерства, что воспроизводили водяными знаками даже картины

известных художников. В наши дни фабрика, оснащенная современным оборудованием, производит бумагу специального назначения для Министерства финансов СССР, а также бумагу промышленного назначения: мелованную, марочную, картографическую.

Дальше расположено несколько медицинских учреждений: больница им. Урицкого (д. 148, первый в Петербурге повивальный институт) и детская больница им. Пастера (д. 152, основана в 1844 г. ). В д. 156а размещается военно-морской госпиталь, основанный Петром I еще в 1715 г. и до 1836 г. находившийся на Выборгской стороне.

В Коломне, на правом берегу Фонтанки, после окончания Лицея, в 1817-1820 гг. жил А. С. Пушкин (д. 185, перестроен). Здесь поэта часто посещали близкие друзья А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский. В этом доме Пушкин создал вольнолюбивые стихи: оду " Вольность", " К Чаадаеву", " Сказки. Noеl", острые политические эпиграммы. Здесь же была закончена его первая большая поэма " Руслан и Людмила".

В Коломне, на окраине Петербурга, молодой поэт познакомился с жизнью демократических слоев русской столицы. Позже эти впечатления отразились в целом ряде его произведений. Впоследствии Пушкин писал:

Я живу теперь не там,

Но верною мечтою

Люблю летать, заснувши наяву,

В Коломну...

В этом же доме в конце жизни поселился К. И. Росси. Всеми забытый великий зодчий умер здесь в 1849 г.

В перспективе конечного

Набережные реки Фонтанки

отрезка Фонтанки виден Старо-Калинкин мост, архитектурные формы которого аналогичны облику моста Ломоносова. Вблизи с 1817 по 1820 г. находился Благородный пансион при Петербургском университете (д. 164). После окончания Лицея здесь преподавал и жил на казенной квартире В. К. Кюхельбекер. Среди его воспитанников был будущий композитор М. И. Глинка.

На правом берегу перед мостом находится пл. Репина (быв. Калинкина), сформировавшаяся в 1760-х гг. Мраморный верстовой столб возле сквера напоминает о том, что отсюда начиналась Петергофская дорога. Он установлен в 1782 г. (арх. А. Ринальди).

На набережную Фонтанки выходит здание главной проходной Адмиралтейского завода (д. 203) - головного предприятия Ленинградского Адмиралтейского объединения, одного из крупнейших судостроительных предприятий страны. Еще при Петре I здесь появились первые мастерские по ремонту судов, затем были сооружены верфи, положившие начало так называемому " Новому адмиралтейству". В 1815 г. здесь был построен первый русский пароход " Елизавета".

В 1900 г. со стапеля " Нового адмиралтейства" сошел легендарный крейсер " Аврора".

12 мая 1917 г. на многотысячном митинге рабочих завода, организованном большевиками, выступил В. И. Ленин. Излагая задачи революции, он говорил о необходимости перехода всей власти в стране в руки пролетариата и беднейшего крестьянства.

В советские годы здесь построены десятки самых различных судов: танкеры, плавучие рыбоперерабатывающие базы, ледоколы. В 1957 г. на этом заводе создан первый в мире атомный ледокол " Ленин", в 1963-м - танкер " Ханой" водоизмещением 62 000 тонн, в 1978-м - рыбомучная база " Алексей Чуев", названная в честь токаря-универсала Балтийского завода, дважды Героя Социалистического Труда. В 1980 г. здесь построен ледокол " Отто Шмидт", предназначенный для научных исследований в Арктике.

... Четко видны на фоне неба за Старо-Калинкиным мостом огромные подъемные краны Адмиралтейского завода. Здесь, в конце Фонтанки, в ее исторический облик все сильнее входят приметы современности.

Литейный проспект - Владимирский проспект - Загородный проспект

Литейный, Владимирский и Загородный проспекты составляют как бы единую магистраль, протянувшуюся от Литейного моста до Московского пр. Эта трасса делает излом у Владимирской пл., следуя дугообразному направлению Фонтанки, История каждого из проспектов насчитывает более двух с половиной столетий, но их нынешний архитектурный облик сформировался в основном во второй половине XIX - начале XX в.

Протяженность Литейного пр. около 1. 5 км. Это одна из старейших улиц города.

В 1711 г. на левом берегу Невы был заложен Литейно-пушечный двор, снабжавший артиллерией русскую армию и молодой российский флот. Рядом построили арсенал. Возникли " Литейная и Пушкарская слободы, где жили мастеровые.

Широкая просека соединила Литейный двор с " Большой першпективой дорогой" (Невским пр. ). Вскоре просека стала улицей, получившей назва

ние Литейной, а затем проспектом. До революции территория, по которой проходит Литейный пр. и пересекающие его улицы, именовалась Литейной частью Петербурга.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.