Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Автор неизвестен 18 страница



ковского, Каляева, Петра Лаврова, Салтыкова-Щедрина). Первую линию (ул. Воинова) именовали также " набережной". На ее южной стороне, открытой к Неве, строились дома приближенных и родственников Петра I. При каменных палатах сестры царя Натальи Алексеевны существовала деревянная Воскресенская церковь, от которой пошло название Воскресенского пр., перпендикулярного к Неве (ныне пр. Чернышевского).

Вблизи проспекта в 1730-х гг. был расквартирован полк конной гвардии; позднее здесь были построены казармы Кавалергардского полка. Южнее располагалась слобода Преображенского полка, старейшего в русской гвардии (он был основан Петром I в 1687 г. ).

В середине XVIII в. на месте Смоляного двора началось сооружение архитектурного ансамбля Смольного. В конце столетия недалеко от Смольного вырос Таврический дворец с обширным садом.

Центральные районы

Это - центральные объекты предлагаемого маршрута.

От станции метро " Чернышевская", открытой в 1958 г. (арх. А. В. Жук, С. Г. Майофис), пр. Чернышевского ведет к ул. Воинова, названной в память большевика-правдиста И. А. Воинова, который был убит на этой улице в июльские дни 1917 г. До этого она более ста лет называлась Шпалерной, так как на ней (участок д. 29) в 1718-1858 гг. находилась придворная Шпалерная мануфактура.

На углу ул. Воинова и пр. Чернышевского - быв. церковь Всех Скорбящих (д. 35а, 1817-1818 гг., арх. Л. Руска), построенная в стиле классицизма. В здании располагается Ленинградское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Дом 41 по ул. Воинова отмечен портиком с изваяниями Беллоны и Марса. Это быв. казармы Кавалергардского полка (1800-1806 гг., арх. Л. Руска), ныне Высшее инженерно-строительное училище им. А. Н. Комаровского. В комплекс казарм входит и быв. полковой манеж, фасад которого со сдвоенными рустованными колоннами обращен к Потемкинской ул.

Квартал по ул. Воинова между Потемкинской и Таврической ул. занимает ансамбль Таврического дворца. На углу Потемкинской ул. - строения быв. Таврического садоводства. Ныне это питомническое объединение " Цветы", выставочный зал которого находится в реконструированном здании оранжерей (1977 г., арх. Д. С. Гольдгор, А. С. Константинов и др. ). К нему примыкает декоративная стенка с витринами, облицованная доломитом.

Таврический дворец - выдающееся произведение архитектуры строгого классицизма- сооружен в 1783-1789 гг. по проекту И. Е. Старова для кн. Г. А. Потемкина-Таврического. В глубине парадного двора, отделенного от улицы невысокой оградой (1792- 1793 гг., арх. Ф. И. Волков), расположен портик главного входа с двойной колоннадой. Изысканная скромность и простота фасадов дворца контрастировали с исключительной роскошью и великолепием внутреннего убранства.

Первоначально Таврический дворец был открыт к Неве, от которой шел канал, завершавшийся гаванью-ковшом. Эта архитектурная перспектива, входившая в панораму невских берегов, существовала до постройки в 1858-1863 гг. напротив дворца водонапорной башни и других сооружений Центральной городской водопроводной станции (арх. И. А. Мерц, Э. Г, Шуберский).

В 1900-1910 гг. интерьеры здания изменили в связи с размещением в нем Государственной думы (арх. П. И. Шестов).

Таврический дворец связан с важнейшими революционными событиями: здесь с 27 февраля по август 1917 г. шли заседания Петроградского, Совета рабочих и солдатских депутатов, работала большевистская фракция Совета. 4 апреля 1917 г. В. И. Ленин огласил в этом здании исторические Апрельские тезисы. В июне - августе здесь располагался ВЦИК Советов - руководящий орган всех Советов России.

В Таврическом дворце прошло заседание контрреволюционного Учредительного собрания, распущенного Совет

Улица Воинова

ской властью 6 января 1918 г. Здесь в январе 1918 г. проходил III Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. С докладом о деятельности Совета Народных Комиссаров на съезде выступил В. И. Ленин. В марте того же года он руководил работой VII съезда партии большевиков, проходившего в Таврическом дворце. В последний раз Владимир Ильич выступал здесь 19 июля 1920 г. на заседании II Конгресса Коминтерна.

В настоящее время в Таврическом дворце размещается Ленинградская высшая партийная школа. В историческом зале заседаний проходят важнейшие форумы Ленинградской партийной организации.

На левой стороне ул. Воинова в 1930-х гг. построены в конструктивистском стиле четыре параллельных корпуса жилкомбината для работников водопроводной станции (д. 60, арх. К. Д. Халтурин). За ними улица была расширена в ходе реконструктивных работ 1970-1980-х гг. за счет сноса малоценной застройки. В результате открылась широкая панорама ансамбля Смольного монастыря с парящим пятиглавием собора.

В 1981 г. па ул. Воинова был открыт памятник Ф. Э. Дзержинскому. Бронзовая скульптура рыцаря революции, стоящего в накинутой на плечи шинели, поднята на гранитный постамент (ск. В. Э. Горевой, С. А. Кубасов, арх. В. Б. Бухаев). Фоном памятнику служит административное здание с ребристыми ячейками окон (1980 г., арх. Д. С. Гольдгор, Т. И. Сливинская, Г. Я. Шляхова).

На подходе к Смольному слева видно двухэтажное зда

ние с высоким крыльцом, фигурными фронтонами и кровлей " с переломом", характерной для архитектуры петровского времени. Эти каменные палаты, построенные в 1714 г., принадлежали ведавшему Смоляным двором адмиралтейств-советнику А. В. Кикину. После казни в 1718 г. их владельца в " Кикина палатах" разместилась основанная Петром I Кунсткамера, находившаяся здесь до 1727 г. Здание не раз перестраивалось, постепенно утратив первоначальный облик. В годы блокады Ленинграда оно сильно пострадало от налетов фашистской авиации, ожесточенно бомбившей район Смольного. Реставрационные работы были проведены под руководством арх. И. Н. Бенуа в 1952-1957 гг. Сейчас здесь находится детская музыкальная школа (Ставропольский пер., 9).

Создание архитектурного ансамбля Смольного началось с возведения Воскресенского Новодевичьего монастыря (рядом со Смоляным двором). По своему расположению монастырь стал называться Смольным.

Работы велись по проекту Ф. -Б. Растрелли с 1748 г. В двухэтажных зданиях, окружающих крестообразный в плане монастырский двор, находились жилые покои. На внутренних углах двора поставлены башни-церкви, как бы вторящие стройному силуэту собора, сооруженного в центре. Нижняя часть собора, расчлененная на два яруса, переходит в высокий барабан центрального купола, к которому тесно прижаты стройные башни четырех колоколен. Ощущение необыкновенной устремленности ввысь рождается при взгляде на это здание. Смоль

Центральные районы

ный собор скульптурен в своей пластичности, многообразии ракурсов, динамике объемов. Неисчерпаемая фантазия декорировки, звучное сочетание лазури стен и белизны лепки, тонкая позолота маковок придают ансамблю редкую живописность.

Строительство монастыря продолжалось до 1769 г., но полностью замысел Растрелли не был осуществлен. Осталась недостроенной 140-метровая колокольня перед собором. Внутренняя отделка собора была проведена лишь в 1832-1835 гг. арх. В. П. Стасовым, по рисунку которого отлита и ажурная отрада у входа.

В быв. Смольном соборе в 1974 г. открыта выставка " Ленинград сегодня и завтра" - филиал Музея истории Ленинграда.

Площадь перед быв. монастырем в 1923 г. была названа именем Ф. -Б. Растрелли. Отсюда к Неве ведет небольшая ул. Смольного, на которой находится быв. Александровский институт (1765-1775 гг., арх. Ю. М. Фельтен). Постройка, предназначавшаяся для " мещанского училища", где воспитывались девушки из недворянских семей, является прекрасным образцом архитектуры раннего классицизма. К улице обращен полуциркульный фасад с узкими прямоугольными окнами. Сейчас здесь размещаются службы и управления Леноблисполкома.

К югу от Смольного монастыря в 1806-1808 гг. по проекту Д. Кваренги был построен Смольный институт. Его архитектура выражает основные особенности стиля высокого классицизма: четкость плана, гармонию пропорции, благородную монументальность. Лаконичные, запоминающиеся

формы здания удивительно сочетаются в едином ансамбле с великолепным сооружением Растрелли. Сильно выдвинутые боковые корпуса ограничивают парадный двор. Восьмиколонный портик главного входа поднят лад рустованной аркадой.

В Смольном институте разместилось " Воспитательное общество благородных девиц" - первое женское учебное заведение в России, основанное в 1764 г. Оно предназначалось для обучения и воспитания девушек из дворянских семейств.

Смольный институт существовал до 1917 г. В августе 1917 г. в опустевшее здание переехали из Таврического дворца ВЦИК Советов и Петроградский Совет. Начался новый этап в жизни Смольного, ставшего штабом Великого Октября.

На третьем этаже здания в октябре 1917 г. действовал Военно-революционный комитет, осуществлявший подготовку и проведение вооруженного восстания. Накануне, 24 октября 1917 г., в Смольный со своей последней конспиративной квартиры на Выборгской стороне пришел В. И. Ленин. На следующий день, 25 октября (7 ноября) им здесь было написано воззвание " К гражданам России", сообщавшее о переходе власти в руки большевиков. В 2 ч 35 мин дня В, И. Ленин, встреченный овацией, выступил в Смольном на экстренном заседании Петроградского Совета. Вечером того же дня в белоколонном зале Смольного открылся II Всероссийский съезд Советов, На заседании съезда были приняты декреты о мире и о земле - первые декреты Советской власти. В Смольном раз

Площадь Пролетарской Диктатуры

мещалось первое Советское правительство - Совет Народных Комиссаров, который возглавлял В. И. Ленин.

Первый рабочий кабинет В. И. Ленина в Смольном (музеефицирован в 1974 г. ) находился на третьем этаже южного крыла здания, где он работал с 27 октября по 10 ноября 1917 г. В дальнейшем кабинет Ленина находился на третьем этаже северного крыла, а под ним, на втором этаже, была оборудована жилая комната для В. И. Ленина и Н. К. Крупской. Здесь В. И. Ленин жил и работал до 10 марта 1918 г., когда Советское правительство переехало в Москву.

Мемориальные комнаты В. И. Ленина в Смольном в 1927 г. превращены в музей. В южном крыле Смольного - исторический белоколонный Актовый зал. Стало традицией проводить в этом зале " Ленинские чтения", посвященные важнейшим событиям в жизни страны.

В Смольном размещаются Ленинградские областной и городской комитеты КПСС. В этом здании работал С. М. Киров, возглавлявший партийную организацию Ленинграда в 1926-1934 гг. В годы Великой Отечественной войны в Смольном действовал Военный совет Ленинградского фронта, трудились руководители героической обороны города А. А. Жданов, Л. А. Говоров, А. А. Кузнецов, П. С. Попков и др.

У главного входа в Смольный в 1927 г. открыт памятник В. И. Ленину (ск. В. В. Козлов, арх. В. А. Щука, В. Г. Гельфрейх). Вождь революции изображен в. момент выступления перед народом. В 1930-х гг. пустырь перед Смольным был превращен в

сад, разбитый по регулярному плану, с цветниками и фонтанами (садовод Р. Ф. Катцер, арх. А. И. Гегелло). По сторонам главной аллеи в 1932 г. установлены бронзовые бюсты К. Маркса и Ф. Энгельса (ск. С. А. Евсеев).

В начале главной аллеи в 1923-1924 гг. по проекту В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха сооружены пропилеи Смольного. Они воспринимаются неотъемлемой частью исторического ансамбля. В лоджиях пропилеи укреплены бронзовые доски с изображением наград города-героя Ленинграда и дважды орденоносной Ленинградской области.

От пропилеи Смольного открывается вид на пл. Пролетарской Диктатуры; в 1970-х гг. она была соединена с пл. Растрелли широкой эспланадой. На восточной ее стороне сохранилось быв. здание детского приюта (1903 г., арх. В. К. Вейс), в котором с 1961 г. разместилось Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова (ул. Пролетарской Диктатуры, 5).

Свое начало оно ведет от " Рисовальной школы на Бирже", открытой в 1839 г. и предназначенной для подготовки художников-практиков широкого профиля. В развитие демократических начал и высокой профессиональной подготовки велик вклад П. П. Чистякова, И. Н. Крамского, НI. К. Рериха и других художников. После победы Великого Октября возрождению лучших традиций этого учебного заведения способствовал его директор Я. К. Шабловский.

На западной стороне пл. Пролетарской Диктатуры, напротив пропилеи, еще в 1957 г. было сооружено административное здание (арх.

Центральные районы

Д. С. Гольдгор, С. П. Подлеенова). В 1950-х гг. появилось и здание с портиком у пл. Растрелли (арх. А. И. Князев, С. Б. Сперанский). В 1974 г. закончилось строительство Дома политического просвещения (арх. Д. С. Гольдгор, Г. А. Васильев, Т. И. Сливинская, инж. Е. В. Голубев, М. П. Леонтьева). Обращенное главным фасадом в сторону Смольного, здание организует обширное пространство строгим ритмом 24 вертикальных оконных проемов и пилонов, облицованных светлым доломитом. В южной части эспланады, па углу пл. Пролетарской Диктатуры и Суворовского пр., перспективу замыкает монументальный фасад здания Леноблисполкома, над которым сияет золотом герб Российской Федерации (1981 г., арх. Д. С. Гольдгор, К. Н. Емельянов, Ю. В. Ситников, инж. Е. В. Голубев, Г. М. Волина).

Суворовский пр. соединяет пл. Пролетарской Диктатуры с Невским пр.

Обширный участок занимает комплекс построек быв. Николаевского военного госпиталя (Суворовский пр., 63). На проспект выходят корпуса, сооруженные в 1835-1840 гг. по проекту арх. А. Е. Штауберта. Внутри двора - быв. клиника (1890-1894 гг., инж. В. Н. Васильев). Из арестантского отделения Николаевского госпиталя совершил дерзкий побег в 1876 г. революционер-анархист П. А. Кропоткин. В этом госпитале 16 марта 1881 г. скончался М. П. Мусоргский.

На другой стороне проспекта в 1953 г. был возведен импозантный жилой дом, фасады которого украшены рельефами и скульптурой (No 56, арх, И. И. Фомин, С. Б. Сперанский, Г. И. Александров). Здесь в

1953-1963 гг. жил выдающийся советский артист Ю. В. Толубеев. Далее массивное здание в формах " модернизированной классики", строившееся для Академии легкой промышленности (д. 52, 1934-1937 гг., арх. П. В. Абросимов, А. П. Великанов, Л. М. Поляков, А. Ф. Хряков). За ним от проспекта начинается ул. Красной Конницы. В д. 4 по этой улице в 1950-х гг. жила А. А. Ахматова. Здесь продолжалась работа над " Поэмой без героя", создан ряд лирических стихотворений.

Далее Суворовский пр. пересекает ул. Салтыкова-Щедрина.

В нескольких шагах от проспекта стоит строгое позднеклассицистическое здание (д. 54), построенное в 1835- 1837 гг. но проекту арх. А. И. Штакеншнейдера. Здесь находился Мариинский женский институт, основанный в 1797 г. Одним из его руководителей был В. Ф. Одоевский.

На противоположной стороне проспекта расположен Военно-исторический музей А. В. Суворова. Своеобразное сооружение в неорусском стиле, с высокой кровлей, башней с шатровым завершением и зубчатыми парапетами, предназначалось специально для этого музея (д. 43, 1901-1904 гг., арх. А. И. Гоген, Г. Д. Гримм). На главном фасаде - мозаичные панно " Отъезд Суворова в итальянский поход 1799 г. " (худ. А. Н. Шабунин) и " Переход Суворова через Альпы" (худ. А. Н. Попов).

В музее демонстрируются личные вещи полководца, его боевые награды, редкие портреты. Специальный раздел посвящен суворовским традициям в советском военном искусстве.

Улица Салтыкова-Щедрина

От музея можно пройти по Таврической ул. к д. 35 (1903- 1904 гг., арх. М. Н. Кондратьев). На его углу - круглый выступ, увенчанный куполообразным завершением. В Петербурге начала XX в. этот дом был одним из центров литературной и художественной жизни. В 1905-1913 гг. здесь жил поэт и ученый В. И. Иванов. В его квартире на верхнем этаже, так называемой " башне", собирались писатели, художники, артисты, устраивались спектакли, проходили оживленные диспуты. Здесь бывали А. А. Блок, Ф. К. Сологуб, А. М. Ремизов, М. А. Кузмин, В. Э. Мейерхольд, В. В. Хлебников, О. Э. Мандельштам и др.

В 1906-1908 гг. в здании находилась художественная школа Е. Н. Званцевой, где преподавали Л. С. Бакст и М. В. Добужинский.

В 1918 г. в этом доме по заданию А. В. Луначарского была открыта " художественная школа-мастерская соцвоса ЛООНО", а с 1934 г. здесь находился и художественно-педагогический техникум - ныне художественное училище им. В. А. Серова. Учениками школы на Таврической были В. А. Гальба, О. Г. Верейский и др.

Между Таврической ул., ул. Салтыкова-Щедрина и Потемкинской на площади свыше 20 га раскинулся Таврический сад. Он создавался одновременно с Таврическим дворцом (арх. И. Е. Старов, садовод В. Гульд). Планировка сада, согласно вкусам конца XVIII в., носила пейзажный характер: были созданы искусственные холмы, пруды, проложены извилистые дорожки. В этом саду демонстрировалась построенная в 1776 г. русским

механиком-самоучкой И. П. Кулибиным крупномасштабная модель деревянного одноарочного моста через Неву. С Таврическим садом связан памятный эпизод Великой Отечественной войны. Сюда в ночь на 5 ноября 1941 г. упал первый сбитый над Ленинградом фашистский бомбардировщик. За ночной таран летчик А. Т. Севастьянов был удостоен звания Героя Советского Союза.

В послевоенные годы в саду появились спортивные и игровые площадки, эстрада, читальный зал. Сад превращен в Центральный городской детский парк. В 1962 г. на берегу пруда был открыт памятник пионерам-героям Великой Отечественной войны (с к. И. Н. Костюхин, В. С. Новиков, арх. А. И. Алымов, Ф. А. Гепнер).

Напротив Таврического сада, на ул. Салтыкова-Щедрина, 41, располагается комплекс быв. Клинического института (1878-1885 гг., арх. Р. А. Гедике, 1896-1898 гг., арх. П. И. Балинский). Директором его в 1893-1904 гг. был глава русской хирургической школы Н. В. Склифосовский. С 1913 по 1958 г. в этом доме жил и работал выдающийся советский хирург и онколог профессор Н. Н. Петров. Здесь работает Институт усовершенствования врачей им. С. М. Кирова, с которым связана деятельность многих замечательных медиков.

Соседний участок (д. 31 - 39) занимают быв, казармы Преображенского полка (1802- 1807 гг., арх. Ф. И. Волков). Особенно примечателен быв. полковой госпиталь, восьмиколонный портик которого обращен в сторону Потемкинской ул.

На этой улице расположен

Центральные районы

панорамный кинотеатр " Ленинград" (д. 4). Он был перестроен из выставочного здания (1913 г., арх. Н. Н. Игнатьев) в 1959 г. арх. И, И. Чашником. В формах раннего барокко построен д. 9 (1903-1905 гг., арх. А. И. Дитрих), принадлежавший известному медику и коллекционеру С. С. Боткину, у которого часто собирались художники объединения " Мир искусства". В 1927-1965 гг. в этом здании жил выдающийся деятель советского киноискусства В. Р. Гардин.

Раньше на этом месте находился дом, в котором в 1866-1875 гг. жил Н. С. Лесков. Здесь им были написаны " Соборяне", " Очарованный странник". В 1887 г. писатель поселился по соседству, в д. 50 по Фурштадтской ул. (ныне ул. Петра Лаврова). В этом доме он скончался 21 февраля 1895 г.

Ул. Петра Лаврова названа в память видного революционера-народника П. Л. Лаврова, жившего на ней в 1860-х гг.

(д. 12). Посредине улицы проложен бульвар. На четной стороне выделяются нарядными фасадами быв. особняки, в которых реставрировано богатое убранство интерьеров. В д. 58 (1895-1896 гг., арх. А. Н. Померанцев) находится Дворец торжественной регистрации рождений " Малютка". Дом 52 (1896-1899 гг., арх. А. И. Гоген) в 1963 г. стал Дворцом бракосочетаний.

В д. 40, в быв. здании штаба Особого корпуса жандармов, в 1917 г. разместилось руководство профсоюзами и фабзавкомами столицы - Центральное бюро профсоюзов и Центральный совет фабзавкомов, а также правления и редакции журналов многих профсоюзов. В этом здании бывал В. И. Ленин.

Ул. Петра Лаврова ведет к Литейному пр. Прогулка по улицам быв. Литейной части может подарить знакомство еще со многими интересными зданиями и памятными местами.

Лиговский проспект - некрополь " Литераторские мостки"

Лиговский проспект - важная транспортная артерия центральных районов. Проспект начинается от ул. Некрасова и оканчивается у Московского пр. Он является частью старинного новгородского тракта, соединявшего поселения в дельте Невы с древнейшим центром Северо-Западной Руси Новгородом.

В 1718-1725 гг. от р. Лиговки (в юго-западной части современного Ленинграда) по проекту директора Морской академии Г. Г. Скорнякова-Писарева был прорыт Лиговский канал протяженностью около 20 км. Часть канала совпадала по направлению с современным Лиговским пр. Канал завершался бассейнами, от которых вода поступала по трубам к фонтанам Летнего сада (существовали до разрушительного наводнения 1777 г. ). Название Бассейной ул. (ныне ул. Некрасова) напоминало об этом уникальном гидротехническом сооружении.

В 1891 г. началась засыпка той части канала, вдоль кото

рой шла Лиговская ул. (с 1956 г. - проспект).

Лиговский пр. проходит через те районы города, застройка которых велась в период капиталистического развития. В 1970-х гг. на проспекте начались значительные реконструктивные работы: снос устаревших и малоценных строений, расширение и благоустройство внутриквартальных территорий, капитальный ремонт старого жилого фонда, строительство новых производственных корпусов и жилых домов.

В начале Лиговского пр. (д. 2-4) находится комплекс больничных зданий в формах немецкой кирпичной готики (1870-1871 гг., арх. Р. Б. Бернгард, О. Г. Гиппиус; расширен в 1902-1904 гг., арх. А. И. Стюнкель). С 1922 г. в этих корпусах расположился научно-исследовательский институт туберкулеза.

Стоящий напротив д. 3 на углу Лиговского пр. и Озерного пер. принадлежит к числу памятных ленинских мест. Здесь, в квартире социал-демократа

Центральные районы

А. Н. Потресова, В. И. Ленин выступал в 1894 и 1895 гг. на дискуссиях с " легальными марксистами".

В канун 50-летия Великого Октября на Лиговском пр. был открыт Большой концертный зал " Октябрьский" (арх. В. А. Каменский, Ж. М. Вержбицкий, А. В. Жук, инж. Е. Б. Галкин, Н. В. Максимов). Его зал, вмещающий 4000 человек, оснащен современной звуковой аппаратурой. Здесь проводятся торжественные заседания, митинги. На концертах в " Октябрьском" выступают лучшие советские и зарубежные исполнители. Строгие геометричные объемы здания с огромным витражом на фасаде выделяются среди окружающей застройки. Над главным входом в " Октябрьский" помещен бронзовый фриз (ск. М. К. Аникушин). Удачным элементом монументального оформления явилась установка перед входом скульптуры " Октябрь", созданной А. Т. Матвеевым в 1927 г.

Далее по левой стороне проспекта (д. 8) - детская больница им. К. А. Раухфуса. Этот выдающийся педиатр сам принимал участие в проектировании больничного комплекса, где все отвечало требованиям медицинской науки (18671869 гг., арх. Ц. А. Кавос). Главный корпус выстроенного из красного кирпича здания обращен фасадом на проспект и отделен от него сквером с оградой.

В д. 25 в 1903 г. находилась подпольная типография Петербургского комитета РСДРП, стоявшего на позициях большевистской " Искры". Этот же дом связан с историей русской литературы: живший в нем зимой 1873-1874 гг. Ф. М. Достоевский начал здесь писать роман " Подросток".

Участок на углу Лиговского пр. и пл. Восстания примечателен тем, что в 1744 г. здесь разместился один из первых зверинцев в Петербурге - Слоновый двор. В нем содержалось более десятка слонов, подаренных русскому двору персидским шахом. Отсюда появилось сохранявшееся до начала XX в. название Слоновой ул. (ныне - Суворовский пр. ).

В середине XIX в. на этом участке на четной стороне проспекта (д. 10) вырос огромный доходный дом, заполненный ячейками " дешевых комнат-квартир". В 1961 г. здание полностью реконструировано и вошло в комплекс гостиницы " Октябрьская".

На противоположном углу Лиговского, у пересечения с Невским пр. (д. 41), в конце XIX в. находились меблированные комнаты. В них в мае 1891 г. жил В. И. Ленин; он останавливался здесь также в январе 1894 г. Это памятное здание ныне входит в состав филиала No 1 гостиницы " Октябрьская". Основной гостиничный корпус с огромным витражом в центре фасада (д. 43- 45) построен в 1902 г. арх. Г. С. Гавриловым.

За пл. Восстания проспект озеленен: вдоль трамвайных путей высажены деревья и кустарники.

На участке д. 44 в XIX в. стоял дом, в котором 26 мая 1848 г. скончался В. Г. Белинский. Ныне существующее здание - интересный образец петербургского модерна - построено в 1910-1911 гг. арх. С. П. Галензовским при участии И. А. Претро.

Названия Кузнечного и Свечного пер., выходящих на проспект, напоминают, что в XVIII в. между Фонтанкой и Лиговкой располагались сло

Лиговский проспект

боды дворцовых служителей, селившихся по роду занятий.

Среди новых зданий, появившихся на Лиговском пр. в ходе его реконструкции, - новый комбинат хлебобулочных изделий (д. 73), построенный в конце 1970-х гг. (арх. Л. И. Суходольский).

В д. 83 по Лиговскому пр. в 1881 г. скрывался на конспиративной квартире и был арестован революционер-народоволец Н. И. Кибальчич, один из основоположников отечественной космонавтики.

Обширный участок на левой стороне проспекта занимает научно-производственное объединение бумагоделательного машиностроения им. 2-й Пятилетки " Ленбуммаш" (д. 60-62). Оно ведет свою историю от известного чугунолитейного и механического завода Ф. К. Сан-Галли, основанного в 1853 г. Наряду с паровыми машинами и котлами здесь изготовляли фонари, балконные ограждения, решетки, которые украшают наш город. Основное производственное здание (д. 60) сооружено в 1868 г. арх. А. А. Докушевским. Наиболее интересен в архитектурном отношении быв. особняк владельца завода (д. 62), построенный в 1869-1870 гг. арх. К. К. Рахау в стилизованных формах ренессанса. По его же проекту построен жилой д. 58 в 1875 г. Завершает ансамбль д. 64 (1881 г., арх. Д. Д. Зайцев). Оригинальным образцом художественного литья является чугунная ограда, которая отделяет от проспекта небольшой сад с фонтаном.

На другой стороне проспекта возвышается д. 91, построенный в стиле модерн в 1913-1914 гг арх А. Л. Лишневским

Новый жилой дом работни

ков Лениздата привлекает внимание фасадом, обработанным треугольными эркерами (д. 105, 1977-1978 гг., арх. Э. В. Кондратович, инж. М. Б. Стрельцов). В его нижнем этаже располагается первый в стране магазин-клуб " Детский книжный мир".

На правой стороне проспекта, в глубине Разъезжей ул., видна колоннада Ямского рынка (1817-1819 гг., арх. В. II. Стасов). Названный так по расположению в Ямской слободе, рынок является памятником архитектуры. Сейчас в нем разместился комиссионный магазин по продаже мебели и других товаров (ул. Марата, 53).

В д. 107 (1950 г., арх. Б. М. Серебровский, И. М. Чайко) находится фирменный магазин производственного объединения швейной промышленности " Большевичка".

На подходе к Обводному каналу па правой стороне интересны еще несколько домов, сооруженных в стиле модерн: д. 125 (1906 г., арх. А. Л. Лишневский), д. 131 (1909 г., арх. А. 3. Зурабов), д. 139 (1908 г., арх. Б. Я. Зонн).

Высотная доминанта Лиговского пр. - увенчанная шпилем стройная колокольня с примыкающими полуциркульными колоннадами (1810-1812 гг., арх. А. И. Постников). В глубине двора находится быв. Крестовоздвиженская церковь (1848- 1851 гг., арх. Е. И. Диммерт), построенная на месте церкви для жителей Ямской слободы, существовавшей в середине XVIII в.

За Обводным каналом, с отступом от линии застройки, возвышается 11-этажный жилой дом (No 161) с крупным хозяйственным магазином в цокольном этаже (1968 г., арх. В. В. Попов. И. Р. Арутюнова,

Центральные районы

А. И. Эфраимович). На левой стороне проспекта в 1970-х гг. на месте снесенных старых домов построены Дом обуви (д. 474) и спортивная школа (д. 210). У пересечения с Курской ул. с проспекта видны корпуса производственного объединения " Союз" (д. 21), где изготовляются различные виды авторучек и фломастеров.

От угла Прилукской ул. привлекает внимание высокая башня Дворца культуры железнодорожников (Тамбовская ул., 63). Интересное по плану и силуэту здание облицовано красным кирпичом (1901-1904 гг., арх. Ю. Ю. Бенуа). Здесь, в быв. Лиговском народном доме Паниной, в 1905-1906 гг. неоднократно выступал В. И. Ленин. 9 мая 1906 г. на митинге рабочих была принята предложенная Лениным резолюция по вопросу о тактике РСДРП по отношению к Государственной думе.

За Расстанной ул, над проспектом проходит виадук Витебской линии железной дороги. Этот участок до Московского пр. в основном занят промышленными предприятиями.

Расстанная ул. приводит к " Литераторским мосткам".

Среди невыразительной в целом застройки этой улицы выделяется д. 20, сооруженный в стиле позднего классицизма в 1830-х гг. арх. А. Ф. Щедриным для Николаевского дома призрения (перестроен в 1905- 1908 г., арх. Вас. А. и Г. А. Косяковы). Перспективу улицы замыкают каменные ворота и шпиль быв. Воскресенской церкви на Волковом кладбище.

Это одно из старейших кладбищ города, основанное в 1756 г. В 1802 г. на нем был похоронен А. Н. Радищев (могила не сохранилась). Постепенно стало традицией погре

бение на Волковом кладбище литераторов, общественных деятелей, революционных публицистов. В 1848 г. здесь был похоронен В. Г. Белинский, в 1861 г. - Н. А. Добролюбов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.