Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Автор неизвестен 15 страница



По пр. Маклина, названному в 1918 г. в честь руководителя английского рабочего движения Джона Маклина, через канал ведет Аларчин мост,

Центральные районы

построенный в 1783-1785 гг. Ниже по течению переброшен оригинальный пешеходный Коломенский мост, первым в Ленинграде выполненный из алюминия (1969 г. ).

Дом 162 па набережной построен арх. М. Я. Климентовым на месте здания, разрушенного в годы блокады. В д. 166 - быв. особняке (1894 г., арх. О. Л. Игнатович) - находится Интерклуб моряков.

Перспектива канала завершается высокой пожарной каланчой бывшего съезжего дома Коломенской части (1840-е гг., арх. Р. А. Желязевич), Главный фасад монументального сооружения, напоминающего старинные итальянские ратуши, обращен к пл. Репина, д. 1. В этом здании в 1917 г. работал Петроградский комитет Социалистического Союза рабочей молодежи.

Название площади напоминает о том, что на ней, в доме 3/135 с 1882 по 1895 г. жил выдающийся русский художник И. Е. Репин. В мансарде - окнами на канал - находилась его мастерская. В эти годы создавались такие значительные картины, как " Крестный ход в Курской губернии", " Не ждали", " Иван Грозный и сын его Иван", " Запорожцы пишут письмо турецкому султану", У Репина бывали художники И. И, Шишкин и А. И. Куинджи, В. А. Серов и М. А. Врубель, писатели Н. С. Лесков, В. М. Гаршин и другие.

Трехпролетный Мало-Калинкин мост с гранитными обелисками-фонарями (1783 г., инж. И. Н. Борисов) отмечает устье канала. Отсюда хорошо видно нижнее течение Фонтанки и уже ощутимо дыхание взморья.

Садовая улица

Одна из главных дуговых магистралей центра города, Садовая ул. протянулась почти на 5 км от ул. Халтурина до пл. Репина. Улица проходит между каналом Грибоедова и р. Фонтанкой, следуя их очертаниям. Она начинается у самой Невы в окружении садовых массивов, затем, на пересечении с Невским пр., вступает в торговую зону. Плотная застройка основной части магистрали прерывается пространствами площадей и " островками" зелени. На всем протяжении Садовая ул. является важной транспортной артерией.

Формировалась улица постепенно. Первоначально она проходила только от Невского пр. до Апраксина пер. Здесь находились усадьбы с садами и огородами. Этим и объясняется название улицы, возникшее в конце 1730-х гг. В те же годы по проекту П. М. Еропкина ее продолжили в юго-западном направлении. На трассе улицы были созданы две большие прямоугольные площади

(ныне пл. Мира и Тургенева). В середине XVIII в. улицу несколько продлили к северу от Невского пр., а в 1820-х гг. по проекту К. И. Росси провели дальше в сторону Невы, вдоль Инженерного замка и Марсова поля.

В начале пути Садовая ул., словно подтверждая свое название, пролегает по территории единого грандиозного садово-паркового ансамбля. Справа виден торжественный партер Марсова поля с группой монументальных зданий в глубине, слева, за Лебяжьей канавкой, - густая зелень Летнего сада. Живописные пейзажи открываются вверх и вниз по течению Мойки, пересекающей улицу. На южном берегу реки, по сторонам Садовой ул., простираются Михайловский сад и ансамбль Инженерного (первоначально-Михайловского) замка. Высокий золоченый шпиль над зданием замка является главным вертикальным акцентом панорамы. Здесь улица делает первый изгиб, поэтому шпиль оказывается в перспек

Центральные районы

тиве и второго ее прямого участка, проходящего отсюда до Невского пр.

Михайловский сад с его извилистыми аллеями под раскидистыми кронами деревьев привлекает уютом и тишиной. Он занимает часть территории Третьего Летнего сада, который был устроен в первой четверти XVIII в. В 1825 г., когда завершалось строительство Михайловского дворца, сад был превращен в пейзажный по проекту арх. К. И. Росси, А. А. Менеласа и садового мастера Д. Буша. Сюда выходит северный фасад дворца (ныне здание Русского музея) с центральной 12-ко-лонной лоджией и боковыми портиками. В саду вблизи Садовой ул. вырыли два пруда с чугунным мостиком над протокой между ними (один из прудов впоследствии засыпан), а на берегу Мойки построили гранитную пристань и павильон с воздушной сквозной колоннадой и полуротондой. Автор этих сооружений - также К. И. Росси.

Столетие спустя рядом с павильоном появилась оригинальная символическая композиция - " Дерево свободы". Она выполнена из векового дуба ск. А. П. Соловьевым. В 1959 г. в саду установлен памятник выдающемуся русскому скульптору Ф. И. Шубину (ск. В. А. Синайский, арх. С. Б. Сперанский).

В восточной части быв. Третьего Летнего сада в 1741- 1745 гг. арх. Ф. -Б. Растрелли был сооружен деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны. В 1797-1800 гг. на его месте воздвигли для Павла I новую резиденцию Михайловский замок (Садовая ул., д. 2), названный в честь Михаила-архангела, которого им

ператор считал своим покровителем.

Ансамбль Михайловского замка - один из самых выдающихся в истории петербургского зодчества - осуществил арх. В. Бренна. Несколько суровый и загадочный облик замка проникнут духом архитектурной романтики. Здание заметно отличается от современных ему классицистических сооружений. Некоторые его особенности и детали выдают воздействие архитектуры итальянского ренессанса и французского классицизма, а также готики.

Каждый фасад здания решен по-своему. В сторону Садовой ул. выступает объем дворцовой церкви. Она увенчана типично петербургским шпилем, у подножия которого установлены " готические" фиалы. К Мойке обращен северный фасад с открытой террасой, которую поддерживает мраморная колоннада, и широкой лестницей, украшенной статуями Геркулеса и Флоры. Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже. Парадный въезд ведет во внутренний восьмиугольный двор. Во фронтоне, венчающем южный фасад, помещен многофигурный барельеф " История заносит на свои скрижали славу России" работы ск. П. Стаджи.

Резиденция, окруженная реками, а также специально вырытыми каналами с подъемными мостами, казалась неприступной. Но в ночь на 12 марта 1801 г., всего через сорок дней после вселения, Павел I был убит в ней заговорщиками.

Садовая улица

В 1819 г. Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда его второе название: Инженерный. Здесь в 1838- 1843 гг. учился и до 1841 г. жил Ф. М. Достоевский. В разные годы в этом заведении учились писатель Д. В. Григорович, композитор Ц. А. Кюи, ученые И. М. Сеченов и П. Н. Яблочков, военачальники Э. И. Тотлебен и Р. И. Кондратенко. Выпускником училища был Герой Советского Союза генерал Д. М. Карбышев.

В дни октября 1917 г. Инженерный замок стал штабом " юнкерского мятежа" с целью захвата Смольного и ареста Советского правительства; 28 октября при подавлении мятежа замок был занят солдатами-павловцами.

Ныне в здании находятся Центральная военно-морская библиотека, Ленинградский межотраслевой территориальный центр научно-технической информации и пропаганды, Институт технической эстетики и другие учреждения.

С Садовой ул. хорошо просматривается весь окруженный зеленью ансамбль Инженерного замка. Осью комплекса служит Кленовая ул., реконструированная в послевоенные годы по проекту арх. Е. И. Катонина и В. Д. Кирхоглани.

Раньше перед южным фасадом замка располагалась площадь Коннетабль. На ней в 1800 г. был установлен памятник Петру I. Модель первого в России конного монумента создал Б. -К. Растрелли в 1720-х гг., отливка выполнялась два десятилетия спустя. Петр I представлен в образе самодержца и триумфатора. На постаменте, облицованном светлым мрамором, - барельефы " Полтавская баталия" и " Битва при

Гангуте" (арх. Ф. И. Волков, ск. М. И. Козловский, И. И. Теребенев, В. И. Демут-Малиновский).

На Инженерную ул., проложенную по замыслу К. И. Росси, выходят парные павильоны-кордегардии, в которых размещался караул замка (д. 8 и 10). На терракотовом фоне стен выделяются изящные дугообразные колоннады, поднятые на высокие рустованные цоколи. Барельефные панно созданы ск. Ф. Г. Гордеевым.

Завершают ансамбль протяженные одноэтажные здания манежа и конюшен (Манежная пл., 6 и 10), построенные, так же как и павильоны, в 1798-1800 гг. арх. В. Бренна. В 1823-1824 гг. К. И. Росси, автор планировки Манежной пл., перестроил южные торцовые фасады этих сооружений в торжественно-декоративных формах стиля ампир.

В Михайловском манеже (Манежная пл., 6) дважды выступал В. И. Ленин: 15 апреля 1917 г. на митинге солдат броневого дивизиона с речью о войне и 1 января 1918 г. на собрании сводного отряда красногвардейцев, отправлявшихся на Западный фронт. Ныне в здании находится Зимний стадион.

Застройка правой стороны Садовой ул. начинается за Михайловским садом. Два 3-этажных дома (No 3 и 5) со строгими фасадами, спроектированными К. И. Росси, построены в 1820-х гг. Первый из них - Ордонансгауз, или комендантское управление - строил арх. А. А. Михайлов. В 1840 г. в этом доме содержался под арестом после дуэли с де Баран-том М. Ю. Лермонтов, здесь его посетил В. Г. Белинский - это была их первая встреча. Напротив - здание с большими

Центральные районы

арочными окнами (д. 10), сооруженное для 3-й военной гимназии в 1876 г. инж. Г. С. Войницким.

За этими домами Садовую ул. пересекает ул. Ракова. Она названа в память о герое-комиссаре А. С. Ракове, погибшем при обороне Петрограда в 1919 г. На этой улице он жил в 1918 г. в д. 14,

Квартал по левой стороне Садовой ул. между ул. Ракова и Невским пр. в середине XVIII в. занимала усадьба президента Академии художеств И. И. Шувалова. У него часто бывали М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, А. Ф. Кокоринов. Главное здание - Шуваловский дворец (ул. Ракова, д. 25) возведено в 1753- 1755 гг. по проекту С. И. Чевакинского. Трехгранный средний ризалит с колоннами и лучковым фронтоном сохранил несмотря на перестройки здания черты стиля высокого барокко. Ныне здесь находятся Дом санитарного просвещения и Городской музей здравоохранения, основанный в 1919 г, Соседнее здание (Садовая ул., д. 12) называют " Домом с четырьмя колоннадами". Оно было построено для И. И. Шувалова в середине XVIII в. Стройные портики ионического ордера появились на его фасадах при перестройке, осуществленной в 1810-х гг. арх. Л. Руска по проекту С. П. Берникова.

Пересечение Садовой ул. с Невским пр. - наиболее оживленное и многолюдное место в городе. Трасса улицы делает здесь второй на своем пути поворот. Целый квартал на Невском пр. занимает Гостиный двор - самый длинный из его фасадов протянулся вдоль Садовой ул. На другом углу расположены здания Публичной

библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. В принадлежавшем библиотеке д. 20 жили И. А. Крылов (с 1816 по 1841г. ) и Н. И. Гнедич (до 1831 г. ). Далее во дворе за литой чугунной оградой находится здание Суворовского военного училища (д. 26). Училище размещается в быв. дворце канцлера М. И. Воронцова, возведенном в 1749-1757 гг. арх. Ф. -Б. Растрелли. Центральная повышенная часть П-образного в плане здания отличается особым изяществом и богатой пластикой форм. Скромные торцовые фасады флигелей напоминают о рядовой застройке центра Петербурга середины XVIII в. В глубине участка в 1799-1800 гг. по проекту Д. Кваренги была построена Мальтийская капелла - яркий образец архитектуры палладианства в России.

С 1810 г. во дворце помещался Пажеский корпус. Среди его выпускников -декабристы П. И. Пестель, В. П. Ивашев, П. Н. Свистунов, ученый и революционный деятель П. А. Кропоткин.

Садовая издавна служила средоточием петербургской торговли, особенно часть улицы от Невского пр. до нынешней пл. Мира. Кроме Гостиного двора здесь размещались Морской рынок и мучные торговые ряды (на месте Мучного пер. ); напротив - Апраксин и Щукин дворы, а также Мариинский рынок, которые составили единый комплекс. Сценой в Щукином дворе открывается повесть Н. В. Гоголя " Портрет". Существующие здания (д. 28-30) сооружены в 1860-х гг. арх. И. Д. Корсики и А. И. Кракау. Апраксин двор остается одним из крупнейших торговых предприятий Ленинграда.

Садовая улица

В 1783-1790 гг. на месте сгоревшего Морского рынка был возведен по проекту Д. Кваренги Ассигнационный (Государственный) банк (д. 21). Подковообразное в плане сооружение выходит на красную линию торцовыми фасадами, согласованными по ритму и масштабу ордера с фасадами Гостиного двора. Мощные объемы с глубокими лоджиями в центре завершаются широкими фронтонами. Изящная и одновременно монументальная ограда состоит из ажурных чугунных звеньев и гранитных столбов, увенчанных шарами. За ней виден главный корпус с шестиколонным портиком коринфского ордера. Перед ним- бюст зодчего Джакомо Кваренги (1967 г., ск. Л. К. Лазарев, арх. М. Н. Мейсель).

В конце ноября 1917 г. Государственный банк посетил В. И. Ленин. Он беседовал с его новыми руководящими работниками о налаживании деятельности советского Госбанка. Ныне в здании - Ленинградский финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского, открытый в 1930 г.

Разнообразна застройка близлежащих кварталов по Садовой ул. Представляют интерес сооружения в стиле модерн: д. 23 (1903-1904 гг., арх. В. В. Шауб), д. 32 (1905- 1906 гг., арх. Н. В. Дмитриев) и д. 34 (1907-1908 гг., арх. Ф. И. Лидваль). Протяженный трехэтажный угловой дом с колонными и пилястровыми портиками (No 38) был сооружен в 1780-х гг. для богатейшего откупщика Саввы Яковлева. Это ценный памятник гражданской архитектуры классицизма и крупнейший петербургский жилой дом XVIII в. С 1918 г. часть здания занимало РОСТА (Российское теле

графное агентство), в котором неоднократно бывал В. В. Маяковский. Ныне здесь - Ленинградское отделение ТАСС.

В соседнем д. 40 работает книжный магазин " Судостроитель". Далее Садовая ул. выходит на просторную пл. Мира.

Эта площадь сформировалась на месте Сенного рынка, отсюда ее историческое название - Сенная. Позднее здесь продавали разнообразные продукты, изделия ремесленников. Рынок был самым дешевым и многолюдным в Петербурге. Сенная пл. явилась центром холерного бунта 1831 г. - стихийного народного выступления, вспыхнувшего в разгар тяжелой эпидемии холеры.

Главным сооружением на площади была Успенская церковь, или Спас на Сенной (1753-1765 гг., не сохранилась). В 1883-1886 гг. был сооружен новый комплекс Сенного рынка (арх. И. С. Китнер, металлические конструкции инж. Г. Е. Паукера и О. Е. Креля). Он явился новаторским произведением архитектурного и инженерного искусства.

Долгое время район Сенной оставался запущенным и неблагоустроенным. Обилие кабаков и ночлежных домов, соседство с печально знаменитой " Вяземской лаврой" - приютом обездоленных и опустившихся людей - превращало его в " петербургские трущобы". Таким вошел этот уголок города в произведения Ф. М. Достоевского, В. В. Крестовского.

Реконструкция площади началась в 1930-х гг. и продолжалась в послевоенные годы. Рыночные корпуса были разобраны, дома надстроены, а фасады их оформлены в неоклассических формах. В панораме площади выделяется д. 9 с высоко поднятой монументальной

Центральные районы

колоннадой (1950 г., арх. М. Я. Климентов). В 1933 г. открылась станция метро " Площадь Мира" (арх. А. С. Гецкин, В. П. Шувалова и др. ).

На площади сохранилась быв. гауптвахта - одноэтажная постройка со стройным четырехколонным портиком (Садовая ул., д. 37). Здание построено в 1818-1820 гг. арх. В. И. Беретти в стиле классицизма. Теперь в нем автобусный вокзал No 1.

Летом 1986 г. территория площади стала обширной строительной площадкой: началось сооружение станции метро " Площадь Мира-II" на втором участке Правобережной линии. Этот пересадочный узел станет одним из важнейших в системе ленинградского метрополитена.

В угловом доме по Садовой ул. (No 44) и Таирову пер. (ныне пер. Бринько) с 30 сентября до 22 ноября 1895 г. жил В. И. Ленин. Здесь им были написаны брошюра " Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах", листовка " К рабочим и работницам фабрики Торнтона" и ряд статей.

Осенью 1894 г. В. И. Ленин часто бывал в д. 49, где жили члены марксистского кружка технологов А. А. Ванеев и М. А. Сильвин. С именем В. И. Ленина связан еще один адрес па Садовой - д. 50б. 10 мая 1917 г. он выступил здесь с речью об условиях объединения социал-демократических групп, стоявших на платформе интернационализма, с партией большевиков.

В д. 50 находится Музей железнодорожного транспорта, основанный в 1813 г. при Институте корпуса инженеров путей сообщения (ныне Ленинградский институт инженеров

железнодорожного транспорта им. акад. В. Н. Образцова). Здание музея построено в 1902 г. арх. П. С. Купинским и расширено в 1910 г. по проекту Е. Е. Баумгартена. Экспозиция подробно рассказывает об истории железнодорожного транспорта в нашей стране. Большой интерес представляют многочисленные макеты и действующие модели.

Здание музея граничит с Детским парком Октябрьского района - быв. Юсуповским садом. У входа в парк установлен памятник В. И. Ленину (1955 г., ск. Д. П. Шварц).

Пейзажный сад с живописным прудом, протоками и островками был создан в 1790-х гг. при реконструкции старинной усадьбы Юсуповых. Одновременно арх. Д. Кваренги перестроил дворец, выходящий к наб. Фонтанки. В сторону парка он обращен белоколонным портиком и протяженной террасой с широкой лестницей в центре.

Юсуповский сад можно считать колыбелью фигурного катания в России. В конце XIX - начале XX в. на его катке выступали многие мастера этого вида спорта, среди них - Н. А. Панин-Коломенкин, первый русский олимпийский чемпион.

В д. 51, расположенном напротив парка, прошли юные годы поэта А. Н. Майкова. В 1840-х гг. у Майковых часто бывал И. А. Гончаров. С 1858 по 1863 г. в этом же доме жил А. Ф. Писемский. Здесь им была создана драма " Горькая судьбина".

В сквере с левой стороны улицы установлена прямоугольная стела, сложенная из блоков серого гранита (1964 г., арх. В. Ю. Милейковский). Отсюда 4 сентября 1941 г. уходили на

Садовая улица

смертельную схватку с врагом воины-ополченцы Октябрьского района.

Крупные здания возвышаются у пересечения Садовой ул. с пр. Майорова, где трасса делает третий и последний изгиб. На месте быв. Ново-Александровского рынка (1865-1868 гг., арх. А. К. Бруни) в 1930-х и 1950-х гг. были сооружены по проектам Е. А. Левинсона и И. И. Фомина корпуса студенческих общежитии (д. 54). На противоположном остроконечном углу поднимается здание Октябрьского районного комитета КПСС и Исполкома районного Совета народных депутатов (д. 55-57).

Это общественное здание было возведено в 1904-1906 гг. арх. А. Л. Лишневским для Дома городских учреждений. Фасады его решены в стиле модерн с использованием мотивов средневековой архитектуры. Ритмичный строй эркеров, башенок и щипцов завершается высокой угловой башней, которую видно издалека в перспективах магистралей. Силуэт башни как бы перекликается с восьмигранной пожарной каланчой бывшего съезжего дома Спасской части (No 58), перестроенного в 1844- 1849 гг. (арх. А. Я. Андреев, В. Е. Морган).

Памятный адрес - д. 61, в котором в 1836-1837 гг. жил М. Ю. Лермонтов. Здесь он написал прозвучавшее на всю Россию стихотворение " Смерть поэта", работал над романом " Княгиня Лиговская".

Далее Садовая ул. сливается с наб. канала Грибоедова. Отсюда обозреваются и набережные Крюкова канала, и Никольский Морской собор на пл. Коммунаров. Квартал по левой стороне улицы занимает здание Никольского рынка с глубокой аркадой и крутой кры

шей (д. 62), построенное в 1788-1789 гг. Этот своеобразный утолок города полон очарования старины.

От Садовой ул. виден старинный дом на наб. Крюкова канала, 23. В нем прошли последние дни А. В. Суворова. Здесь он скончался 6 мая 1800 г.

Этот адрес вошел в историю революционного движения. С февраля 1895-го по май 1896 г. в квартире братьев Г. Е. и М. Е. Тулуповых работала подпольная типография " Группы народовольцев". В ней печатались нелегальный орган Группы " Летучий листок", а также листовки и брошюры социал-демократов. Типография была разгромлена полицией 24 июня 1896 г. в пригородном поселке Лахте, где прошел последний месяц ее деятельности. Поэтому она более известна под названием " Лахтинская".

Миновав Крюков канал, Садовая ул. вступает на территорию быв. Коломны. Этот район был распланирован в конце 1730-х гг. арх. П. М. Еропкиным. В ту пору это была далекая окраина столицы. Расположенная между Мойкой, Фонтанкой и Крюковым каналом, она, вероятно, получила свое " русифицированное" название по межевым столбам - " колоннам". Жизнь и быт населявших ее " маленьких людей" нашли отражение в поэме А. С. Пушкина " Домик в Коломне", повестях Н. В. Гоголя " Портрет" и " Шинель".

Центром Коломны служила Покровская пл., названная по церкви Покрова (1798-1812гг., арх. И. Е. Старов, не сохранилась). Ныне-это пл. Тургенева с большим сквером на месте церкви и быв. рынка. Выходящий на площадь угловой дом (No 105 по Садовой ул. ) с ию

Центральные районы

ля 1906 г. занимала гимназия О. К. Витмер. В нелегальных партийных собраниях и состоявшейся здесь 12 февраля 1907 г. конференции Петербургской организации РСДРП принимал участие В. И. Ленин.

Архитектурный облик площади формируется сплошной разноэтажной рядовой застройкой. Определенный интерес представляют д. 95 (нумерация по Садовой ул. ) с керамической облицовкой фасада (1904 г., арх. Д. П. Рябов), д. 103 с угловыми башенками (1914 г., арх. Я. М. Коварский), быв. дом общества помощи бедным при Покровской церкви (д. 104, 1900 г., арх. В. П. и С. П. Кондратьевы). В строго классицистических формах решен д. 109 (1951 г., арх, М. Я. Климентов).

На западной границе площади привлекает внимание угловой дом, украшенный релье

фами на античные темы (Садовая ул, д. 111-113), перестроенный в 1909 г. арх. С. Г. Гингером в формах неоклассицизма. Раньше здесь стоял дом, где жил руководитель революционного общества разночинной молодежи М. В. Буташевич-Петрашевский. С 1845 г, до ареста в апреле 1849 г. у него на общедоступных " пятницах" собирались члены одного из первых в России социалистических кружков. Участниками его были А. Н. Плещеев, Ф. М. Достоевский, М. Е Салтыков-Щедрин, II. А. Спешнев, II. А. Момбелли, С. Ф. Дуров и др. Последний отрезок Садовой ул. плотно застроен жилыми домами XIX - начала XX в. Заканчивается магистраль у пл. Репина, где сходятся вместе три дуговые трассы центра города: Садовая ул., набережные канала Грибоедова и Фонтанки.

Набережные реки Фонтанки

Река Фонтанка когда-то называлась Безымянным ериком (ерик - небольшой водный проток, вытекающий из реки и в эту же реку впадающий). Она берет начало из Невы и, охватив плавной дугой центральную часть города, снова впадает в Неву у самого ее устья. Протяженность реки - 6, 7 км. Уже в первое десятилетие XVIII в. в связи с устройством фонтанов в Летнем саду она стала именоваться Фонтанной рекой, а позднее - Фонтанкой. Напряженная автомобильная магистраль в наши дни, Фонтанка в первой половине XVIII в. была юго-западной границей города. Берега реки застраивались усадьбами. Первой из них стал Летний сад с Летним дворцом Петра I.

А там еще живет Петровский век В углу между Фонтанкой и Невою...

писал С. Я. Маршак.

Строительство вдоль Фонтанки велось в основном по " образцовым" проектам, разработанным Д. Трезини. Некоторые усадьбы имели гавани.

Сквозного проезда по берегам тогда не существовало.

Во второй половине XVIII в. в связи с дальнейшим ростом территории Петербурга Фонтанка вошла в черту города, В 1780-1789 гг. ее берега была одеты в гранит, созданы набережные, а на смену небольшим усадебным домам пришли более монументальные архитектурные сооружения.

Архитектурный облик Фонтанки во многом определяют мосты, которые были воплощением передовой инженерной мысли и яркими образцами зодчества. Первый каменный мост через Фонтанку был сооружен над ее истоком в 1769 г. Название моста - Прачечный- связано с тем, что на левом берегу находился Прачечный двор. Издали четко видны плавные очертания и безукоризненные пропорции трехпролетного моста, гармонично замыкающего перспективу Фонтанки и придающего особое очарование этому уголку города.

На левом берегу, неподалеку от истока, стоит двухэтаж

Центральные районы

ное здание с колоннами и угловыми куполами (д. 6). С 1835 г. здесь размещалось Училище правоведения. Дома, находившиеся на этом участке с XVIII в., были перестроены для учебного заведения арх. А. И. Мельниковым, внутренние помещения переделывались по проекту В. П. Стасова.

Из стен Училища правоведения вышли выдающиеся деятели русской культуры: композиторы П. И. Чайковский и А. Н. Серов, художественный критик В. В. Стасов и его брат, известный юрист Д. В. Стасов. В 1909-1910 гг. здание перестроено арх. П. Ю. Сюзором. С 11 по 25 ноября 1917 года в этом доме проходили заседания Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов. 14 и 18 ноября на съезде выступал В. И. Ленин. В наши дни здесь размещается институт " Ленгражданпроект".

Напротив Летнего сада на территории, ограниченной набережной и Соляным пер., а также начинающимися от Фонтанки ул. Гангутской и Пестеля (быв. Пантелеймоновской), в начале XVIII в. находилась Партикулярная верфь, где строились небольшие суда для жителей города. От комплекса Партикулярной верфи сохранилась лишь быв. Пантелеймоновская церковь (ул. Пестеля, 2а), которая хорошо видна с набережной. Это интересный образец культового зодчества стиля барокко. Церковь построена по проекту арх. И. К. Коробова в 1735-1739 гг. в память о замечательных победах молодого русского флота в битвах при Гангуте и Гренгаме.

С набережной виден и торцовый фасад д. 11 по ул. Пестеля, оформленный в 1946 г. по проекту арх. В. А. Каменского в виде грандиозной ме

мориальной доски в память героических защитников полуострова Ханко (русское название Гангут) 22 июня - 2 декабря 1941 г. Надпись не случайно помещена здесь - этим подчеркивается преемственность славных традиций разных поколений русских моряков.

Ныне в быв. Пантелеймоновской церкви размещается филиал Музея истории Ленинграда " Гангутская слава", где развернута экспозиция " Оборона полуострова Ханко в Великой Отечественной войне". Музей, созданный по инициативе защитников Гангута, открыт в 1981 г., к 40-летию героической эпопеи обороны полуострова. В этом здании собирается совет ветеранов и проходят встречи участников обороны Гангута.

В конце XVIII в. на территории Партикулярной верфи были устроены склады для соли и вина, и место получило название " Соляной городок". В 1780-х гг. по проекту арх. Ф. И. Волкова было сооружено строгое протяженное здание, обращенное главным фасадом на Фонтанку (д. 10). Внешнее богатое оформление оно получило в 1870 г. по проекту арх. Л. Ф. Фонтана в результате приспособления под знаменитую Всероссийскую промышленную выставку. Для нее на территории Соляного городка были выстроены временные павильоны по проекту арх. В. А. Гартмана. В 1876-1879гг. арх. И. С. Китнер построил здание Сельскохозяйственного музея (Гангутская ул., 1). В этом здании 9 ноября 1917 г. на расширенном заседании Петроградского совета профессиональных союзов совместно с правлением профсоюзов выступил В. И. Ленин с речью о текущем моменте. Заседание приняло большевистскую резо

Набережные реки Фонтанки

люцию, призывавшую профсоюзы Петрограда к активной поддержке Советской власти.

Параллельно набережной проходит Соляной пер., где в 1879-1881 гг. по проекту арх. А. И. Кракау и Р. А. Гедике было построено здание для Центрального училища технического рисования (д. 13), созданного в Петербурге на средства барона А. Л. Штиглица. В 1885-1896 гг. рядом было возведено здание музея декоративно-прикладного искусства для учащихся, организованного по инициативе и сооруженного по проекту первого директора этого учебного заведения арх. М. Е. Месмахера (д. 15). Огромный стеклянный купол над главным выставочным залом, имеющим площадь 1196 кв. м, хорошо виден со стороны Фонтанки. В настоящее время оба здания принадлежат Высшему художественно-промышленному училищу им. В. И. Мухиной. Воссозданное в 1945 г., оно готовит художников-дизайнеров, прикладников и монументалистов, модельеров одежды, реставраторов.

Мост Пестеля (быв. Пантелеймоновский)-один из красивейших на Фонтанке. Высокие устои для фонарей сделаны в виде пучков копий, чугунные перила украшены стилизованными изображениями римских щитов с воинскими доспехами. Мост построен в 1907-1914 гг. по проекту арх. Л. А. Ильина и инж. А. П. Пшеницкого на месте висячего цепного моста, сооруженного в 1824 г. по проекту инж. Г. Третера и П. С. Христиановича.

С набережной у моста Пестеля хорошо виден быв. Михайловский (Инженерный) замок. К Фонтанке обращен

его восточный, скромно оформленный фасад.

На участке, который занимает д. 14, в прошлом веке стояли два здания, принадлежавшие Олсуфьевым. В одном из них останавливался в 1897 г. Л. Н. Толстой во время последнего приезда в Петербург. В 1902 г. правый корпус был перестроен. Это первое осуществленное произведение А. В. Щусева, впоследствии выдающегося советского зодчего. В 1910 г. Щусев перестроил и левый корпус. Придав обоим зданиям формы раннего петербургского барокко, архитектор удачно вписал их в панораму участка набережной.

С д. 16 связаны многие трагические страницы истории освободительной борьбы в России. Здесь с 1838 г. размещалось " Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии", которое А. И. Герцен метко назвал " центральной шпионской конторой". Сюда были доставлены арестованные в ночь с 22 на 23 апреля 1849 г. участники кружка М. В. Буташевича-Петрашевского, и среди них Ф. М. Достоевский. Отсюда через два дня петрашевцев перевезли в Петропавловскую крепость. В 1880 г. III отделение сменил департамент полиции, занявший это же здание. Здесь во время следствия находились многие герои " Народной воли". В тюремной камере Н. И. Кибальчич, арестованный по делу о 1 марта 1881 г., понимая, что его ждет смертная казнь, работал над первым в мире проектом реактивного летательного аппарата. 20 октября 1891 г. в это здание пришел молодой В. И. Ленин за разрешением на поездку за границу, но в просьбе ему было отказано.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.