|
|||
Тело боли 14 страницаКак осознанность и мышление соотносятся между собой? Осознанность — это пространство, осознающее само себя, а в этом пространстве существуют мысли. Когда у тебя случился проблеск осознанности или Присутствия, ты узнал его мгновенно, ты получил его из первых рук. Тогда осознанность перестает быть концепцией, понятием, идеей или общим представлением у тебя в уме. Ты можешь сделать сознательный выбор быть присутствующим и больше не потворствовать бесполезному думанью. Ты можешь пригласить в свою жизнь Присутствие, иначе говоря, создать пространство. Вместе с красотой пробуждения приходит ответственность. Ты можешь продолжать жить по-прежнему, как будто ничего не случилось, а можешь увидеть значительность этого события и признать появление осознанности самым важным, что только могло с тобой случиться. Тогда открытие себя нарождающемуся сознанию и внесение его света в мир становится для тебя главной, первичной целью жизни. «Я хочу познать разум Бога, — сказал Эйнштейн, — остальное — детали». Что такое разум Бога? Сознание. Что значит познать разум Бога? Быть осознанным. Что такое детали? Твоя внешняя цель и все, что происходит во внешнем мире. Поэтому, пока ты, возможно, сидишь и ждешь, что в твоей жизни произойдет что-то значительное, ты можешь не понимать, что самая значительная вещь, какая только может произойти с человеком, уже произошла внутри тебя: процесс разделения мышления и осознанности начался. На ранних стадиях процесса пробуждения многие теряют уверенность в том, какова же их цель во внешнем мире. Ими больше не движет то, что движет остальным миром. Поэтому, ясно видя безумие нашей цивилизации, они могут чувствовать себя в какой-то мере отчужденными от окружающей культуры. Некоторые чувствуют себя так, словно обитают в безлюдной стране между двух миров. Эго больше не командует ими, но вместе с тем возникающая осознанность еще не полностью влилась в их жизнь. Внутренняя и внешняя цели еще не совпали.
Диалог о внутренней цели
В следующем диалоге сконцентрировано большое число моих бесед с людьми, искавшими истинную цель в жизни. Что-нибудь из этого, возможно, затронет и тебя, если резонирует с твоим самым сокровенным и живущим глубоко внутри Существом и выражает его, когда оно сонастроено с твоей внутренней целью. Вот почему я направляю ваше внимание в первую очередь на внутреннюю и главную цель.
Я не знаю точно, чего именно хочу, но хочу каких-нибудь изменений в жизни; хочу заниматься чем-нибудь, имеющим смысл, да, хочу преуспевания и свободы, приходящей вместе с ним. Я хочу сделать что-то значительное, что вызвало бы перемены в мире. Но если вы спросите меня, чего я конкретно хочу, я бы ответила, что не знаю. Не могли бы вы помочь мне найти цель в жизни?
Ваша цель состоит в том, чтобы сидеть здесь и разговаривать со мной, потому что это то, где вы находитесь и что делаете — пока вы не встанете и не сделаете что-нибудь другое. Значит, моя цель сидеть в офисе еще тридцать лет, пока не выйду на пенсию или пока меня не уволят?
Сейчас вы не у себя в офисе, поэтому это не ваша цель. Когда вы сидите у себя в офисе и что-то делаете, тогда это и есть ваша цель. Не на ближайшие тридцать лет, а в настоящий момент. Я думаю, мы не понимаем друг друга. По-вашему, цель означает то, что вы делаете сейчас; а, по-моему, это значит иметь какую-то всеобъемлющую цель в жизни, что-то большое и значительное, придающее смысл тому, что я делаю, что-то такое, что меняет дело. Шуршать бумажками в офисе — это не цель. Я знаю.
До тех пор, пока вы не начнете осознавать Сущее, вы будете продолжать искать смысл только в рамках измерения деланья и будущего, другими словами, в рамках измерения времени. И какой бы смысл или значение вы ни находили, они будут исчезать, или в них будет обнаруживаться обман. Они неизбежно будут разрушены временем. Любой смысл, какой мы находим на этом уровне, является верным только относительно и временно. Например, если забота о детях придает смысл вашей жизни, то что произойдет с этим смыслом, если вы станете им больше не нужны или если они вообще перестанут вас слушать? Если смысл вашей жизни заключается в том, чтобы помогать другим, то от них вы зависите больше, чем от себя, поэтому ваша жизнь может продолжать иметь смысл, и вы будете хорошо себя чувствовать. Если желание взять верх, победить, или достичь чего-либо посредством той или иной деятельности наделяет вашу жизнь смыслом, то что, если вы так никогда и не победите, или ваша полоса побед однажды закончится, как оно обычно и бывает? Тогда вам придется положиться на свое воображение или память — очень неподходящее средство для придания жизни хоть какого-нибудь, хотя бы ограниченного смысла. «Делать это» в любой сфере имеет смысл только тогда, когда есть тысячи или миллионы тех, кто этим не занимается, то есть, для того, чтобы ваша жизнь могла иметь смысл, вам нужно, чтобы другие люди потерпели в этом «неудачу». Я не говорю здесь, что помощь другим, забота о детях или стремление к высокому качеству или мастерству в любой сфере деятельности не являются ценными. Для многих это важная составляющая их внешней цели, но лишь одна внешняя цель всегда относительна, нестабильна и непостоянна. Это не значит, что вам не следует этим заниматься. Это значит, что вам нужно соединить их с вашей внутренней, главной целью, чтобы в то, что вы делаете, начал втекать более глубокий смысл. Если вы живете без сонастроенности с главной целью, любая другая цель, какой бы она ни была, даже если это создание рая на земле, будет исходить из эго или будет разрушена временем. Рано или поздно это приведет к страданию. Если независимо от того, что вы делаете, даже если занятие кажется вам духовным, вы игнорируете свою внутреннюю цель — эго найдет лазейку внутрь того, как вы это делаете, и, таким образом, средство испортит цель. Общая для многих языков пословица «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад» указывает на эту истину. Другими словами, главное — не цели или действия, а состояние сознания, из которого они исходят. Осуществление своей главной цели — это закладка фундамента для новой реальности, новой земли. Как только этот фундамент заложен, ваша внешняя цель заряжается духовной силой, потому что эти цели и намерения будут совпадать с эволюционным импульсом вселенной и будут с ним одним целым. Отделение мышления от осознанности, составляющей основу вашей внутренней цели, происходит через отрицание времени. Разумеется, мы не говорим здесь о том, чтобы перестать использовать время в практических целях, — для назначения встреч или планирования поездки. Мы говорим не о часовом времени, а о психологическом, глубоко укоренившейся привычке ума искать полноту жизни в будущем, где ее нельзя найти, и игнорировать единственную точку доступа к ней — Настоящий Момент. Когда вы рассматриваете то, что делаете или где находитесь, как главную цель своей жизни, то сводите время на нет. Это чрезвычайно вдохновляет. Сведение времени на нет в том, что вы делаете, помимо всего прочего обеспечивает связь между внутренней и внешней целями, между Сущим и деланьем. Чем бы вы ни занимались, это будет получаться у вас чрезвычайно хорошо, потому что фокальной точкой вашего внимания становится деланье как таковое. Тогда оно образует канал, по которому в этот мир входит сознание. Это значит, что в вашем делании присутствует качество, — даже в простейших действиях, таких как перелистывание страниц в телефонной книге, или в том, как вы ходите по комнате. Главная цель переворачивания страницы — это переворачивать страницу; второстепенная цель — найти телефонный номер. Главная цель ходьбы по комнате — это идти по комнате; второстепенная цель — взять книгу в противоположном углу, и в тот миг, когда вы берете книгу, уже это становится вашей главной целью. Вы можете вспомнить рассмотренном ранее о парадоксе времени: все, что вы делаете, требует времени, и, тем не менее, — это всегда сейчас. Поэтому, если ваша внутренняя цель — свести время к нулю, то ваша внешняя цель обязательно включает будущее, и потому не может существовать без времени. Но это всегда вторично. Если вы начинаете тревожиться или испытывать стресс, значит, внешняя цель взяла верх, и вы потеряли из виду внутреннюю цель. Вы забыли, что состояние осознанности — первично, а все остальное — вторично. А не остановит ли меня такая жизнь, если я буду продолжать надеяться достичь чего-то великого? Я боюсь, что до конца жизни буду оставаться скованной необходимостью заниматься всякими мелочами, вещами, не имеющими никакого значения. Я боюсь никогда не подняться над заурядностью и посредственностью, так и не посмев добиться чего-то великого, не реализовав свой потенциал.
Великое рождается из мелочей, если их уважать и заботиться о них. На самом деле жизнь любого человека состоит из мелочей. Величие — это ментальная абстракция и любимая фантазия эго. Парадокс в том, что фундаментом величия является уважение к мелочам настоящего момента, а не стремление к идее величия. Настоящий момент всегда мал в том смысле, что он всегда прост, но в нем заключена самая большая сила. Как и атом, он — одна из самых малых вещей, в которых заключена огромная сила. Или, возможно, правильнее будет сказать, что он имеет доступ к тебе, и через тебя — в мир. Иисус имел в виду именно эту силу, когда говорил: «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во мне, Он творит дела». И «Я ничего не могу творить Сам от Себя». (От Иоанна 14: 10 и 5: 30). Беспокойство, тревога, стресс и негативность отрезают вас от этой силы. Возвращается иллюзия, будто вы отделены от нее, от той силы, что движет вселенной. Вы снова чувствуете себя одинокой, с чем-то борющейся или старающейся чего-то достичь или добиться. Но почему возникает это беспокойство, тревога, стресс и негативность? Потому что вы отвернулись от настоящего момента. А почему вы это делаете? Вы подумали, что нечто другое важнее. Вы забыли свою главную цель. Одна маленькая ошибка, одно неверное восприятие создает мир страдания. Через настоящий момент вы получаете доступ к силе самой жизни, традиционно именуемой Богом. Стоит отвернуться от него, Бог перестает быть реальностью вашей жизни, и все, с чем вы остаетесь, — это ментальная концепция Бога, в которую одни верят, а другие нет. Даже вера в Бога — это жалкая подмена живой реальности Бога, проявляющегося в каждое мгновение вашей жизни.
Разве полная гармония с настоящим моментом не включает в себя прекращение всякого движения? Разве наличие какой-либо цели не включает в себя временное нарушение гармонии с настоящим моментом и, возможно, последующее ее восстановление на более высоком или более сложном уровне, когда цель будет достигнута? Я представляю себе это так, что росток, пробивающий себе путь через почву, тоже не может быть в полной гармонии с настоящим моментом, потому что имеет цель: он хочет стать большим деревом. Возможно, когда он достигнет зрелости, то будет жить в гармонии с настоящим моментом.
Росток ничего не хочет, потому что он един с тотальностью, а тотальность действует через него. «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: — сказал Иисус, — не трудятся, ни прядут: Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Матфей, 6: 28-29). Мы можем сказать, что тотальность — Жизнь — хочет, чтобы росток стал деревом, но росток не воспринимает себя отделенным от жизни, и поэтому ничего не хочет для себя. Он находится в единстве с тем, чего хочет Жизнь. Вот почему он не беспокоится и не испытывает стресса. И если ему приходится умирать до срока, он умирает легко. Он так же уступает смерти, как сдается жизни. Он чувствует, (неважно, сколь смутно и неясно, ) свою укоренённость в Сущем, чувствует не имеющую формы и вечную единую Жизнь. Так же, как и даосские мудрецы древнего Китая, Иисус любил привлекать наше внимание к природе, потому что в ней видел в действии ту силу, с которой человек утратил связь. Это вселенская сила творения. Продолжая, Иисус говорит, что если Бог одевает в такую красоту простой цветок, то насколько красивее Он оденет тебя. Другими словами, поскольку природа — это прекрасное выражение эволюционного импульса вселенной, то когда люди сонастроятся с разумностью, составляющей ее основу, они будут выражать тот же самый импульс, только на более высоком, более удивительном и чудесном уровне. Поэтому будьте настоящими по отношению к жизни, будучи настоящими по отношению к своей внутренней цели. Когда вы становитесь присутствующими и, тем самым, тотальными в том, что делаете, ваши действия заряжаются духовной силой. Поначалу каких-то заметных изменений в том, что вы делаете, может не быть — меняется только как. Теперь вашей главной целью становится то, чтобы дать возможность сознанию втекать в то, что вы делаете. Вторичной целью является то, чего вы хотите достичь посредством деланья. Несмотря на то, что прежде ваше представление о цели всегда было связано с будущим, теперь появляется более глубокая цель, которую можно обнаружить только в настоящем через сведение времени к нулю. Встречаясь с людьми на работе или в любом другом месте, где это может происходить, отдавайте им все свое внимание. Отныне вы не являетесь в первую очередь личностью, но полем осознанности, бдительного Присутствия. Исходная причина для взаимодействия с другим человеком — покупка или продажа чего-либо, запрос или предоставление информации, и т. п. — теперь становится вторичной. Возникающее между вами поле осознанности делается главной целью взаимодействия. Это пространство осознанности становится важнее того, о чем вы можете говорить, важнее любого физического или мысленного объекта. Человеческое Бытие становится важнее всего остального, что есть в этом мире. Это не значит, что вы пренебрегаете практическими делами. В действительности, ваше деланье разворачивается не только легче, но и сильнее, мощнее, когда вы признаете измерение Сущего и оно становится главным. Возникновение этого объединяющего поля осознанности между людьми — это самый существенный фактор, суть взаимоотношений на новой земле.
Является ли понятие успеха обычной эготипической иллюзией? Как измерить и оценить настоящий успех?
Этот мир будет уверять вас, что успех — это достижение того, что вы намереваетесь сделать. Он будет твердить вам, что успех — это победа, что получение признания и/или преуспевание являются сущностными составляющими любого успеха. Все это или часть этого обычно является побочным продуктом успеха, но не самим успехом. Обычное понятие успеха связывается с результатами того, что вы делаете. Некоторые говорят, что успех — это сочетание упорного труда и везения, или определенного таланта, или результат того, что вы оказались в нужном месте в нужное время. В то время как любой из этих факторов успеха может быть решающим, по сути, они им не являются. То, чего мир не может вам сказать — потому что он этого не знает, — это то, что вы не можете стать успешным. Вы можете только быть успешным. Не позволяйте безумному миру говорить вам, что успех — это не наполненный успехом настоящий момент, а что-то другое. А что же тогда является успехом? Это присутствие качества в ваших действиях, даже самых простых. Качество означает, что вместе с осознанностью приходят забота и внимание. Качество требует вашего Присутствия. Скажем, вы бизнесмен и за два года нервотрепки, стресса и напряженных усилий вам, наконец, удалось создать продукт или услугу, которые хорошо продаются и приносят деньги. Это успех? В обычном понимании — да. В реальности — вы провели два года, загрязняя негативной энергией как свое тело, так и землю, сделали себя и окружающих несчастными, а также задели много других людей, с которыми даже никогда не встречались. Бессознательной предпосылкой всех подобных действий является то, что успех — это событие из области будущего, и что цель оправдывает средства. Но и цель, и средства — это одно и то же. И если средства не являются вкладом в человеческое счастье, то и цель тоже не является. Результат, который невозможно отделить от приведших к нему действий, уже загрязнен этими действиями, поэтому и в дальнейшем будет продолжать создавать страдание. Это кармическое действие, являющееся бессознательным закреплением состояния несчастья. Как вы уже знаете, ваша вторичная или внешняя цель лежит внутри измерения времени, в то время как главная цель неотделима от момента Сейчас, и поэтому требует сведения времени к нулю. Как же они согласуются между собой? Через понимание, что весь ваш жизненный путь в конечном счете состоит из шага, который вы делаете в данный момент. Всегда есть только этот один шаг, поэтому вы целиком отдаете ему все свое внимание. Это не значит, что вы не знаете, куда идете; это значит только то, что этот шаг — главное, а его назначение и цель — второстепенное. И то, с чем вы сталкиваетесь в месте назначения, как только туда добираетесь, зависит от качества этого самого единственного шага. Можно выразить это иначе: то, что готовит вам будущее, зависит от вашего состояния сознания сейчас. Если в ваше деланье вселилось вневременное качество Сущего — это и есть успех. Пока Сущее не начнет втекать в ваше деланье, пока вы не станете присутствующими, вы будете терять себя в любом деланье. Вы также будете терять себя в думанье, а также в своих реакциях на внешние события.
Что конкретно вы имеете в виду, говоря «Вы теряете себя»?
Суть того, кто вы есть, — это сознание. Когда сознание (вы) полностью отождествляется с думаньем и вследствие этого забывает свою сущностную природу, оно теряет себя в мыслях. Когда оно отождествляется с ментально-эмоциональными образованиями, такими как желание и страх — основными мотивационными силами эго, — оно теряет себя в этих образованиях. Сознание также теряет себя, когда отождествляется с действием или реагированием на то, что происходит. Тогда в каждую мысль, каждое желание или страх, каждое действие или реакцию вселяется ложное самоощущение, неспособное чувствовать простую радость Сущего, а поэтому в качестве заменителей ищущее удовольствий и иногда даже боли. Это жизнь в состоянии забвения Сущего. В этом состоянии забвения того, кто вы есть, любой успех — это не более чем мимолетная иллюзия, галлюцинация. Чего бы вы ни достигли, вы вскоре снова станете несчастным, или какая-нибудь другая проблема или дилемма полностью завладеет вашим вниманием.
Как мне придти от понимания того, что является моей внутренней целью, к тому, чтобы узнать, что мне нужно делать на внешнем плане?
Внешние цели разных людей очень сильно отличаются, и никакая внешняя цель не бывает вечной. Это субъект времени, и поэтому одна цель заменяется какой-нибудь другой. Степень преданности внутренней цели, каковой является пробуждение, тоже сильно влияет на ваши внешние жизненные обстоятельства. У некоторых внезапно происходит полный или частичный разрыв с прошлым: работой, жизненной ситуацией, взаимоотношениями — все претерпевает глубочайшие перемены. Часть из этих перемен начинаются не как следствие мучительного процесса принятия решения, а сами собой благодаря внезапно пришедшему осознанию или пониманию: вот что мне нужно делать. Это решение приходит, так сказать, готовым. Оно приходит через осознанность, не через думанье. Однажды утром ты просыпаешься и знаешь, что тебе нужно делать. Некоторые уходят с безумной и ненормальной работы или выходят из какой-либо жизненной ситуации. Поэтому прежде, чем ты определишь, что на внешнем уровне для тебя правильно, прежде чем поймешь, что работает, что согласуется с пробуждающимся сознанием, тебе, возможно, придется узнать, что правильным не является, не работает и не согласуется с твоей внутренней целью. Перемены другого рода могут внезапно придти к тебе извне. Случайная встреча приносит новые возможности и делает твою жизнь шире. Застарелая преграда или конфликт исчезают. Твои друзья либо вместе с тобой проходят через внутреннюю трансформацию, либо уходят из твоей жизни. Одни взаимоотношения прекращаются, другие углубляются. Тебя могут уволить с работы, или ты можешь стать фактором позитивных перемен на своем рабочем месте. Либо твоя супруга или супруг уходит от тебя, или вы переходите на новый уровень близости. Некоторые перемены могут на первый взгляд казаться негативными, но вскоре вы поймете, что в вашей жизни создается пространство для появления чего-то нового. Может наступить период нестабильности и неопределенности. Что мне делать? Поскольку эго перестает руководить твоей жизнью, то психологическая потребность во внешней безопасности, в любом случае иллюзорной, уменьшается. Ты способен жить даже с неопределенностью, даже наслаждаться этим. Когда ты уживаешься с неопределенностью, у тебя в жизни открываются бесконечные возможности. Это значит, что над твоими поступками больше не довлеет страх, не сдерживает тебя и не мешает совершать перемены. Римский философ Тацит (Tacitus) верно заметил, что желание безопасности может разрушить даже самое храброе и благородное начинание. Если ты не приемлешь неопределенность, то она превращается в страх. Если она абсолютно приемлема, то превращается в растущую жизненность, бдительность и творчество. Много лет назад в результате сильного внутреннего импульса я оставил академическую карьеру, которую мир назвал бы «обещающей», и вступил в состояние полной неопределенности: и несколько лет спустя из этого выросла моя новая инкарнация как духовного учителя. Много позже нечто подобное повторилось. Пришел импульс оставить дом в Англии и переехать на западное побережье Северной Америки. Я подчинился этому импульсу, хотя не знал, зачем. Из этого перехода в неопределенность родилась книга «Сила момента Сейчас» (“The Power Of Now”), большая часть которой была написана в Калифорнии и Британской Колумбии, когда у меня еще не было собственного дома. Фактически я не имел никакого дохода и жил на свои быстро таявшие сбережения. В действительности все превосходно расставилось по местам. Деньги у меня кончились как раз в тот момент, когда я заканчивал писать книгу. Я купил лотерейный билет и выиграл $1000, на чем продержался еще месяц. Однако не всем нужно проходить через крутые перемены обстоятельств. На другом краю спектра есть люди, остающиеся на своих местах и делающие свое дело. У них меняется только как, а не что. Это происходит не из страха или инерции. То, что они делают, уже служит совершенным проводником сознания в мир, и ничего другого не требуется. Они тоже становятся причиной появления новой земли.
Должно ли так происходить со всеми? Если реализация внутренней цели — быть одним целым с настоящим моментом, то почему нужно ощутить потребность уйти с сегодняшней работы или выйти из жизненной ситуации?
Быть одним целым с тем, что есть, не означает отказаться от перемен или утратить способность к действию. Но мотивация к действию приходит с более глубокого уровня, — она не вызывается эготипическим желанием или страхом. Внутренняя сонастроенность с настоящим моментом открывает ваше сознание и гармонизирует его с целым, чьей неотъемлемой частью является настоящий момент. Тогда целое, тотальность жизни, действуют через вас.
Что вы подразумеваете под «целым»?
С одной стороны целое содержит в себе все существующее. Это мир или космос. Но все существующее, от микробов до людей и галактик, в действительности является не отдельными вещами или существами — но принявшими форму фрагментами тесно переплетенных и взаимосвязанных многомерных процессов. Есть две причины, почему мы не видим этого единства, почему видим вещи отдельными. Одна — это восприятие, сжимающее реальность до размеров того, что способны воспринимать наши узкодиапазонные органы чувств: того, что мы можем видеть, слышать, обонять, чувствовать на вкус и на ощупь. Но когда наше восприятие свободно от интерпретаций или навешивания ментальных ярлыков, что означает — свободно от добавления к нему мыслей, то мы чувствуем глубокую соединенность, лежащую под нашим восприятием вещей отдельными или кажущимися таковыми. Другой, более серьезной причиной существования иллюзии разделенности является навязчивое мышление. Здесь нас захватывает непрекращающийся поток неотвязного думанья, будто вселенная для нас разделена, и мы теряем способность чувствовать внутреннюю взаимосвязь со всем, что есть. Думанье рассекает реальность на безжизненные фрагменты. Предельно неразумные и разрушительные действия вытекают именно из такого фрагментарного взгляда на реальность. Однако есть и еще более глубокий уровень целого, чем взаимная соединенность всего существующего. На этом более глубоком уровне все является одним. Это Источник, не проявленная единая Жизнь. Это вневременная разумность, выражающая себя в виде разворачивающейся во времени вселенной. Целое состоит из существования и Сущего, проявленного и не проявленного, мира и Бога. Поэтому, когда вы сонастраиваетесь с целым, то становитесь сознательной частью взаимосвязи целого и его цели — появления сознания в этом мире. В результате случайные благоприятные происшествия, случайные встречи, совпадения и синхронистичные события происходят намного чаще. Карл Юнг называл синхронистичность «принципом некаузального (причинно-несвязанного) совпадения». Это значит, что между событиями, синхронистично происходящими на нашем уровне реальности, отсутствует каузальная связь. Это внешнее проявление за пределами мира видимых форм лежащей в их основе разумности и более глубокой соединенности, недоступной нашему уму. Но мы можем быть сознательными участниками процесса развертывания этой разумности, расцвета сознания. Природа существует в состоянии бессознательного единства с целым. Это пример того, почему фактически ни одно дикое животное не погибло во время катастрофического цунами 2004 года. Будучи в большей соединенности с тотальностью, чем люди, они почувствовали приближение цунами задолго до того, как его можно было увидеть или услышать, и по этой причине у них было время уйти на возвышенности. Делать это по той причине — это способ, которым ум рассекает реальность; тогда как природа живет в состоянии бессознательного единства с целым. Наша цель и судьба — живя в сознательном единстве с тотальностью и в сознательной сонастроенности с разумностью вселенной, принести в этот мир новое измерение.
Может ли целое использовать человеческий ум для создания вещей или ситуаций, находящихся в сонастроенности с его целью?
Да, когда есть вдохновение, буквально означающее «в духе», и энтузиазм, означающий «в Боге», тогда есть творческое вдохновение, выходящее далеко за пределы способностей обычного человека.
Глава десятая
Новая Земля
Астрономы обнаружили доказательства своей гипотезы о том, что вселенная возникла пятнадцать миллиардов лет назад в результате гигантского взрыва и с тех пор продолжает расширяться. Все это время она не только расширялась, но непрерывно усложнялась и видоизменялась. Некоторые ученые постулируют, что это движение от единства к многообразию в конечном итоге развернется в обратном направлении. Тогда вселенная перестанет расширяться и начнет сжиматься, и, в конце концов, вернется к непроявленному состоянию, к невообразимому и непостижимому ничто, из которого возникла — и, возможно, снова и снова повторит цикл рождения, расширения, сжатия и смерти. С какой целью? «Почему вселенная проходит через все эти хлопоты существования? » — спрашивает Стивен Хоукинг (Stephen Hawking), в то же время понимая, что никакая математическая модель никогда не сможет дать ответа. Однако если ты смотришь не только вовне, но и внутрь, то обнаруживаешь, что у тебя есть как внутренняя, так и внешняя цель, а поскольку ты являешься микрокосмическим отражением макрокосма, то, следовательно, у вселенной тоже есть внутренняя и внешняя цели, неотделимые от твоих. Внешняя цель вселенной — создать формы и ощутить их взаимодействие, — создать игру, сон, драму — и все остальное, чему ты можешь дать название. Ее внутренняя цель — пробудиться к осознаванию своей бесформенной сути. Затем идет процесс согласования внешней и внутренней целей: внести суть — сознание — в этот мир форм и тем самым трансформировать его. Конечная цель этой трансформации выходит далеко за пределы того, что человеческий ум в состоянии представить или понять. И, тем не менее, на данной планете, в данное время задача данной трансформации возложена на нас. Этой задачей является согласование внешней и внутренней целей, согласование мира и Бога. Прежде чем мы посмотрим, какое влияние оказывает расширение и сжатие вселенной на нашу собственную жизнь, нам нужно иметь в виду, что ничто из наших суждений о природе вселенной нельзя считать абсолютной истиной. Ни концепции, ни математические формулы не могут объяснить бесконечное. Никакая мысль не может быть герметичным сосудом, вмещающим бесконечность. Реальность — это единое целое, но мысль рассекает ее на фрагменты. В результате возникает ключевая ошибка восприятия, например такая, что есть разобщенные вещи и события, или что одно является причиной другого. Каждая мысль заключает в себе точку зрения, а всякая точка зрения по своей природе включает в себя ограничения, в конечном итоге означающие, что она не является истиной, во всяком случае, не абсолютной. Только целое истинно, но целое нельзя изречь или осмыслить. С точки зрения, находящейся за границами человеческого ума, а потому совершенно ему недоступной, все происходит сейчас. Все, что когда-либо было или будет, случается сейчас, вне времени, являющегося ментальной конструкцией.
|
|||
|