Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава 1 ОБМАНЧИВОСТЬ СИЛЫ ВОЛИ



Введение

Если ничто человеческое вам не чуждо, то когда-нибудь непременно захочется изменить свой образ питания к лучшему. Подстегиваемые скорее всего ухудшением здоровья, духовным просветлением или новыми взаимоотношениями, вы примете решение питаться более правильно и корректно с точки зрения здоровья и этики.

Увы, рано или поздно вы неизбежно обнаружите, что «изменить образ питания к лучшему» не так просто, как казалось. Купите любую книгу о диете или питании, и вы найдете в ней множество убедительных советов о том, что следует и не следует есть. Выберите другую книгу — и увидите в ней не менее убедительные рекомендации, диаметрально противоположные советам из первой. Что же делать?

Одна книга расхваливает чудодейственную сою, другая предупреждает, что соя вредна. Одна пропагандирует питание преимущественно сырыми продуктами, ценными источниками энергии, другая советует ограничить потребление тех же сырых продуктов во избежание расстройства пищеварения. Есть издания, превозносящие целебные свойства меда, а есть те, которые утверждают, что мед вреден, как и любой другой источник сахара. Большинство популярных книг о питании не рекомендует злоупотреблять жирами, особенно насыщенными, в то время как меньшинство, быстро приобретающее известность, настаивает на том, что привычные нам животные жиры полезны. От одних авторитетных специалистов мы узнаем, что без питательных добавок здоровье не сохранить, а от других — что добавки не дают никакого эффекта, кроме «удорожания мочи». Одни ратуют за питание в соответствии с группой крови, другие считают, что питаться надо согласно классификации аюрведы, третьи — согласно стихиям из традиционной китайской медицины. Есть теории, основанные на принципах вегетарианства или локализма, на конкретных социальных или экологических подходах.

Таким примеров — бесчисленное множество. Незадачливый искатель истины рискует безнадежно заплутать в дебрях противоречивых советов, которые все как один исходят из авторитетных источников. Есть ли среди диет та единственная, которая отражает истинное учение о здоровье: выберешь ее — и спасешься, ошибешься в выборе — и будешь мучиться вечно? И если она существует, как отличить ее и найти среди сотен предлагаемых диет? А вдруг все диеты — путь к спасению, несмотря на вопиющие противоречия? Или среди них нет ни одной верной?

Столкнувшись с этой дилеммой после десятилетия поисков диеты и экспериментов на самом себе, я избрал другой подход. Вместо того чтобы верить на слово посторонним авторитетам, я решил довериться собственному организму и посмотреть, к чему это приведет. Это решение обнаружило для меня целые области озарений и открытий, касающихся нереализованных возможностей организма и его чувств, взаимосвязи питания и бытия, духовных аспектов нашего материального «я». И самое главное: благодаря методике, которую я назвал йогой питания, я впервые на своей памяти смог свободно наслаждаться едой и вместе с тем прекрасно чувствовать себя и испытывать прилив жизненной энергии.

Слово «йога» я употребляю в самом общем смысле, подразумевая под ним совокупность мер, позволяющих человеку полнее ощущать жизнь и свою целостность. Описанная мной йога питания разительно отличается от диет, предлагаемых в популярных книгах по хатха-йоге. Я не стану указывать вам, что можно есть, а что — нельзя.

Таким образом, перед вами не книга о диете и даже не книга о питании. Они, конечно, по-своему ценны, но не следует принимать их на веру целиком, даже если изложенное в этих книгах авторитетное мнение подкреплено научными данными. Цель моей книги — познакомить читателя с гораздо более достоверным источником мнений: с его собственным организмом. Но разве можно доверять телу, которое так часто вводит нас в заблуждение? Как понять, что именно пытается втолковать нам организм? Зададимся этими вопросами и перейдем к изучению теории и практики йоги питания.

Глава 1 ОБМАНЧИВОСТЬ СИЛЫ ВОЛИ

Тем, кто обуздывает свое желание, это удается лишь потому, что их желание недостаточно сильно и поддается обузданию; обуздывающий или Разум занимает его место и управляет непокорными.

Уильям Блейк

Подсчитай, сколько конвертов сможешь облизать за час, а в следующий час побей этот рекорд!

Директор Скиннер (мультсериал «Симпсоны»)

Перспектива изменения привычек, связанных с питанием, многих приводит в отчаяние: людям кажется, что им просто не хватит силы воли.

Слабоволие. Чем еще объяснить живучесть вредных привычек в питании, последствия которых мы прекрасно осознаем? Чему приписать круглосуточное обжорство после недели правильного питания? Что обвинить в стремлении жевать пончики после торжественной и обоснованной клятвы навсегда отказаться от них? По-видимому, нас подвела сила воли, заставив поддаться порыву.

Разумеется, наше общество ссылается на нехватку силы воли не только в тех случаях, когда речь идет о диетах. Зачастую нам кажется, что, если бы не сила воли, мы целыми днями бездельничали бы, удовлетворяя лишь самые насущные свои потребности и желания. «А если бы завтра вы вдруг начисто лишились силы воли? — спрашивал я. — Что было бы дальше? » Большинство моих собеседников признавалось, что они проспали бы, не пошли бы на работу, плотно позавтракали, а затем предались бы нескончаемым удовольствиям, праздности и апатии.

Полагаться на силу воли — значит демонстрировать полнейшее недоверие к самому себе. Похоже, мы убеждены, что нам свойственно желать только вредного и потакать лишь плохому, — следовательно, нам необходима сила воли, дабы вести себя лучше. Жизнь превращается в нагромождение разнообразных «можно» и «нельзя». А если мы напрасно не верим в себя? Попробуем вдуматься: что, если завтра мы действительно утратим всю силу воли? Да, возможно, проспим весь день, но почему — от лени или подлинной потребности в отдыхе? Может быть, не пойдем на работу — но разве это не значит, что такая работа вам не по душе и что раньше вы просто вынуждали себя заниматься ею? Даже если вы проваляетесь до десяти или до двенадцати часов, в конце концов, в постели вам станет неуютно. Возможно, какое-то время вы просидите перед телевизором, поедая шоколадные конфеты, но рано или поздно вами овладеет беспокойство. В отсутствие работы и рутины эскапизм теряет свою привлекательность. Может быть, вы почувствуете, что пришло время уделить внимание тем сторонам жизни, которыми вы прежде пренебрегали. Захотите провести целый день с ребенком, другом, побыть на природе.

Займетесь творчеством, на которое раньше вам не хватало ни времени, ни сил. А это творчество постепенно приведет вас к новой карьере, к работе, ради которой вы будете с радостью просыпаться по утрам. Жизнь без силы воли может, вполне может оказаться более творческой, насыщенной, продуктивной и динамичной, нежели жизнь, состоящая из «можно» и «нельзя».

Истинная функция силы воли и самодисциплины — дополнять мудрость и проницательность в минуты сомнений, напоминать о подсказках внутреннего голоса и применять их. Например, если работа вам в радость, но что-то отвлекает от нее, приходится напоминать себе о том, чего именно хочешь. А когда неудержимо манят соблазны общества потребления, полезно бы-, вает напомнить себе о тихих вечерах в кругу семьи. Если помнить, как легко и приятно не лгать и ничего не скрывать, супружеская измена потеряет всякую привлекательность. И как мы вскоре убедимся, дисциплина в питании становится естественной, если четко осознавать все, что связано с пищей. На самом деле дисциплина — всего лишь напоминания самому себе; принуждения и борьбы она не требует.

Если сила воли служит для напоминаний и настройки, она естественна и придает нам сил, но борьба с самим собой превращается в испытание. Нередко мы прибегаем к «самодисциплине», чтобы заставить свой внутренний голос замолчать, поскольку предпочитаем доверять здравому рассудку и приобретенным убеждениям. И напрасно: а если наши внутренние стремления и порывы — некий важный сигнал? Представляю себе дисциплинированного студента, будущего инженера, который не прочь побренчать на гитаре, но заставляет себя зубрить формулы, поскольку «знает», что музыкой сыт не будешь. Если студенту хватит силы воли, его музыкальные способности так и не раскроются, да и незаурядным или же просто счастливым инженером ему не стать.

Насколько счастливее и свободнее мы стали бы, какими бы всесильными почувствовали себя, если бы прекратили борьбу с собственными врожденными способностями и склонностями, отказались от попыток переделать себя, а силу воли обратили бы на то, чтобы просто жить и радоваться жизни!

С помощью силы воли мы нередко стараемся стать лучше: меняем рацион, отказываемся от вредных привычек, искореняем эгоизм, подавляем раздражительность. Однако любые попытки самосовершенствования или внедрения изменений, в том числе и в рацион, обречены на провал, если они опираются главным образом на силу воли. Принимая решение «я себя заставлю», вы боретесь с собой. Значит, на каком-то уровне в вас происходит нежелательное раздвоение. Рано или поздно — возможно, в минуту слабости или жалости к себе — истинное желание выплеснется наружу в виде поступков. Инженер начнет отвлекаться, медлить, находить миллионы мелких помех для самого себя. Человек, сидящий на диете, станет кусочничать, мошенничать, придумывать себе оправдания и обещания «с понедельника начну». При внутренней раздвоенности воля слабеет.

Чтобы питаться по принципам йоги, необходимо стремиться к целостности, выявлять и устранять раздвоенность, прекратить бороться с собой. Ведь одно из значений слова«йога» — союз, объединение.

И даже будь ваша воля железной, обидно было бы превращать процесс питания в режим самоотречения! Многие диеты представляют собой списки запрещенных продуктов. Слова «йога питания» тоже звучат устрашающе: они подразумевают некую дисциплину, воздержание, аскетизм. Немаловажно и то, что в нашей культуре само слово «диета» стало синонимом ограничений в питании, обычно с целью снижения веса. Значит, йога питания вполне может показаться вам очередной пыткой воздержания, посягательством на одну из величайших радостей жизни.

Отнюдь! Поскольку принуждение и сила воли тщетны, йога питания предлагает альтернативу: приятное и полезное питание, полностью соответствующее истинным потребностям тела и души. Гармонию и единство потребностей и желаний, того, что жаждет тело, и того, что мы едим. А также приведение питания в соответствие с другими сферами жизни и с нашей ролью в этом мире.

Правильное питание — это не обуздание буйного аппетита. И не поставленная перед рассудком задача с помощью обширных познаний укротить глупое тело, жаждущее вредной для него пищи. Домыслы и невнимание к потребностям организма — вот что заводит нас в тупик, и нам не выбраться из него, навязывая телу очередной набор относящихся к питанию принципов и правил, какими бы новыми и усовершенствованными они ни были.

Если волевой подход подразумевает противопоставление разума телу, то йога питания развивает восприимчивость к потребностям последнего, учит чувствовать его и доверять ему. Мы перестаем видеть в теле и его аппетитах врагов и учимся распознавать сигналы, зашифрованные в желаниях, склонностях и вкусовых предпочтениях. Привыкая верить этим сигналам, мы узнаем о существовании высших уровней восприимчивости и гармонии разума и тела. Йога питания не призывает жертвовать удовольствиями — напротив, открывает в них новые, неведомые стороны.

Йога питания требует мужества. Чтобы отвыкнуть от недоверия, ограничений, лишений, вырваться из-под гнета силы воли, поверить, что тело — друг, который говорит истину, и, наконец, придать этой истине законный статус, даже если она противоречит укоренившимся представлениям о «полезном» и «вредном», понадобится не шажок, а скачок сознания.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.