|
|||
Керамика.. Поселения и храмы.Керамика. Объединяющим компонентом убейда является лепная керамика, монохромная расписная, названная по-английски Black-on-Buff–цвета бычьей кожи с черной росписью. На деле цвет росписей варьирует от чёрного до коричневатого, фиолетового и тёмно-зеленого; в зависимости от обжига керамика приобретала «цвет бычьей кожи» (палевый) или красно-коричневый или даже зелено-коричневый. Убейдские мастера любили изображать на глиняных сосудах цветы с крупными лепестками, листья, реже животных, часто покрывали сосуды просто геометрическим орнаментом. Они создавали посуду разнообразных форм: плоские тарелки с отогнутым бортиком, чаши на подставке, сосуды с носиком типа чайников, кубки с овальным дном, что позволяло ставить на плоскую поверхность лишь опрокинутые и уже опорожненные сосуды. Некоторые сосуды сделаны в виде животных. Есть и медные сосуды. В позднеубейдское время научились использовать гончарный круг медленного вращения, и роспись стала упрощаться (как везде при замене индивидуальных мастеров массовой ремесленной продукцией). Появляются так наз. «черпаховидные» сосуды – шаровидные с широким горлом и раструбом, служившие, как полагают, для культовых возлияний. Поселения и храмы. Носители Эль-Убейдской культуры были жили в домах из сырцового кирпича, образующих поселения, которые группировались вокруг центрального культового святилища – храма. Самый древний храм убейдцев открыт в Эреду на небольшом возвышении, на платформе. Всего с одним помещением, но все особенности позднейших шумерских храмов были налицо: украшенный фасад, алтарная ниша и жертвенное место. Храмов в Эреду не один. Массивные стены декорированы снаружи пилястрами. В позднемУбейде появляются глиняные конусы, которые мозаично декорировали наружные плоскости престижных строений.
|
|||
|