Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Археологическое краеведение» 1-й год обучения



«Археологическое краеведение» 1-й год обучения

Руководитель Портная О. В.

Тема: Энеолит. Месопотамия.

Цель: изучение особенностей хозяйственного и социального устройства.

Задачи:

1. Образовательные: формирование знаний о культурах энеолита.

2. Воспитательные: прививать интереса и уважения к прошлому.

3. Развивающие: развивать умения выделять главное, делать выводы.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: тетрадь, ручки, карандаши, раздаточный материал, экран, проектор и т. д.

Основные понятия: энеолит, археологические культуры

Мотивационный аспект

Изучение особенностей хозяйства человека эпохи энеолита.

Изучение нового материала

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении. С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал Персидский залив. Сейчас практически вся территория, на которой находилась древняя Месопотамия, совпадает с территорией государства Ирак.

Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории – в древней Вавилонии. СевернаяВавилония носила название Аккад, южная – Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.

Убейдская культура.

Еще до прихода шумеров в Месопотамию существовала своеобразная культура, получившая название убедейской. Существовала она в VI – начале IV тыс. до н. э. и считается, что племена, носители данной культуры, были субарии и пришедшие с северо-востока, от предгорьевЗагросского хребта еще в эпоху неолита.

В 1918 г. экспедиция Британского музея во главе с Р. Кэмпбелом Томпсоном, обследуя шумерский город Эреду, обнаружила в нем керамику, более древнюю, чем шумерская. В следующем году Г. Р. Холл, возглавивший ту же экспедицию, открыл небольшой памятник Телль эль-Убейд, где эта керамика была основной. К британцам присоединились американцы из Пенсильванского университета и совместная экспедиция во главе с Л. Вулли выявила стратиграфию эль-Убейда. А затем ту же культуру обнаружили в других шумерских городах – Кише, Уре, Уруке и проч. под шумерскими слоями. Затем в течение первой половины ХХ века были обнаружены памятники с более ранними фазами той же культуры – Эреду (или Эриду), Хаджи Мухаммад и др. В 1960 г. Дж. Оутс суммировала их, сведя в одну схему развития (абсолютная хронология шаткая):

Убейд 1 – Эреду (ныне датируется примерно 5300 – 4700 до н. э. ),

Убейд 2– Хаджи Мухаммад (соответственно 4800 – 4500 до н. э. ),

Убейд 3, классический Убейд –  сам Убейд (4500 – 4000 до н. э. ),

Убейд 4 –  поздний вариант керамики убейдского типа (первые века IV тыс. до н. э. )

Затем французская экспедиция на памятнике Телль эль-Уэйли выявила слои, более древние, чем Убейд 1 и назвала их Убейд 0, а потом был открыт финальный Убейд – Убейд 5. В разных странах стали обнаруживать локальные варианты убейдской культуры: в Северной Месопотамии «северный Убейд» с халафской традицией, в Закавказье лейла-тепинская культура, а на Северном Кавказе майкопская, несут на себе признаки Убейда (видимо, результат миграции убейдцев), и т. д.

В низовья Тигра и Евфрата человек проник довольно поздно – в эпоху развитого неолита, в VI тыс. до н. э. Первым населением Южного Двуречья были субареи – выходцы с северо-востока, от предгорьевЗагросского хребта. К концу VI тыс. до н. э. они освоили болотистый край вплоть до «Горького моря» (Персидский залив) и построили здесь древнейшие известные нам огражденные поселения Месопотамии – протогорода.

И. Гельб, И. М. Дьяконов и С Крамер предполагали, что это население говорило на «банановом языке» (с повторением слогов, как в слове banana), что некоторые слова этого «прототигридского языка» остались как следы субстрата в шумерском (например, Забаба, Инанна, Хумбаба).

Нижнемесопотамскиесубареи создали особую, так называемую убейдскую, археологическую культуру, существовавшую в V начале IV тыс. до н. э. («убейдское тысячелетие»). Они знали металлургию меди, и соответствующие термины были позднее переняты у убейдцев шумерами. Убейдская культура распространилась, по мере расселения субареев, на огромном пространстве от Центрального Загроса через Верхнюю Месопотамию и Сирию к Средиземному морю, а также на Северо-Восточную Аравию, включая Бахрейн. Вся эта территория вместе с Нижней Месопотамией составила относительно однородную этнокультурную ойкумену субареев – носителей убейдской культуры.

Убейдцы изготавливали первые из известных нам, хотя еще очень примитивные, доспехи (они представляли собой кожаные перевязи с нашитыми на них медными бляхами), а их вожди или жрецы носили странные островерхие шлемы или маски, закрывающие все лицо и имитирующие морды рептилий, с удлиненным, полого уходящим назад навершием. Несмотря на успехи в развитии ремесел и строительстве храмов, ни большого процветания, ни большого могущества убейдцы не добились, поскольку не умели проводить крупномасштабные ирригационные работы. Без ирригации в Месопотамии нельзя было получить большие урожаи, а без них – достичь такого уровня хозяйства и накопления запасов, который позволил бы ускоренно развивать культуру, содержать властную верхушку и требовал появления письма для хозяйственного учета. В результате убейдцы так и не вышли за рамки первобытно-общинного строя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.