Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Направления буддизма



После паринирваныБудды в буддизме появилось множество разнообразных школ и течений, незначительно расходящихся между собой в толковании учения. При классификации буддизма исходят из разных принципов, в частности, из регионального, учитывающего область формирования направления (индий ский, тибетский, японский, буддизм на территории России) и доктринального, опирающегося на сходство и отличия вероучительно- мировоззренческого характера. В данном смысле все школы принято делить на два течения — тхеравадиныи махасангхики, из которых на рубеже нашей эры сформировались основные направления буддизма, существующие на современный момент:

хинаяна — «Малая колесница» (узкий путь спасения), или тхеравада(«учение старей ших»);

махаяна — «Большая колесница» («широкий путь спасения»);

ваджраяна— «Алмазная колесница» («особый интенсивный путь»).

Окончательный раскол был оформлен на четвертом соборе, созванном на рубеже I–II в в. н. э. известным правителем североиндий скогоКушанского царства Канишкой, покровителем буддизма. Основы самостоятельного существования махаяны были заложены знаменитым буддий ским мыслителем Нагарджуной.

Различия между этими направлениями касаются представлений об идеальной личности, цели буддий ского пути и учении о природе Будды.

Хинаяна. Идеалом личности в хинаяне является архат — монах, собственными усилиями достигший нирваны и покинувший мир. С точки зрения учения хинаяны, Будда до своего пробуждения был добродетельным и совершенным, но обычным человеком. Пробудившись, то есть достигнув состояния архата, он преодолел сансару, достиг нирваны и уже не существует ни в мире, ни вне мира, поэтому все молитвы ему бессмысленны, ибо его уже нет. Зато любой монах, точно следующий путем, указанным Буддой, может достичь того же, что и он, преодолеть сансару и освободиться от страдания.
Сторонники хинаяны убеждены были в реальном существовании дхарм как исходных элементарных качеств, из которых все и состоит. Они признавали существование двух противоположных планов бытия, сансары и нирваны.

Достижение просветления возможно только в монашеской общине, только для избранных. Миряне могут улучшать свою карму добрыми делами и содержанием сангхи и в одной из следующих жизней получить возможность стать монахами и достичь нирваны. Хинаяна — более закрытая и элитарная форма буддизма, ее сторонники не вели широкой проповеднической деятельности, поэтому она получила распространение лишь в тех регионах, где было сильным влияние индий ской культуры, — в Южной и Юго- Восточной Азии (южный вариант буддизма). Хинаяна ближе к идеалу раннего классического буддизма.

В процессе распространения буддий ское учение элитарного утонченного хинаянистского толка сращивалось с местными добуддий скими верованиями, что сказалось на его культе. Например, для тай ского буддизма характерны представления о многочисленных злых и добрых духах и демонах, за которыми необходимо ухаживать, кормить, обеспечивать их жильем. В жилище каждой семьи строится такой специальный домик для духов. Изображения Будды стали наделяться сверхъестественными свой ствами, по представлениям верующих, они могли творить чудеса. Произошло так называемое обмирщение буддизма, миряне, например, могут принимать монашество на короткий период, сезон дождей и др. Идея нирваны отошла на задний план, центральное место заняла идея кармы. Это поставило перед каждым буддистом задачу накопления заслуг.

Махаяна (северный буддизм). Идеалом махаяны является бодхисатва, стремящий ся к достижению состояния Будды на благо всех живых существ. Целью буддий ского пути здесь является не столько достижение нирваны, сколько пробуждения (бодхи). Каждый может стать Буддой.

Сторонники махаяны считали, что признание реального существования дхарм — отступление от истинного учения Будды. Поскольку все лишено собственного «я», субстанций, все пусто, дхармы не являются истинно сущими, они лишь только плод неправильного, омраченного восприятия мира. Понятие пустотности (шунья) ввел Нагарджуна для радикального отрицания существования какой -либо собственной природы в чем-либо или в ком-либо. Поэтому усилия махаянистов были направлены на радикальную революцию сознания. В каждом существе нужно раскрыть присутствие высшего ведения — праджни.

Махаяна отказалась от строгой элитарности и пассивной созерцательности. Обретая пробуждение, бодхисатва не уходит в нирвану, а накопленные силы и могущество тратит на помощь окружающим. Основными качествами бодхисатвы являются мудрость и сострадание. В махаяне выделяются три типа бодхисатв:

ботхисатва-царь, разом спасающий всех, бодхисатва-лодочник, спасающий по одному, бодхисатва-пастух, спасающий всех существ и только затем уходящий в нирвану. В поздней махаяне бодхисатвами стали называть великих подвижников. Сложились культы бодхисатв: Ваджрапани — уничтожающий заблуждения, Авало- китешвара — символ милосердия и сострадания, Манджушри — бодхисатва мудрости, Май трей я — бодхисатва будущего, Тара — бодхисатва сострадания, давшая обет стать Буддой в женском теле, чтобы доказать возможность пробуждения для женщин. Почитание бодхисатв составляет основу культовой практики махаяны.

В махаяне было сформулировано учение о трех телах Будды. Под Буддой стало пониматься единство всего сущего. Единое вселенское тело Будды постигается существами трояко: тело Закона, оно достижимо только в состоянии просветления; тело наслаждения, его созерцают мастера медитации и бодхисатвы; явленное тело, в котором Будда представляется простыми людьми. Будда уже не выступает как обычный человек. Это некая метафизическая реальность, истинная природа всех дхарм, явленная в человеческом обличии. Он уже являлся в образе других будд и будет явлен в будущих буддах как нашего, так и следующих миров.

В махаяне появляются свои почитаемые тексты, особое место занимает «Лотос Благого Закона», возникший в конце II в. и известный во многих частях буддий ского мира. Его историческое значение определяется многими притчами, а также тем, что в нем зафиксирован тот этап развития буддизма, когда человеческая личность Будды почти полностью была вытеснена божественным ликом вечного Будды.

Ваджраяна. В середине I тыс. н. э. в буддизме махаяны зарождается новое направление — ваджраяна, или тантрический буддизм (тантры— разновидность священных текстов). Особенность этого направления состоит в определенной цели — ускоренном обретении статуса Будды, для чего начинают использоваться своеобразные «технологии», причем результат может распространяться и на других людей.

Ваджраяна исходит из принципиального единства тела и психики. Отсюда — учение о наличии в теле особых тонких путей движения праны(энергии). В процессе овладения й огическими техниками устанавливается контроль над передвижением энергии, что достигается и с помощью контроля над дыханием, движениями тела. Все тантры делятся на четыре класса:

1. Тантры очищения, в которых предусматриваются внешние формы практики — повторение мантр. Мантра обращена не к привычному пониманию текста, а к воздей ствию определенных повторяющихся звуков, считается, что при этом постигается особый внутренний смысл слов.

2. Тантры дей ствия.

3. Й огическиетантры. Вторая и третья группы тантр предлагают внутренние формы практики — созерцание, которое предполагает интенсивное воображение Будды или бодхисатвы, когда с ним можно вступать в разговор. Также объектом созерцания служит мандала(круг) — модель соотношения вселенной и человека, соединенных воедино, в центре которой находится Будда. В процессе созерцания образа мандалы можно достичь отождествления с ней. В ваджраяне широко используются методы, активизирующие подсознание.

4. Тантры наивысшей й оги (используют все описанные приемы с сильно измененным содержанием).

Тантрический буддизм имеет множество собственных специфических божеств, в том числе заимствованных из старых индий ских верований. При их изображении используются такие детали, как многорукость, свирепость, оскаленные клыки и т. д., обозначающие готовность к уничтожению страстей.

В ваджраяне используются ритуалы магического типа, включая и вредоносную магию, хотя есть ограничения, указывающие на необходимость серьезных поводов для их этого.

Тантрический буддизм получил широкое распространение в Тибете, Монголии. Здесь он получил особое наименование — ламаизм. Именно эта ветвь буддизма распространена в России среди калмыков, бурят и тувинцев. Для него характерны введение в религиозную картину существовавших ранее местных культов, которые не вытеснялись, а поглощались буддизмом, строгая централизация, стремление к единообразию вероучения, появление единого главы — Далай -ламы. Эта ветвь буддизма переняла ряд ранних шаманских практик, бытовавших на указанной территории, ввела новые ритуальные элементы вроде молитвенной мельницы, верчение которой вызывает передвижение молитвенных текстов и позволяет ускорить практику повторения молитв. В ХХ в. многие тибетские буддисты во главе с Далай -ламой эмигрировали из Тибета из-за неблагоприятной политической обстановки на территорию Индии. Ламы Тибета принадлежат к четырем основным школам: ньингма, кагью, гелуги сакья. Далай -лама принадлежит к самой многочисленной школе гелуг.

Тибетский канон составляют Ганджур — Слово Будды (издание в 108 томах) и Данджур — толкование Закона индий скими мастерами в 225 томах. В настоящее время некоторые школы тибетского буддизма получают распространение не только в традиционных регионах распространения буддизма, но и среди его последователей в странах Европы и Америки, и в России, которые стали получать традиционные посвящения и проходить подготовку в созданных тибетскими монахами-эмигрантами образовательных центрах этого направления в Индии и США. Одним из таких неофитов стал датский буддист Оле Нидал, активно проповедующий европеизи- рованный вариант школы карма-кагьюв России.

На территории Китая сложилось учение чань-буддизма, в Японии — дзен-буддизма, в которых прослеживаются элементы ваджраяны — представление о том, что природа Будды уже содер- жится в каждом живом существе и ее нужно только выявить, необ- ходимость наставника, влияющего на сознание ученика. Делается акцент именно на практике достижения просветления (сатори), которое не может быть достигнуто путем теоретического изучения положений религии.

Индий ский монах Бодхидхарма, родоначальник чань-буддизма в Китае, говорил, что дзен — это непосредственный переход к пробужденному сознанию, независимо от традиции и священных текстов. Сильная работа интеллекта, с его точки зрения, лишь помешает обретению состояния сатори. В дзен-буддизме наиболее распространены две школы: риндзай и сото. Риндзай практикует коаны— парадоксальные утверждения или вопросы учителя, а также используются мондо— беседы учителя и ученика. Сото-дзен делает упор на сидячую медитацию, что уходит корнями во времена Будды. Практикующие медитируют без концентрации внимания, сидя лицом к голой стене. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям.

Обрядовая сторона буддизма формируется в процессе его распространения за пределами Индии, поэтому в каждой стране, где он распространен, имеет свои особенности.

Наиболее общим является культ самого Будды с почитанием его праха, мест, связанных с его жизнью. Появляется праздник Дня Будды, соединяющий три события: рождение Будды, просветление и уход из жизни. Складывается практика паломничества, совершенно чуждая раннему буддизму. Воникают изображения Будды, священные символы, погребальные ритуалы, молитвенные практики др.

Вместе с тем в буддизме сохраняется отношение к ритуалам как второстепенному явлению, необходимому для менее совершенных мирян. Идущие более совершенным путем обращают основное внимание именно на психофизические практики.

Подводя итог, необходимо отметить, что буддизм является очень разноплановым и разнообразным явлением. Отличаясь гибкостью и терпимостью, буддизм, приходя на новые территории, часто заимствовал местные автохтонные верования и культы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.