Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БУДДИЗМ. Общая характеристика



БУДДИЗМ

Общая характеристика

Буддизм — одна из мировых религий. Его самоназвание — Дхарма (Закон, Учение). Это самая древняя из мировых религий, достаточно быстро переступившая этноконфессиональные и этно- государственные границы и распространившаяся в Юго-Восточной, Центральной и Средней Азии.

Зарождение буддизма происходит в Северо-Восточной Индии на территории трех государств — Магадха, Кошала, Вай шали в середине I тыс. до н. э. Точное время возникновения буддизма указать сложно, называются разные даты жизни и смерти основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни). Кончина Будды относится большинством исследователей к 483 г. до н. э., но называются и 486 г., и 480 г. до н. э. Известен и возраст, в котором умер Учитель — 80 лет, и его место рождения — северо-восток Индии, государство Капилавасту.

Возникновение буддизма объясняется несколькими причинами.

Во-первых, укрепление государственной власти и влияние касты кшатриев, занявших лидирующее положение в системе государства. В духовной жизни индий ского общества доминировал брахманизм с его ритуализмом, формальным благочестием и властью брахманов, поддерживавших и защищавших кастовую систему.

Во-вторых, недовольство небрахманских слоев древнеиндий ского населения властью брахманов. Синхронно с буддизмом появился джай низм, также противопоставивший свое учение брахманизму. Системы санкхья, й ога, веданта своими доктринами и практиками создали в середине I тыс. до н. э. достаточно прочную, хорошо разработанную основу для появления широкого круга людей, искавших спасения, освобождения (мокши) в удалении от общества, в устранении всего материального и концентрации внимания и сил на внутреннем духовном «я». Но сосредоточение всей внутренней сокровенной мудрости в руках брахманов ставило всех небрахманов в положение второстепенных неполноправных последователей той или иной доктрины. Следствием этого и было стремление выработать новую альтернативную доктрину, противостоящую эзотерической мудрости брахманов. Наиболее разработанной и влиятельной системой такого рода и стал буддизм.

Если верить легендарным преданиям, Сиддхартха Гаутама родился в семье правителя государства шакьевШуддходаны чудесным образом — из бока матери Май и. Ему было предсказано мудрыми старцами необыкновенное будущее. Окруженный роскошью и весельем, он знал только радости жизни. Гаутама вырос, женился, у него родился сын Рахула. Ничто не омрачало его счастья. Но вот как-то раз, выехав за пределы дворца, молодой принц увидел покрытого язвами изможденного больного, затем убогого старика, после чего похоронную процессию и, наконец, погруженного в раздумье аскета. Эти встречи изменили мировоззрение молодого принца, он узнал, что в мире существуют несчастья, болезни, смерть. С горечью Гаутама покинул дом. Обрив голову, облачившись в грубые одежды, он начал странствовать, занимаясь аскетическими практиками и стремясь познать великую истину. Однако строгая аскеза не приблизила его к истине, ни одно из учений мудрецов его не удовлетворяло.

Однажды, сидя под деревом бодхи(Древом пробуждения), Гаутама погрузился в созерцание. Состояние созерцания продолжалось много дней, в течение которых он избежал, согласно легенде, всех соблазнов и искушений злого духа Мары и открыл четыре благородных истины. Достигнув состояния Будды («просветленного», «пробужденного») в 35 лет, оставшиеся 45 лет жизни он посвятил проповеди своего учения.

Будда отправился в город Бенарес, где в Оленьем парке им была произнесена первая проповедь для пятерых аскетов, ставших его учениками. Они и составили костяк монашеской общины сангхи. После этого были заложены основы учения о Трех Драгоценностях: Будде (Учителе), Дхарме (Учении), Сангхе (монашеской общине). Позднее, кроме мужского монашества, возникают и женские монастыри, первыми последовательницами учения Гаутамы стали его воспитательница Праджапати и жена Яшодхара. Два правила были необходимы для поступления в общину: полный отказ от собственности и нравственная чистота. Гаутама, с одной стороны, осуждал физическое умертвление плоти аскетами и распущенность чувств, с другой, он указывал на Путь восьми ступеней как на путь гармонизации чувств и достижения шести совершенств Архата («освобожденного»): это сострадание, нравственность, терпение, мужество, сосредоточение и мудрость. В возрасте 80 лет, погрузившись в созерцание, Гаутама достиг нирваны. Тело его было кремировано учениками, его прах был разделен и помещен в специальные архитектурные сооружения — ступы.

Учение Будды было поддержано в основном варнами кшатриев и вай шьев, прежде всего городским населением, правителями, которые видели в буддий ской проповеди возможность избавиться от засилья и верховенства брахманов, хранителей практически всей древней индий ской мысли, связанной с ведами и брахманизмом. Буддий ские идеи равенства людей вне зависимости от варн, терпимость, культ этики — все это способствовало успеху нового учения. Спустя несколько веков древнеиндий ский правитель Ашока превратил буддизм в государственную идеологию. Во времена его правления буддизм не только широко распространился по всей стране, но и вышел за пределы Индии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.