Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вероучение буддизма



Классический буддизм чужд идее абсолютного вероучительного авторитета, но все же можно выделить определенный круг идей, так или иначе разделяемых всеми школами и течениями. К этим идеям относятся «четыре благородные истины» и Восьмеричный Путь, учение о причинно-следственных связях и карме, учение о сансаре, учение о не-душе, мгновенности комбинаций дхарм, буддий ская космология.

«Четыре благородные истины»:

1. Все есть страдание — духкха. Духкха — страдание, неудовлетворенность. Страдание в буддизме абсолютно.

2. Есть причина страдания — влечения, желания, привязанности. Любая привязанность есть фундаментальная ошибка, связанная с абсолютизацией чувственного опыта. Личность (или душа) не имеет субстанциального бытия. Важное для буддизма понятие кармы связано именно со Второй Благородной Истиной. Карма — это дей ствие, имеющее определенное последствие. При этом Гаутама подчеркивал, что карма — это мысль, ибо, поразмыслив, человек дей ствует телом, словом и разумом. Карма создается мышлением. Совокупность энергий всех дей ствий, совершаемых в течение всей жизни, предопределяет специфику и характер будущего перерождения. Энергия деяний новой жизни предопределяет следующее рождение, и так до бесконечности. Этот круговорот перевоплощений называется сансарой , основной характеристикой которой является страдание как следствие желания. В зависимости от кармы буддизм признает пять возможных форм перерождения: божества (дэвы), герои-полубожества (асуры), люди, животные, обитатели ада (преты). Предпочтительной считается третья — только человек может достичь нирваны.

Учение о карме получает развитие в теории причинно-зависимого происхождения. Согласно данной теории, цепь состоит из 12 звеньев, каждое из которых обусловливает все остальное:

авидья— неведение относительно Четырех Благородных Истин и собственной природы;

самскара— импульсы, влекущие к новому рождению; (новое рождение)
виджняна— появление аморфного сознания;

нама-рупа(имена и формы) — формирование психофизических структур человеческого бытия;

шад-аятана— формирование шести органов чувственного восприятия;

спарша— соприкосновение с органами чувственного восприятия;

ведана— возникающее на основе соприкосновения чувство приятного, плохого или ней трального.

тришна— влечение, страсти, возникающие на основе чувств; — упадана— привязанность к жизни;
бхава— жизнь, сансарическое бытие;
(новое рождение)

джати— новое рождение, зависящее от силы привязанности к сансаре;

джала-марана — старость и смерть.

Живое существо является, таким образом, рабом обусловленности.

3. Прекратить страдание возможно, достигнув нирваны. Нирвана (угасание, затухание) — состояние прекращения всех желаний, страстей и ненависти. Однако угасание, спокой ствие есть лишь внешний признак нирваны, не выражающий сущности состояния. На самом же деле нирвана является состоянием покоя только в смысле отсутствия страстей, во всем же остальном она — проявление высшей деятельности и энергии духа, свободного от оков, низменных привязанностей. Как отмечают исследователи, «нирвану можно определить как состояние совершенства всех элементов и энергий индивидуальностей, достигших наивысшей интенсивности, доступной в данном космическом цикле».

4. Достижение нирваны возможно при следовании Благородному Восьмеричному Пути. Его составляющие:

— правильное воззрение (усвоение Четырех Благородных Истин и основ буддизма);

— правильная решимость (устремленность к освобождению);

— правильная речь (не лгать, не клеветать, не лжесвидетельствовать, не браниться и т. д. );

— правильное поведение (пять основных обетов, способствующих улучшению кармы: непричинение вреда живому; отказ от дурной речи; неприсвоение чужого; отказ от опьяняющих веществ; отказ от прелюбодеяния);

— правильный образ жизни (отказ от любой деятельности, не совместимой с нормами буддизма);

— правильные усилия (умение следить за направлением своих мыслей, гнать все дурное);

— праведные помыслы или памятование (контроль за всеми психоментальными и психофизическими процессами);

— правильное сосредоточение (достижение самадхи— формы созерцания, при которой различия между субъектом, объектом и процессом созерцания стираются, что ведет к освобождению и нирване).

Важней шей особенностью буддизма является отрицание существования души, вечного «я». Личность формируется из единства пяти групп элементов опыта (скандх):

рупа— воспринимаемое органами чувств: цвет, звуки, вкусы, запахи;

ведана— ощущения (наша реакция на это воспринимаемое — приятно, неприятно и т. д. );

самджня— представление (классификация и концептуализация воспринимаемого чувствами, круглое, квадратное, белое, черное и т. д. );

самскара— волевые импульсы (побуждения к дей ствиям и мотивации, основанные на восприятии и концептуализации);

виджняна— общие понятия сознания, создающие связную картину внешнего мира.

Скандх(элемент) непосредственным образом связан с дхармой (санскр. «держатель, носитель»). Это одно из центральных понятий буддизма, неделимый элемент психофизического опыта или элементарное психофизическое состояние. Дхармы постоянно возникают и исчезают, повинуясь закону кармы. Они создают поток, сантану, из которого состоит каждое живое существо. Для объяснения буддий ского понимания человека можно привести аналогию с колесницей из диалогов царя Милинды и монаха Нагасены.

Поскольку каждая дхарма и существо, состоящее из дхарм, постоянно меняются, не может существовать вечного «я», вечной души. Сансарическое существование имеет следующие характеристики: — все непостоянно;
— все есть страдание;
— все лишено самости (анатман).

Единственный выход из этой вечно меняющей ся бесконечности — нирвана.

Важней шей особенностью буддий ского учения является признание относительности всего существующего, даже учение самого Будды рассматривается как имеющее условную, преходящую и относительную ценность (притча о человеке, построившем плот). Учение тогда дей ственно, когда приложены личные усилия и личный труд.

Буддий ская космология исходит из существования неисчислимого количества миров. Каждый мир — это земля, покоящаяся в океане, который, в свою очередь, покоится в воздухе. В центре мира — гора Меру (Сумеру), окруженная кольцами гор, за ними — четыре континента, один из которых — Джамбудвипа, похожий на Индостан. Только здесь появляются будды. Мир трехчастен: это мир желаний (камалока), мир форм (рупалока), мир не-форм (арупалока). Мир желаний — место обитания всех живых существ. Из 11 сфер мира желаний две расположены под землей (сфера обитателей ада и сфера прожорливых духов-претов), две — на земле (животные и люди), и две — на небесах (асуры и боги). В высшей сфере обитают подверженные кармическому закону боги и освобожденные от него бодхисатвы. Мир форм — это мир чистых нематериальных форм, которые невозможно постичь при помощи чувств. Он населен высшими божествами. Мир не-форм — мир чистых состояний сознания, где не существует времени, пространства, восприятия и не-восприятия.

Все миры не вечны, они существуют лишь на протяжении маха- кальпы(мирового цикла), которая делится на четыре кальпы(равные миллиону лет). Махакальпы и кальпы сменяют друг друга, миры гибнут и появляются вновь. Не каждая кальпа отмечена появлением будд. Нынешняя считается очень удачной, на протяжении ее существования должно появиться более тысячи будд, по одному на каж- дые 5 тыс. лет. Закон каждого будды имеет силу только 500 лет, после чего мир погружается во тьму невежества, до появления следующего будды. Аналогичная картина во всех мирах. Россий ский исследователь буддизма Ф. И. Щербатской отмечал такие его черты: «мироздание без бога, психология без души, вечность элементов материи и духа, причинность, наследственность, жизненный процесс вместо бытия вещей, отрицание частной собственности, национальной ограниченности, всеобщее братство людей, движение к совершенствованию».

Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие особенности раннего буддизма:

— в мире все непостоянно, нет никакого абсолюта, всемогущего вечного бога и неизменного «я»;

— текучесть, изменчивость психических и физических элементов: нет материи, нет субстанций, существуют только отдельные элементы как вспышки дей ственной энергии;

— представление о душе и материи заменяет закон причинности, каждый элемент возникает во взаимозависимости;

— учение о нирване как о спасении и пути к ней.

По мнению Ф. И. Щербатского, это наиболее религиозная сторона раннего буддизма, учение это в высшей степени человечно. Человек достигает спасения собственными усилиями, посредством своего морального и интеллектуального совершенствования.

Гаутаму и его учеников не интересовали «вещи в себе», не занимались они и поисками первопричины, первотолчка, приведшего все в движение, главная задача для них практическая — как избежать страдания. Для европей ского сознания традиционно разделение на воспринимающий субъект и воспринимаемый объект, для буддистов субъектно-объектное разделение ложно, точно так же не разделяются физическое и психическое. В раннем буддизме культовая сторона не имела большого значения. Община состояла из отшельников, у которых не было семьи, собственности. Несколько раз в месяц они собирались для открытого исповедания своих грехов, а все остальное время посвящали практике, подвижничеству, медитации и философским дискуссиям.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.