|
|||
Сакральный текст буддизмаОсновное ядро буддий ской литературы составляет Т и п и т а к а (пали — «Три корзины закона»), составленная школой тхеравадинов. Запись велась первоначально на пальмовых листьях, которые укладывались в корзины. В окончательном варианте текст был записан в 80 г. до н. э. на Цей лоне. Палий ский канон считается наиболее авторитетным, он был источником индий ской мудрости в течение тысячелетий. Канон разделяется на три части. Виная-питака содержит привила поведения для членов буддий ской общины, правила приема в общину, исповеди, предписания, касающиеся жилища, одежды. Перечисляются 227 ошибок, совершаемых членами общины. Это часть интересна для изучения организации общины. Здесь же содержатся и рассказы о жизни Будды. Сутта-питака. Ее называют энциклопедией буддизма. Состоит из пяти разделов, в которых излагаются взгляды Будды на отношение к кастам, к брахманизму, к аскетам, излагаются принципы буддизма как религии, содержится знаменитая Бенаресская проповедь Будды. Значительными в этой части являются такие произведения, как «Джатаки» и «Дхаммапада». «Джатаки» — это 550 рассказов, легенд и сказок о предшествующих существованиях Будды, они очень популярны в Индии и за ее пределами. Художники и писатели Индии заимствовали из «Джатак» многие сюжеты. В одном из разделов излагаются этические представления самого Будды. Здесь представлен и знаменитый буддий ский сборник изречений «Дхамапада». Абхидхамма-питака. В ней рассматривается проблема дхармы, дана классификация дхарм, изложен психологический трактат, датируемый IV в. до н. э. Здесь же рассматриваются раз- личные типы людей в зависимости от их состояния и поведения, исследуется понятие причинности.
|
|||
|