Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. Поздняя зрелость



Если юность и взрослость мало изучены в психологии развития, то о старости известно и того меньшепродолжительность жизни увеличилась не так давно, а пенсию ввели лишь в ЗОе годы XX в.

К. Г. Юнг о старости. К. Г. Юнг, хотя и не ставил перед собой цели создать теорию развития, тем не менее, внес свой вклад в нее тем, что обратил внимание на вторую половину жизни человека. К. Г. Юнг предположил, что в ней есть свой смысл и цели, отличные от периода молодости: «Человек вряд ли доживал бы до семидесяти и восьмидесяти лет, если бы подобное долгожительство не отвечало некоей цели человека как вида. Значит, вторая половина жизни тоже имеет свой смысл и цель, а не является всего лишь жалким придатком к первой. У примитивных племен, например, мы видим, что хранителями мистерий и законов почти всегда бывают старики, которые, по сути, и сохраняют культуру племени. А как обстоит дело у нас? Куда девалась мудрость стариков? Где их тайны и сказки? У нас старики пытаются скорее подражать молодым. В Америке даже считается идеалом, если отец ведет себя как брат своих сыновей, а мать как младшая сестра своей дочери» (К. Г. Юнг).

Э. Эриксон о старости. В последней, восьмой, стадии жизни (поздняя зрелость, или старость) человек выбирает между эгоинтеграцией (целостностью) и отчаянием (безысходностью). Ощущение интеграции эго, которое вбирает в себя приятие человеком уникального жизненного цикла с его историей побед и поражений, поддерживает ощущение порядка и значительности в личной жизни и в мире вокруг. Вместе с ощущением интеграции и целостности эго приходит осознание ценности другого образа жизни, даже совершенно отличного. Интеграция несет с собой перспективуспособность видеть человеческую жизнь в единстве и понимание человеческих проблем. В старости эгоинтеграция воплощается в такой добродетели, как мудрость. «Не каждый человек создает собственную мудрость. Для большинства суть ее составляет традиция, считает Э. Эриксон. Мудрость представляет обособленный интерес к жизни самой по себе перед лицом смерти». Мудрость придает аккумулированному человеческому опыту и знанию новую целостность. Люди, развившие в себе мудрость, становятся образцами интегрирования и совершенства. Они дают вдохновляющий пример для молодежи, ведущей сходный образ жизни и живущей их идеалами. Чувство интеграции может также облегчить ощущение беспомощности и зависимости, характерное для преклонного

возраста.

Если человек не соответствует своей самооценке, то очень вероятно погружение его в отчаяние, и ему будет казаться, что времени слишком

 

мало, чтобы начать все сначала. Отчаяние проявляется в страхе смерти или в презрении к другим ценностям и их отрицании, в отрицании общественных институтов и другого образа жизни.

Здесь важно отметить, что модель старости эволюционирует по мере того, как удлиняется жизнь человека, и изменяются параметры старения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.