Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кризис середины жизни



Этот кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он называется кризисом середины жизни, потому что 40—45 лет некий психосоциальный рубеж, психологический водораздел, означающий, что человек прожил половину жизни, достиг вершины своего развития, а далее в его жизни начинается спад. Принять этот спад — значит сделать переоценку ценностей, в этом и заключается суть кризиса.

К. Г. Юнг о кризисе середины жизни. С точки зрения К. Г. Юнга, если воля главное, что стоит развивать в молодости, то во второй половине жизни все иначе. Чем ближе середина жизни и чем больше удалось утвердиться в своей личной установке и социальном положении, тем сильнее кажется, что найдены правильная линия жизни, верные идеалы и принципы поведения. Поэтому в дальнейшем возникает представление, что они незыблемы, и появляется желание навсегда за них зацепиться. Однако исподволь подготавливается существенное изменение человеческой психики. «Мы не можем прожить вечер жизни по той же самой программе, что и утро, потому что того, чего много утром, будет мало вечером, а то, что верно утром, вечером будет уже не верно», считает К. Г. Юнг. Сетуя на то, что для сорокалетних людей нет школ, «которые готовили бы их к будущей жизни с ее требованиями так же, как вводят в знание мира и жизни наших молодых людей школы и институты», Юнг все же поправляется, что «это не совсем верно. Наши религии с давних пор являются или когдато были такими школами», хотя и для очень маленького количества людей.

Итак, сорокалетнему человеку «больше не нужно воспитывать волю — скорее, чтобы понять смысл своей индивидуальной жизни, нужен опыт собственной сущности. Социальная полезность уже не столь желанна, как раньше. Он воспринимает свою социально бесполезную творческую деятельность как работу и над собой, и личное благодеяние» (К. Г. Юнг). Проблемой зрелого возраста может стать то, что «мы цепляемся за свою молодость подобно тому, как юноша цепляется за свое детство». То есть суть кризиса середины жизни, как и других кризисов, в неспособности перешагнуть через порог предыдущей фазы. «Очень часто встречающиеся невротические расстройства зрелого возраста имеют нечто общее: они пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелого возраста».

Кризис середины жизни не связан с внешними событиями и поэтому не может быть решен через внешние события. Это экзистенциальный кризис, который решается человеком только через внутреннюю работу.

Р. Пекк о четырех подкризисах. Психолог Р. Пекк (Peck R., 1968) выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для развития аутентичной генеративности:

— развитие уважения к мудрости должно сменить примат физической храбрости. Поскольку тендерные стереотипы диктуют для мужчин быть эффективными в деятельности, то данное утверждение касается, скорее, мужчин. Женщины же, в силу ориентации на привлекательность в коммуникации, должны перейти от примата внешней привлекательности к внутренней (Р. Е. );

сексуализация социальных отношений должна уступить место их социализации (что приводит к ослаблению сексуальных ролей);

необходимо противиться аффективному обеднению, связанному сосмертью близких людей или с обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость, способствующую аффективному обогащению в иныхформах;

важно, чтобы человек старался сохранить душевную гибкость и продолжать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживатьсястарых привычек и пребывать в некоей психической ригидности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.