|
|||
ЗРЕЛОСТЬ. 1. Ранняя зрелостьСтр 1 из 5Следующая ⇒ ЗРЕЛОСТЬ
На сегодняшний день детство в психологии развития изучено лучше всего, юность неизмеримо слабее, а период взрослости остается белым пятном. Л. С. Выготский, не закончив свою теорию, предположил, однако, что кризисы развития взрослого человека имеют какието другие закономерности, нежели кризисы ребенка: «Трудно представить себе, чтобы развитие человека в начале зрелости (с 18 до 25 лет) могло быть подчинено закономерностям детского развития». Как уже было сказано выше, большинство теорий развития относятся к детскому возрасту, и до сих пор единственной попыткой проследить закономерности развития на протяжении всего жизненного пути была попытка Э. Эриксона. Ниже будет рассмотрен период жизненного пути, охватывающий взросление и старость. Вслед за Э. Эриксоном этот период именуется зрелостью, а внутри периода выделяются следующие стадии: ранняя зрелость (молодость); нормальная зрелость (взрослость); поздняя зрелость (старость). Э. Эриксон предлагает каждую стадию жизненного пути человека рассматривать как новую идентичность, которую тот осваивает (см. гл. «Теории развития»). 1. Ранняя зрелость Согласно теории Э. Эриксона, это шестая стадия жизненного пути, соответствующая молодости. Еще одно название этого периода зрелая генитальность. Эриксон характеризует эту стадию наличием дилеммы: «близость против изоляции». Она наступает в начале зрелого периода жизни. Это время завоевания независимости от родителей и от школы, период установления дружбы и близких взаимоотношений. Это возможно только после того, как у человека сформировалось чувство идентичности. Человек готов смешать свою добытую столькими усилиями идентичность с партнером, с которым он будет разделять цикл: «работарождениедетейотдых». Кризисом этой стадии становится обычно происходящая в этот период подлинная взаимность с любовным партнером. Уровень близости значительно отличается от прежних сексуальных опытов и интенсивного поиска сексуальной идентичности. В противном случае человек оказывается в одиночестве и близость с другим воспринимается им как опасность. Это стадия развития новой добродетели возраста любви. Э. Эриксон доказывает, что это одна из мощнейших сил в человеке: «Любовь состоит во взаимной преданности, подавляющей антагонизм, присущий разделенным функциям». Любовь принимает много различных форм. Но если между взрослыми людьми наступает настоящая близость, то любовь включает в себя разделенную идентичность и взаимное уважение. Выбор изоляции дает «сердцевинную патологию стадии» исключительность, отвержение. Э. Фромм о любви. Э. Фромм утверждает, что в своем стремлении овладеть интимностью люди обычно оказываются жертвами следующих заблуждений: люди исходят из посылки, что проблема не в том, чтобы любить самому, а в том, чтобы любили его. Для привлечения к себе женщины и мужчины используют привлекательность и эффективность; люди рассматривают поиск любимого человека как проблему объекта, главное при этом встретить «подходящего» человека. Это, по Фромму, рыночная ориентация, при которой человек является добычей; люди смешивают состояние первоначального чувства влюбленности с перманентным состоянием пребывания в любви. Но сила такой любви равна лишь силе предшествующего одиночества. Взамен существующих заблуждений Э. Фромм предлагает определение любви как ответа на вопрос человеческого существования. Быть отделенным значит быть отвергнутым и не иметь возможности употребить свои силы. Желание межличностного слияния наиболее мощное стремление в человеке, сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. Неудача в его достижении ведет к безумию или уничтожению. Таким образом, любовь — это реализация человеческой силы, это действие, активный процесс. Это давать, а не брать. Наиболее распространено мнение, что давать значит отказываться от чегото в чьюто пользу, жертвовать, лишаться, поэтому «давание» считается добродетелью. Но для продуктивного характера «давание» высшее проявление силы, богатства, власти. Э. Фромм считает, что искусству любви, как и любому искусству, следует учиться, практикуя его.
|
|||
|