Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Об общественном мнении



Представляется очевидным, что стереотипы ока зывают значительное, если не решающее, влияние на формирование мнений. Особенно очевидно это для тех, кто занимается массовыми опросами и имеет дело с ответами респондентов на сотни и сотни самых разных вопросов.

Дело в том, что каждый человек в отдельности, как неоднократно подчеркивает Липпман, может вы ступать в качестве специалиста или эксперта толь ко по какимто узким секторам реальности. А опро сы включают в себя вопросы заведомо более широ кого тематического спектра. Поэтому получается, что на какойто вопрос продуманные и обоснован ные ответы могут давать лишь немногие респон денты, компетентные именно в этой проблеме. Ка ким же образом отвечают на этот вопрос осталь ные, составляющие обычно подавляющее боль шинство? Часть из них (относительно небольшая) уходит в “затрудняюсь ответить”. А остальные… от вечают, причем их ответы неслучайны: при повтор ном обращении они воспроизводятся, как, впро чем, воспроизводятся статистические распределе ния по ответам на вопрос на разных выборках.

У О Л Т Е Р Л И П П М А Н О С Т Е Р Е О Т И П А Х А. О С Л О Н

Этот феномен – результат работы механизма сте реотипов, срабатывающих как в ходе опросов, так и во множестве жизненных ситуаций, когда чело век поставлен перед необходимостью дать ответ на вопрос, в котором он слабо разбирается. Можно утверждать, что каждый человек оказывается в ро ли специалиста гораздо реже, нежели в ситуациях, когда ему приходится ориентироваться спонтан но и приблизительно, иметь и даже выражать свое некомпетентное мнение. В таких случаях прихо дится пользоваться распространенными среди других людей и заимствованными у них заготов ками стереотипных формул, объяснений, оценок и т. д. Именно понятие “стереотип” дает возмож ность объяснить, “…как на поток поступающих из вне сообщений влияют уже закрепившиеся образы, предрассудки и предубеждения, которые служат орудием интерпретации и расширения этих со общений и, в свою очередь, энергично направляют игру воображения и само видение событий” (с. 50). Такие ходовые, стереотипные мнения Липпман называет “общественными мнениями” – с малень кой буквы, полагая, что из них “…кристаллизуется то, что называется Общественным Мнением, формируется то, что можно назвать Государст венной Волей, Групповым Сознанием, Обществен ной Целью” (с. 51). Вот что он об этом пишет: “Ха рактеристики внешнего мира, которые вытека ют из поведения других людей постольку, посколь ку это поведение касается нас самих, зависит от нас или интересно нам, мы можем в первом приближении назвать общественными делами (public affairs). Картины в головах этих людей, образы их самих, других людей, их потребностей, целей, взаимоотношений – это общественные мнения. Картины, в соответствии с которыми действуют группы людей или индивиды, дейст вующие от имени групп, – это Общественное Мне ние с большой буквы” (с. 50).

Для Липпмана центральным является вопрос о том, как формируется именно Общественное Мнение, на котором зиждется демократически уст роенное общество. Его больше всего беспокоит, что “…демократическая теория в своей исходной форме никогда всерьез не рассматривала пробле му, возникающую в связи с тем, что картины в го ловах людей не являются механическим отобра жением окружающего их мира” (с. 51), а главная проблема, по его мнению, – в том, как добиться, чтобы в ЕГО обществе Общественное Мнение фор мировалось, влияло и учитывалось бы разумно и рационально, будь то сферы управления или по литики. Ради этого он, собственно, и писал эту кни

Картины в головах этих людей, образы их са мих, других людей, их потребностей, целей, взаимоотношений – это общественные мнения. Картины, в соответствии с которыми действуют группы людей или индивиды, действующие от имени групп, – это Общественное Мнение с большой буквы

гу (как, впрочем, и другие свои произведения*); как уже отмечалось, он был не теоретиком, а общест венным деятелем, с талантом видеть проблемы в теоретическом ракурсе. Впрочем, его идеи на этот счет требуют отдельного анализа, а в данной пуб ликации речь идет только об их фундаменте – тео рии стереотипов.


*             Например: Липпман У. Публичная философия. М.: Идеяпресс, 2004.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.