Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О стереотипах



Общепризнано, что понятие “стереотип” ввел в обиход именно Уолтер Липпман. “И хотя Липп ман не был ни первым, ни единственным автором, постулировавшим наличие неких “когнитивных карт”, опосредующих и направляющих процесс со циального познания, предложенный им термин приобрел исключительную, причем растущую по пулярность. Так, в 1999 году на конгрессе Европей ской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпо зиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации”**. В своей книге “Общественное мнение” он предвос хитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык***.

*      Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда “Общественное мнение”, 2004. ** Донцов А. И. , Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра / Социальная психология в современ ном обществе. М.: АспектПресс, 2002. С. 76. *** Надо отметить, что в 20–30е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучени ем феномена, названного Павловым “динамическим стереотипом”, что означало цепь нервных следов от прежних раз дражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула. (Суда ков К. В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002). Содержатель но связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрач ной, но нам неизвестны специальные исследования на эту тему.

Но сам Липпман – не “чистый” исследователь, и его книга – не научный трактат. Она скорее

манифест определенного мировоззрения, сфор мировавшегося у автора в результате богатого жиз ненного опыта и благодаря его исключительному здравомыслию. Липпман ничего не доказывает – он просто излагает свое представление об устрой стве социального мира, отталкиваясь от четко обо значенной исходной позиции: “Итак, вот ключ к нашему исследованию. Мы допускаем, что чело веческие поступки основываются не на прямом

Мы допускаем, что человеческие поступки осно вываются не на прямом и очевидном знании, а на картинах, которые индивид рисует сам или получает от когото другого. Если в его атласе говорится, что мир плоский, он не станет близко подплывать к тому месту, которое он полагает краем земли, опасаясь свалиться

и очевидном знании, а на картинах, которые ин дивид рисует сам или получает от когото друго го. Если в его атласе говорится, что мир плоский, он не станет близко подплывать к тому месту, которое он полагает краем земли, опасаясь сва литься” (с. 46). В этих “картинах мира” мир отли чается от реального, беспорядочного: он расчле нен на категории, и категориям присвоены ярлы ки. Этот “внутренний” мир субъективен и недосто верен, но зато он, по крайней мере, обозримый, устойчивый, в нем можно ориентироваться и дей ствовать. Базовые элементы этого упрощенного мира Липпман назвал стереотипами, обыгрывая все смыслы этого типографского термина*, обо значающего твердую копию, снятую с чегото ре ального и предназначенную для многократного получения с нее отпечатков (то есть копий копий). Задолго до возникновения когнитивных наук Липпман пришел к пониманию того факта, что, воспринимая мир, человек не способен “объять не объятное”. Преодолевая разнообразие мира, он воспринимает только то, что ожидают воспринять его стереотипы, чем подтверждает ожидания и в результате еще сильнее укрепляется в своих сте реотипах. Это итерационный процесс распозна вания знакомого в новом и превращения его в но вое знакомое. Он начинается в ходе первичной со циализации с освоения опыта взрослых воспитате лей и продолжается всю жизнь. Мы видим мир так, как нас научили его видеть, вносим свои поправки и учим своих детей. Наши поправки обусловлены не только тем, что мир (как нам кажется) меняется, но и тем, что мы обмениваемся с окружающими людьми опытом восприятия и интерпретации ми ра. Так происходят распространение, укоренение и социальная синхронизация стереотипов, за счет чего стереотипы затвердевают, приобретают ха рактер очевидности и несомненности. Стереотипы объединяются в системы стереотипов, которые то же являются стереотипами и предстают в виде по вседневных укладов, верований, учений, социаль ных институтов и т. д. И так вплоть до стереотипа, охватывающего все системы стереотипов и извест ного под названием “социальная реальность”.

Содержательное богатство и объяснительная си ла понятия “стереотип” проявляются в тексте Липп мана в полной мере, хотя, напомним, книга его бы ла издана в 1922 году. Через это понятие проясня ется природа сил притяжения внутри социальных мыгрупп, участники которых спаяны общими сис темами стереотипов и сходным образом иденти фицируют как “внешний мир”, так и смысл самих мыгрупп. Становится понятно, почему для стерео типов характерны устойчивость и сопротивляе мость изменениям, проявляемые в виде защитных эмоциональных реакций. Выявляется скрытое дей ствие стереотипа как ведущего кудато “поводыря”, как матрицы, предопределяющей не только вос приятие, но реакции, мнения, действия не осоз нающих этого людей.

*         Стереотип (от греч. stereos – “твердый” + typos – “отпечаток”) – монолитная печатная форма, копия с типографско го набора или клише, используется для ротационной печати многотиражных изданий.

Эти и многие другие аспекты и оттенки понятия “стереотип” стали благодаря Липпману интеллек туальным достоянием не только исследователей, но и всех, кто имеет дело с социальной природой, – начиная с журналистов и кончая политиками. Осо бенно это касается так называемых социальных стереотипов, “программирующих” межличност ные и межгрупповые отношения, в том числе пред рассудки и предубеждения, встающие между соци альными группами, нациями, странами, расами и т. д. И, конечно же, липпмановские стереотипы дают возможность лучше понимать закономерно сти формирования и проявления общественного мнения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.