«Не любишь» —лучше, чем «не знаешь».
«Уважаемый, купите цветы для вашей дамы! », а он в ответ: «С удовольствием, но не у вас! », —и больше это провокационное «для вашей дамы» не прозвучит—зачем продавать продукцию конкурента?
Но это — профессионал, а простой смертный смущенно съежится и, чертыхаясь, полезет в карман за последней тысячей.
Специалисты по жесткой технике продаж иногда развлекаются, уторговывая товар примерно до половины
его стоимости там, где рядовой покупатель выложил бы в два раза больше!
Вы спросите: « При чем тут реклама? »
Вспомните, что это — наука убеждения.
К тому же не так уж много принципиальных различий между тем, что вы слышите из уст пронырливых рыночных торговцев и рекламой в средствах массовой информации.
И там и здесь логические доводы чередуются с эмоциональными манипуляциями, приводя нас к готовности купить.
Мы не будем особенно вдаваться в механизм воздействия рекламы, но пару основных рекламных принципов укажем.
Чаще всего мы покупаем то, что хоть немного нам знакомо.
Секрет в том, что даже, когда мы ненавидим какой-то продукт, то наша потенциальная готовность приобрести его больше, чем когда мы к нему совершенно равнодушны.
Уловили смысл?
За кого, по-вашему, женщина больше склонна выйти замуж — за прохожего с улицы или за парня, которому она утром высказала все, что она о нем думает?
«Не любишь» —лучше, чем «не знаешь».
Впрочем, это « не любишь » не длится вечно.
Многократное повторение одной и той же рекламы ведет к тому, что она просто наскучивает, но это уже намного лучше, чем злость на нее.
Еще десяток повторов и в нас появляются первые проблески консерватизма — мы начинаем прикидывать практическую необходимость и качества рекламируемого товара.
Часто, даже не осознавая этого.
В конце концов, мы идем и совершаем покупку « случайно » или намеренно.
В любом случае реклама сработала!
Конечно, это вовсе не означает, что любой идиотский набор слов, выдаваемый за рекламу, будет способен продать товар, но в принципе любая мало-мальски средненькая реклама, в конце концов, что-нибудь да продаст.
Можно повторить еще раз, что в принципе реклама - явление необходимое, поскольку информирует нас о том, что есть в наличии из того, что нам нужно.
Реклама перестает быть честной тогда, когда она продает заведомо некачественный товар или услуги, а также, когда рекламное воздействие осуществляется с помощью некорректных способов.
Но если некорректные способы манипуляции нашим поведением довольно активно применяются в чисто коммерческих целях, то существует совершенно особая разновидность рекламы, которой занимаются целые институты, и которая битком набита этими способами.
Речь идет о политической и идеологической рекламе - пропаганде.
Вот уж где ум человеческий проявил всю мощь своей порочной изобретательности!
Наибольшее развитие техника идеологической пропаганды получила в фашистской Германии, благодаря усилиям и стараниям министра пропаганды Геббельса.
Этот опыт не пропал даром, и применяется по сей день, когда кому-то позарез необходимо опорочить чье-то честное имя или репутацию.
Механизм пропаганды состоит из многих десятков особых приемов, направленных на скрытое манипулирование общественным мнением.
С некоторыми из них вы познакомитесь, читая дальше.
Конечно, для реализации этих методов необходимо довольно большое количество подготовленного персонала и хорошее техническое обеспечение.
Плюс четкий, скоординированный план действий.
Реклама имеет свой особый, иногда весьма забавный жаргон.
Непосвященному ничего не говорят названия « копченая селедка » или « повозка с оркестром », а для специалиста - эти и другие термины — четкий ориентир в дебрях человеческой психологии — самой уязвимой части нашей личности.
Вскоре после своего появления на свет божий реклама перестала быть просто средством информирования потребителей о качестве товаров, и сделалась средством убеждения потенциальных покупателей в том, чтобы они купили именно этот конкретный товар.
С помощью методов « изучения рынка » производители стремились узнать вкусы и желания клиентов, чтобы либо предложить им то, что соответствует этим вкусам и желаниям товар, либо ( а это и есть первый шаг к манипулированию поведением ) чтобы представить имеющийся товар, как отвечающий их желаниям и вкусам.
Изучение рынка принесло помимо очевидных выгод, еще и определенные неприятности, так как пожелания, высказанные опрошенными людьми, не обязательно совпадают с тем, что они покупают на самом деле.
Если вы мечтаете о королеве, то это, как правило, вовсе не та женщина, на которой вы в результате женились.
Поэтому главной задачей рекламы стало изменение интересов покупателей в сторону продукции, готовящейся к производству.
Одним из первых открытий специалистов по рекламе было то, что с каждым предметом связаны определенные чувства.
Источник этих чувств часто связан с ранним детством.
Например, вода — это ностальгический символ навеки потерянной чистоты и блаженства.
Так в рекламных текстах и изображениях стали в огромном количестве появляться льющиеся жидкости и
обнаженные тела, связывая предлагаемый товар с неудовлетворенными желаниями.
Одновременно товар является также показателем социального различия.
Например, автомобиль — не просто средство передвижения.
Это — средство, которое позволяет казаться либо великим, либо скромным, либо независимым, либо современным.
Для мужчин автомобиль как бы является определенной компенсацией их сексуальных возможностей.
Другими словами ( с точки зрения психоанализа ), — чем более мощную и броскую авто машину покупает человек - тем больше он неуверен в своих сексуальных способностях и тем активнее старается это скрыть.
Физический вид вещей — цвет, форма — вызывает у нас приятные или неприятные чувства.
Одна форма больше привлекает внимание, другая меньше и меньше запоминается.
Продукты, схожие между собой, но по-разному упакованные, могут вызывать различные чувства.
Это — открытие гештальт-психологии.
Вы хотите выпить Кока-колу не потому, что вас мучит жажда, а потому, что специалистам по рекламе удалось связать то напряжение, которое возникает при жажде с Кока-колой, « убедив » вас, что только она способна снять
это напряжение, одновременно связывая этот продукт с дополнительными обещаемыми и ожидаемыми - чувством дружбы, комфорта и т. д.
|