|
|
| Как устроен мир
Природа.
Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей.
| 6 уроков
|
|
|
| Человек.
Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.
|
|
|
|
| Проект «Богатства отданные людям»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
|
|
|
|
| Общество.
Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России.
|
|
|
|
| Что такое экология.
Мир глазами эколога. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.
|
|
|
|
| Природа в опасности!
Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь - примеры исчезнувших животных по вине человека Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории.
|
|
|
|
|
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы.
Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества.
| 18 часов
|
|
|
| Разнообразие веществ.
Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди
|
|
|
|
| Воздух и его охрана.
Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха
|
|
|
|
| Вода.
Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды.
|
|
|
|
| Превращения и круговорот воды.
Три состояния воды. Круговорот воды в природе.
|
|
|
|
| Берегите воду!
Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию.
|
|
|
|
| Как разрушаются камни.
Процесс разрушения горных пород, причины, последствия
|
|
|
|
| Что такое почва.
Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.
|
|
|
| 15.
| Разнообразие растений.
Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника – наука о растениях.
|
|
|
|
| Солнце, растения и мы с вами
Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека.
|
|
|
|
| Размножение и развитие растений
Опыление. Рол насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян.
|
|
2 чет
|
|
| Охрана растений.
Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе.
|
|
|
|
| Разнообразие животных.
Многообразие животного мира, классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных.
|
|
|
|
| Кто что ест.
Проект: «Разнообразие природы нашего края».
Приспособление животных к добыванию пищи, защите от врагов.
|
|
|
|
| Размножение и развитие животных.
Размножение и развитие животных разных групп.
|
|
|
|
| Охрана животных.
Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира.
|
|
|
|
| В царстве грибов.
Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Съедобные и несъедобные грибы, ядовитые грибы. 3, Правила сбора грибов.
|
|
|
|
| Великий круговорот жизни.
Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.
|
|
|
|
|
Мы и наше здоровье
Организм человека.
Анатомия, физиология. Гигиена как науки. Понятие об органах, системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная.
| 10 часов
|
|
|
| Органы чувств.
Глаза, уши нос, язык, кожа, их рол в восприятии мира. Гигиена органов чувств.
|
|
|
|
| Надежная защита организма.
Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи, Гигиена кожных покровов. Первая помощь при обмораживании, ожогах, ранах, ушибах
|
|
|
|
| Опора тела и движение.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка и ее роль. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.
|
|
|
|
| Наше питание. Проект «Школа кулинаров».
Питательные вещества, необходимые организму ( белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания.
Подготовка к выполнению проекта.
|
|
|
|
| Дыхание и кровообращение.
Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.
Пульс и его частота
|
|
|
|
| Умей побеждать болезни.
Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания. Правила поведения в случае заболевания.
|
|
|
|
| Здоровый образ жизни.
Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников
|
|
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
Тесты
|
|
|
|
| Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края»,
«Школа кулинаров».
|
|
|
|
|
Огонь, вода и газ.
Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.
|
|
|
|
| Чтобы путь был счастливым.
Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте.
|
|
|
|
| Дорожные знаки
Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
|
|
|
|
| Проект «Кто нас защищает».
Подготовка к выполнению проекта.
|
|
|
|
| Опасные места
Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу ит. д.
|
|
|
|
| Природа и наша безопасность
Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).
|
|
|
|
| Экологическая безопасность.
Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.
|
|
|
|
| Для чего нужна экономика
Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги.
|
|
|
|
| Природные богатства и труд людей – основа экономики.
Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике.
|
|
|
|
| Полезные ископаемые.
Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых.
|
|
|
|
| Растениеводство
Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства.
|
|
|
|
| Животноводство
Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных.
|
|
|
|
| Какая бывает промышленность
Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности
|
|
|
|
| Проект «Экономика родного края».
Подготовка к выполнению проекта.
|
|
|
|
| Что такое деньги.
Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Рол денег в экономике. Виды денежных знаков
|
|
|
|
| Государственный бюджет.
Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов.
|
|
|
|
| Семейный бюджет.
Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи.
|
|
|
|
| Экономика и экология.
Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду.
|
|
|
|
| Экономика и экология.
Экологические прогнозы, их влияние на экономику.
|
|
|
|
| Золотое кольцо России
Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечательности.
|
|
|
|
| Золотое кольцо России
Золотое кольцо России. Города Золотого кольца – Ярославль, Кострома и их достопримечательности.
|
|
|
|
| Золотое кольцо России
Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности.
|
|
|
|
| Проект «Музей путешествий»
Подготовка к выполнению проекта.
|
|
|
|
| Наши ближайшие соседи.
Государства, граничащие с Россией, их столицы.
|
|
|
|
| На севере Европы
Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство. государственные языки, флаги и т. д.
|
|
|
|
| Что такое Бенилюкс?.
Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.
|
|
|
|
| В центре Европы.
Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.
|
|
|
|
| Путешествие по Франции и Великобритании (Франция).
Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.
|
|
|
|
| Путешествие по Франции и Великобритании (Великобритания)
Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.
|
|
|
|
| На юге Европы.
Греция и Италия, их географическое положение, столица, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.
|
|
|
|
| По знаменитым местам мира.
Отдельные памятники архитектуры и искусства. Являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы).
|
|
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
|
|
|
|
| Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»
|
|
|
|
| Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»
|
|
| | | | | | |