Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕДИСЛОВИЕ 13 страница



Вождь северо-индейского племени дакота (лакота) Лютер Стоящий Медведь в своей книге «Земля пятнистого орла» (1933 год) рассказывает о вере в целительные силы земли у аборигенов Северной Америки:

«Старики были в буквальном смысле влюблены в землю, они сидели, прижимаясь к ней своими телами, и ощущали тепло ее материнской силы. Прикосновение к земле ласкало кожу, и старикам нравилось снимать свои мокасины и ходить босиком по священной земле... Почва успокаивала, укрепляла, очищала и исцеляла. Вот почему старый индеец испокон веков сидит на земле, не теряя с ней связи: он ощущает, как в него вливаются ее целительные силы... ». [192, с. 26. ]

С древности люди полагали, что для победы над соперником в состязании или в смертельном поединке, его надо лишить «поддержки земли», то есть оторвать от неё, чтобы он не касался ни одной частью тела. Это мнение ярко отображено в древнегреческом мифе об Антее.

Топание босыми ногами по земле является одним из древнейших магических действий. Один западноукраинский знахарь объяснял, что если находясь на одном месте, ритмично, с постоянным усилием топать стопами о землю, то «земная сила так бьет в тело, что можно потерять сознание». Иными словами, человек может усилить энергию своего тела за счет энергии земли, либо войти таким способом в измененное психическое состояние. Не случайно рассказы об оборотнях («волколаках») утверждают: чтобы обратиться в в°лка, надо трижды удариться телом о землю. Не имеет значения, верен ли «рецепт»: в нем мы видим веру народа в вол- ®е®ные свойства земли.

Просьба помощи у земли весьма характерна для славян, ских воинских заговоров. Так, в одном русских заговор («На сохранение воину жизни») говорится:

«Мать Сыра Земля, ты мать всякому железу, а ты, железо поди в свою матерь землю, а ты, древо, поди в свою матерь дРе^ во, а вы, перья, подите в свою матерь птицу, а птица полети в небо, а клей пойди в рыбу, а рыба поплыви в море; а мне бы (имя) было бы просторно по всей земли. Железо, уклад, сталь, медь на меня не ходите бороться ушми и боками. Как метелица не может прямо лететь, так бы всем вам немощно ни прямо, ни тяжело падать на меня и моего коня и приставать ко меня и моему коню. Как у мельницы жернова вертятся, так бы железо, уклад, сталь и медь вертелись бы кругом меня, а в меня не попадали. А тело бы мое было от вас не окровавлено, душа не осквернена. А будет мой приговор крепок и долог».

Сила во сне

Как известно, в психологии и физиологии сон считается периодом отдыха организма и психики. Это состояние общего покоя, когда выключено сознание, резко понижена возбудимость анализаторов, замедлился ритм сердечных сокращений и дыхания, снижена интенсивность обмена веществ... Традиционная народная культура тоже трактует сон как наиболее полноценный вид отдыха и средство восстановления физических и психических сил. Для утомленного человека сон имеет самое что ни на есть целебное значение. Чем старше человек, или чем сильнее он устал, тем больше его потребность во сне. Ну, а былинные герои после ратных подвигов отсыпались несколько суток подряд, причем в это время разбудить их никто не мог. Такой сон в былинах назван «богатырским».

«На бугре Илья отдохнуть прилег.

Он прославился сильным воином,

Богатырём сильным могучиим;

Богатырский сон на двенадсять дён».

Но сон — не только отдых. Ему во всех традиционных обществах приписывают особые (= магические) свойства. По мнению народа, во сне человеческая душа отправляется в

е специфическое «пространство», где она (душа) живет земной жизнью. При этом «жизнь души» во сне не менее 16 Ыідена событиями, чем земная жизнь тела. Е. В. Сафронов отмечает:

; «Короткое время сна в реальности может коррелировать с I большим числом событий в сновидении. Человек может проснуться с ощущением того., что прожита целая жизнь, насыщенная богатым событийным рядом, — что, соответственно, нередко теряется при попытке вспомнить приснившееся (впрочем, ощущение «богатства» иногда сохраняется)». [404]

В народе бытует множество былей, легенд, рассказов, согласно которым свою особую силу «знающий», воин или колдун получал именно во сне:

«Вижу я сон. Приходит ко мне в дом старый дед. Начали говорить мы с ним, не раскрывая ртов... Перед тем как уйти, подошел он ко мне и легонько ударил по спине за сердцем.... С тех пор силу в себе чувствую. Могу «испортить» человека, а могу и вылечить... ». [17]

Более того, отдельные люди («знающие», колдуны) могут использовать магические возможности сна вполне сознательно и целенаправленно. Так, один из наших респондентов рассказал:

В: ... «Все, что я знаю и умею, можно разделить надвое. Одна половина от людей, которые меня учили, другая же — это то, что я узнал в «правильных снах». Это такие сны, где ты сам знаешь, что делаеть... ». [17]

Опираясь на собственные исследования, а также на исследования ряда этнографов, мы утверждаем, что в большинстве случаев приобретение «особой силы» во сне прямо связано с культом предков — очень важным элементом традиционной духовной культуры славян. Обычай обращаться к предкам за помощью был развит среди славян, о чем мы го- ВоРили в нашей предыдущей работе*.

“о всех школах традиционных боевых искусств народов МиРа распространена вера в то, что без связи с предками,

■ jy ^См. Мандзяк А. С. Славянские воинские искусства. Минск, 2006, с.

без их помощи, невозможно постичь глубинную суть любого такого искусства. Великим бойцом может стать лишь тот кому открылись знания предков и передалась их сила. ДЛя обеспечения связи с предками предназначены специальные обряды и ритуалы. Несомненно, что аналогичная практика имела место и у древних славян. На это указывает ряд обычаев, обрядов и ритуалов.

Например, среди славян популярна сказка (беларуская «Отцов дар»; русская «Сивка-Бурка»; украинская «Протрьох братів що ходили до батька на могилу ночувати»; сербская «Стеклянный мост»), сюжет которой в общем виде таков. Пришло время отцу умирать, собрал он своих сыновей, и просит: приходите ко мне на могилу ночевать три ночи подряд. Первую ночь — старший, вторую — средний, а третью — младший. Исполнил просьбу только младший сын, который ночевал вначале за братьев, по их просьбе, а потом за себя, в результате чего получил магический дар от духа умершего отца, что положительно изменило всю его жизнь.

Отметим, что обычай «диалога с мертвым предком» имеет очень древнее происхождение — он был распространен еще во времена арийских племен, погребальные обычаи которых во многом унаследовали славяне. Хорошо этот факт показали исследования Н. Н. Велецкой:

«Для понимания языческих представлений о непрерываю- щихся связях умерших предков и их потомков, живущих на земле, а также и для общего представления о мире умерших, о путях и способах его достижения существенное значение имеет гимн из X мандапы Ригведы. /Этот/ гимн... важен для нас как древнейший текст, отражающий общеиндоевропейские представления о тайнах общения живущих на земле со своими близкими, находящимися в потустороннем мире.

Тема имеет многосторонние параллели в славянском фольклоре (сказки, причитания), в древнегерманском эпосе (Эдда), в средневековой европейской литературе и искусстве (Шекспир, Рабле и др. ), что также служит показателем устойчивости подобных воззрений у различных индоевропейских народов. Показательно самое название гимна: «Разговор мальчика и умершего отца»...

г

Особенно существенны для нашей темы отраженные в древних памятниках языческие представления о постоянной глубокой взаимосвязи двух миров (земного и загробного), которую люди способны ощущать в обстоятельствах, особо важных для их судьб.

Как уже сказано, мотив взаимосвязи детей с умершими родителями, магической помощи со стороны предков широко представлен в народных сказках. Показательна в этом смысле сказка об Иванушке-дурачке, ночевавшем на могиле отца*:

«В самую полночь вдруг свалился с могилы камень, земля раскрылась, встал старик (он был колдун) и спросил: «Кто пришел ночевать? » — «Я, батюшка, твой сын дурак». — «Ну, дурак, коли ты пришел, подарю тебе за то подарок»[22].

Иванушка получает чудесного помощника — волшебного коня, с помощью которого женится на царевне и добывает из потустороннего мира волшебные предметы, способствующие полному благоденствию. Общеизвестны такие чудесные помощники, как оставленная матерью перед смертью куколка, мальчик-с пальчик, коровьи кости, похороненные сиротой и т. п.

Плачи на могиле, обращение сирот за помощью к умершим родителям с подробным перечислением бедствий, обид, проблем тоже весьма характерны для народной традиции. Среди беларусов и украинцев известны рассказы о многочисленных случаях, когда такие обращения переходят в особое трансовое состояние «полусна», «сна», «обмирания», «замирания». В таком состоянии некоторым людям грезится пребывание на «том свете», встречи с умершими предками, а в некоторых случаях даже получеие от них «ма-

гической силы» либо «тайных знаний», которыми они после пробуждения начинают пользоваться.

В принципе, все это более или менее понятно. В народной культуре сон — это состояние человека, вплотную близкое к смерти («вечному сну»), В понимании «простого народа» такие понятия, как сон и смерть — родственные. Достаточно вспомнить выражения «спит как убитый», «спать мертвым сном», «сон мертвеца». В разных углах славянского мира можно услышать следующие определения: «сон это как бы полусмерть» (македонцы), «сон смерти брат», «сонный, что мертвый» (русские), «сон — наполовину смерть» (сербы). Исследователь духовной культуры славян, академик Н. И. Толстой по этому поводу отмечает:

«Сон равносилен смерти. Как смерть, по народным представлениям, не является концом жизни, а лишь переходом ее в другое состояние, так и сон есть временный переход в другое состояние, в «параллельную жизнь»; сон — своего рода «обмирание»... Сон как «тот» свет. Сон — посещение «того» света... Сон — это открытие границы между «этим» и «тем» светом». [446, с. 306. ]

Российский ученый Д. А. Рей- звих исследуя духовную культуру русского населения на берегах Иртыша в Омской области, отмечает:

«Взаимное проникновение того и этого миров может происходить и во время сна. Сон с древних времен являлся олицетворением временной смерти. Это объясняет феномен вещих снов и веру в то, что во время сна человек может заглянуть в будущее. Подобная характеристика сна позволяет говорить о том, что тот свет представлялся как источник всех знаний о жизни и судьбе человека. Во время сна живым могут являться их умершие родственники. Связь сна и смерти

Вскрывается в представлении о том, что кто засыпает тотчас, ИЙЕу- поткет в постель, тот долго не проживет. Смерть и сон сближаются в похоронной причети:

«И вы наши родненькие, встаньте, пробудитесь,

поглядите на нас»...

«Родненький мой батюшко!

Что ты крепко спишь, спишь не проснешься»... [517, с. 172. ]

Специфика контакта с «тем светом» во время сна заключается в том, что человек временно теряет свой статус живого и взаимодействие происходит на уровне двух умерших: умершего временно и умершего навсегда.

Известно много фактов целенаправленного сна на могиле или рядом с ней ради познания своего будущего. К такой практике прибегали как простые селяне, так и воины (казаки), хотя и редко. А вот среди колдунов («знающих») практика сна на могиле занимала особое место. Таким способом они пытались установить контакт с почившим колдуном, дабы получить от него магическую силу. При этом живой колдун верил, что чем могущественней был покойник при жизни, тем более значимым будет его дар просителю.

Вообще говоря, логическая цепочка «трансовый сон — контакт с предком — сила (знание)» прослеживается во многих культурах. Особенно хорошо она видна в воинских инициациях, которые сами по себе ассоциировались со смертью и дальнейшим воскрешением с багажом новых знаний[23]: : «Физическое и духовное испытание, которому подвергается посвящаемый, обреченный в период инициации на продолжительный пост, доводит его до такого состояния прострации, из которого возвращение к жизни выглядит как своего рода воскрешение из мертвых». [6, с. 117. ]

«Желанный контакт с предком» неотъемлемая часть очень многих сказок, легенд и преданий. Василий Балушо^ реконструируя инициации древних славян, приводит следу.! ющие данные:

«Важным моментом инициации было вступление неофитов в контакте духами предков. В нашем случае посвящаемые, видимо, вступали в контакт не только со своими предками-людь- ми, но и с духом тотемного предка — волка. Это достигалось путем потребления наркотических веществ, вызывавших безумие и галлюцинации у инициируемых. Об использовании галлюциногенов в древнеславянских инициациях на материалах сказок делает вывод В. Я. Пропп. Магический напиток пьет и Илья Муромец при прохождении инициации. Р. Рейдли приводит описание колдовского обряда превращения человека в волка, существовавшего в древности на Руси, несомненно связанного с древнеславянской инициацией, который включал и потребление галлюциногена». [34]

Вспоминая традиционные народные состязания по борьбе, пожилой респондент подчеркивал, что схватки, проходившие в поминальные дни на кладбище возле церкви своими внутренними ощущениями существенно отличались от тех, которые бывали в обычных местах в другие дни (на кладбище «силы как будто больше становилось»).

Интересно отметить, что некоторые местные названия кладбища, например, «буй», «буява», «буйвище», имеют прямое отношение к данной теме: они производные от индоевропейского bhou — / bhu — «расти, становиться сильным» [см. 161, с. 448. ].

Заметим также, что и в самом слове «тризна» отражается измененное состояние психики (транс). Глагол «тризнить- ся», согласно записям XIX века, в ряде диалектов восточно- славянской группы языков обозначал психическое состояние человека, отличное от обычного. Например, в Смоленской губернии он значил «плохо, смутно различать предметы», а выражение «в глазах тризнится» — равносильно выражениям «в глазах туман», «предметы мелькают, двоятся — троятся». У беларусов обороты «трызніць», «трызніцца» означают «бредить, нести вздор», «привиделось».

Заметим также, что мертвец по народным представлени- мрассматривается как источник силы. Украинский ученый С*К Лашенко в своем труде «Заклятие смехом: Опыт истолкования языческих ритуальных традиция восточных славян» по этому поводу сделал важные для нас замечания:

«Люди архаики верили: вместе с появлением среди людей особого — бездыханного и цепенеющего — тела того, кто несколько мгновений назад был таким же, как все, — в обжитой мир вторгалась сила, обладающая колоссальной энергией — загадочной, опасной, особым образом связанной с Сакральным»...

«Мертвое тело не только сохраняло контакты с внешним миром, но и само оказывалось средоточием какой-то таинственной силы, противостоящей всем другим, обычно непоколебимым физическим силам. Люди верили, что в атмосфере, наполненной этой сконцентрированной вокруг умершего и расходящейся от него, как от радиатора загадочной силой, события начинали происходить как в магическом зеркале: солома из-под умершего оказывалась способна остановить бурю; волосы покойника или частица его тела — ослепить; вода, в которой мыли умершего, — убить растение или нанести болезнь на человека; воздух дома, в котором лежал умерший, — лишить семена всхожести, а если умирающий принимал смерть на земле, то земля хозяина еще семь лет могла оказываться родить». [525, с. 43, 44-45. ]

***

Итак, подытожим: сон — это временная смерть, переход в загробный мир. Следовательно, при определенных обстоятельствах во сне (посредством сна) некоторые индивиды могут приобретать магическую силу (вариант: магические знания).

Сила в молитве

Одним из самых сильных средств, с помощью которого можно приобщиться к могущественной силе, в традиционном обществе считается молитва. Народ верил и продолжа- ет верить до сих пор, что молитва придает силы, обеспечива-

ет успех начинаниям, оберегает от разных случайностей J неприятностей, а иногда помогает человеку творить чудеса Например, многие люди верят в то, что святой Серафцм Саровский (в миру Прохор Мошкин; 1754—1833) воспарял над землей во время молитвы. Такое же чудо левитации приписывала святому иерею Николаю Планасу его духовная дочь, монахиня Марфа (1851 — 1932).

Еще сравнительно недавно, т. е. до начала террора со стороны воинствующих атеистов, практика молитвочтения являлась в России общим явлением. Вот что пишет об этом М. М. Громыко:

«Большое значение придавали крестьяне ежедневным молитвам. Из села Березова Лихвинского уезда Калужской губернии так и писали в тенишевское бюро, отвечая по программе: «Домашняя молитва утром и вечером, а также перед едою считается обязательною». Или вот из села Верхотишанки Тульской губернии ответ по другой программе — Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии: крестьяне встают рано, умываются и молятся, обращаясь к стоящим в переднем углу образам. В другом варианте (Новгородская губ. ) об этом же пишут так: «В каждой семье и каждым членом ее совершается молитва перед иконами утром, вечером, до и после обеда». Написал это не священник, а учитель земской школы. Подобных ответов сотни, практически из всех губерний и уездов». [135, с. 113. ]

Воинское сословие в этом отношении мало чем отличалось от крестьянства. В песне терских казаков есть следующие слова:

«Как и любить таво всё казачье жытьё,

Казачье жытьё, права, лучшэ всиво,

Па утру встаём, Богу молимся,

Ходя найидимся, стоя выспимся,

Казаки, казачиньки ни бойтесь ничиво»...

С молитвой казак проходил всю свою жизнь от рождения и до смерти. Известно, например, что у донских казаков существовал обычай молиться всместе с малыми детьми:

«Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь и ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоанну-во- ину /святому IV века н. э. / о том, чтобы сын их был храбрым казаком». [220, с. 64. ]

ЛЪ*е самое исследователи зафиксировали на Урале: у «У оренбургских казаков существовал обряд введения малыша в воинское сословие. На сороковой день после рождения сына мать малыша совершала очистительную молитву. После этого отец опоясывал ребенка своей саблей, сажал на коня и, 1 придерживая его в седле, обводил три раза вокруг дома, читая вслух молитву, затем возвращал его матери и поздравлял с казаком. После совершения этого обряда признавалось увеличение общины еще на одного члена. Через несколько месяцев, когда у малыша-казака прорезывались первые зубки, его вновь садили в седло и везли в церковь, где заказывался молебен покровителю казаков Оренбургского войска св. Георгию Победоносцу. Со- храняя общерусский обычай что-то дарить малышу на первый зубок, оренбургские казаки вновь дарили оружие, наиболее ценным из которого считалось огнестрельное». [230, с. 38. ]

Согласно как дохристианским языческим, так и народным христианским представлениям, всякое сколько-нибудь важное дело обязательно надо начинать с молитвы. Простые люди обычно мало что могут сказать о самом христианстве, но придерживаясь традиций предков, молятся: «так делали наши деды, так делаем и мы».

Молитва сопутствовала отправке на войну и в поход, началу сражения, а на бытовом уровне она нередко предваряла разные игры и состязания.

Былинные богатыри надеятся на свою силу, воинскую сноровку и удаль, но перед боем они все же призывают на помощь Бога и святых. Вот пример из былин об Илье Муромце и Алеше Поповиче:

«Возмолится стар казак Илья Муромец Тому угоднику божьему Николаю:

«Погибаю я за веру християнскую! »

У Илейки силы вдвое прибыло;

Рвал он оковы железные,

Хватал он поганого татарина,

Который покрепче, который на жиле не рвется». [60, с. 191. ]

«Тут Алеша всю ночь не спал,

Молился Богу со слезами: frs. «Создай, Боже, тучу грозную,

А и тучи-то с градом дождя! »

Алешины молитвы доходны ко Христу.

Дает Господь Бог тучу с градом дождя,

Замочила Тугарина крылья бумажныя,

Падает Тугарин, как собака, на сыру землю»... [ 152]

По летописям все князья, начиная с Владимира Великого, молятся перед походом, а после победы воздвигают «обетный» храм. Так, Владимир по обету воздвиг храм в честь Преображения Господня, поскольку после битвы спасся от превосходящих сил печенегов именно в этот день. Мстислав, схватившись с касожским князем Редедею, дал обет Богородице в случае победы воздвигнуть храм в Ее честь и построил церковь в Тмутаракани[24].

Или вот запись под 1107 годом о князе Святополке Изя- славиче:

«И възвратишася всвояси съ победою великою. Святополкъ же приде въ Печерьскый манастырь на заутреню на Успенье Святыя Богородица... Такъ бо обычай имеяше Святополкъ: коли идяше на войну, или инамо, оли поклонивъся у гроба Фео- досіева и молитву вземъ у игумена, то сущаго, то же идяше на путь свой».

Тот же обычай мы встречаем в «Сказании о Мамаевом побоище»:

«Князь же великий, увидев свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно: «О владыка-вседержитель! Взгляни проницательным оком на этих людей, что твоею десницею созданы и твоею кровью искуплены от служения дьяволу.

Вслушайся, господи, в звучание молитв наших, обрати лицо на нечестивых, которые творят зло рабам твоим. И ныне, господи Иисусе, молюсь и поклоняюсь образу твоему святому, и пречистой твоей матери, и всем святым, угодившим тебе, и крепкому и необоримому заступнику нашему и молебнику за нас, тебе, русский святитель, новый чудотворец Петр! На милость твою надеясь, дерзаем взывать и славить святое и пре

красное имя твое, и отца и сына и святого духа, ныне и присно и во веки веков! Аминь! ». (Перевод В. В. Колесова)

Известно, что особое отношение к молитвам наблюдалось во время Отечественной войны 1812 года. Оно стало важным духовным явлением: весь православный народ осознал, что для победы нужно не только оружие и умение, но и высочайшее напряжение духовных сил. Протоирей Николай Погребняк цитирует некоторые молитвы, получившие распространение в тот период русской истории:

«Широко распространилась «Молитва в нашествии супостат, чтомая с коленопреклонением», составленная по поручению императора Александра I епископом Дмитровским Августином (Виноградским):..

Господи Боже сил, Боже спасения нашего! Призри в милости и щедротах на смиренныя люди Твоя, и человеколюбно ус- лыши, и пощади, и помилуй нас. Се враг, смущаяй землю Твою, и хотяй положите вселенную всю пусту, воста на ны; се люди беззаконии собрашася, еже погубити достояние Твое, разорите честный Иерусалим Твой, возлюбленную Тебе Россию: оскверните храмы Твои, раскопати алтари и поругатися святыни нашей. Доколе, Господи, доколе грешницы восхвалятся? Доколе употребляти имать законопреступный власть?

Владыко Господи! Услыши нас молящихся Тебе; укрепи силою Твоею Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Александра Павловича; помяни правду его и кротость, воздаждь ему по благости его, еюже хранит нас Твой возлюбленный Израиль. Благослови его советы, начинания и дела; утверди всемощною Твоею десницею царство его, и подаждь ему победу на враги, якоже Моисею на Амалика, Гедеону на Мадиама, и Давиду на Голиафа. Сохрани воинство его; положи лук медян мышцам во имя Твое ополчившихся, и препояши их силою на брань.

Приими оружие и щит, и востани в помощь нашу; да по- ѵ стыдятся и посрамятся мыслящие нам злая; да будут пред ли- цем верного Ти воинства, яко прах пред лицем ветра, и ангел Твой сильный да будет оскорбляяй и погоняяй их; да приидет им сеть, юже не сведают; и ловитва, юже сокрыша, да обымет их; да падут под ногами рабов Твоих, и в попрание воем нашим да будут. Господи, не изнеможет у Тебе спасати во многих и в малых; Ты бо еси Бог, да не превозможет противу Тебе человек.

Боже отец наших! Помяни щедроты Твоя и милости, яже от века суть; не отвержи нас от лица Твоего, ниже возгнушайся не. достоинством нашим; но помилуй нас по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих презри беззакония и грехи наша. Сердце чисто созижди в нас, и дух прав обнови во утробе нашей; всех нас укрепи верою в Тя, утверди надеждою, одушеви истинною друг ко другу любовию, вооружи единодушием на праведное защищение одержания, еже дал еси нам, и отцем нашим, да не вознесется жезл нечестивых на жребий освященных.

Господи Боже наш, в Негоже веруем и на Негоже уповаем, не посрами нас от чаяния милости Твоея, и сотвори знамение во благо, яко да видят ненавидящие нас и православную веру нашу, и посрамятся, и погибнут; и да уведят вся страны, яко имя Тебе Господь, и мы людие Твои. Яви нам Господи ныне милость Твою и спасение Твое даждь нам; возвесели сердце рабов Твоих о милости Твоей; порази враги наша, и сокруши под ноги верных Твоих вскоре. Ты бо еси заступление, помощь, и победа уповающим на Тя; и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». [373]

Сохранились рассказы о молитвах казаков-пластунов во время обороны Севастополя в 1854 году. Вот что писал генерал П. Н. Краснов о казаке Осипе Ивановиче Зубове, которому было тогда 54 года:

«И как хорошо я вел себя, — говорил Зубов, рассказывая о своей службе, — служа, так сказать, на пороге смерти. Ни одно-

го греха, ни одной дурной мысли мне никогда и в голову не приходило...

^Зажжет, бывало, в своей выкопанной в земле между орудиями каморке Зубов ночью лампаду перед образом, станет на колени и молится. Псалмы пророка Давида читает. Можно подумать, что это монах или отшельник.

Легко у него на душе! Страху он не знал никогда. Летят бомбы, чиненные порохом гранаты, убивают матросов, знакомых его, друзей, товарищей, а Зубов смотрит спокойно и только, если не заняты руки, перекрестится и скажет:

— Господи, если и мне судил погибнуть вместе с ними, не погуби мою грешную душу.

Как-то раз в своей каморке он молился ночью перед иконой. Влетело ядро и убило двух матросов, спавших тут же, а Зубова только землею засыпало.

24 ноября 1854 года Зубов с матросами Кошкою, Кузьменко и Болотниковым и несколькими солдатами при офицере были назначены на вылазку на Зеленую гору, на английскую батарею. Ночь была не темная. Осторожно сползли со своего вала и тихо, крадучись, пошли к неприятелю. Зубов шел и все время про себя читал молитвы: «Живый в помощи Вышнего, в крови Бога небесного водворится», а потом «Возлюблю Тя, Господи, крепость моя». И за молитвами и страх у него пропал. Подкрались они к батарее и вдруг, с криком «Ура» бросились на англичан. Многих покололи, а шестерых взяли в плен и с ними одно орудие. Возвратились к рассвету усталые и измученные. Зубов, весь облитый потом и кровью, был представлен своему начальнику офицером, ходившим на вылазку.

— Этот казак, — сказал он, — достоин первого креста. После этой вылазки уже Зубов или Кошка назначались начальниками передовых цепей.

Под 5-е декабря Зубов вместе с Кошкою повели полтораста человек солдат на ту же батарею. Ночь была опять такая же тихая. Звезды мигали на темно-синем небе. Осторожно подползли наши солдаты к батарее. Вот и темная насыпь. Чуть заметен закутавшийся в плащ часовой.

— Ура! — вполголоса сказал начальник резерва.

— Ура! — закричали в цепи, и Зубов первый вскочил в окоп. Тут его сильно ударило в левый висок. Но Зубов не чуял боли. Он влетел в толпу сбежавшихся англичан и давай колотить их ружейным прикладом. Да так избил их, что те побежали, а Зу-

бов с товарищами — за ними. Тут увидал Зубов, что по транщее бежит английский штаб-офицер в густых эполетах. Зубов 6p0j сился на него и ударил прикладом, тот обернулся и взмахнул палашом, но старый казак не испугался и подставил ружье. Палаш звякнул о ствол и переломился надвое. Зубов ударил его опять прикладом, схватил за волосы и потащил из траншеи. Тяжелый оказался англичанин. Зубов чуть не упал с ним. Вытащил его и погнал перед собою к нашим. Наши уже кончили свое дело и уходили. В это время англичане открыли по отступавшей вылазке жестокий огонь. Англичанин тут сам побежал, да еще и кричал: «Скорей русс! Скорей! »...

За это дело Зубов был произведен в урядники, а затем и он и Кошка получили для ношения на шее благословенные кресты, подарок Императрицы Александры Феодоровны...

И до последних дней продержался Зубов на бастионе, храбро ходя в вылазки и отражая жестокие штурмы». [220, с. 130— 131. ]

По народным верованиям, молиться людей научили высшие силы. Дабы получить особую силу, чудесную помощь или благословение, в своей молитве человек обращался к этим высшим силам: богам, духам природы, мифическим существам. С самых древних времен молитва являлась неотъемлемой составной частью религиозной жизни. Даже само это слово указывает на ее основное качество: праславян- ское «modliti», «modliti se» — обращаться с просьбой к божеству, совершая жертвенные обряды; индоевроп. meldh- /moldh — ритуальное говорение, говорить торжественно, обещать жертву.

Отправляясь в поход и перед сражениями славяне молились богам, «заведовавшим» в их пантеоне войной — Перуну, Свентовиту, Руевиту, Яровиту и другим.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.