Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Текст 12. Лучше абхьясы – гьяна, ибо она приводит к размышлению обо Мне. Выше гьяны – дхьяна, или медитация, которая помогает всегда помнить Меня. Такая дхьяна приводит к отречению от плодов деятельности, а оно избавляет человека от желания наслаждаться ж



Текст 12

 

é [eYaae ih jaNaMa> YaaSaaJjaNaaÖ yaNa& iviXaZYaTae )

DYaaNaaTk-MaRf-l/TYaaGaSTYaaGaaC^aiNTarNaNTarMa( )) 12 ))

 

iрейо хи джufнам абхйfсfдж / джufнfд дхйfнаv виiишйате

дхйfнfт карма-пхала-тйfгас / тйfгfч чхfнтир анантарам

iрейаx – лучше; абхйfсfт – чем практика садханы; джufнам – духовное знание; дхйfнам – памятование обо Мне; виiишйате – лучше; джufнfт – чем знание; карма-пхала-тйfгаx – отречение от плодов деятельности лучше; дхйfнfт – памятования; хи – потому что; анантарам – после; тйfгfт – такого отречения; (происходит) ifнтиx – прекращение (стремления чувств к любым объектам, помимо Меня).

 

Лучше абхьясы – гьяна, ибо она приводит к размышлению обо Мне. Выше гьяны – дхьяна, или медитация, которая помогает всегда помнить Меня. Такая дхьяна приводит к отречению от плодов деятельности, а оно избавляет человека от желания наслаждаться жизнью на Сварге или обрести мокшу. Так человек обретает умиротворение.

Бхаванувада

       Теперь, перечисляя методы абхьясы, мананы и смараны в восходящем порядке, Верховный Господь произносит данный стих. " Гьяна означает погружение разума в Меня, поэтому метод мананы, или размышления обо Мне, превосходит абхьясу". На уровне абхьясы медитация (дхьяна) требует усилий и причиняет беспокойство, потому что, занимаясь ею, человек вынужден преодолевать препятствия. Но, когда он достигает уровня мананы, дхьяна становится нетрудной. В этом – превосходство гьяны. Однако дхьяна превосходит и гьяну. Почему? Потому что дхьяна ведёт к карма-пхала-тьяге, то есть она избавляет от стремления к плодам деятельности, таким, как наслаждение жизнью на Сварге и награда за нишкама-карму в виде мокши. Даже если эти плоды сами собой приходят к человеку, он отвергает их. Бхакты, которые ещё не достигли стойкости в дхьяне и в чьём сердце ещё не пробудилась рати, хотят избавиться от стремления к мокше (мокша-тьяга). Но те, кто стал уже стоек в медитации (дхьяне), свободны и от желания отвергнуть мокшу, ибо они и так не обращают на неё внимания. Только такое бхакти называют мокша-лагхута-карини (" смеющимся над мокшей" ). О нём говорится в " Бхакти-расамрита-синдху", в строках, что начинаются словами: клеiа-гхнb iубха-дf — " Преданное служение избавляет от бед и дарует благо".

       Кроме того, в " Шримад-Бхагаватам" (11. 14. 14) говорится:

 

на пfрамешnхйаv на махендра-дхишtйаv

на сfрвабхаумаv на расfдхипатйам

на йога-сиддхbр апунар-бхаваv вf

майй арпитfтмеччхати мад винfнйат

" Те, кто отдал Мне своё сердце, не стремятся к положению Брахмы или Индры, не жаждут власти над миром и не хотят ни мистических сил (анима и прочих), ни спасения. Им нужен лишь Я один". Использованные здесь слова майй арпитатмеччхати означают " стойкие в медитации на Меня".

       А слово тйfгfт в комментируемом стихе " Гиты" означает: " Человек обретает умиротворение только тогда, когда избавляется от мирских желаний. Это значит, что его чувства устремлены лишь к Моему образу, качествам и прочему, а ко всем остальным объектам они безразличны".

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.