Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 «Аквамарин» 4 страница



У инфантильной личности связи с эгрегорами бывают двух видов: поверхностные, неглубокие, поскольку она слишком непостоянна — или тотальные, когда эгрегор выступает в качестве, что называется, твердой руки, ведущей человека по жизни за шиворот.

* * *

Чтобы пояснить свою мысль, я сделаю маленькое отступление и расскажу об одном интересном эффекте астрологического и психологического консультирования. Мой опыт показывает, что на консультацию к астрологу или психотерапевту всегда приходит самый сильный член семьи. Исключений в моей практике не было ни одного. Иногда чисто случайно забредает кто-то, кто послабее своего семейного партнера, но только начинаешь с ним работать, как моментально второй, более сильный член семьи, чувствуя недоброе, тоже является на консультацию — якобы познакомиться, но быстро вытесняет своего супруга или супругу на задний план, а зачастую и вовсе оттирает за пределы консультации. Но так бывает редко, а как правило лидер семьи сразу и является, а остальных членов семьи к астрологу откровенно не допускает.

Знаете астрологический анекдот? Приходит на консультацию женщина и задает вопрос: как можно удержать Водолея? Астролог смотрит на нее большими глазами и спрашивает: а что, вам удалось его поймать?

Водолея, конечно, не удержишь, но более плотные знаки удержать иногда можно, и как это сделать — тема достаточно популярная в астрологических консультациях. Вообще в семейных парах, где есть четкое распределение ролей: лидер и ведомый, последний нередко находится личностным уровнем ниже (и в этом факте самом по себе нет ничего плохого). И если он находится на инфантильном уровне, ему нужна постоянная твердая рука. Я в таких случаях говорю клиентке-лидеру что-то в таком роде: «Пожалуйста, я могу объяснить тебе, как сделать так, чтобы твой муж не гулял. Но ты должна будешь уделять этому определенное внимание, каждый день в этом направлении работать. Тебе нужна тонкая, но прочная узда, с помощью которой ты будешь его постоянно держать. Потому что он еще маленький, как ребенок, которого надо через улицу за руку переводить. Но подумай, тебе самой нужен такой тип отношений? » После этого вопроса иногда распадается брак, а чаще клиентка перестает обращаться ко мне с подобными проблемами.

Мало кому хочется постоянно держать узду на партнере; вообще надо сказать, что когда ко мне приходят клиенты, я очень редко им говорю что-то такое, чего они не знают. А иногда они это знают, но старательно от себя скрывают. А я им говорю, что, вот, мол, так и так, хоть вам и хочется это от себя скрыть. Обычно я слышу в ответ: да, я это знаю, но мне очень не хочется об этом думать. И это значит, что консультация удалась.

Если связь человека с эгрегором такова, что человек находится у него на жестком поводке, то человек может вести серьезные программы, например, быть президентом страны. Надел на него государственный эгрегор крепкий хомут и ведет, и человек делает ровно то, что эгрегору нужно. И при этом совсем не обязательно, что у него был высокий уровень личности: тут главное — преданность идее государства. Потому что если личность президента начинает самовыражаться на материале его деятельности, то иногда получается такое, что не дай Бог. Представьте, что у президента сложный и противоречивый внутренний мир, и что государство будет точной копией его внутренних противоречий и проблем. Не обрадуешься.

В случае жесткого ведения этика эгрегора внедряется в подсознание инфантильной личности напрямую, как бы насильно, но человек на это настроен. Он чувствует, что его надо вести, и всегда находится эгрегор, который возьмет на себя эту функцию. При этом по поводу служения другому эгрегору этот человек скажет, что на такое способен только ненормальный. Знаете анекдот? Один кроликовод говорит другому: «Не понимаю, как это можно быть голубеводом?! »

Во многом инфантильная личность — жертвенная фигура. Этот человек эгоистичен, не может самостоятельно вести длительные программы и, в принципе, очень уязвим. Потому что наша главная защита — это эгрегоры, которым мы служим. Это действительно большие трансперсональные силы, которые обеспечивают нам существование в социальной среде. И погибнуть человек может только тогда, когда от него отказались те эгрегоры, которые его вели — и семейный, и рабочий, и религиозный, и этнический — все они должны с ним распроститься и как бы поставить печать «не наш». И только после этого к человеку может явиться ангел смерти. А связи инфантильной личности с эгрегорами или крайне поверхностны, или основаны на идее жесткого рабства и исполнении определенной функции, и когда человек оказывается не в силах ее далее исполнять, эгрегор безжалостно выкидывает его «на улицу»

— и социальных гарантий в этом случае не предусмотрено.

Пример из нашей многострадальной истории. Какое мистическое действо придумал «отец народов» для того, чтобы максимально облегчить гражданам своей страны переход в мир иной? После ареста собиралась так называемая «тройка», то есть три человека, которые вершили скоротечный суд с заранее известным вердиктом: «враг народа». И это постановление фактически было отлучением человека от этнического эгрегора. А без этого человека убить нельзя. Если же человек плотно входит в эгрегор, то эгрегор посылает ему силы не только на служение себе, но и на восстановление здоровья тоже. Говорят, что самые «долгожитель- ные» профессии — это крупный политик и дирижер. Подумайте сами, почему.

Человек, который находится на инфантильном уровне развития личности, выступает для своего эгрегора как марионетка, которую в любой момент можно примитивно соблазнить, надеть на него хомут и отправить по совершенно определенной дорожке. А когда он становится для эгрегора ненужным, то эгрегор его безжалостно выкидывает без выходного пособия. Потому что у этого человека нет защиты. У него нет личностной защиты, нет личности как таковой, нет никакого фундамента в мире, ничего, что можно было бы противопоставить эгрегору и миру.

Архетипы и модальности. Отношения с архетипами и их использование — не менее важный показатель развития личности, чем ее отношения с эгрегорами. Человек на уровне инфантильной личности выбирает в каждой ситуации жестко определенные архетипы, то есть использует совершенно определенные модальности — те, которые ему определяет ведущий его эгрегор. И за рамки своих модальностей он выйти практически не может. Трудно ли сменить локальную модальность на глобальную, например, или иньскую на янскую? Казалось бы, неужели это так сложно? Однако инфантильная личность совершенно не в состоянии этого сделать. Если ее настойчиво об этом попросить, она замолчит и впадет в полную растерянность — у человека будет ощущение, что он голый; эзотерик скажет, что от него отключился ведущий его эгрегор.

Это, в принципе, то, что делают психотерапевты, чтобы ввести клиента в транс. Для этого нужно создать для него неожиданную, непривычную ситуацию и сбить его тем самым со стереотипов. Вам может показаться, что это жестоко. Однако без этого существенная психокоррекция невозможна.

Инфантильная личность отличается тем, что она не замечает того, что она использует жестко определенные модальности. Она не осознает ни своих, ни чужих модальностей. При рассогласовании модальностей (некомплементарных обменах) она иногда чувствует, что происходит что-то не то, но обычно вину проецирует на партнера, говоря ему, например: «Ты плохой. Ты какой-то не такой». Идеи комплементарной подстройки здесь еще нет как таковой. Но зато этот человек умеет неосознанно, но очень мощно и жестко навязывать нужные ему модальности окружающим. Например, если он находится в янской модальности, и энергично на вас нападает, он искушает вас ответить синтонно, то есть в янской же модальности провести контрудар; в этой ситуации ответить комплементарно, то есть принять его удар и ассимилировать его, удается с большим трудом. Нередко в таких случаях психотерапевт переходит в контрнаступление (а уж обычный человек — как правило). И все, клиент навязал вам нужную ему модальность! А это значит, что вы проиграли: попали в его сюжет и включились в него на заранее определенной для вас роли, оказались под контролем ведущего инфантильную личность эгрегора. Практически это означает, что с ней уже ничего не сделаешь.

Но если вам удастся каким-то образом ее переиграть и заставить включить ту модальность, к которой она не привыкла, и тем самым отключить от жестко ведущего ее эгрегора, то она оказывается в очень непривычном для себя состоянии: наедине сама с собою. В этом крайне некомфортном состоянии у нее может включиться творческое начало. И тогда иногда удается что-то сделать

— а пока человек находится под своими стереотипами и шаблонными модальностями, измениться ему практически невозможно.

Энергия «я». Это тоже важный вопрос, с которым сталкивается, наверное, каждый человек, обнаруживая, что сила (энергия) личности — важнейшая компонента социальных взаимодействий, хотя измерить ее в ньютонах или джоулях не представляется возможным. Однако каждый человек понимает силу и энергию личности по-своему. В частности, инфантильная личность понимает энергию «я» абсолютно плоско, как энергию, которую она в данный момент предъявляет миру. Вот моя конкретная мысль, конкретная эмоция, предложение — и в зависимости от моей силы они либо подействуют, либо нет. Так коммивояжер предлагает потенциальному потребителю свой товар, но если первая фраза торговца потребителю не понравилась, он закрывает перед торговцем дверь — и все. Энергия не сработала. А если позвонить во второй раз — могут уже и шею намылить.

Если у инфантильной личности есть какие-то деньги, она может идентифицироваться с ними и считать, что энергия денег, которые лежат у нее в кошельке, — это энергия ее личности. Или она может идентифицироваться со своим положением, со своим постом. Тогда для нее энергия «я» — это энергия этого поста (это иногда может быть совсем не маленькая энергия). Но чуть поглубже у нее в подсознании находится колоссальная неуверенность в себе, в своей энергии, потому что эта энергия в любой момент может куда-то деться, она как бы случайна. В подсознании этого человека есть глубокие сомнения в действенности его «я», а также в его комплементарности, то есть в адекватности его воздействия на среду. И он, действительно, как правило, неадекватен и груб. И глубокое сомнение в себе обязательно у него есть, но обычно тщательно вытеснено. И если вам удастся вытащить это сомнение человека в его сознание, значит, вы совершили психологический подвиг.

Энергия мира. Не менее важной чем энергия «я», для любой личности является энергия окружающего мира, то есть энергия, направленная на человека извне. Это, так сказать, оборотная сторона энергии «я». Чаще всего инфантильной личностью энергия мира воспринимается как неуправляемая. Этот человек ощущает себя как полностью подвластный этой энергии. И, как правило, он различает очень небольшое число типов этой энергии. Без подробностей. Например: это — хороший человек, это — плохой человек; это мне нравится, это мне не нравится — как на планете Плюк в галактике Кин-дза-дза, если вы смотрели эту комедию: там есть слово «ку», которое означает «хорошо», и слово «кю», которое означает социально приемлемое ругательство. И больше слов нет. Энергия мира воспринимается инфантильной личностью либо как поглощающая, порабощающая, подчиняющая себе или, наоборот, возносящая вверх, приводящая в состояние кайфа. Без подробностей и неуправляемая.

Личная воля. Воля и свобода — это тоже очень важные характеристики личности. Как инфантильная личность понимает личную волю? Для нее это нечто сиюминутное, конкретное и неуправляемое. Как говорила одна дама своему кавалеру: «Или по- моему, или никак». Это воля, которая совершенно не стесняется прямых конфликтов, более того, она часто на них рассчитывает, и для человека это тоже самовыражение и самоидентификация. Вот я воюю с таким-то, и я идентифицируюсь сам для себя как его враг.

Я давно заметил, что Россия — страна во многих отношениях, как бы это помягче сказать, медленно соображающая. Ей нужны весомые символы. Например, осознание народом и властью того факта, что совершилась смена государственного строя, невозможно без того, чтобы в Москву не ввели танки. Так было, когда в 1953 году арестовывали Берию, так было во время первого путча в 1991 году, так было и во время второго путча в 1993 году, хотя, на мой примитивно-штатский взгляд, прямой военной необходимости в танках не было. Но это был символ кардинальных перемен в жизни России.

Это же характерно и для инфантильной личности. Ей нужно прямое выражение воли, прямой конфликт, стычка, а когда к существенному результату приводят мирные переговоры, она этого не замечает и не ценит. И так же она воспринимает волю, направленную из мира. Если вы с ней начинаете говорить в косвенной модальности, она не считает, что это воздействие, она не воспринимает это как волю. Воля это то, что идет ей поперек, то, чему она насильно подчиняется. А если она не заметит актов насилия и последующего подчинения, то ей будет непонятно само взаимодействие.

Поэтому методы гуманистической психологии у многих психологов (и особенно клиентов) вызывают раздражение. Ее пафос заключается в том, что человека надо гладить по голове, чтобы все было хорошо, а свои негативы надо свободно проявлять и принимать их проявление у других. Как в известном анекдоте, где психолог-гуманист идет по улице, а его останавливает прохожий и спрашивает, как пройти на Пикадилли. Психолог отвечает: «Не знаю, но как замечательно, что мы так откровенно об этом поговорили! » Или еще, из той же серии: тот же психолог гуляет со своим сыном по лесу. «Папа, что это? » — ребенок показывает на растение. «Не знаю, сыночек». — «Папа, как зовут этого зверька? »

— «Не знаю, сыночек». — «Папа, а что это за яма перед нами? »

— «Не знаю, сыночек». Наконец, сын спрашивает: «Папа, мне кажется, ты о чем-то своем думаешь, может мне лучше помолчать? » «Нет, что ты, сыночек! Обязательно задавай мне вопросы, я же должен заниматься твоим развитием! » Ребенок, как и инфантильная личность, не понимает такой мягкой воли. Он понимает волю, конкретно на него направленную и сиюминутную, здесь и сейчас, и, вполне может быть, конфликтную и ограничивающую.

Свобода. В понимании инфантильной личности свобода это, в первую очередь, возможность безнаказанно игнорировать бытие и волю других людей и всего окружающего мира. Вот, что хочу, то и делаю! Это свобода «левой ноги», причем понимаемая чисто каузально, то есть в данный момент. Поэтому для инфантильной личности характерно такое неукротимое стремление к деньгам, ибо деньги — это основная каузальная валюта. За деньги можно купить мелкое событие. Друга вы за деньги не купите, серьезный навык, умение, образование, устойчивые социальные связи за деньги вы не купите. А вот в кино вы сходите, в другой город слетаете. А необходимость для этой личности — это всегда досадная помеха, всегда нечто, ею отрицаемое, всегда определенное зло.

Время. Давайте этот пунктик я оставлю вам в качестве домашнего задания. Подумайте о том, как инфантильная личность воспринимает время и его модальности?

Любимые сюжеты, герои, образы. Это чрезвычайно важная характеристика человека. Если вы хотите глубоко его понять, спросите, какие сказки он любил в детстве, какие книги он читал много раз? Какие герои ему нравились больше всего и какие, наоборот, не нравились? Это очень показательный проективный тест, как говорят психологи. Человек проецирует свою личность на того героя, который ему особенно нравится. Более того, он подсознательно ищет и находит в мифах, сказках, художественной литературе сюжет, который соответствует сюжету его жизни. Характерно, что один и тот же сюжет у разных людей вызывает иногда противоположные чувства. Есть, например, известная басня «Стрекоза и муравей». Она вызывает у детей и у взрослых неоднозначные чувства. Как вы думаете, к кому тяготеет инфантильная личность, к стрекозе или к муравью? Правильно, к стрекозе. И ненавидит муравья лютой ненавистью.

Я читал в свое время рассказ одного английского писателя девятнадцатого века; этот рассказ так, по-моему, и называется: «Стрекоза и муравей». Там описывается некий дядюшка, который вызывал необыкновенное раздражение у всей своей семьи тем, что вел жизнь стрекозы, то есть бездумно тратил полученные по наследству деньги, ничего не делал, ухлестывал за женщинами, пользовался большой их любовью и жил припеваючи за их счет. И все ждали, когда он, наконец, состарится и окажется никому не нужен, и тогда справедливость восторжествует, и они все над ним посмеются. И вот в последний момент, уже на излете своего донжуанского возраста, он женился на какой-то очень богатой старухе, которая тут же умерла. И в семье был полный облом! Не дождались они счастливого момента. И этот сюжет («Торжествующая стрекоза») может быть очень близок инфантильной личности.

Другой ее любимый герой — это шут. Шут это человек, который может спрофанировать все, что угодно, любую ситуацию — и трагическую, и положительную, и отрицательную. Ответственную буддхиальную ситуацию он моментально превращает в каузальную, и обесценивает так, что от нее ничего не остается.

Еще один любимый герой инфантильной личности — это волшебник, но такой легкий, так сказать, каузальный волшебник, который не ведет длинных и сложных программ. Он берет волшебную палочку, взмахивает ею, говорит заклинание, вырывает волосок из бороды — и все, что нужно, мгновенно появляется. Какой любимый волшебный объект инфантильной личности, я думаю, вы догадываетесь: конечно, это скатерть-самобранка; ее любимое животное — волшебная щука, моментально исполняющая желания. Говоря на астрологическом языке, любимый герой инфантильной личности имеет в гороскопе сильный гармоничный Юпитер и неаспектированный Сатурн, то есть на него сами собой, как из рога изобилия, сыплются всякие блага, а никакой ответственности за свои действия он при этом не несет. У него есть идея, что он должен идти по жизни, срывая цветы удовольствий, которые сами к нему со всех сторон слетаются. Если ему требуется какое- то обучение, то оно должно происходить тоже по ходу жизни, как бы само собой.

Если он берется делать какую-то программу, то он мыслит себя не в роли исполнителя, а в роли начальника, у которого есть слаженная команда умельцев, каждый из которых умеет что-то свое, а он ими всеми руководит, то есть раздает поручения. А дальше все происходит само собой. Ему близок образ Ивана-дурака, который лежит на печи, долго ничего не делает, а потом излавливает щуку, которая сообщает ему все, что необходимо. Обратите внимание на замечательный конец этой сказки: когда Иван женится на царской дочери, то советы, которые давала ему щука, кончаются, но ему уже больше ничего не надо, остается лишь царские блага получать. А рекомендации по поводу того, как своим царством руководить, ему не нужны, потому что это в его планы не входит. Повышать урожайность зерновых культур — это не его стезя.

Комплексы и зажимы. С ними сталкиваются не все. У инфантильной личности, например, их нет. Я всегда говорю: до комплекса неполноценности надо дорасти. У инфантильной личности никакого комплекса неполноценности нет. Она в данный конкретный момент может чего-то не мочь сделать. Тогда она дает эмоциональную вспышку — ах! — горя, отчаяния, разочарования

— но вскорости все забывает. Все ее неумения, огорчения, разочарования не скапливаются вместе, то есть не получают единой объединяющей структуры в виде особой программы подсознания, «комплекса» и т. п.

Зато у этого человека есть (вместо комплексов) система проекций. А именно, в каждой ситуации, когда у него что-то не получается, у него есть четкое представление, кто в этом виноват. Он вам это совершенно точно скажет, и это никогда не будет он сам. Комплекс предполагает некоторую личную ответственность за то, что происходит, некое ощущение своего какого-то неумения или иной внутренней проблемы как постоянно действующего фактора. А у инфантильной личности никаких постоянно действующих внутренних факторов нет.

Но поскольку защита психики работает у любого человека, то у инфантильной личности возникает психологическая проекция: или проекция на конкретных людей, из-за которых все плохое в ее жизни происходит, или на государство, или на судьбу в целом. Но с самой инфантильной личностью всегда все в порядке. У нее в подсознании, конечно же, есть и страх, и очень жесткие ограничения: она не пойдет в какие-то ситуации, ее не пустит туда эгрегор или личная жесткая программа поведения. Но человек сознательно не воспринимает это как ограничение, он воспринимает это как проявление своей личности: он скажет, например, так: «Мне не свойственно туда ходить, я этого не хочу, мне это не нужно». Он не скажет, что у него фобия, что он вообще боится мостов. Он скажет: «Не люблю я этот мост, не хочу я сейчас по нему идти». И все.

Проблемы. Большие, серьезные, глобальные проблемы этим человеком рассматриваются как абсолютно безнадежные. У него нет личностной энергии для сколько-нибудь длительной последовательности целенаправленных действий. Для него, например, невозможно выучить иностранный язык. Это представляется ему совершенно безнадежным делом, потому что тут надо вложить большую энергию личности, и никуда от этого не денешься. А ее (личностной энергии) нет. Всегда, когда у инфантильной личности возникает какая-то более или менее серьезная проблема, у нее есть единственный вариант ее решения: нужно быстро найти человека, на которого ее можно переложить. И о ней забыть. Или просто включиться в такую ситуацию, когда об этой проблеме можно забыть

Для инфантильной личности характерны поиски чуда. Такие люди часто встречаются среди тех, кто ходит на эзотерические лекции и психологические консультации. Это слушатели и клиенты, которые ждут моментальной трансформации: сейчас я один человек, а завтра хочу стать другим. С такими людьми хорошо проводить мистерию, но это приходится делать на энергетике жре- ца-иерофанта, например, психотерапевта. На энергетике самого этого человека много не сделаешь. Или надо становиться его рабовладельцем, то есть вставать в позицию человека, который держит клиента на коротком поводке. И нередко психологи-практики к этому приходят. А потом слышишь от них такие жалобы: «Надо же, так этот мальчик ко мне привязался, ну прямо-таки влюбился! Просто хвостом за мной ходит, и наша разница в возрасте его не смущает! Даже и не знаю, что с этим делать! » Однако у инфантильной личности, у которой, вы помните, нет устойчивой самоидентификации, очень часто возникает привязка к психотерапевту, которая идет по типу такой вот нехорошей влюбленности.

Я когда-то в молодости читал «Молот ведьм» Инститориса и Шпренгера, такое сугубо теоретическое, между прочим, исследование, написанное в средние века на тему о ведовстве: там рассматривается вопрос о том, что такое есть ведьма, как она вступает в сговор с дьяволом, каковы особенности ее характера, психологии и мировоззрения и многие другие актуальные и в наше время вопросы. И там, в частности, объясняется, что ведьма может действовать как собственными силами, так и в сговоре с дьяволом. И это разные вещи. И если она насильно влюбляет в себя молодого человека, то есть три основных признака, по которым можно считать, что она-таки вступила для этого в сговор с дьяволом. И признаки эти таковы. Первое: молодой человек состоит в благородном звании и у него есть благородная невеста, а ведьма относится к низшему сословию. Второе: эта невеста привлекательна и хороша собой, а ведьма, наоборот, стара и страшна, но его не удается отвратить от нее ни уговорами, ни побоями. И третье: околдованный стремится к предмету своей пагубной страсти, невзирая на плохую погоду, дальнее расстояние и ночное время. И если все эти три признака представлены, то можно быть уверенным в том, что дьявол ведьме помогал.

К чему это я? Да так, вспомнилось в связи с некоторыми побочными эффектами процесса психотерапии...

Однако я возвращаюсь к теме инфантильной личности и ее проблемам. Решить серьезную проблему самостоятельно этот человек не способен. Для этого у него не хватает многого, в том числе собранности. В этих случаях спасает квадрат Сатурна, если он есть. А если Сатурн не аспектирован, тогда совсем плохо. Но мой опыт показывает, что люди со слабым Сатурном как-то находят себе партнеров по жизни — как правило, с сильным Сатурном, и как-то к нему подключаются. Иногда роль партнера с сильным Сатурном играет рабочая ситуация или достаточно жесткий эгре- гор. Но все же способность к дисциплине вырабатывается человеком не столько с поиском аспектов своего или чужого Сатурна, сколько с ростом его личности.

Для личности более высокого уровня проблема самоорганизации смотрится уже совсем по-другому. А инфантильной личности нужен какой-то поводырь, которого при случае можно обвинить. Здесь логика примерно такая. Например, мне хочется пойти в гости. Какой-нибудь мой легкомысленный приятель зовет меня в гости, и пусть он после за это и расплачивается. Я к нему приду и буду делать то, что мне нравится — сам виноват, что меня позвал! Такая проекция вины и ответственности очень характерна для инфантильной личности. Этот человек всегда ищет причину вовне, и обычно находит. Кто виноват? Наследственность, семья, среда, звезды, на худой конец.

И вот придет к вам такая личность на астрологическую консультацию и долго будет что-то выяснять, потом как-то непонятно себя вести, а в конце скажет фразу, после которой вам станет все понятно и очень неприятно. Она скажет: «Я теперь все поняла! Все причины моих неприятностей заключены в моем гороскопе». Вы ей битых два часа втолковывали, каковы пути выхода из ее затруднительных ситуаций, а она на самом деле пришла для того, чтобы сказать эту фразу, причем заготовленную заранее. И все, что вы ей скажете, будет воспринято так и ровно так.

С таких клиентов надо брать много денег, причем лучше всего долларами или евро — чтобы компенсировать свои психо- и энергозатраты. А еще лучше их на порог не пускать. Как их определить? Я как раз об этом вам и рассказываю. Я описываю психотип и манеры инфантильной личности. И если вы хорошо усвоите и запомните это описание, вы почувствуете эту личность даже не у порога своего кабинета, а еще за его порогом. Вам станет нехорошо, когда она еще только будет к нему приближаться! Я даю вам эти подробные описания для того, чтобы эти психотипы были вам настолько знакомы, что если вы посмотрите на человека в течение минуты, то ваша интуиция вам прямо скажет: это — инфантильная личность! А это — юношеская личность. Но если вы еще не чувствуете себя уверенными в своем знании инфантильной личности, то могу вам предложить вариант экспресс-диагностики.

Предложите человеку назвать лучший эпизод любимого сказочного или литературного произведения, или свой любимый волшебный предмет. Дети, когда их спрашивают, что им больше всего понравилось в повести Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе», все говорят одно и то же — а ведь это толстая книга, в ней очень много всего описано, там нарисована развернутая картина коммунистического общества. Но все дети отвечают одинаково: им понравились бесплатные автоматы с газированной водой! Этот образ из всей книги на них производит наибольшее впечатление. И если к вам придет взрослый дядя и скажет нечто подобное, то вы поймете, что перед вами инфантильная личность.

Саморазвитие. Концепции саморазвития у инфантильной личности нет. Это не значит, что она не развивается. Это значит, что ее развитие происходит незаметно для нее самой. Например, спросишь такого клиента: «Тебе стало лучше с прошлого раза? » Он ответит: «Не знаю, по-моему, нет: как было, так и есть». При этом вы отчетливо видите все личностные изменения, которые с ним произошли, но он их почему-то не замечает — или притворяется, что не замечает. А он не притворяется: он заметить их и не может, у него нет такой памяти. Он весь здесь, такой, какой он есть, и всегда был таким же.

Сама идея развития для него бессмысленна, потому что у него нет развернутого во времени образа своего «я». В данный момент ему хочется развиваться, а через пять минут он об этом забудет. Я сейчас говорю о его осознании: так человек себя видит. Реально он, конечно, как и все люди, куда-то движется в своем развитии, но этого не осознает.

Ресурсы личности. Инфантильная личность понимает свои ресурсы абсолютно конкретно, локально, предметно. «У меня есть тело, вот мой ресурс. Я есть мое тело. Мое тело может влезть на гору, или подняться по лестнице, или сесть в автомобиль. Вот, у меня есть конкретные деньги, которые я могу потратить, конкретная одежда, с помощью которой я могу произвести впечатление на такого-то». Ресурсы личности в узком (психологическом) смысле этого слова этим человеком вообще не воспринимаются. В частности, осознать свое влияние на другого человека для инфантильной личности значит отказаться от своего уровня и перейти как минимум на следующий.

Одна дама на вопрос, кого она любит, сказала так: «Я люблю мужчин длинноногих и хорошо одетых». И сама себя она мыслила аналогично: «Что во мне нравится мужчинам? Как я на них произвожу впечатление? Пышным бюстом, понятное дело, чем же еще? » А такие вещи, как внутренний мир, умения, таланты или способности инфантильной личностью сколько-нибудь всерьез не воспринимаются, по крайней мере, пока не материализованы в понятных ей конкретно-практических категориях: аплодисментах, мехах, бриллиантах, видеотехнике или автомобилях.

Я, помнится, когда-то учился на мехмате в Московском университете. И ближе к старшим курсам мне стали объяснять, что не все так хорошо в науке, как оно вначале кажется. Например, математики Москвы — это такой весьма снобистский круг, в котором качество математика определяется качеством его последней опубликованной работы. И качество его как человека, к сожалению, определяется этой же работой. Конечно, это было не совсем так, это было некоторым преувеличением, но в принципе такой подход типичен для личности инфантильного уровня.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.