|
|||
«Аквамарин» 1 страницаСтр 1 из 18Следующая ⇒
Подводный Авессалом – Эволюция личности
www. e-puzzle. ru Серия «Психология и астрология» Часть 2 «Аквамарин» ББК Ю9 88 П44 П44 Авессалом Подводный «Эволюция личности», Москва, «Аквамарин», 2010 - 240 с.
Серия «Психология и астрология» Часть 1. Психология для астрологов Часть 2. Эволюция личности Часть 3. Астрология для психологов Часть 4. Архетипы психики Часть 2 посвящена теме эволюции личности человека и его самосознания. В ней подробно описываются пять уровней развития человека: инфантильная личность, подростковая личность, юношеская личность, зрелая личность и интегрированная личность. В центре внимания книги находится процесс познания человеком самого себя, понимания им своих ценностей, жизненных сюжетов и миссии в целом.
В оформлении обложки использована картина Фердинанда Ходлера Осенний вечер». © Авессалом Подводный - полные права Содержание
Лекция 1. Инфантильная личность 3 Лекция 2. Подростковая личность 60 Лекция 3. Юношеская личность 101 Лекция 4. Зрелая личность 151 Лекция 5. Интегрированная личность 194
Подводный Авессалом - Введение в синастрическую астрологию Подводный Авессалом - Возвращенный оккультизм, или Повесть о тонкой семерке Подводный Авессалом - Каббалистическая астрология Подводный Авессалом - Эзотерическая астрология Подводный Авессалом - Высшие архетипы: психологические характеристики Подводный Авессалом - Общественное подсознание Подводный Авессалом – Архетипы психики Подводный Авессалом – Аспекты Подводный Авессалом – Диадический архетип: активность и адаптивность Подводный Авессалом – Знаки на пути Подводный Авессалом – Лекции по введению в астрологию Подводный Авессалом – Психология для астрологов Подводный Авессалом – Тонкие тела Подводный Авессалом – Холистический архетип: целое и часть
ИНФАНТИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ Здравствуйте, дамы и господа! Есть темы, которые наскоком не возьмешь, и к их числу, безусловно, относится тема развития личности. Психология, вообще, наука тонкая: здесь многое делается на акцентах, на оттенках. Человеческая душа чрезвычайно нежна и индивидуальна. Если вы помещаете ее в жесткую рамку, то она гибнет, ибо слишком тонка ее природа. И чтобы этого не происходило, обязательно нужно создавать адекватный или, по крайней мере, приемлемый для нее контекст — чем я по большей части и занимаюсь. В частности, сейчас я буду создавать контекст для темы, которую назвал «Эволюция личности», и которую буду постепенно раскрывать на нескольких следующих лекциях. И прежде всего я хотел бы, чтобы вы поняли, что тема эта на самом деле совершенно загадочна. Несколько лет назад у нас в стране вышла толстая монография (перевод с английского), которая называлась: «Теории личности двадцатого века», авторы Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей, и там весьма добросовестно и довольно подробно изложены многие теории личности, созданные западными психологами двадцатого века. Я эту книгу внимательно прочитал, она содержит большое количество информации разной степени ценности, но в итоге остается совершенно неясным, что же такое личность человека и как ее можно постигать.
Я попробую внести свою ноту в эту тему, и начну несколько издалека. Безусловно, все люди разные. И особенно они разнятся в том, как они понимают само слово «личность», или «я». Что такое ощущение «я»? В первую очередь заметьте, что есть моменты в жизни человека, когда он себя как бы вообще не ощущает. Например, вы спросите его: «Как ты себя чувствуешь? Как твое самоощущение? (Все, что начинается с частички «само», имеет отношение к личности. ) А он ответит, как осел Иа-Иа: «Я давно уже не чувствовал себя как». Обратите внимание на модальность этой реплики: она синтетическая: Иа утверждает, что его самочувствие лишено атрибутов. То же самое иногда относится к самоощущению человека. «Как твое самоощущение? » Угнетенный жизнью человек на этот вопрос может ответить так: «Я давно не чувствовал себя самостью. Я давно не чувствовал своего «я». У меня нет самоощущения. Я не понимаю, о чем идет речь». Но, в то же время, кто-то же произносит фразу: «Я давно не чувствовал себя самостью! » И «я», которое в ней звучит, к кому-то же относится! Ощущение «я», ощущение своей самости у разных людей возникает в разные минуты и варьируется по своей силе от очень острого до полного его отсутствия. Кроме того, оно варьируется и по своей субъективной важности: одному человеку важно чувствовать себя в «личной» модальности, а для другого она, наоборот, дискомфортна и не нужна. Помните, я вам рассказывал о нити дао, которая тянется из воплощения в воплощение и живой кончик которой находится в текущем моменте жизни человека: если вы проживаете его творчески, то нить в этом месте становится золотой, а если шаблонно, то ржавой? Так вот, ощущение себя, ощущение своей самости в лучшем смысле слова для человека сходно с ощущением живой души, которая в этот момент прилетает и делает что-то для него или для мира существенное. Эту мысль можно выразить другими словами: ощущение человеком своей истинной природы неотделимо от ощущения им своего «я». Часто говорят о вреде эгоизма: нехорошо, когда человек больше заботится о себе, чем ему это предписывает социум. В некоторых случаях действительно нехорошо. Но, все-таки, эгоист - это человек, у которого есть эго, у которого есть какое-то «я», личность хоть низшей природы - но есть. По эволюционному уровню это выше состояния человека, у которого вообще нет личности. В качестве психологических клиентов такие индивидуумы с как бы отсутствующим «я» появляются довольно регулярно. И тогда к терапевту приходит непонятно что: никакой личности как бы нет. Является набор обрывков эмоций, мыслей, фрагментов телодвижений, а чего-то такого, что можно было бы назвать личностью, не видно. И в процессе терапии приходится ее (предполагаемую личность) как-то обозначать, вычленять, вызывать из небытия - а пока это не произошло, непонятно, что является объектом терапии. И, на мой взгляд, только те люди, которые умеют вызвать и проявить личность в окружающих, заслуживают звания психотерапевтов. Я, по крайней мере, так считаю, и для меня первый признак настоящего психотерапевта заключается в том, что в его присутствии люди начинают чувствовать себя личностями. Ощущение человеком своего «я» дает ему чувство его истинной природы, его истинного жизненного сюжета: «Я живу своей жизнью, это мое». Он испытывает глубинный интерес к происходящему, ощущение вовлеченности в то, что происходит. Если у вас нет ощущения «я», то вовлеченности у вас тоже не будет, и вам временами (или постоянно) будет казаться, что пришел кто-то чужой, заграбастал вашу волю и вами как инструментом что-то делает. Вы можете в этот момент этого не осознавать, но потом, когда вы приходите в себя, то есть ваше «я» к вам возвращается, вы осознаете, что у вас был как бы обморок, беспамятство, отключение личности. Ощущение внутреннего «я» - это состояние, когда у человека не возникает вопроса: «Зачем? ». И это очень существенный критерий. Что я имею в виду? Пока личность полностью не развита и не включена, у человека время от времени возникает внутренний вопрос, подвергающий сомнению то, что он делает, его бытие и сознание: «Зачем? Зачем я живу? Зачем я делаю то, что я делаю? » А когда истинная личность человека осознана и включена, этого вопроса не возникает, поскольку ответ на него заранее ясен и очевиден: внутреннее «я» и есть основной и главный смысл жизни и работы человека. Типы ощущений личности. Обычно человек не задумывается о том, что его переживание своей личности существенно зависит от модальности, в которой он находится. И в связи с этим предлагаю вам задание на дом: подумайте, когда и в какой модальности вы лучше ощущаете свое «я» - в локальной или глобальной, иньской или янской, в синтетической, качественной или предметной, в модальности творения, осуществления или растворения? Каждому из вас эти модальности хорошо знакомы, но, тем не менее, одна из них вызывает у вас как бы более личностное отношение, а другая — менее; подумайте, как вы воспринимаете себя: локально или глобально? В фазе творения, осуществления или растворения? И насколько различаются ваши образы в собственных глазах в этих модальностях? В жизни можно находиться в иньской позиции, а можно и в янской. Все люди довольно четко делятся на две категории: одни отождествляют свою личность с активным действием, с реализацией своих намерений, то есть у них возникает чувство «я есть» при отчетливой акцентуации янского архетипа. А есть люди, которые, наоборот, больше себя воспринимают в иньской позиции: такой человек остро ощущает себя, когда он существует, адаптируется к чему-то, воспринимает что-то, например: «Я сижу на диване, курю сигару, смотрю телевизор, слушаю рассказы своих друзей — и в этот момент я — это я! А когда я иду на работу, даю указания своим подчиненным, то на меня надевается своего рода начальственный костюм, а на самом деле это не я». Исследуя особенности своего «я», можно идти от модальностей, а можно — от личностных переживаний. Это тоже очень интересный момент. Подумайте на досуге, в какие моменты вашей жизни вы наиболее ярко ощущали себя как личность? В какие моменты у вас особенно четко проявлялось то, что называется словом «я»? Может быть, это был момент личного героизма: вы бросились в ледяную реку и спасли тонущую женщину, и в этот момент очень остро ощущали себя самим собой. А может быть, наоборот, это был какой-то совершенно заурядный разговор с вашим другом, вы разговаривали с ним о пустяках, и в этот момент особенно отчетливо чувствовали включение вашего «я». Вспомните такие ситуации и определите, в каких вы выступали модальностях? И какова была модальность ситуации? Следующее задание: подумайте, в каких ситуациях ваше «я» проявляется ярче всего? Какие тут возможны варианты? Бытие наедине с природой. Профессиональная деятельность. Хобби. Отдых. Общение с людьми в различных его вариантах. Например, есть общение с определенными ролевыми расстановками: вы учите, вы учитесь, вы общаетесь с равным партнером, у вас идет деловое взаимодействие, вы в семейной обстановке, вы в роли ребенка, вы в роли родителя, вы в различных парных отношениях (например, в любовных). Какие-то из этих ситуаций будут вас подавлять, а в каких-то, наоборот, ваше «я» раскрывается. Подумайте об этом, такое исследование — хороший инструмент самопознания. И замечу здесь же, что полностью интегрированный человек не теряет ощущения «я» никогда, ни при каких обстоятельствах и ни при каких сочетаниях модальностей. Но это очень высокий уровень проработки личности. * * * Основная психическая энергия человека это энергия его самости, энергия внутреннего «я». С этим, кажется, никто не спорит, то есть большинство психологов с этим согласны. Другое дело, что эта энергия, в зависимости от типа личности (например, экстравертной или интровертной), может проявляться при различных обстоятельствах. Например, есть люди, у которых энергия личности включается тогда, когда они оказываются в одиночестве, наедине со своими мыслями. У них при этом интенсивно включается воображение и то, что называется «внутренней жизнью», по ходу которой они вырабатывают большую энергию, большой потенциал, который потом несут во внешний мир — или оставляют при себе. Но есть люди совершенно противоположного типа, у которых никакая энергия в одиночестве не выделяется и не вырабатывается: наедине с собой они тоскуют, чахнут и идут на дно. Им нужно, наоборот, находиться в плотном социальном окружении, в состоянии вовлеченности в социальные программы, и лишь тогда у них включается энергия их личности. Астрология нам скажет гораздо больше, а именно, ответит на вопрос, какие специфические энергии и эффекты проявления личной энергии можно ожидать от данного человека в каждом конкретном случае — но эту тему я пока развивать не буду, а пока лишь, следуя Карлу Юнгу, отмечу, что самый первый взгляд дает нам два основных типа личности: есть люди, чья личность активно включается во внешних ситуациях (экстраверты), и есть люди, ощущающие личностное включение, преимущественно находясь в своем внутреннем мире (интроверты), и очень мало есть людей, которые вышли на такой уровень, что у них энергия личности равно интенсивно включается и во внешних, и во внутренних ситуациях. Например, если человек, который ощущает свое «я» в интровертивном ключе, попадает в социальную ситуацию, то ему, чтобы включить энергию личности, нужно хотя бы на минуточку уединиться и где-то в уголке побыть какое-то время, что-то внутри себя наработать, а потом уже нести это наружу, — а сделать так, чтобы проявление его личности шло в социальной ситуации спонтанно, ему очень сложно и удается редко и очень понемногу. Следует всегда помнить, что личность — это самое главное, что есть у человека, и она же — самая психологически уязвимая его часть. Самоидентификация. Что означает это слово? Это ответ самого человека на вопрос: «Что такое «я»? » В зависимости от уровня личности бывают очень разные типы самоидентификации, имеющие самые разные модальности. Что такое «я»? Человек низкого уровня обычно идентифицируется с тем, чем он в данный момент является. Вот сейчас он в гневе, значит, он есть гнев. А в другой момент он идет в магазин, и тогда он скажет: «Я это то, что сейчас идет в магазин». Он вам дает обещание и его не выполняет. На следующий день вы с ним встречаетесь, говорите: «Ты же обещал! Почему ты не выполнил? » Особенно ярко это видно при общении с детьми. Он смотрит на вас невинными глазами и говорит: «Я обещал? Не помню! » Если ему напомнить хорошенько, он скажет: «Да, вроде что-то было». Но он скажет это таким тоном, что это не он обещал. И это надо глубоко понять, если вы хотите в самом деле понимать психологию своего ребенка (и многих взрослых, находящихся на инфантильном уровне личности, о котором я скоро буду рассказывать). Он сейчас не имеет никакого отношения к тому, чем он был вчера. Сегодня это вообще другой человек. Моя дочь была очень вежливая, послушная девочка — для меня, по крайней мере. Но время от времени, как и любой ребенок, она устраивала какие-то безобразия. И когда она после этого ко мне приходила, и я начинал ее ругать, она смотрела на меня такими глазами! Она никогда не возражала, но направляла на меня взор, исполненный преданности и послушания. То есть передо мной сидел человек, который в принципе никогда не мог ослушаться отцовской воли — это была бы совершенно невозможная вещь! И мне было абсолютно ясно, что она сама не понимает, как она десять минут назад делала то, что ей было строго-настрого (и не один раз) запрещено делать. Передо мной сидел другой человек. И этот другой человек совершенно не понимал того, который совершал правонарушение, не был с ним никак связан и не имел к нему никакого отношения. Так переживается личность на первом уровне проработки, который я назвал инфантильным. Я думаю, что довольно часто в ситуации, когда начальник ругает подчиненного, а подчиненный не хочет идти на конфликт, то последний предстает перед боссом именно так. Его позиция сейчас такова: «Я есть то, что есть сейчас: само послушание, сама добродетель, преданность, лучшие намерения. А то, что было раньше, это поступки и деяния совершенно другой личности». У человека, который идентифицируется со своим текущим состоянием, нет такого понятия, как мучения совести. Совесть мучает по поводу того, что было раньше, а раньше это был не я. Это был другой человек. Есть самоидентификация другого рода: идентификация человека с последним совершенным им дурным поступком. Такой тип самоидентификации характерен для людей с выраженным негативным мышлением. Если ты спросишь его, что он делает, он обычно скажет, что переживает то, как он неудачно час назад тому-то сказал то-то. Он некоторое время это попереживает, потом произойдут какие-то положительные события, как и в жизни любого человека, где-то он улыбнется, где-то посмеется, но потом опять что-нибудь ляпнет, или опоздает на работу, или сделает еще что-то такое, что он сам считает предосудительным — и снова отождествится с этим поступком. Если его спросить: «Кто ты? » — он ответит: «Я это тот, кто сегодня утром на пятнадцать минут опоздал на работу по собственной вине! » — «А кто спас от разорения свою фирму месяц назад, приняв правильное и своевременное решение? » — «Нет, это не я, это случайность, которая на самом деле ко мне никакого отношения не имеет». Другими словами, самоидентификация этого человека привязана к его ощущению вины. Если его поведение суммировать, то получится такая установка: «Я — это моя вина». И это очень распространенный тип самоидентификации. Бывает и противоположная самоидентификация: «Я — это моя гордость собой». У этого человека его чувство «я» основано на том, что он делает что-то хорошее, и он этим гордится. «Вот, какую замечательную картинку я нарисовал, мама, посмотри! » Мама говорит: «Молодец! » Ребенок радостно убегает, через минуту приносит другую картинку, с маминой точки зрения, не сильно отличающуюся от первой, но для ребенка это другой мир: «Посмотри, какую замечательную картинку я нарисовал! » Это не просто ребенок хвастается. У него идет самоидентификация со своим свершением или положительным поступком. А мы чаще всего воспринимаем это как гордыню, как хвастовство, говорим, что он должен быть к себе более критичен. Ребенок должен быть к себе критичен, это естественно. Но надо еще понимать, что такими замечаниями мы нарушаем ему самоидентификацию. Когда родитель жестко говорит ребенку: «Ты плохой! » — то ребенок идентифицирует себя с достаточно высоким архетипом, который этим самым словом и называется: ПЛОХОЙ. Я думаю, всем вам знаком такой архетип. И эта самоидентификация очень хорошо приклеивается к психике. Работая с человеком, вы думаете, что вы работаете с его проблемой? Ничего подобного! Вы думаете, что вы работаете с его сюжетами? Ничего похожего! Вы думаете, что вы работаете с его самооценкой? И это тоже не так. Самооценка ниже самоидентификации. Самоидентификация — это самое главное, самое центральное, что вообще есть у личности. И если ее самоидентификация идет по архетипу «ПЛОХОЙ», то, пока вы не снимете этой самоидентификации, ничего существенного для этого человека вы не сделаете — потому что все, что происходит, для него попадает под эту этикетку. И если проблема человека заключается в неправильной самоидентификации, то надо с ней и работать. Другое дело, что вы можете работать с ней косвенно, не навязывать ее прямо. Но в вашем сознании вы должны работать именно с этим, потому что никакая другая работа здесь не поможет. Самоидентификация — это самый фундамент психики. «Что такое «я»? » — что может быть важнее этого вопроса? Самомнение и самооценка. Самомнение — это острая тема, и ее можно понимать по-разному. Например, Иисус Христос говорил, что Он — сын Божий, но методически неправильно считать, что у него была завышена самооценка. Это не те категории. Если вы христианин, вы скажете, что да, так и есть. Если вы приверженец какой-то другой религии, то, возможно, вы считаете, что Иисус существовал как историческое лицо, считал себя сыном Божьим, но в этом ошибался. Это тоже точка зрения, которая, глазами психологии, имеет право на существование. Но говорить, что у Христа была чересчур высокая самооценка — неправильно. Утверждение своей прямой родственной связи с Богом само по себе не есть признак высокого самомнения. Это некоторый внешний факт, который или имеет место, или не имеет места. Самомнение это что-то другое. Самомнение — это качественная оценка человеком самого себя, его мнение о своих качествах, и с психологической точки зрения важно не то, правильно это мнение или неправильно (это всегда во многом субъективно: в одном круге, допустим, этот человек пользуется авторитетом, в другом круге, наоборот, он полное ничтожество, или вообще его никто не знает). С психологической точки зрения важно понимать, на что опирается самомнение. У каждого человека есть какое-то мнение о себе. Оно может опираться, например, на его конкретное поведение в тех или иных ситуациях, на его успехи или неудачи. Оно может опираться на референтную среду, то есть на мнение уважаемых им людей. У каждого человека есть какой-то круг значимых для него людей, чье мнение для него существенно, в том числе и их мнение о его персоне. Кроме того, у каждого человека есть внутренний мир, внутреннее пространство, в котором идут постоянные процессы и возникают состояния, существенно влияющие на его самооценку. Часть из них он считает поверхностными и случайными, а часть из них он полагает для себя истинными. И эти субъективные состояния, в которых формируется самомнение, чрезвычайно важны для человека и представляют принципиальный интерес для психотерапевта. Например, человек говорит: «Я — ничтожество, никуда не гожусь! » Терапевт его спрашивает: «А ты, вообще, давно к этому выводу пришел? » Тот ему отвечает: «Раз в неделю прихожу» — «А в последний раз когда ты пришел к этому выводу? » — «Как же, как сейчас помню! Пришел из школы, учительница поставила двойку, мать обругала, послала в магазин, потом в магазине этого не оказалось, я пошел в другой, потом потерял деньги, потом мне устроили выволочку, а потом вечером я сел и стал думать, какой я. И пришел к выводу, что никуда не гожусь». — «Хорошо, а теперь вспомни, что было в прошлый раз, когда ты думал о том, каков ты, составлял свое мнение о себе? Вспомни тот случай». Мальчик начинает вспоминать, и терапевт видит, что прошлая ситуация была построена по той же схеме: угнетение, неудача, последующее уединение и появление внутреннего «демона», который и формирует тотально негативное самомнение ребенка. Я думаю, что такого рода эффекты, пусть не столь откровенно, наблюдаются у всех людей: другими словами, ситуации, в которых оформляется самомнение человека, представляют собой весьма узкий спектр его жизни, причем узкий не только по самим ситуациям, значимым для самооценки, но и по характерным для них модальностям. И в связи с этим я предлагаю вам такое упражнение. Вспомните внешние ситуации, когда формировалось ваше самомнение, и то, на что они опирались. И подумайте, каковы были эти ситуации, и каковы были модальности, в которых вы тогда оказывались. Вспомните, как вы тогда переживали и оценивали ситуации и самих себя: локально, глобально, по-иньски, по-янски и т. д. — из известного вам спектра модальностей. * * * Когда вы видите другого человека, чье самомнение вас не устраивает, смотрите внимательнее, слушайте внимательнее, что и как он говорит. Потому что люди, как правило, довольно неудачно и неадекватно выражают свое мнение о себе. Например, человек в локальной модальности говорит, какой он замечательный: «Представляете, я знаю слово, у которого подряд три буквы «е» есть! Но не на конце («длинношеее» все знают! ) — а, представьте себе, в середине! А вы знаете такое слово? Это змеееЗ! » Этот текст может вызвать у вас некоторое раздражение, если вы не обратите внимания на его локальную модальность. Вы, скорее всего, услышите за этими словами короткое глобальное утверждение: «Я умный! » или «Я — знающий». Но его автор не имеет в виду (и фактически не говорит, если его внимательно слушать! ), что он вообще умный и сообразительный, он имеет в виду чисто локальное обстоятельство: что он сегодня что-то сообразил. Но у нас не принято четко обозначать модальности в речи и обращать на них сознательное внимание. И поэтому, если человек говорит о себе положительно в локальной модальности, а вы слушаете его, находясь под Глобальным архетипом или у вас у самого самомнение носит глобальный характер (то есть вы всегда оцениваете не свой конкретный поступок, а определенный законченный сюжет, и делаете о себе глобальные выводы), то, естественно, вы воспримете слова вашего собеседника в глобальной модальности, сделав обобщение, которого он вовсе не имел в виду и с которым, если его выразить явно, скорее всего не согласится. Если ваше самомнение ориентировано на Глобальный архетип и ваш собеседник сообщает вам: «Какой я сегодня умный! » — то что вы слышите? Вы слышите (внутри себя), что он вообще умный — чего ваш партнер не говорил и не имел в виду. И взаимопонимание между вами совершенно пропадает. Самовыражение. Это тоже вещь достаточно острая. То, что один человек вкладывает в слово «самовыражение», может быть для другого совершенно непостижимым. Например, бывает янское самовыражение, а бывает иньское. Иньское самовыражение может, например, проявляться в том, что человек, придя в гости, будет долго усаживаться на диване: он так сядет, потом он этак сядет, потом он, наконец, расположится так, чтобы ему было удобно, и чтобы комната хорошо просматривалась, и чтобы ему было хорошо слышно все, что его интересует. Я думаю, что половина моих слушателей не поняла, о чем я говорю, и подумала: какое же это, к черту, самовыражение?! А другая половина нашего зала, я думаю, меня поняла. Есть люди, чье самовыражение состоит в том, как они живут: не в том, что они делают, а в том, какие атрибуты (качества) при этом проявляются и акцентируются. Есть люди, чье самовыражение заключается в том дружеском круге, который вокруг них собирается. И если этот круг адекватен, и среда, в которую человек попадает, для него подходящая, то для него это и есть самое лучшее самовыражение. Большего ему не надо. У каждого человека самовыражение весьма своеобразно, и всегда нужно выяснить, как оно происходит и что он под этим понимает. При этом важно понимать, что в самовыражении есть две компоненты: осознаваемая и неосознаваемая, и для психики чаще всего важнее вторая, и понять, какое самовыражение приносит человеку реальное удовлетворение, что ему в этом плане фактически нужно, на каком материале и в каком стиле, в какой модальности оно должно происходить — задача не из самых простых. * * * Вот пример из астрологической практики. Женщина, жена крупного начальника, президента фирмы. Как вы думаете, у этой женщины будет слабое Солнце? Ничего подобного, у нее будет сильное Солнце. Но если вы посмотрите на ее поведение в семье, на ее отношения с мужем, вы никогда в жизни не заподозрите, что у нее сильное Солнце. Вы скажете, это мать, это жена, она вся растворилась в муже, она поддерживает его программы. У нее воли как таковой словно бы даже и нет. По какой планете (или дому) идет самовыражение — вопрос сложный, но в первом приближении можно считать, что оно идет по Солнцу. Так вот, эта честная женщина отдала свое самовыражение и аспекты своего Солнца мужу. (Вообще, преданная жена отдает мужу свою любовь и некоторые свои планеты и аспекты. ) Итак, она — сознательно, полусознательно, бессознательно, — отдала свое Солнце (вместе со своим каналом мужской самореализации) своему мужу, и его успехи на работе напрямую связаны с аспектами ее Солнца, в частности, его успехи могут быть связаны с аспектами транзитных или прогрессивных планет к ее Солнцу (и, кстати говоря, окажутся связанными с процессами в семье, где она выступает в солнечной роли). Сказанное выше — существенная подсказка начинающим астрологам. Когда вы видите плотные пары (например, супружеские), то они нередко делят между собой двойной набор своих планет, как будто изначально они у них общие. Кстати говоря, так же интерпретируются карты двойняшек. У меня были знакомые близнецы, две женщины, рожденные с Солнцем во Льве с разницей в полчаса. Одна из них была преподаватель математики, другая — психиатр. (Так что тем астрологам, которые говорят, что по одному только гороскопу можно угадать профессию человека, я не верю. ) Одна их них спала четыре часа в сутки, а другая двадцать часов в сутки, как Льву и положено. И темпераменты были соответствующие. Подумайте, на основе имеющейся у вас информации, как они поделили между собой планеты своего практически общего гороскопа. Вообще, я считаю, что гороскоп похож на генотип: он дает определенные склонности. Гороскоп в целом можно сравнить с большой планетой, на которой вы живете. Там есть материки, океаны, тропики, пустыни, арктические льды и т. д. Но вы воплощаетесь в определенной точке и сами выбираете себе маршрут путешествия: бессознательно, полусознательно, сознательно — творческое начало работает тем сильнее, чем выше ваш эволюционный уровень. Творческое начало и свобода выбора, пусть небольшие, есть даже у камня: он откалывается от горы в какой-то степени по своему выбору, или, например, прилагает большие усилия и залезает к кому-то в карман: например, понравился он мальчишке, мальчишка его схватил и побежал с ним куда-то. Здесь сработала воля камня, а не только мальчишки. У человека свободной воли очень много, и он каждый день, каждую секунду ее проявляет — может быть, не обращая на это внимание. Но поскольку этих проявлений очень много, то по гороскопу, который составляется на момент рождения, вы не предскажете судьбу. Вообще судьбу предсказывать можно, но не основываясь на одном только гороскопе и транзитах. Для этого нужно определенное ясновидение — но это несколько другая тема. Однако я возвращаюсь к нашей преданной жене крупного начальника. Ее Солнце сильное, но она (на плотном плане) отдала его мужу, то есть ее самовыражение идет через его успехи. Она подключается к эгрегору фирмы и принимает в его жизни определенное участие — может быть, поддерживающее. Более внимательное рассмотрение покажет, что ее Солнце работает очень интенсивно, но это уже более тонкие вещи, которые поверхностному астрологу и психологу незаметны. Однако очевидно, что материал, на котором идет ее самовыражение, и стиль этого самовыражения будут совершенно иными, чем у женщины с сильным Солнцем, которая сама руководит крупной фирмой.
|
|||
|