Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 «Аквамарин» 3 страница



Самоценность. Это тоже важный момент в индивидуальной психологии. Когда вы имеете дело с человеком, вам нужно понять, является ли его личность, то есть его «я», для него определенной ценностью.

Для инфантильной личности ее самоценность, как и все остальное, очень непостоянна, но подсознательно обычно весьма низка — за исключением единственного случая, когда этот человек идентифицирует себя с сильным, жестким эгрегором. Например, директор крупного завода вполне может быть инфантильной личностью, если он хорошо чувствует и пропускает через себя энергию соответствующего эгрегора; тогда он идентифицируется со своим заводом и с производственным процессом, и у него будет достаточно высокая самоценность. Но как только он уходит на пенсию или по каким-то причинам его завод хиреет и останавливается, у него возникает сильнейшая душевная проблема, связанная именно с тем, что он теряет самоценность. Ценность его личности для него самого резко падает, поскольку его завод (по сути — он сам) уже не производит столько танков на душу населения, сколько производил раньше.

Самоценность инфантильной личности чрезвычайно непостоянна и находится в прямой зависимости от ее эмоционального состояния. Если она находится на гребне волны, то ее самоценность высока. Если она летит вниз — низка. Этот человек совершенно спокойно с паузой в две секунды будет говорить: «Я гений! Я ничтожество! Я ничего не стою! Я великолепен! » Он будет себя поочередно считать подарком своим друзьям или, наоборот, тяжелейшей для них ношей. Он будет к вам приходить, лучась счастьем, считать, что это — самое лучшее, что в вашей жизни могло случиться, а уходя, он искренне будет извиняться за визит, не замечая своей непоследовательности.

Самопознание. У инфантильной личности такого понятия не существует. Ей это слово непонятно. Она понимает, что такое «я»

— это ее имя, ее профессия, в крайнем случае, мечта. Есть, например, у человека мечта: сесть за руль «волги». Это, правда, мечта шестидесятых годов; сейчас иные идеалы — скажем, «мерседес». И инфантильная личность с этой мечтой идентифицируется. А самопознание — это для нее несуществующая категория. И лучше с ней этого вопроса не обсуждать. Для этого человека в его личности никакого внутреннего содержания, отличного от социальной персоны, просто нет.

Личность и мир. На эту тему я могу привести вам цитату из Иосифа Бродского:

И восходит в свой номер на борт по трапу постоялец, несущий в кармане граппу,

совершенный никто, человек в плаще, потерявший память, отчизну, сына; по горбу его плачет в лесах осина,

если кто-то плачет о нем вообще.

(Граппа, кто не знает, — спиртной напиток. ) Это — мировосприятие, типичное для инфантильной личности. Она ощущает себя в мире как нечто случайное и абсолютно ненужное. Но если в какой-то момент она оказывается в положении власти над каким-то фрагментом мира, ей кажется, что она получает над ним неограниченную власть. Но этот фрагмент ей надолго и всерьез не нужен. Он тоже воспринимается ею как временный.

Хуже всего, когда инфантильная личность становится во главе государства. Что бы ни происходило, у нее никогда не возникает чувства ответственности за то, что ей подвластно, и не потому, что она плоха — просто это ей не присуще, как это не свойственно двухлетнему ребенку. У нее нет ощущения длительности, и поэтому нет ощущения ответственности. Любая ответственность подразумевает определенную временную связь. А здесь этой временной связи нет.

Для этого человека характерно ощущение полной зависимости от мира и полной ему подчиненности — и в то же время полной отделенности от мира; у него ясное ощущение, что мир к нему равнодушен. То, что с ним происходит, никого не касается. У французского писателя ХХ века Альбера Камю есть повесть, которая называется «L’etranger». Обычно это название переводят как «Посторонний», но это не совсем точный перевод, «Чужой», наверное, было бы правильнее. В этой повести очень ярко передана психология инфантильной личности, полностью отделенной от мира и не ощущающей перед ним какой-либо ответственности.

Этика. Говорить об этике инфантильной личности сложно — но какая-то этика у нее есть: нет ни одного человека, у которого бы не было этического чувства. Но здесь этика в основном подсознательна. Для нее характерно то, что она никогда не является объектом сознательного рассмотрения человека. У него всегда такое ощущение, что он спонтанен, что он живет здесь и сейчас, и его как бы ничего не ограничивает. На самом деле, конечно же, что-то его ограничивает. Но его этические ограничения полностью подсознательны. Его этика не прорабатывается им никак и вообще не является объектом его внимания. Чаще всего он считает, что вся его жизнь зависит от внешних условий. «С волками жить — по волчьи выть. Я поступил тогда так-то, потому что вокруг меня сложились обстоятельства, которые меня к этому вынудили. Меня довели, поэтому я разорался. А если бы меня не довели, я, может быть, был бы добрый и мягкий».

Инфантильная личность, если говорить на эзотерическом языке — готовая марионетка любого жесткого эгрегора, который захочет подчинить ее себе, потому что ее этическая система как бы пуста. Нужная эгрегору этика без особого сопротивления внедряется этому человеку прямо в подсознание (в современной психологии это называется кодированием), и он не задается лишними вопросами типа того, откуда у него такие-то предпочтения и ограничения.

И это необязательно признак эгоизма. Например, бывает жертвенный тип инфантильной личности. Вот мужчина, который только и делает, что работает на свою семью. Он «вкалывает» с утра до ночи на двух работах, он зарабатывает много денег, во всем себе отказывает и от семьи особой радости не получает (некогда), однако вся его этика направлена на то, чтобы поднять ее благосостояние. А если его спросить: «А почему ты так себя ведешь? »

— он на такой вопрос никогда по сути не ответит. Он скажет: «А как же иначе? Дети есть просят, им нужны витамины, хорошее образование, частные учителя, приличная одежда, качественное питание и отдых в экологичных местах». Он вообще много чего может вам на эту тему сказать, но вы будете чувствовать, что это все не то, и что его слова — не более, чем отговорки, а истинная причина какая-то иная.

А фактически она очень проста: его семейный эгрегор поставил его на роль раба семьи, внедрил в его психику эту роль и соответствующую ей этику. Помните, я рассказывал о шести мирах индийской мифологии? Так вот, эгрегор семьи поместил нашего героя в положение голодного духа, который сколько денег ни заработает — все мало. Они, естественно, в семью уходят, а там уж

— неизвестно, куда (или известно, куда), но сам человек от этого ничего не получает, на деньги он вечно голодный. И это психическое и этическое состояние поддерживает в нем семейный эгрегор.

У этого мужчины вполне может быть сильный невроз. А в сорок лет (кризис революции Урана) он может запросто умереть от инфаркта. Если он в какой-то момент приходит к психотерапевту и эту ситуацию ему излагает, а терапевт начнет его лечить, то либо он сам быстро впадет в аналогичный невроз, то есть возьмет симптом на себя и начнет лихорадочно зарабатывать для своей семьи как можно больше денег, либо начнет фактически разрушать отношения этого человека с его собственной семьей и семейным эгрегором — например, пытаясь внедрить в клиента более равновесную этику (тезис: «Нельзя уничтожать свое здоровье даже во имя семьи»). Семейный эгрегор отреагирует мгновенно: например, семья начнет чинить мужу и отцу препятствия для визитов к терапевту, в ней начнут происходить экстренные события как раз во время сеансов, так что они будут срываться, или ему напрямик заявят: «Ты стал какой-то чужой, ты о нас не думаешь, ты стал равнодушный, ты видишь, как мы страдаем. У твоей жены и матери твоих детей разрушаются зубы, их нужно срочно лечить и протезировать, а это большие деньги, так что прекрати свои походы в сомнительные группы, где ты неизвестно чем занимаешься, а давай-ка обратись к своим прямым обязанностям, исполняй свой

насущный долг перед семьей».

Может быть, эти слова будут сказаны членами семьи, а может быть — прозвучат напрямик от семейного эгрегора, то есть в виде достаточно эмоциональных мыслей, которые возникнут и утвердятся в его голове. И он вполне реально почувствует, что нарушает свой священный долг.

Если инфантильная личность совершает неэтичный поступок и ее спрашивают: «Тебе не стыдно? » — то она оказывается в некотором затруднении, потому что понимает, что надо было бы, чтобы было стыдно, но этого чувства почему-то нет. Как сказала одна дама: «Совесть — это то, что должно мучить, когда ты плохо себя ведешь». Это очень точная формулировка. Так вот, ее должно мучить, но не мучает. И не мучает по очень простой причине: потому что событие уже произошло и закончилось, оказавшись в прошлом. Чтобы было стыдно, нужно иметь память, а инфантильная личность не идентифицируется с тем человеком, которым она была вчера, она уже плохо помнит себя вчерашнюю, и в любом случае никакого отношения к тому человеку не имеет. У нее как бы нет этого отождествления. Зато у нее на любые упреки есть хороший ответ: «А что я должна была делать? Все так делают! Не я одна такая! » Действительно, у нее сильно групповое сознание. А для каждого, даже самого одиозного, поступка, если поискать, всегда можно найти ситуацию и человека, который поступил именно так и был в этом прав — и к нему можно подклеиться как к архетипическому сюжету. Таково типичное самооправдание инфантильной личности.

Я не хотел бы, чтобы вы воспринимали то, что я рассказываю, как чисто негативную картину, которую надо преодолеть и забыть. В ней заключены (как и всегда на низшем уровне проработки любого архетипа или абстрактного сюжета) творческое начало и творческий потенциал, а также потенциал подключения к общественному подсознанию. Когда человек выходит на уровень юношеской личности, у него, наоборот, происходит отключение от общественного сознания и подсознания, и идет проработка индивидуального чувства своей личности, которая находится в самой глубине его души.

А инфантильная личность бессознательно, но очень интимно связана с групповым подсознанием и стихийно, но порой весьма искусно владеет многими магическими и психологическими приемами, свойственными тем эгрегорам, под которыми она ходит и которым, нисколько не задумываясь об этом, служит. Поэтому очень важно иметь в виду, что когда вы взаимодействуете с инфантильной личностью, вы взаимодействуете с ней как с представителем большого эгрегора и сразу попадаете под его магические чары и мощное психологическое излучение, которое (особенно если вы об этом не думаете и этому не сопротивляетесь) незаметно гипнотизирует вас, смещая вашу точку сборки в положение, соответствующее мировоззрению и этике этого эгрегора. Фактически изменить (например, вылечить) инфантильную личность — значит изменить весь ведущий ее эгрегор — например, этнический.

Поэтому если вы всерьез беретесь за дело, то есть хотите помочь этому человеку в целом, а не только в том, что он от вас хочет конкретно, ожидая, предположим, локального утешения и эмоциональной поддержки, то вам придется перестраивать его личность. Однако не так-то это просто. За ней стоит групповое сознание и подсознание, то есть воля (и магия) ведущего эту личность эгрегора. И если вы, не получив от этого эгрегора санкции и не заплатив ему отступного, начнете что-то радикальное с психикой этого человека делать, то этот эгрегор «наедет» на вас так, что от вас мокрого места не останется. Поэтому будьте осторожны: за инфантильной личностью стоят большие коллективы и соответствующие им энергии.

Инфантильная личность почти не осознает своей этики. А в осознаваемой части своей этики этот человек очень жесткий и прямолинейный и, как правило, находится на жестком канале связи с эгрегором, которому он служит, и там существует четкий распорядок, который в психике переживается как определенная мораль, табу, недвусмысленные регламентации, а все тонкости и вариации этот человек воспринимает как попытки избежать своего долга и рассматривает их с большим подозрением. Все должно быть коротко и ясно! «Если у меня есть муж, он должен при мне состоять. А что касается измены, то это не обязательно физическая измена. Измена — это когда он думает о другой женщине, когда он на нее внимательно смотрит. А если невнимательно смотрит, тоже изменяет. На меня должен смотреть! » Как сказала одна моя знакомая: «Муж не должен мне изменять, потому что, если он это делает, то в этот момент та женщина счастливее меня». Убийственная логика — но ей нечего противопоставить!

Изменить жесткую этику инфантильной личности фактически означает нарушить отношения человека с тем эгрегором, под которым он ходит. Я думаю, вы уже понимаете, что самостоятельно жить инфантильной личности невозможно, ее всегда пригревает и достаточно четко ведет определенный эгрегор — рабочий, служебный, семейный, родовой, клановый, этнический. И замечаете вы это или нет, но, разговаривая с этим человеком, вы всегда фактически разговариваете с этим эгрегором. И потом вам может быть очень нехорошо, если вы этого не заметили — и психически, и эмоционально, и энергетически. Инфантильная личность — это не тот человек, который отвечает сам за себя. Кто-то или что-то отвечает за него, и вот с этим кем-то (или чем-то) как раз и надо работать.

Этот вопрос стоит перед любым терапевтом. Когда к нему приходит клиент с семейными проблемами, то часто ясно, что надо работать не только с ним, но и с семьей самой по себе — а уж семейный эгрегор является на консультацию в любом случае! И что- то ему надо противопоставлять. И здесь возникает вопрос об этике самого психотерапевта и эгрегора, которому он служит.

Расскажу, как эту проблему решал Милтон Эриксон, знаменитый американский психотерапевт. Он довольно хорошо знал быт и нравы основных этнических меньшинств, которые жили на территории его штата, а также особенности семейной психологии своих пациентов. Но когда к нему приходили пациенты, чьи проблемы усугублялись специфическими семейными или микро- этническими проблемами, он нередко призывал к себе на помощь американский государственный эгрегор. Он говорил своим клиентам так: «Вы не член своего субэтноса. Вы не член своей семьи. В первую очередь вы — американец (американка). И вы должны жить по законам нашей страны, а не по законам своей этнической группы или семьи, если они вас не устраивают! » И, видимо, его внушение срабатывало: клиент выходил за пределы своего узкого (семейного, субэтнического) эгрегора и располагался в национальном американском.

А без прямой работы с тем эгрегором, который ведет инфантильную личность, сделать для нее что-то серьезное практически невозможно. Поэтому, например, в Америке в последние десятилетия, особенно после работ Вирджинии Сатир, которая специально занималась семейной терапией, в психологических кругах широко распространилось мнение, что надо лечить не только клиента, обратившегося за помощью, но и всю его семью в целом. А в нашей стране я бы добавил: «И государство тоже».

Но я не считаю, что это всегда так. Я думаю, что адекватная помощь человеку зависит от уровня его личности, и чем он выше, тем больше ставится акцент на работе с ним самим и с его внутренним миром.

Самовыражение. Каково типичное самовыражение инфантильной личности? По модальности оно, как правило, локальнопредметное, а по сути чаще всего бывает неуместным. Вот, пришла к нему какая-то эмоция, пришла какая-то мысль, и человек, не думая ни о чем, как говорится, брякнет что-то. У него нет чувства процесса, который происходит вокруг, у него нет чувства партнера. У него есть ощущение себя, которое иногда по каким-то неясным для него причинам выбрасывается наружу. Но, при всей его неадекватности, иногда он может быть очень обаятелен.

По поводу таких людей иногда говорится такая фраза: «Его надо любить! » Когда мне первый раз сказали такие слова по поводу одного нового знакомого, то я воспринял их скептически. Потом я немножко с ним пообщался и признал их справедливость, и понял, что пока я этого человека люблю, его поведение очень мило. Но иногда этой любви надо иметь много.

И это, между прочим, тоже надо понимать. Я думаю, любой человек, который занимается с людьми, будь то зубной врач, психотерапевт, юрист или адвокат — должен своих клиентов любить. Но некоторых людей любить легко, то есть для этого нужны небольшие ресурсы. А бывают такие клиенты, что для того чтобы его любить, нужно иметь большую бочку этой любви и открывать кран до отказа. И поливать его своей любовью как из брандспойта. Лишь тогда что-то получится; а если любви на данного клиента не хватает, то ничего хорошего из консультации не воспоследует.

А инфантильную личность любить иногда очень непросто, потому что она спонтанна, часто неуместна и как будто не понимает, что происходит, и ведет себя как щенок, который только-только научился ходить: он слоняется по комнате, переваливается как-то боком, не смотрит вокруг, кого-то схватил зубами за чулок, кому- то подставил ухо для почесывания. Этот человек, что называется, прост. Он ничего не держит за пазухой, у него нет длительных сознательно-целенаправленных программ, искусных интриг. Но эта простота иногда оборачивается грубостью, которую кто-то переносит, а кто-то нет.

Он вызывает у многих людей очень интенсивную нелюбовь, если они его не принимают — зато те, которые принимают, могут его просто обожать. И для него самого также характерна крайние полюса: любого своего знакомого в данный момент он или обожает, или терпеть не может. И промежуточной гаммы у него, как правило, нет, и это относится и к ближайшим родственникам и знакомым. Например, казалось бы, вы имеете перед ним большие заслуги, многое для него сделали, у него с вами долговременные связи — и в то же время в любой момент вы можете стать для него объектом прямой ненависти и получить очень сильный удар. Вы спросите: «За что? » — а у него просто такое настроение, без объяснений.

Самореализация. Чем отличается самореализация от самовыражения? Самореализация — это нечто более длительное, это глобальная программа глубокого самовыражения. Самовыражение

— это что-то локальное, это то, что происходит сейчас, когда вы перебиваете своего собеседника и восклицаете: «А я вот что тебе на это отвечу!. ». А самореализация это, например, то, что происходит на сцене у профессионального актера. Это такой процесс, когда «я», самость понимается как нечто настолько большое и глубинное, что нужна целая большая программа, чтобы его проявить и материализовать.

Поэтому, как вы понимаете, для инфантильной личности такого понятия, как самореализация, просто не существует. У нее есть лишь представление о том, дали ей самовыразиться или не дали. Если не дали, то у нее внутри образуется душевный яд, который она должна немедленно излить в окружающее социальное пространство, или он отравит ее самое на какое-то время, но потом она об этом забудет. И на этом можно играть: недобросовестные люди нередко пользуются такой забывчивостью инфантильной личности.

Внешний и внутренний мир. Вряд ли у инфантильной личности будет проработанный внутренний мир — и, во всяком случае, внешний и внутренний мир, в ее понятии, тождественны, то есть она их не различает. Она считает, что ее восприятие абсолютно полно и адекватно, и столь же адекватно ее самовыражение. Когда у нее внутри есть что-то, что она хочет продемонстрировать миру, она совершенно точно это демонстрирует, и ее столь же точно воспринимают. Она очень удивляется, что другие люди в какие-то моменты видят то, чего она не видит, или не видят того, что видит она. Скажем, она ощущает в себе, что она очень огорчена, и как другие-то этого не видят? Значит (думает инфантильная личность), притворяются, значит, нарочно хотят ее обидеть. Ей кажется, что она прозрачна.

А тайной для окружающих (думает она) является то, что она специально скрывает. И об этом никто никогда не догадается. Мне несколько раз приходилось консультировать людей, находящихся на инфантильном уровне развития личности (причем их социальный уровень был совсем не низким). Я начинал интерпретировать гороскоп, и человек делал большие глаза и говорил, что он потрясен, что такое о нем может быть кому-то известно. Один раз на встрече с читателями ко мне подошел хмурый мужчина средних лет и сказал: «Я читал ваш учебник астрологии, про Луну в Раке. Откуда вы все это про меня знаете? » Он это так сказал, что у меня было ощущение, что я попал в контрразведку. Я стал объяснять, что, мол, астрология — великая и древняя наука, и мне в итоге удалось с некоторым трудом вывернуться. Но, действительно, откуда?

Инфантильная личность считает, что то, что она от окружающих целенаправленно скрывает, им абсолютно недоступно. Они никак не могут об этом догадаться. И когда они все-таки догадываются, человек считает это полным чудом, думает, что это что- то сверхъестественное. «А как вы догадались, что я не уверен в себе? » А он произносит каждое слово так, словно забивает большой гвоздь. Тут не надо быть Фрейдом, чтобы догадаться о его внутренней неуверенности, но если ему сказать, дескать, чего ты нервничаешь-то, успокойся, — он сочтет, что произошло чудо, что вы прочитали самые тайные его мысли.

Таким образом, по большей части внешний и внутренний миры инфантильной личности (в ее восприятии) тождественны, но в принципе они (опять-таки, с ее точки зрения) абсолютно независимы. Когда она отвлекается от внешнего мира и внутри себя что-то переживает, воображает, фантазирует, она абсолютно не зависима от того, что происходит снаружи. Если у нее что-то происходит внутри, так сказать, тайно, то оно никак, никоим образом не влияет на то, что является внешней реальностью.

Если инфантильная личность регулярно занимается психотерапией и даже считает себя в этом экспертом (а вы думаете, так не бывает? ), то ее стандартная рекомендация своему другу, сильно переживающему на какую-то тему, следующая: «Ты плюнь! Не бери в голову! » И для нее это реально, то есть это не пустые слова: она в подобной ситуации может плюнуть и не брать в голову, и проблема исчезнет сама собой.

Когда этот человек о чем-то думает, то считает, что это никак не может влиять на окружающих. Другими словами, он считает, что внешний мир существует объективно и абсолютно не зависит от его сознания. И я хочу подчеркнуть, что для этого человека так оно и есть.

Извечный спор между эзотериками и материалистами это, с психологической точки зрения, спор между разными уровнями личности. Однако у них действуют разные законы. На первом и втором уровне личности, то есть для инфантильной и подростковой личности, внутренний мир и внешний мир, развернутые к человеку, независимы и последний существует как бы объективно.

Лишь на третьем уровне, то есть у юношеской личности, обнаруживается (а на следующих уровнях подтверждается) прямая зависимость между внутренним и внешним мирами, то есть человек, что-то внутри себя прорабатывающий, обнаруживает, что внешний мир разворачивается к нему по-другому. Но этот эффект, подчеркиваю, наблюдается человеком, лишь начиная с уровня юношеской личности, а для инфантильной личности его не существует (или он для нее незаметен, что с психологической точки зрения одно и то же). И психотерапевт должен понимать эту разницу. Вполне может быть, что сам он находится на третьем уровне проработки личности и очень глубоко переживает открытие взаимозависимости своего внутреннего и внешнего миров, осознает и практически осваивает незыблемое (на третьем уровне) правило, что любая внешняя работа должна быть предварена соответствующей внутренней. Однако если он попытается передать свое видение инфантильной личности, то не встретит с ее стороны понимания. Для нее все это — пустые слова.

А вот теперь поговорим о внутреннем мире инфантильной личности. Для нее характерна, я бы сказал, варварская стадия его проработки. Здесь нет никакого осмысления своего внутреннего мира, и, видимо, правильнее говорить не о внутреннем мире, а о внутреннем пространстве. Мир — это нечто упорядоченное. В нем есть различного сорта объекты, отношения и связи между ними, есть какие-то законы, регулирующие его жизнь. Во внутреннем пространстве инфантильной личности ничего такого нет. Здесь есть хаос инстинктов, влечений, биологических, сексуальных, волевых импульсов и желаний, склеенных с намерениями. Я уже говорил вам, что важный показатель уровня развития личности

— это расстояние от желания до намерения. Так вот, в данном случае это расстояние равно нулю.

Иногда кажется, что этот человек живет одними инстинктами, то есть желания немедленно претворяются у него в намерения; однако иногда бывает так, что намерения, которые он имеет, не имеют под собой желаний. И тем не менее, он проводит их в жизнь. Его спрашивают: чего ты суетишься, тебе это нужно? Если он подумает, он скажет: «Нет». Чего тогда он старается? На этот вопрос он не ответит, потому что в его внутреннем пространстве нет никакой связности, нет логики, а есть хаотическая смесь, в которой акцентируется все без разбора и контроля со стороны его сознания. Человек становится рабом своих желаний, рабом своих текущих намерений, которые как будто насильно проводит в жизнь. И хотя он и считает, что он адекватно воспринимает внешний мир, на самом деле это очень сильная его иллюзия. У него во внутреннем пространстве есть специальные клеточки, как бы небольшой крольчатник — каждому кролику своя клеточка, а если кролик чуть-чуть не по размеру или встретится другое животное, то они просто пролетают мимо его сознания. Говоря на психологическом языке, у него очень жесткий, грубый и схематичный формат восприятия. Он воспринимает лишь то, с чем он заранее согласен. Он не может воспринять что-либо, расходящееся с его мировоззрением. У него есть жесткие и ограниченные шаблоны мировосприятия, и все, что через них не проходит, отфильтровывается ими совершенно безжалостно. Его внутреннее пространство

— это непроработанные идеи, поскольку он их прорабатывать не умеет, обрывки фантазий, клочки волевых импульсов, не связанных ни символически, ни логически, ни эмоционально.

Каков же внешний мир глазами инфантильной личности? Он хаотичен, он не подчинен никаким законам, в нем нет никакой последовательности, он непредсказуем, и по отношению к нему у человека есть два основных состояния. Первое — это дикая, бездумная свобода, когда он чувствует, что сейчас ему все можно, что куда его левая нога захочет — туда она и пойдет, — а правая пойдет туда, куда она захочет. А второе состояние это, наоборот, полная рабская зависимость человека от мира, когда он чувствует, что его взяли в оборот, что лучше не высовываться и точно следовать тому, что на него идет и даже более того — таковы те, которые стремятся быть святее самого Папы римского.

Хотя этот человек зачастую считает, что он абсолютно независим, чаще всего (незаметно для себя) он предельно управляем — и особенно в те моменты, когда он считает, что независим: тогда управление им идет эгрегориально, через его психику. Для него характерна особая, в чем-то даже обаятельная стихийная наглость: в ситуации, когда явно надо подчиняться определенным ограничениям и вести себя осторожно, он ведет себя так, как будто никаких ограничений нет. Он действительно чувствует себя совершенно свободным, но это совершенно дикая и, я бы сказал, необоснованная, то есть не подтвержденная внешней реальностью свобода.

И второе его состояние — это такое же стихийное рабство. Его не надо учить послушанию: тотальное подчинение у него как бы априорно имплантировано в психику.

Но и в том, и в другом состоянии для него характерна тотальная безответственность, независимо от того, находится ли он в состоянии стихийной свободы или стихийного рабства, поскольку по самой природе его психики у него нет памяти, как я вам уже объяснял. Его философия может быть выражена такой метафорой: он считает, что человек в мире — это песчинка, более или менее удачливая. Но в любой момент, даже оказавшись на самой вершинке песчаного холмика, можно с него скатиться. И выше залезешь — больнее падать будет.

Связи с эгрегорами. Тип отношений с эгрегорами — очень важный показатель уровня личности человека. Я в свое время в трактате «Общественное подсознание» пытался описывать психологию поведения человека, когда над ним стоит тот или иной эгрегор. Эта тема, видимо, будет одной из центральных в начинающемся столетии, и я думаю, что следом за словом «карма» в общепринятое словоупотребление войдет и слово «эгрегор» — кстати говоря, в переводе с греческого оно значит «наблюдатель», а в библейских текстах употребляется в значении «ангел». Однако на уровне инфантильной личности человек вообще не осознает эгрегоров. Для него их нет.

Рассказывают, что один московский лектор-эзотерик рассказывал своим слушателям об эгрегоре, а потом, желая проиллюстрировать свой рассказ конкретным примером, возвел руки вверх и пригласил его в зал, после чего спросил: «Все видят эгрегор? » Зал как-то подавленно промолчал. Лектор сказал: «Странно! А я вижу! » Так вот, эгрегор — это не то, что видят: это то, что дает человеку силу и энтузиазм, формирует его этику и ведет его по жизни, организуя поток событий. Однако для инфантильной личности не существует понятия потока событий.

Если ваша дочь ничего не делает по дому, это не значит, что у нее нет таланта домашней хозяйки. Скорее, это значит, что семейный эгрегор не дает ей соответствующей инвольтации, то есть энергетической поддержки и морального стимула. Когда у нее будет своя семья, у нее будет другое положение в семейном эгрегоре, и вполне возможно, что она только и будет заниматься, что заготовлением солений и варений на зиму, и притом с необыкновенным энтузиазмом. Вот этот энтузиазм и есть инвольтация, то есть сила, которую дает человеку эгрегор.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.