|
|||||
Майкл Роуч Карма любви: вопросы о личных отношениях 5 страницаИ самое худшее – прямо перед последним заходом: обхватите голову руками, нагнитесь вперёд, лицом вниз, молча подумайте о своей жизни и о своей смерти. Шасси встали на посадочную полосу, и они держались. Мы плыли, как лыжники, через пену по асфальту, между двумя рядами машин по обе стороны взлётно-посадочной полосы. Слева стояла линия неотложек, вызванных для транспортировки выживших. Справа – линия чёрных катафалков для мёртвых. Мы причалили к выходу, и лампочка «пристегнуть ремни» погасла со звуком «динь». Люди вскакивают со своих мест. «Успею на пересадку! » – кричит мужчина, вдавливая локоть мне в рёбра. Любовь возвращается на своё обычное место, глубоко внутрь, дожидаться очередного момента истины. Самолёт падает всегда Но я никогда не забывал это тепло в наших сердцах в самолёте, волну человеческой доб- роты, которая разлилась среди нас. И я не поверю, что кто-то из нас забыл это чувство, что все мы смертны, что все мы умрём, и все мы едины в этом, независимо от всего происходящего между нами. Оно порождает ещё одно чувство, даже более глубокое: нам всем хочется заботиться друг о друге. Очень глубоко внутри нас живёт желание получить шанс как-нибудь помочь всем остальным – особенно в борьбе с этим нашим общим, великим врагом: неуклонным движе- нием человеческой жизни к смерти. В глубине сердца каждого живого существа живёт жгучее желание помочь каждому другому живому существу жить. Каждый раз, когда мы чувствуем это сладостное желание, эту жажду помочь миру, мы сажаем в себе совершенно особенные семена. Это жажда, которую ангел испытывает посто- янно, и это семена нашего пребывания среди ангелов и нашего превращения в них. Это семена для тех особых моментов, когда вы чувствуете, что сидите рядом с ангелом в самом раю. Не так уж трудно найти такие семена. Просто оглянитесь вокруг в самолёте под названием «мир» и любите тех, чьи жизни иногда так же трогательны, как и наши собственные.
Вопрос 10 Мой муж никогда не показывает своей любви ко мне. Я прихожу домой и ожидаю тёплых объятий, а он только говорит мне «привет» и садится проверять свою почту. Какая нужна карма, чтобы он начал относиться ко мне теплее? Чтобы понять всё о семенах, которые вы должны посадить, чтобы муж проявлял к вам больше чувств, вам надо по достоинству оценить дубы. Значительную часть времени своего обучения я провёл в маленьком традиционном буддийском монастыре, основанном монгольскими беженцами после Второй мировой войны прямо в центре Нью-Джерси. Он был построен в старом монгольском стиле: с высокой кры- шей, переходящей в башню, увенчанную традиционными золотыми балками. Повсюду вокруг монастыря стояли очень старые дубы, толстые и высокие. Однажды ночью пронёсся разрушительный ураган и вырвал дерево рядом с монастырём. Оно упало прямо на крышу высотой примерно в 9 метров, и на следующее утро вся наша маленькая команда монахов стояла на дорожке и смотрела вверх. – Нам нужно будет отпилить верхушку, – объявляет настоятель. – А потом медленно опустить ствол, чтобы он не повредил окна и стены. Монахи дружно кивают. Это довольно необычная компания, прямо как из степей Цен- тральной Азии пятнадцатого века, все старше 75 лет. Отшельник Зунгру, которого мы редко видели за пределами его монашеской кельи, спокойно произносит: – Конечно же, дерево должен отпилить монах, наименьший по старшинству. Я вздыхаю. «Монах, наименьший по старшинству» – это практически моё второе имя: я на 50 лет моложе самого молодого из них. А монгольские подростки не стоят в очереди, чтобы принять монашеские обеты, в то время как можно прыгнуть в машину субботним вечером и меньше чем через два часа уже танцевать в одном из истсайдских клубов Нью-Йорка. – Сделаю, – говорю я и достаю старую и безобразную бензопилу. Помогая себе одной рукой, я взбираюсь по очень высокой лестнице, устраиваюсь на краю монастырской крыши и дёргаю за шнур мотора бензопилы, стараясь не запустить самого себя в полёт. Потом цепляюсь за верхние ветки, зажимаю ноги между ветками и стволом, поднимаюсь и пилю. Через три минуты мои ноги трясутся от напряжения и страха. Терпеть не могу высоту. – Ха-ха, – смеется Зунгру где-то там, внизу. – Посмотрите-ка на мистера Пик-пик. Я бросаю на него недобрый взгляд. «Пик-пик» – это тибетское обозначение слова «раз- мазня», и он называет меня «мистер мягкие ножки». Я заканчиваю через 3 часа. Мы аккуратно спускаем дерево с крыши, и я спрыгиваю с лестницы. Внизу, на дорожке, я нахожу маленький жёлудь. Я поднимаю его, смотрю, как он катается у меня на ладони, и вдруг вижу, каким он будет, когда вырастет, может быть, лет через сто: огромным, высоченным дубом. И я представляю себе другой ураган в будущем, и это новое дерево, падающее на мона- стырь, и себя, спустя целый век всё ещё «монаха, наименьшего по старшинству», взбирающе- гося на крышу, чтобы его пилить. Рявкнув, я швыряю жёлудь прямо на середину улицы, туда, где ему никогда не удастся пустить корни. Постарайтесь почувствовать разницу между весом жёлудя и весом дуба, который он в состоянии произвести на свет: полграмма против нескольких тонн взрослого дерева. Результат, во много тысяч раз превосходящий зерно, которое его породило.
Так действуют все семена, снаружи или внутри нас. Наше тело состоит из миллиардов клеток, воспроизводящих себя день за днём в течение 50, 60 или 70 лет. И все они произошли от единственной яйцеклетки вашей матери и единственного сперматозоида вашего отца. Семена в сознании ничем не отличаются. На самом деле несколько крошечных менталь- ных семян производят гораздо более значительный результат, чем семена физические. И это прекрасно, раз вы хотите, чтобы ваш муж относился к вам с большей нежностью. Потому что нам хочется, чтобы он был ласковым не только одну ночь или несколько дней, а до конца жизни. Мы хотим, чтобы каждый раз перед уходом на работу и по возвращении с работы, и еще несколько раз в течение дня, каждый день, муж дарил нам объятия: настоящие объятия, крепкие, долгие, от которых захватывает дух. Дело в том, что всё, что нам нужно, – это несколько маленьких, заботливо посаженных семян. Опять-таки, учитесь смотреть в самую суть того, чего вам хочется, и усиливать ваши семена в соответствии с этим. То, чего нам здесь хочется, сводится к истинной теплоте в отно- шениях. И чтобы получить её, мы должны её сначала дать. Проживая свой день, старайтесь быть как можно более осознанно дружелюбными ко всем людям, чьи пути пересекаются с вашим. Это не требует огромных усилий, просто немного больше внимания с нашей стороны. Похлопайте сотрудника по плечу, если он хорошо пора- ботал. Поблагодарите продавца в магазине за помощь. Придержите дверь для тех, кто заходит в дом за вами следом. И самое важное, щедро дарите улыбки всем людям, идущим вам навстречу по улице или в магазине. И эти маленькие семена вырастут в могучее дерево любви на всю жизнь (особенно если вы старательно делаете кофе-медитацию, которую мы описывали в вопросе № 4). Потому что неожиданная нежность – это самая сладостная нежность, и ваш муж будет искать и нахо- дить всё новые способы её проявления.
Жить вместе Вопрос 11 В основном у нас дома готовлю я, но, когда приходит время убрать со стола и помыть посуду, мой муж вдруг исчезает, как по волшебству, и возникает в гостиной перед телевизором. Какая карма может заставить его помогать по дому? Это приводит нас к ещё одному важному вопросу о кармических семенах. Когда мой лама поставил передо мной задачу поехать в Нью-Йорк и основать успешную компанию, чтобы доказать, что я понимаю, как действуют семена, я сначала отправился за советом к одному из старейших монахов в тибетский монастырь в другой стране. – Когда ты начнёшь организовывать свою компанию, – сказал он, – тебе нужно будет одновременно начать заниматься благотворительностью. Благотворительность будет вести твой бизнес – это будет мотор для роста его прибылей. Я кивнул и записал эти слова. Монах дал мне ещё несколько советов, и только после я задал большой вопрос. – И сколько времени на это потребуется? Когда я смогу увидеть реальные результаты, если посажу семена, как Вы мне сейчас рассказали? Он посмотрел на меня, радостно улыбнулся и провозгласил: – Це чимала. В следующей жизни! Я печально покачал головой. – Следующая жизнь мне не подходит, Ринпоче. Вы же знаете, я американец. Мы изобрели фастфуд. Мы по сути «макдоналдсы». Если работник в «Макдоналдс» тратит больше двух с половиной минут на приготовление порции картошки фри, его увольняют. Мне нужно полу- чить результаты через несколько месяцев или даже несколько недель. Для вас это тоже важно. Я покажу вам, как сажать семена и получать результат быстро. Если вы ходите к кому-то в дом престарелых и парень у вас появляется только через три года, то возникает очень серьезная проблема. Если это продлится слишком долго, вы не будете уве- рены, что именно походы в дом престарелых и были причиной его появления. Вы не убедитесь в силе этой системы, и она не сможет помогать вам до конца жизни. Это возвращает нас обратно к мужу, исчезающему, как только дело доходит до мытья тарелок. Недостаточно просто сажать семена, потому что, если вы не посадите их в надлежа- щем месте, они не будут расти как следует. Нам всем знакомы щедрые люди, которые многим помогают, но чем больше они отдают, тем, кажется, сильнее разоряются. Во многих случаях семена, которые они сажают, правильные, но они сажают их в неправильном месте. Кармические семена необходимые для того, чтобы ваш муж больше помогал вам по хозяйству, – это на несколько недель сосредоточиться на том, чтобы гораздо больше помогать другим, очень сознательно помогать. Пример семян помощи, посаженных в плохом месте (в каменистую почву), – это помогать кому-то на работе, потому что вы боитесь, что босс вас уволит, если вы этого не сделаете. Это правда, что вы помогли человеку за соседним столом, и семена действительно были посажены… но, в конце концов, вам платят за то, чтобы вы помо- гали этому человеку. Вам лучше выбрать сильный кармический объект: плодородную почву для быстрого созревания семян. Итак, что же это за хорошие места для посадки ваших семян помощи?
Выбирайте хорошие места для посадки своих семян Древняя мудрость Тибета гласит, что существуют три очень плодородных места. Первое из них – это человек в чрезвычайно трудной ситуации, особенно если вы – единственный, на кого он может рассчитывать в данный момент. Может быть, кто-то упал на улице рядом с вами, и вы находитесь ближе всех, чтобы помочь ему подняться. Или ваш друг может завтра утром лишиться своей квартиры, если сегодня вечером он не отдаст недостающую сотню долларов за аренду. Или люди в лагере для беженцев на другом конце земли, о которых вы слышали и которым прямо сейчас надо что-то есть. Второе плодородное место, в котором можно посадить семена, – это человек, который вам очень помог в прошлом. Если я спрошу, какой человек помог вам в жизни больше всех остальных, наверняка понадобится не больше одного мгновения, чтобы у вас в уме возник образ вашей матери. Какими бы ни были ваши отношения теперь, существует простой факт, что она научила вас ходить, говорить, одеваться и вообще взаимодействовать с этим миром. В наше время она могла выбирать, рожать вас или нет. И она сделала выбор: рискнуть своей жизнью, чтобы дать жизнь вам. Почти то же самое и с вашим отцом. Ну и потом все учителя, и наставники, и семья, и друзья – все, кто постоянно ведёт вас по жизни. Любая помощь, которую вы им оказываете, любая ответная доброта – это семена, падающие в наилучшую почву. Третье место – это люди, которые помогают множеству других людей. Я помню, как однажды один друг сделал мне пожертвование в 10 тысяч долларов с просьбой распределить эти деньги среди больных в одном из наших лагерей для тибетских беженцев. Я отправился в Индию, добрался до лагеря и отыскал крошечную комнатку, которую можно было использо- вать в качестве офиса. Мы распространили слух, что наутро будем раздавать деньги на лекар- ства и медицинское обслуживание. Надо только принести рецепт на всё это, выписанный в прошлом месяце. Конечно, мы проявили осторожность. Мы не дали людям времени, чтобы найти какого- нибудь нечестного местного доктора, который выписал бы рецепт за взятку. Мы приготовили печать и красные чернила, чтобы раскрасить весь рецепт, как только он был оплачен. И мы даже ставили штемпель на левой руке каждому, кто получил оплату. Вот это была очередь! За два часа до того, как мы открыли двери, аккуратная очередь из беженцев вытянулась вдоль пыльной лагерной дороги на целую милю или даже больше. Мы раздавали деньги ещё семь часов, несколько раз горячо споря о том, является ли расписка для покупки осла документом, подтверждающим расходы на медицину. К тому времени, когда солнце опустилось к линии горизонта, мы израсходовали свои 10 тысяч, а очередь казалась такой же длинной, как утром. Я летел обратно в Штаты с чувством, что должен быть лучший способ всё организо- вать. Позже мы нашли французскую медсестру, которая захотела приехать в лагерь бежен- цев и руководить бесплатной клиникой, в которой использовались просроченные лекарства с Запада, всё ещё годные к употреблению. Вывод таков: лучше помогать одному человеку, помогающему многим другим людям, чем пытаться обеспечить каждого нуждающегося. Как говорят тибетцы, лучше носить туфли, чем пытаться укрыть кожей весь мир. Мы ещё не раз вернемся к этой теме. Старательно собирайте свои семена и сажайте их таким образом, чтобы они росли быстро крепкими и сильными, используя Четыре Шага «Стар- бакса», которые мы уже проходили в вопросе № 4. Помогайте другим разумно и эффективно, и ваш муж неожиданно решит, что ему очень нравится, когда по рукам течёт тёплая мыльная вода.
Вопрос 12 Когда мы решили съехаться, подруга, без всякого предупреждения, привезла кошку. Я люблю домашних животных, но сам их не завожу, потому что у меня такое чувство, что если я это сделаю, то уже не смогу никуда уехать. Так и получилось, теперь я вечно привязан к дому, потому что надо кормить кошку, если моя лучшая половина отправляется навестить свою семью. И ещё выяснилось, что у меня аллергия на кошачью шерсть. Что мне делать? Одной из компаний, которые нас воодушевляли, когда мы основывали «Андин Интер- нешнл Даймонд», была корпорация «Сони» и её сооснователь Акио Морита. Мы сосредото- ченно изучали его бестселлер «Сделано в Японии» об истории успеха «Сони». Самую важную мысль этой книги можно использовать, чтобы решить вашу проблему с кошкой, а также любую другую проблему, возникающую у вас в отношениях с партнёром. Мистер Морита рассказывает, что одним из основополагающих принципов «Сони» было обеспечивать покупателя изделием или определёнными качествами изделия, которых они дей- ствительно хотели, хотя сами ещё не знали об этом. Наблюдайте за людьми, внимательно сле- дите за их потребностями, чтобы вы могли дать им то, что им действительно поможет, даже если они об этом ещё и не думали. Я называю это Принципом Джампы. Много лет, находясь рядом с моим тибетским учителем Кеном Ринпоче Геше Лобсангом Тарчин, я выступал в роли повара, посудомойщика, шофёра, прачки, горничной и садовника. После того, как я начал помогать создавать алмазную компанию, я целый день отсутствовал и должен был подыскать себе замену для выполнения всех этих заданий. Мне очень повезло, и я нашёл Джампу Лангрика. Джампа был жизнерадостным, уравновешенным и исключительно преданным молодым тибетским монахом, который выступал во всех этих ролях с совершенным изяществом. Одним из наших важнейших заданий было управлять потоком желающих встретиться с Ламой, убе- диться, что все посетители смогли поговорить с Ламой, но в то же время он не переутомился. Кухня монастыря служила нам залом ожидания и обычно была заполнена людьми, жела- ющими увидеть Учителя. Мы должны были готовить им чай и развлекать их во время ожида- ния, иногда довольно долгого. Именно в это время Джампа рассказал мне о воспитании гостеприимства у монахов в монастыре и обучил этому умению, которое в Тибете считается чрезвычайно важным. В Стране Снегов гость – это действительно король, а мой дом – действительно твой дом. Джампа говорил: – До того, как люди сюда войдут, выставь на кухонный стол тарелки со сладостями. Поставь печенье с одной стороны, вазу с фруктами – с другой. На передней части стола можно положить горку капце, тибетских пончиков. Кувшин с водой идёт туда, графин с соком сюда, термос с чаем вот здесь, а там – полный кофейник. И кругом расставлено много-много чашек и стаканов. Ответственный момент – стук в дверь. Открываешь дверь, приветствуешь гостя и отсту- паешь назад, приглашая его в кухню. Когда он входит, внимательно наблюдаешь за его глазами. Гость встречается с тобой взглядом, когда ты его приветствуешь, но затем обводит гла- зами комнату и смотрит на кухонный стол. Вот здесь ты и должен как следует напрячь своё внимание.
Мы распределяем угощения по разным частям стола для того, чтобы определить, где задержался его взгляд. Как только гость видит то, что ему действительно приятно (например, тибетские пончики), его глаза задерживаются на этом хотя бы на секунду. Следи за глазами людей, чтобы увидеть, что им нужно – После этого ты должен предложить гостю присесть и поднести ему тарелку с тибет- скими пончиками со словами: «Не желаете ли попробовать, пока дожидаетесь? » Затем налей ему чашку того напитка, на котором остановились его глаза. Следи за его пончиками, за его чашкой и продолжай следить за его глазами, пока бесе- дуешь с ним, чтобы узнать немного о нём и о том, зачем он приехал повидаться с Ринпоче. Когда чашка опустеет на две трети, предложи ему ещё. Всё время следи за его глазами. Опережай его потребности. В этом суть гостеприимства. То же самое и с вашими партнёрами, понимаете? Суть вашей проблемы с ними в том, что они нечувствительны к вашим нуждам. Может быть, они заставляют вас сидеть дома с линяю- щим котом; может, у них до полуночи засиживаются шумные гости; а может, они оставляют в раковине горы грязных тарелок. Смысл в том, что, если вы хотите, чтобы они были чувстви- тельны к вашим нуждам, вам придётся резко повысить свою собственную чувствительность к нуждам других. Так что начинайте следить за глазами людей. Старайтесь угадать, чего бы им хотелось, в чём они нуждаются. И как мы уже говорили раньше, практикуя это, нам нужно найти плодо- родную почву для засева семян. Выберите кого-нибудь, например, родителей, или кого-то ещё, кто очень помог вам в жизни, и ежедневно, совсем немного времени, посвятите обдумыванию их нужд и того, что вы могли бы для них сделать. Это не должно быть нечто грандиозное – скорее, тщательно обдуманное, ведь это создаст гораздо больше семян. Выберите время дня, когда у вас регулярно есть несколько спокойных минут, – мне нравится строить такие планы для других за завтраком. А составив такой план, вы можете сделать кое-что ещё – кофе-медитацию об этом в конце дня, чтобы семена росли со сверхскоростью. Вместо ссор с партнёрами, вместо дискуссий, аргументов и напоминаний мы работаем в первую очередь над семенами, которые их создали такими: семенами, заставляющими нас видеть ручку или горы грязной посуды. Когда вы научитесь наблюдать и заботиться о малень- ких нуждах других людей в вашей жизни (а это уже само по себе очень приятное занятие и для вас, и для них), вы обнаружите, что ваш партнёр вдруг превращается в гораздо более деликат- ного человека. И этот кот может однажды отправиться к кузине, у которой есть дети, любящие живот- ных, – даже без вашей просьбы.
Вопрос 13 Мой муж не имеет ни малейшего понятия о личной гигиене. Он вечно разгуливает по дому небритый, в вонючей одежде. Какие семена мне надо посадить, чтобы увидеть, что он чуть больше следит за собой? Этот вопрос возник у одной пожилой американской пары со Среднего Запада. Они при- шли на лекцию, которую я проводил в Детройте для работников автомастерских, находив- шихся под угрозой закрытия. Я отождествляю себя с Джеком и Крис, потому что они такие же продукты 1960-х годов, как и я. Но, как это часто бывает, хорошие составляющие контркуль- туры были утрачены, в то время как гигиена хиппи прижилась. – Ты теперь уже знаешь это упражнение, – говорю я Крис. – Сначала ты должна опреде- лить суть проблемы. Как бы ты её сформулировала, в чём она состоит? Она задумывается на минуту. – Ну, я предполагаю, что суть тут в том, что Джек просто не думает, как его вид действует на других. Он занят только собой (что, на самом деле, происходит почти со всеми нами) и не думает о том, как чувствую себя я. – Хорошо, звучит правдоподобно. И кармические семена, которые тебе нужно посадить в данном конкретном случае, очень классные. Если мы видим, что кто-то из наших близких игнорирует личную гигиену до такой степени, что это портит нам настроение, то мы должны посеять семена противоположного качества, и всё изменится – ни обсуждений, ни споров. Это подводит нас к арбузам и суркам. Крис бросает на меня растерянный взгляд, тот самый, которого я и ожидал. Это означает, что она готова слушать дальше. – Смотри, мы противодействуем негативным семенам, сажая позитивные семена того же типа. Если нам одиноко, мы предлагаем кому-то общение. Если мы хотим избавиться от задол- женности по кредитной карте, мы ищем тех, кому нужна финансовая помощь, и предлагаем её мудро и осознанно. Она кивает. – Но я хочу, чтобы ты понимала, что здесь существует некоторая свобода действий. Вот только вчера вечером кто-то спросил меня, какие нужны кармические семена, чтобы получать в своей жизни больше мороженого с шоколадной крошкой: этот человек хотел знать, стоит ли ему ходить повсюду и раздавать именно этот сорт, чтобы потом получить ещё больше. – В этом есть смысл, – говорит Крис. – У каждого есть свой любимый вкус, но иногда мы просто не получаем его. – Именно. Итак, в общих чертах, один из четырёх великих законов кармической посадки семян гласит, что ты должен отдавать нечто, очень похожее на то, что хочешь получить сам: подобное порождает подобное. Если задуматься, это одно из маленьких, недооцененных чудес жизни. Если тебе хочется этим летом вырастить у себя в саду арбуз, ты просто берёшь уже зрелый арбуз и выковырива- ешь из него несколько семечек. Эти конкретные семена обязательно вырастут в арбуз, но никогда не станут манго или кактусом. Только подумай, какой была бы жизнь, если бы всё было по-другому. Представь себе фермеров, собравшихся в местном ресторанчике и обсуждающих, что может произойти в этом году. «Весной я посадил кукурузу и очень надеюсь, что из семян не вырастут побеги бамбука, как это было в прошлом году! » Итак, семена для того, чтобы увидеть Джека, обращающего больше внимания на свою внешность, предполагают твоё внимание к собственной внешности, но есть некоторая свобода
действий. Существует одна книга под названием «Сокровищница мудрости», написанная учи- телем Васубандху примерно 17 веков назад, и в ней он обсуждает вопрос о мороженом с шоко- ладной крошкой. Кто-то говорит: «Послушай, Васубандху, предположим, я должен снова родиться медве- дем, но мне случается умереть летом, когда у медведей не рождаются детёныши». – «Никаких проблем, – отвечает Мастер, – ты просто делаешь крюк, рождаясь сурком». Это вызывает у Крис улыбку – у меня вдруг возникает подозрение, что, по её мнению, сурок и Джек как-то связаны. – По поводу этого ответа ведутся споры, но ты поняла идею. Ты решаешь, какой тебе нужен результат, а потом ищешь самые подходящие из доступных тебе семян. Но это не обяза- тельно точно то же самое, что ты ищешь. Однако важно, что в своём сознании ты посвящаешь семена определённой цели – вроде очищения твоего мужа. – И какие же семена подходящие? – спрашивает она. – Ну, давай подумаем. Ты хочешь, чтобы твой муж сиял чистотой, и причина, по которой он сейчас не сияет, находится глубоко внутри тебя. Я предлагаю тебе стать как цветок. – Как это? – А вот как. Я хочу, чтобы на следующей неделе три раза перед тем, как выйти из дома, ты потратила бы некоторое время на то, чтобы выглядеть особенно мило. Стать как цветок, которым люди с удовольствием любуются. Именно так ты и должна думать о себе. Это не для тебя, не для твоего эго. Тебе надо быть необыкновенно красивой, чтобы в мире появилась ещё одна красота, которой все люди мира могут наслаждаться, проходя по улице. Суть в том, что ты делаешь то же самое, что, возможно, делаешь всегда для себя – хорошо выглядишь, выходя на улицу. Но ты изменяешь мотивацию. Можешь ли ты сознательно поста- раться выглядеть хорошо для других, чтобы они были счастливы? Это новая концепция индивидуальной красоты: вносить свой вклад в то, чтобы сделать мир чудесным для других людей. Красота становится прекрасной, а не эгоистичной. Она пре- вращается в реальную улыбку тех, с кем пересекаются твои дороги. Красота становится чистой и настоящей. Идущий по улице цветок. Продолжай преподносить цветы – Продолжай преподносить цветы всему миру, заведи такую привычку – не просто оде- ваться определённым образом, но думать при этом о других, приносить другим удовольствие. Чтобы ускорить созревание этих семян, не забывай делать кофе-медитацию перед сном. И однажды семена прорастут, и твой муж выплывет из ванной чисто выбритым, в свежей белой рубашечке. – Мне нравится, – улыбается Крис. – И мне нравится ещё кое-что во всей этой истории с посадкой семян. Это очень весело. Вопрос 14 У меня очень ответственная работа. Когда я возвращаюсь домой, я чувствую себя измождённой, и мне нужно с кем-то поговорить о рабочих проблемах. Но мой муж совершенно не хочет обо всём этом слышать, а тем более помочь мне с этим справиться. Какие семена мне надо сажать, чтобы увидеть немного сочувствия? Этот вопрос был также задан в Китае. Но в этот раз не было так же мило и забавно, как рядом с храмом кун-фу. DCI1 получил приглашение представить принципы Алмазного Огранщика на конференции профессиональных психологов в университете Харбина. Мы сказали: «Конечно, мы с удовольствием приедем». Но никто и не подумал посмотреть на карту. Харбин оказался рядом с Сибирью, и, когда мы вышли из самолёта, на улице было минус 15. Люди в полночь бегают по снегу, развлекаясь сооружением на тротуарах трёхэтаж- ных ледяных скульптур, которые не тают до конца зимы. Честно говоря, я думал, что у меня заморозится жидкость внутри глазных яблок. Но люди полны теплоты, а их вопросы искренни. И этот вопрос, заданный мне Цзяли, как ни печально, один из тех, которые я слышу по всему миру. – Что ж, для начала скажи мне, какова, по-твоему, суть этой проблемы, – начинаю я. Цзяли думает не долго. – Я думаю, главное то, что Юнцянь просто не слушает меня. В этом случае семена, которые мы должны посадить, отчётливы и ясны: тебе нужно начать более внимательно слушать других. – И как же лучше всего это сделать? – Согласно древним книгам, на самом деле это просто продолжение хорошей медитаци- онной практики: способность слушать своё собственное сознание, удерживая внимание при- кованным к одному предмету. Когда ты в этом хорошо натренируешься, появляется ощущение, что твой ум скользит именно к тому, на чём ты хочешь сконцентрироваться, как коньки, которые могут проехать километр и ни разу не потерять контакт со льдом. Вначале это будет скучно. Ты сидишь за столом напротив кого-то и пытаешься слушать, о чём он говорит. Но вместо того, чтобы позволять своему уму блуждать между словами, ты стараешься плотно привязывать свои мысли к каждому слову. Твой ум ускользает к сотовому телефону в кармане, или к тому, что ты приготовишь на обед, или к тому, что происходит за окном, за спиной твоего собеседника. – Но это, по-моему, довольно естественно, – отвечает Цзяли. – Или есть приём, чтобы это остановить? Я киваю. – Есть. Ты оставляешь маленький кусочек своего сознания позади основного сознания, и он наблюдает, как оно слушает. Когда основное сознание отвлекается, маленький сторож включает сигнал тревоги, и ты возвращаешь своё внимание назад. Это может быть очень уто- мительно, как будто пытаешься контролировать большую непослушную собаку на поводке. Однако со временем ты научишься слушать и слушать внимательно. Твоя сосредоточен- ность на словах другого человека будет так хороша, что ты сможешь почти чувствовать мысли в его голове, когда он выбирает, какое слово использовать. Ты начинаешь понемногу чувство-
1 DCI – Институт Алмазного Огранщика (примеч. перев. ).
вать, каково это – быть этим человеком. И это сигнал, что ты становишься действительно хоро- шим слушателем. Лучшим, чем была когда-либо до этого. – Но как именно это может изменить то, как меня слушает Юнцянь? Направляй свои семена туда, где они тебе нужны
|
|||||
|