|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОСЛЕСЛОВИЕ 11 страницаХарактерные (наиболее часто встречающиеся) слова в книге " Озарение"
Таблица №3 Характерные (наиболее часто встречающиеся) слова в книге " Община"
Таблица №4 Характерные (наиболее часто встречающиеся) слова в книге " Знаки Агни Йоги"
Таблица №5 Характерные (наиболее часто встречающиеся) слова в книге " Беспредельность"
Таблица №6 Характерные (наиболее часто встречающиеся) слова в книге " Иерархия "
Таблица №7 Характерные (наиболее часто встречающиеся) слова в книге " Сердце "
Таблица №8 Характерные (наиболее часто встречающиеся) слова в книге " Мир Огненный" часть 1
Таблица №9 Характерные (наиболее часто встречающиеся) слова в книге " Мир Огненный" часть 2
Таблица №10 Характерные (наиболее часто встречающиеся) слова в книге " Мир Огненный" часть 3
Таблица №11 Характерные (наиболее часто встречающиеся) слова в книге " Аум"
Таблица №12 Характерные (наиболее часто встречающиеся) слова в книге " Братство "
Таблица №13 Характерные (наиболее часто встречающиеся) слова в книге " Надземное"
При рассмотрении таблиц можно отметить следующее: Очень широк диапазон частоты употребления различных слов в книгах Учения. Так слово " Дух" встречается в книге " Беспредельность" в 505 параграфах, " Мир" в книге " Надземное" – в 500 параграфах, " Энергия" в книге " Знаки Агни Йоги" – в 220 параграфах. В то же время есть большое количество слов, которые употребляются в книгах всего по 1 разу. Существует ряд слов, часто употребляемых во всех книгах Учения. Такими являются преимущественно слова, которые занимают первые 7 мест (7 строк в таблицах №№1-13) по частоте употребления в каждой из книг Учения. Этих слов в соответствии с таблицами №№1-13 оказалось 32. Назовем их характерными для всего Учения. Можно было бы применить другую методику выбора характерных для всего Учения слов, а именно: выбрать в убывающем порядке наиболее употребительные слова не по отдельным книгам Учения (как сделали мы), а по всему Учению в целом. В этом случае в то же число 32-х характерных слов вошли бы некоторые другие слова, в том числе: " Действие. Качество. Напряжение. Пространство. Понимание. Эволюция. Сущность. Познание. Наука. Учёный", которые употребляются в Учении от 200 до 900 раз, но при этом такие слова, как " Община. Шит. Любовь. Братство. Луч. Рука. Иерархия" были бы ими вытеснены. Это нельзя допустить, поскольку слова последней группы являются характерными для соответствующих книг Учения: Община – характерное для книги " Община" см. табл. №3; Щит. Любовь. Рука – характерные для книги " Зов" – см. табл. №1; Братство – характерное для книги " Братство" – см. табл. №12; Иерархия – характерное для книги " Иерархия" – см. табл. №6. Исходя из этого, мы остановились на принятой нами методике определения характерных слов для всего Учения, а именно, взяли слова, занимающие первые 7 мест по частоте употребления в каждой из книг Учения: 1. Мир – употреблено в 2677 параграфах 2. Люди 2084 3. Энергия 1999 4. Дух 1841 5. Явление 1835 6. Сознание 1830 7. Жизнь 1801 8. Путь 1627 9. Огонь 1539 10. Сердце 1502 11. Сила 1427 12. Мысль 1382 13. Человек 1362 14. Человечество 1325 15. Устремление 959 16. Закон 918 17. Время 887 18. Свет 781 19. Творчество 708 19. Слово 684 21. Земля 683 22. Магнит 675 23. Учение 594 24. Возможность 570 25. Знание 529 26. Иерархия 500 27. Рука 409 28. Луч 404 29. Братство 323 30. Любовь 224 31. Щит 199 32. Община 167 Ключевые понятия Учения Смысловое ядро Учения, его содержательную основу составляют его ключевые слова. Внимательное и последовательное рассмотрение этих слов позволяет глубже понять сущность Агни Йоги. Наиболее часто употребляемое в Учении слово – " МИР", поскольку Учение излагает именно основы Мира, Мироздания и с этой точки зрения Агни Йогу следует считать Учением о мире. Понятие " мир" в Агни Йоге едва ли не синонимично понятию Бог. Вселенная, космос, включающий в себя видимые и невидимые планы бытия, выступает в Агни Йоге как проявленный Бог, стремящийся к гармоническому равновесному состоянию. Даже гигантские космические битвы, сотрясающие беспредельное пространство, в конечном счете, предназначены для уравновешивания вселенских процессов. Мир и порядок составляют не просто основу бытия и " гармонию сфер", но и силу, которая обеспечивает равновесие и взаимоотношения подобия между человеком и космосом. Формула " микрокосм подобен макрокосму" есть формула, содержащая в себе мир, понимаемый как " лад". Вспоминая о двух способах написания данного слова в русском языке до реформы XX века (миръ и мiръ ) Н. К. Рерих подчеркивал, что русский язык является единственным языком, в котором эти два уникальных значения слова " мир" звучали бы как одно слово. В Агни Йоге слово " мир", беспредельное по сути и смыслу, довольно часто употребляется рядом с прилагательными, например, тонкий мир, огненный мир, мысленный мир, физический мир. Каждое прилагательное ограничивает эту беспредельность какой-либо сферой, страной, слоем на беспредельной шкале жизни. В результате единый божественный мир разделяется на множество миров разного уровня, состоящих из материальной субстанции различной степени плотности и населенных многообразными существами и сущностями, бесконечно отличающимися друг от друга по градации сознания. По сути, Агни Йога предлагает несколько значений слова " мир", охватывающих и связывающих все явления и процессы бытия: * Мир как весь проявленный и непроявленный Космос, как вся беспредельная Вселенная. * Мир как место человеческого обитания на Земле, как физический земной мир минерального, растительного животного и человеческого царств Природы. * Мир как согласие, мирная жизнь без конфликтов и войн, как между людьми, так и между человеком и другими царствами природы, мир как гармония, лад, порядок. * Мир, Миры как все тонкие и тончайшие структуры миров в соответствии с семеричной структурой любой материи. * Мир Дальний – этот термин употребляется как в отношении физических миров, расположенных на больших расстояниях от Земли – это звездные миры нашей Галактики и миры других, далеких от нас галактик, так и в отношении высших миров, связанных с нашим земным миром. * Наконец, мир – это человек, это его внутренний мир, индивидуальный для каждого из людей. Второе место по частоте употребления в Учении занимает слово " ЛЮДИ" и ниже " Человек" и " Человечество". Это также свидетельствует о внутренней сущности и направленности Агни Йоги. Именно людям предлагаются высокие знания и рекомендации, как в повседневной жизни, так и на значительные интервалы будущего времени. Учение дано как помощь людям, человечеству в осознании смысла бытия, смысла Жизни, жизненного Пути, эволюции. В центре агнийогических представлений о бытии находится человек, населяющий космический мир. Не Бог, как оторванная от мира Высшая Реальность, и не человек, оторванный от Бога и замкнутый в свою эгоистическую скорлупу, но вселенский человек, соединенный с Богом через одухотворенный космос. Человек выступает как приемник, связующее звено между мирами физическим и тонкими. Небо над головой, Земля – под ногами, а человек через свое Сознание, Дух, Огонь Сердца и Мысль, воздействуя на физический и тонкие миры, связывает их воедино. Понятия, выражающиеся этими словами, являются средствами, которыми располагает и пользуется человек для осуществления связи между мирами и для прохождения пути собственного эволюционного развития. Связь высших миров с миром земным через человека указана и в православных молитвах – " В небесах Мир, во человецах благоволение". Агни Йога выступает, таким образом, как Учение героического космического гуманизма, которое настраивает человека не на обожествление своей преходящей личности, но на расширение сознания до космических масштабов и преодоление самости. Далее в списке характерных для Учения слов стоит " ЭНЕРГИЯ". Если слово " Мир" можно представить и как выражение материально-духовного единства Космоса, то слово " Энергия" должно стоять рядом со словами, отражающими его материально-духовную сущность. Мир Агни Йоги – это, прежде всего, беспредельное пространство, пронизанное тончайшими энергиями. Слово " энергия" – третье по частоте употребления слово Учения. Ему чаще всего сопутствуют прилагательные " огненная" или " психическая". Согласно Учению, Вселенная пронизана творческой и созидательной психической энергией, которая движется в двух направлениях – восходящем, эволюционном и нисходящем, инволюционном. Потоки изначальной энергии омывают все участки Вселенной и циркулируют как в космическом пространстве, так и человеческой сфере. Агни Йога предлагает людям изменить взгляд на мир и осознать, что в основе всех вещей и процессов лежит движение энергий. В начале XX века А. Эйнштейн математически связал формулой массу вещества (материю) и энергию, заключенную в этой материи: Е = МС2 где: Е – энергия, М – масса вещества, С – скорость света в вакууме. Приведённая формула говорит о том, что любое количество вещества может быть превращено в эквивалентное количество энергии, и наоборот, любое количество энергии может быть превращено в эквивалентное количество вещества. Таким образом, всегда, когда речь идёт о материи-духе, можно считать, что речь идёт и об энергии, и наоборот. Если теперь вспомнить высказывания мировых Учений, в том числе Библии и Агни Йоги, о том, что мыслью созидается Мир и о том, что мысль – это энергия, то можно говорить об имеющейся научной основе этих понятий. Овладение скрытыми энергетическими ресурсами организма и психики есть важнейшая эволюционно необходимая задача человечества, отражающая планетарные задачи. Потому Учение уделяет этому взятому из греческого языка понятию столь большое значение. Четвёртое по частоте употребления слово в Учении – " ДУХ", рассматриваемое как синоним божественного огня. Дух Агни Йога понимает как глубинную сущность жизни, скрытую в каждой частице проявленного бытия, как сокровенную основу человека, тождественную его высшему " Я". Вселенная Агни Йоги предстает как одухотворенная Вселенная, каждый участок которой изнутри согрет присутствием могучей духовной энергии, силы, сути. Полюсом духа, его диаметральной противоположностью является понятие проявленного мира. Ему, этому миру, Агни Йога уделяет не меньше внимания, нежели духовному миру. Одна из важнейших задач человека на земле – улучшать проявленный мир. Видимо поэтому слово " ЯВЛЕНИЕ" имеет большую частоту употребления в Учении и стоит на пятом месте. Часты случаи, когда слово " явление" и производные от него прилагательные и глаголы " уявленный", " уявить", " оявить" воспринимаются читателями как несколько искусственные слова, стилистически не вполне укладывающиеся в современные привычные рамки русского языка. Во многих случаях для избежания проблемы восприятия слов как стилистических шероховатостей следует помнить о значении слова " явление" в смысле " Проявление", " Проявленное", то есть существующее в явленном, проявленном виде.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|