|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОСЛЕСЛОВИЕ 10 страницаЯвь 401, 408, 882. Ягода 199. Яд 26, 32, 49, 86, 138, 230, 238, 242, 291, 338, 339, 347, 413, 414, 416, 460, 492, 591, 610, 715, 726, 734, 737, 761, 764, 801, 888, 901, 941. Ядовитый 78, 79, 88, 169, 197, 199, 278, 282, 293, 309, 390, 435, 475, 513, 524, 808, 814, 933, 938, 942. Язва 150, 295, 299, 569. Язык 3, 10, 48, 49, 200, 222, 302, 304, 312, 316, 343, 346, 361, 369, 373, 410, 418, 468, 528, 539, 649, 664, 694, 699, 712, 716, 724, 773, 826, 837, 842, 848, 917, 936, 950. Язычник 152. Як 343. Якорь 451, 476, 529, 558, 642, 850. Яма 334, 892. Яркость 32. Ярмо 363. Ярость 123, 137, 161, 162, 168, 178, 240, 244, 266, 320, 335, 377, 445, 483, 626, 676, 797, 886. Ясновидение 200, 296, 357, 359, 422, 436, 442, 516, 689, 953. Ясновидящий 235, 516, 849. Яснослышание 106, 145, 216, 292, 396, 516, 689. Яснослышащий 516, 849. Ясность 238, 315, 356, 359, 447, 723, 940. Ящерица 325. ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ПРИТЧИ, ПРЯМАЯ РЕЧЬ Брат воскликнул 9, 41. Возражатель скажет 802. Возражатель спрашивает 371. Воля скажет 946. Вопрос людям 797. Ворчун шепчет 840. Воскликнуть легко 54. Врач старинный 454. Врачи говорили 43. Гермеса изречение 304. Глупец кричит 905. Говорю 388. Говорят 664, 666. Деятель воскликнул 240. Древние говорили 76, 411. Друг улыбнулся 67. Жалоба 930. Завет краткий 948. Император 155. Индии древней повесть 659. Индии игра 664. Исследователь скажет 945. Истина древняя 877. Каждый думает 597. Купец эллинский 379. Ленивцы скажут 419. Лукавство 661. Люди говорили 283. Люди жалуются 106. Люди кричат 381. Метод древний 118. Мудрец пишет 885. Мудрые говорят 846. Мы скажем 308, 325, 350, 837. Мыслитель говорил 180, 181, 185, 186, 188-205, 207-211, 213, 214, 217-222, 224, 225, 227-235, 239, 241-244, 246, 248-251, 253-257, 260, 262, 264, 265, 267, 275, 277, 278, 281, 285, 287, 291-293, 298, 300-302, 304, 307, 309-319, 321, 324-327, 330, 332, 334-340, 345, 347, 349, 350, 352-354, 356, 358-360, 362-364, 367-369, 371, 372, 374, 376, 378, 379, 381-383, 386, 390, 391, 393, 394, 396-401, 404, 406, 410-414, 416, 417, 419-422, 424, 426, 427, 432-438, 444, 447, 449, 450, 453, 456, 459, 463-465, 468, 470-472, 475-478, 480-484, 487-493, 495, 497-499, 501-503, 505, 507, 509-520, 525-528, 531-533, 535, 537, 539, 541-545, 548-550, 553, 555, 558, 559, 561-565, 568-577, 579-586, 588-598, 600-650, 652-658, 660-663, 665-670, 672, 674-676, 678-680, 682-684, 687-696, 698-710, 712-724, 726, 728, 730-732, 734, 738-740, 742, 744, 746, 747, 749-751, 754, 756-765, 767-769, 771-773, 775, 776, 778, 779, 781-789, 791, 799, 800, 802-806, 808-822, 824-836, 838, 839, 841-843, 845-848, 850-852, 854-898, 900-912, 914-924, 926, 928-936, 938-944, 946, 948-955. Насмешники скажут 214. Наставление Наше 633. Наставницы говорили 431. Невежды говорят 715. Неразумно сказать 716. Неразумные говорят 785, 792, 813, 825. Новичок спросит 912, 914. Обыватель скажет 401. Пастух ответил 359. Повторено 886. Поговорка 378. Пословица 370, 501, 565. Пословица древняя 47. Поспешность говорит 926. Поэт сказал 692. Правитель говорил 483. Приказ Наш 610. Притча 489, 498, 697. Псалом древний 932. Пусть будет Миру хорошо 891. Путник Великий говорил 175, 176, 178. Радости свойство 764. Рассказ о Мастере 789. Речение 329. Речение древнее 588. Руководитель говорил 658. Самохвалов поправить 914. Сестра восклицает 37. Скажем 437. Скажут 251, 305, 422, 490, 495, 598, 607, 617, 639, 644, 697, 709, 719, 744, 768, 778, 786, 790, 813, 825, 827, 831, 833, 841, 906, 932. Сказано 16, 39, 439, 450, 480, 824, 860, 865, 875. Сказано давно 263, 882. Сказано о борце 394. Сказать любят 771. Сказать могут 468, 673. Сказать можно 60, 698. Сказка древняя 591. Скептик спросит 77. Следует сказать 336. Соломона изречение 495. Спросить могут 708, 833. Спросят 72, 356, 438, 738, 772, 791, 797, 803, 836, 851, 853, 859, 872, 874, 935. Спросят проповедника 448. Учёный скажет 830, 842. Учитель говорит 72, 156, 160, 161, 174, 182, 283. Учитель дает задание 485. Учитель о светилах 176. Философ говорил 222, 249, 629. Философа трактат 615. Формула 730. Ханжи скажут 136. Хитрецы будут требовать 227. Хулители скажут 703. Человек должен сказать 492, 796. Человеколюбец говорил 583. Читатель воскликнул 631. Чувствознание шепнёт 663. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ПОСЛЕСЛОВИЕ Симфония Агни Йоги – это научно-справочное издание, в котором произведена попытка прокомментировать Учение в качестве уникального памятника духовной литературы и философской мысли Востока и Запада. Одна из главных задач этой работы была связана с выполнением воли Н. К. и Е. И. Рерихов, призывавших к созданию специального индекса, облегчающего процесс усвоения Живой Этики и упорядочивания практической работы над ней для всех заинтересованных людей. Однако завершение работы над индексом и комментариями к основным понятиям, малоизвестным терминам, символам и неясным местам Учения позволило сделать некоторые выводы более общего характера. Они касаются и смысловых сторон Живой Этики, и её глубинных истоков, и лингвистических аспектов, позволяющих глубже понять содержание Огненного Провозвестия XX века. Людям эмоционального склада эти выводы могут показаться излишними, представляющими собой попытку поверить алгеброй гармонию. Однако думается, что пришло время заменить восторги, характерные для первого знакомства с Учением, на взвешенные и основательные исследования, осмысливающие глубинные закономерности Учения. От этого истина становится ещё более крепкой. Первое, с чем пришлось столкнуться при написании комментариев к Учению, – это связь многих понятий и терминов Агни Йоги с понятиями и терминами " Тайной Доктрины" Е. П. Блаватской. Многие неясные места Учения, малоизвестные архаические имена и слова, встречающиеся в древних сакральных культурах, получают наиболее глубокое, а иногда и единственно точное объяснение через тексты " Тайной Доктрины". Одно это говорит о глубоком внутреннем родстве теософии и Агни Йоги – Учений, принадлежащих к единой сокровенной традиции. Эзотерический универсальный характер этой традиции, несводимой ни к одной известной религиозно-философской системе Востока и Запада, среди прочих факторов находит свое объяснение и в языке Учения, включающем в себя самые разнообразные термины, понятия и символы. Рерихи считали Агни Йогу не религией, но учением, синтетически объединяющим в себе: 1) элементы древних мифологических картин мира, 2) религиозные представления, 3) этические и культурные нормы; 4) философские системы, 5) эзотерические доктрины и 6) фрагменты научных знаний. Индекс всех существительных Агни Йоги позволяет определить общее число слов, относящихся к каждому из выделенных составляющих Учения, а также более глубоко осмыслить их сущностную основу. Критерием для такого осмысления могут служить как чисто формальные лингвистические факторы, например, частотность употребления тех или иных слов, так и содержательные смысловые стороны рассматриваемых терминов или неясных мест Учения. Мифологическая лексика Учения Мифологические представления занимают в Агни Йоге немалое место. К ним относятся и многочисленные легенды и притчи, разбросанные по всем четырнадцати томам Учения, и разнообразные термины, имена божеств и героев Европы и Азии, и отдельные образы, характерные для древних мифологических систем и картин мира. Мифология, содержащаяся в Агни Йоге, наиболее близка к индоевропейской традиции. Для этой традиции характерны следующие такие элементы: " дневное сияющее небо", понимаемое как верховное божество или как " Бог-Отец"; обожествленная Земля-мать, оплодотворяемая Богом-Отцом; смертный человек, ведущий свою родословную от женского материнского начала; божественные противоположности, находящиеся друг с другом в сложных взаимодополняющих отношениях – Солнце и Луна, громовержец-змееборец и побеждаемый им змей огонь и вода. Если внимательно изучить тексты Агни Йоги, то можно обнаружить, что в ней присутствуют многие из перечисленных элементов, разумеется, под другими " именами". " Дневное сияющее небо", где обитает " Бог-Отец", соответствует космической беспредельности, пространство которой управляется Иерархией, согласно Агни Йоге, выполняющей роль коллективного " Бога-Отца". Целый ряд божественных противоположностей, характерных для мифологии индоевропейской традиции, практически без изменения вошли в символику Агни Йоги, говорящей об отличиях в пути Солнца и пути Луны, Архистратиге, который побеждает своего темного соперника Люцифера, оппозиции стихий воды и огня. Миф, согласно мнению ученых – это предание, сказание о богах, духах, обожествленных или связанных с богами героях. Мифы, легенды и сказания рассыпаны по многим страницам Учения. Они разнообразны по своей тематике, содержанию и структуре. Из девяти основных типов мифов, выделенных в мифологическом словаре, в Агни Йоге присутствуют семь типов. К ним можно отнести: 1. этимологические или причинные мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей, включающие в себя мифы о происхождении гор, морей, небесных светил, огня (например, мифы о " Происхождении Гор" и о " Происхождении Молнии", приведенные в Учении); 2. мифы космогонические, повествующие о происхождении Космоса в целом и его частей, превращение Хаоса в Космос, а также представлении о структуре Космоса, который изображается трехчастным вертикально и четырехчастным горизонтально (" Космогоническая сказка", легенды о пахтании, мифологическо-натурфилософские представления о четырёх стихиях и трех уровнях вселенной – физическом, тонком и огненном, характерные для Агни Йоги); 3. мифы астральные, посвященные звездам и планетам (целый букет часто встречающихся в Учении ярких мифов о разнообразных звездах и планетах – Венере, Юпитере, Сатурне, Уране, Сириусе, Свати, Аквариусе); 4. мифы солярные и лунарные (множество мифов, легенд и образов, связанных с темой Солнца и Луны, присущих Учению); 5. мифы календарные, в том числе и мифы об уходящем и возвращающемся, умирающем и воскресающем герое или божестве, мифы об Озирисе, о Шиве, о Фениксе, о безымянных героях, полагающих душу за други своя, упоминаемых в Учении); 6. мифы героические, к которым относятся все мифы и легенды Агни Йоги, помогающие пробудить в человеке высокое начало самопожертвования и бесстрашия (легенды о подвижниках, святых, а также искателях истины, входящие в Учение, а также в книгу " Криптограммы Востока" ); 7. мифы эсхатологические, повествующие о глобальных катаклизмах и возможной гибели земной цивилизации и наступлении новой эпохи (легенда о Люцифере, " Пророчества о Шамбале и Майтрейе" ). В Учении совершенно отсутствуют такие типы мифов как близнечные и тотемические, присущие народам и культурам, находящимся на ранней стадии развития. Мифы и легенды восточного происхождения явно преобладают над западными сказаниями. Значительное место в мифологическом пространстве Учения занимают легенды, которые названы кристаллом созидательной энергии и венцом мысли, превосходящим даже точное знание. С точки зрения взаимоотношений этих легенд с религиозно-церковным взглядом на мир можно наблюдать только частичное пересечение, тем более в связи с апокрифическим характером большинства мифов и сказаний. Под апокрифами принято понимать сочинения тайного характера, не совпадающего с официальным вероучением и потому непризнанного церковью " священными". Обычно слово " апокрифические" (тайные) употреблялось применительно к христианским текстам гностического характера, которые были написаны с помощью криптограмм специальных письменных знаков, основанных на сложной символике букв, чисел и образов. Криптограммы, содержащиеся в Агни Йоге – это " Криптограммы Востока" (именно так называется одна из книг, примыкающих к Учению и написанных Е. И. Рерих), излагающие не западную гностическую, но сокровенную духовную традицию Азии. Мифологическая лексика Учения не столь богата как религиозная, однако, её роль отнюдь не сводится к созданию некоего колорита. Она свидетельствует о том, что своим глубинным историческим основанием Учение восходит к индоевропейской традиции. Древние имена и названия Адонай, Истар, Валгалла, Кали, Майтрейя, Озирис принадлежат к разным традициям и духовным системам, однако их индоевропейское происхождение объединяет этот слишком большой конгломерат языков и культур. Наиболее распространенными словами, имеющими отношение к данной мифологической тематике, являются такие слова как: Герой – 88 параграфов Учения упоминают это слово; Сказка – 65; Сказание – 39; Миф – 9; Мифология – 1; Мифотворчество – 1. Здесь и везде, где говорится о частоте употребления слов, имеется в виду количество параграфов, в которых упоминается это слово. Религиозная лексика Агни Йоги Агни Йога не является религией, а относится к учениям, которые можно определить как формы вневероисповедной светской духовности. В ней практически полностью отсутствует культ и обряды, и не предполагается существование церковной организации. Вместе с тем в ней есть религиозная лексика, имена, образы, идеи, а значит можно утверждать, что Учение в какой-то степени содержит в себе элементы религии. Причем данные элементы, как правило, относятся к наиболее глубинному сущностному ядру каждой мировой религии. Это выражается в самом языке Учения, где слов собственно религиозной тематики не так уж много (приведенные таблицы явно свидетельствуют, что это именно так), зато немало других слов, хотя и связанных с миром религии, тем не менее, относящихся к уровню религиозно-философских понятий, категорий, обобщений и принципов. Наиболее часто встречаются в Учении следующие слова, имеющие отношение к лексике чисто религиозного плана: Молитва – 124 параграфа Учения упоминают это слово; Армагеддон – 99; Благодать – 77; Творец – 74; Религия – 71; Душа – 68; Христос – 63; Бог – 63; Будда – 53; Создатель – 52. В то же время слова, одновременно относящиеся и к религиозной, и к философской сфере, встречаются в Учении неизмеримо чаще и являются ключевыми: Мир – 2677; Энергия – 1999; Дух – 1841; Явление – 1835; Сознание – 1830; Жизнь – 1801; Мысль – 1382; Человек – 1362; Закон – 918; Творчество – 708. Уже одно это является ярким свидетельством того, насколько скромное место занимает в Учении собственно религиозная тематика. Все проблемы, относящиеся к духовной сфере и традиционно принадлежащие к компетенции религии, рассматриваются в нем, прежде всего, с общефилософских позиций. Однако религиозный пласт всё же присутствует в Живой Этике и занимает в ней отнюдь не малое место. Анализ чисто религиозной терминологии позволяет выявить в ней конфессиональные аспекты. В целом христианская терминология по частоте превосходит индуистскую и буддийскую. Наиболее употребительными словами, по происхождению относящимися к восточным религиям, являются следующие слова: Архат – 65; Аум – 49; Лотос – 44; Майтрейя – 35; Шамбала – 21; Нирвана – 18. Слова из иных конфессий и традиций, также как их названия, имена божеств и основателей упоминаются на страницах Учения намного реже: · Герметизм, Гермес – 5; · Зороастризм, Зороастр – 5; · Буддизм – 2; · Масонство – 2; · Каббала – 2; · Митра – 2; · Магомет – 2; · Кали – 2; · Зефирот Херим – 1; · Ной – 1. Некоторые из религиозных терминов можно отнести и к эзотерическим учениям, поскольку в Учении они употребляются в несколько ином смысле, нежели в традиционных религиях. Однако специальных терминов, взятых из эзотеризма и не встречающихся в религиозном лексиконе, в Учении практически нет. Эзотеричность языка Агни Йоги проявляется не через введение новых понятий или заимствование из других сакральных систем, но через переосмысление и углубление изначального смысла уже известных слов, относящихся к той или иной религии, философии, доктрине. Эзотеризм Агни Йоги носит очень своеобразный характер и существенно отличается от прежних форм, прежде всего, синтетичностью подхода к человеку и миру. Эзотеризм Учения не привязан ни к одной из существующих религиозно-мистических традиций и одновременно опирается и на Восток, и на Запад. И сокровенная духовная практика Индии, и тибетские сокровища духа, и элементы мистериального опыта Древнего Египта, и христианские ценности – все это и многое другое присутствует на страницах Агни Йоги. Интересно, что главные эзотерические тайны Учения Жизни, как называет себя Агни Йога, заключаются не столько в какой-либо таинственной неизвестной информации, способность распоряжаться которой предполагает полную оторванность подобного эзотерика от живой действительности, сколько в умении применить духовные знания на практике. Одна из главных тайн, заключающихся в Агни Йоге, состоит в том, что она дает реальную и вполне эзотерическую систему советов по овладению всеми проблемами обычной жизни и по достижению состояния полноты и духовной свободы в условиях современной цивилизации. Таинства, содержащиеся в Агни Йоге, касаются, прежде всего, духовно-космической реальности, которая постепенно проявляется и открывается для ученика, вставшего на духовный путь и правильно по нему идущего. Подобный эзотеризм Агни Йоги не носит слишком закрытого характера, когда от возможности получить духовные знания отрезается большое количество обычных людей. Напротив, храм Учения не заперт на замок, можно стучаться и пытаться открыть дверь. Подробная таблица частоты употребления всех слов, относящихся к мифологической, религиозной и восточно-эзотерической тематике не включена в статью из-за большого объема и будет опубликована в последующих изданиях агни-йогической тематики. Философская лексика Учения Значительное место в Агни Йоге занимает философский пласт. Конечно, речь идёт о весьма специфической философии, не укладывающейся в общепринятые рамки. Она не является четко размеченным, логически выверенным трактатом в европейском стиле, где каждый последующий тезис вытекает из предыдущего. Она отчасти перекликается с афористической манерой европейских философов-моралистов, однако отнюдь не сводится к моралистическому жанру. Живая Этика – это не просто свод нравственных истин. И хотя этическая составляющая Провозвестия XX века весьма значительна (об этом говорит само название Учения), Агни Йога имеет также и свою онтологию (учение о бытии), и гносеологию (доктрина познания). Это соответствующим образом отражается в языке. Философские термины, категории и понятия: Мир – 2677 параграфов Учения упоминает это слово; Энергия – 1999 раз; Дух – 1841; Явление – 1835; Сознание – 1830; Жизнь – 1801; Мысль – 1382; Человек – 1362; Закон – 918; Время – 887; Пространство – 886; Эволюция – 614; Сущность – 593; Знание – 529; Причина – 522; Воля – 433; Истина – 425; Бытие – 361 Познание – 360; Форма – 287; Любовь – 224; Материя – 200; Цель – 118; Вера – 76; Идея – 64; Конечность – 37; Этика – 31; Бесконечность – 27; Нравственность – 20; Материализм – 17; Идеализм – 4. Предварительные выводы В данном перечне наиболее употребительных в Учении философских терминов и понятий обращают на себя внимание следующие закономерности: 1. Явное преобладание терминов и понятий онтологического (в первую очередь) и гносеологического (во вторую очередь) плана над чисто этическими терминами и определениями. 2. Формально более часто упоминание названий, относящихся к материалистическому направлению философии (" материя" – 200 раз; " материализм" – 17 раз), нежели к идеалистическому (" идея" – 64 раза; " идеализм" – 4 раза), однако реально речь в Учении чаще идёт, прежде всего, о духовном мире или о мире идей (" дух" – 1841 раз; " мысль" 1382 раз). 3. Явное преобладание светской философской терминологии над терминологией религиозной, что позволяет ещё раз остановиться на определении Агни Йоги как Учения, представляющего светскую духовность или новое космическое мировоззрение. Научная лексика Агни Йоги И, наконец, ещё одна сторона Живой Этики, отражающаяся и в языке Учения – связь с наукой. Книги Агни Йоги постоянно утверждают, что одна из наиболее важных задач Учения – соединить его с наукой, как прежней, традиционной, так и новой, нарождающейся. Чаще всего в Агни Йоге встречаются следующие слова, имеющие отношение к науке и её различным направлениям: наука – 326 параграфов Учения упоминают это слово; учёный – 240; история – 148; химизм – 87; философия – 56; психология – 54; химия – 25; астрохимия – 25; астрономия – 22; физика – 18; физиология – 15; математика – 7; география – 6; астрофизика – 5; биохимия – 4; психомеханика – 4; геология – 2; филология – 2; астробиология – 1; психохимия – 1. Важно отметить, что традиционные виды наук, упоминаемых в Агни Йоге, соседствуют с новыми направлениями и исследовательскими проектами. Как видно, о гуманитарных науках Учение говорит значительно чаще, нежели чем о точных дисциплинах. Это вполне понятно, поскольку о человеке, его душе, духе, сознании в Агни Йоге говорится чаще всего. Значительное место занимают в Учении различные гипотезы, проверкой истинности которых должна заняться подлинная наука. Исследовательский дух Агни Йоги получил свое отражение на её страницах, где слова на эту тему встречаются довольно часто: изучение – 141; исследование – 129; исследователь – 70; измерение – 68. Методы работы с индексом Наличие индекса к книгам Учения предоставляет читателю возможность значительного углубления работы над Учением. При сознательно-заинтересованном подходе к Учению каждый читающий может, пользуясь индексом, сделать необходимые ему выборки слов, понятий из каждой книги Учения и из всего Учения в целом. К примеру, в плане самосовершенствования Агни Йога рекомендует выбрать ряд своих отрицательных качеств и целеустремленно работать над их ликвидацией, над заменой их противоположными положительными. Такая серьезная работа над собой будет успешнее, если читатель будет знать возможно больше о каждом из этих качеств. Вот здесь-то и будет очень полезен индекс, обратясь к которому, следует выписать и проработать все параграфы, где говорится об интересующих нас качествах, как отрицательных, так и положительных (страх, раздражительность, смелость и т. д. ). Усвоение соответствующих параграфов Учения подготовит почву для успешной работы над собой. Полезен индекс будет и в тех случаях, когда будет желательно проработать все сведения, имеющиеся в какой-либо книге Учения или в целом в Учении по какому-то конкретному понятию или теме (Луч. Аура. Энергия психическая. Система Солнечная. Закон Бытия и т. д. ). Таким образом может быть исследовано вообще любое существительное, имеющееся в Учении. Значительный интерес может представлять изучение случаев употребления в книгах Учения географических наименований, химических элементов (железо, серебро, цинк и т. д. ), прилагательных, характеризующих цвет (красный, синий, черный и т. д. ). По убеждению авторов полный индекс Учения дает поистине безграничные возможности по глубине и детальности изучения книг Агни Йоги. Ведь с его помощью можно в короткое время найти ответы на все вопросы, которые только могут возникнуть у ученика любого уровня подготовки. И это, по-видимому, самое ценное качество индекса. Как бы сложно ни был сформулирован какой-либо вопрос, из него всегда можно выбрать несколько ключевых по смыслу слов. Найдя эти слова в индексе и проработав указанные параграфы книг Учения, мы можем выбрать из него все сказанное по интересующему нас вопросу. Пример: " Что говорит Учение о перевоплощении? " Здесь ключевым является главное слово вопроса – " Перевоплощение". Просматриваем индексы книг Учения и находим адреса слова " Перевоплощение": В книге " Озарение" – ч. 3. V. 13. В книге " Знаки Агни Йоги" – §§ 145, 182, 244. В книге " Сердце" – §§ 151, 458. В книге " Мир Огненный ч. 3 – § 23. В книге " Аум" – §§ 491, 535, 573 и т. д. Остается прочитать в Учении указанные параграфы. При желании более глубокого знакомства с искомым понятием можно в прочитанном тексте выбрать дополнительно близкие по смыслу слова, адреса которых опять-таки найти в индексе и вновь прочитать на них ответы в Учении. Вопрос может быть более сложным: " Что говорит Учение об общности и различии главных мировых религий? " Это уже не простой вопрос, а целая тема, изложение которой должно быть достаточно объемным, поэтому ответы на неё придется искать не через одно какое-то ключевое слово, а через ряд ключевых слов, охватывающих все смысловое поле рассматриваемой темы. Такими словами могут быть следующие: " Религия. Христианство. Христианин. Христос. Иисус. Библия. Апостол. Вера. Церковь. Ислам. Мусульманство. Мусульманин. Магомет. Коран. Буддизм. Буддист. Будда. Гаутама. Храм. " При выборе ключевых слов, которые нужно найти в индексе, следует обратить внимание на то, что в случае расширенных вопросов (как в нашем примере) такими ключевыми могут оказываться слова, не содержащиеся непосредственно в вопросе, но по смыслу ясно, что без этих слов ответа на вопрос не найти. Отметив по индексам книг Учения все параграфы, соответствующие этим ключевым словам и прочитав их в Учении, мы найдем ответы по интересующей нас теме. Понятно, что полнота ответа на поставленный вопрос зависит от правильности и полноты выбранных ключевых слов. При работе с индексом следует помнить о словах-синонимах, и если мы хотим узнать все, что говорится, к примеру, о слове " глаз", то нужно не забыть и слово " око", говоря о слове " страх" – не забыть " трусость" и " робость", о слове " солнце" (или же когда речь идёт о других космических объектах) – " звезда" и " светило" и т. д. Так же, интересуясь мирами Тонким и Огненным, следует не забыть о мирах Астральном и Ментальном и т. п. Характерные слова в книгах Учения С целью более глубокого понимания текстуальных особенностей Учения была сделана попытка анализа составленного индекса в плане частоты употребления характерных слов, прослеживания зависимости между тематикой книги и соответствующими словесными средствами её изложения. Для этого с помощью индексов книг Учения были выбраны наиболее часто встречающиеся слова, которые представлены в виде таблиц №№1-13. Эти таблицы содержат 18 порядковых мест, определяющих частоту употребления слов в книгах Учения. На первом месте (в первой строке) расположены слова, употребляющиеся в наибольшем числе параграфов, а ниже соответственно с уменьшающейся частотой повторения. Слова, содержащиеся в этих таблицах, можно считать характерными для соответствующих книг. Таблица №1 Характерные (наиболее часто встречающиеся) слова в книге " Зов"
Таблица №2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|