Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТАРЫЙ БУКВАРЬ 4 страница



— Чего-нибудь не годится, — замечает он.

И, сложив руки на коленях, смотрит на огонь. Слушает, как гудит в трубе пламя. Задумался. Он всегда руки кладёт на коле­ни, если что вспоминает, и мешать ему в это время не полагается. Дед думает, уче­ники потихоньку собираются в кружок около него, рассаживаются незаметно, так, чтобы ему не помешать думать. И да­же смотрят как бы мимо него, чтобы, слу­чаем, с мысли не сбить. Пусть думает. Он всегда так: подумает-подумает, потом скажет.

— Было это, между прочим, ещё в ту, первую ерманскую, войну, — начнёт он спокойно. — Лежим это мыв снегу, точно мёртвые, притаились. Головы пригнули, прислушиваемся...

Сказал и замолчал, прислушиваясь к тишине за окном. Будто там, на дворе, в самом деле кто-то может быть. Послу- шал-послушал, а потом обвёл ребят вни­мательным взглядом и стал продолжать свой рассказ.

— Вот уже до слуха долетает сквозь морозную дымку звон колёс. Клубы пара показались белыми шапками выше дере­вьев. Паровоз пыхтит, колеса постукива­ют на стыках рельсов. Чёрная туша выкатывается из-за поворота. Мелькают между соснами платформы с пушками, установленными крест-накрест стволами. С часовым в длинных, до пят, тулупах и валенках из обыкновенной соломы поверх сапог...

ГУдит в трубе огонь, винтовочными выстрелами потрескивают в печи берёзо­вые поленья. Искры выбиваются сквозь щель чугунной дверцы. Малыши сидят у печи, неживые.

— Митьке, моему подручному, Мит- рею, второму номеру, не терпится. Мал ещё — дёргается возле меня, к ружью по­рывается. Вот-вот выдаст себя. Я его но­гой — толк. Цыц, мол, нишкни! Ружьё — цельных два метра в нём. «Петеэром» на­зывается — противотанковое, значит. Ве­сом на пуд. А стреляет пулями всего в перчину величиной. Зато перчина та горь­кая. Ой, какая горькая! Оставляет она в толстой броне дырочку пустяковую, в па­учью норку. Ну, пусть чуть побольше, зато гибельную. И огромному танку от той ды­рочки — несдобровать!

Дед Матвей стукнул железной дверцей, подбросил в печь несколько поленьев. За­крыл печь, ещё и раскалённую ручку по­вернул, чтобы завёртка за уступ зашла. И как ему не печёт! Даже не моргнул глазом от жара!

— Лежим это мы, приглядываемся, а паровоз уже как на ладони — вот он. Те­перь самое главное — момент поймать, Прилаживаюсь я к ружью, беру чёрное брюхо на мушку. Подловил и — щёлк! ТУт все тебе, значит, и дела...

Сказал и вроде уходить собрался. Как же так: на самом интересном остановился! Дед Матвей понял ребят, добавил:

— Дела какие?.. В плечо лишь толкну­ло очень. А так ничего: пар из котла в небо ударил, колёса осатанело завизжали тор­мозами. И гудок зачем-то засвистел, теряя силу...

— А дальше что? — испугались дети, видя, что старик ищет шапку, на тулуп глянул.

— Дальше что? Ясное дело, догадаться не трудно: пар валит в небо, застил весь эшелон, паровоз остановился. На плат­формах стрельба поднялась. Кто куда по­пало пуляет, без разбору.

— А вы с Митькой?

— Мы с ним уже далеко, аж в Карнау- ховском бору на лыжах только пятками за­мелькали...

Накинул тулуп, шапку в руки взял. Ска­зал на прощанье:

— Мне пора.

И ушёл, озадачив своих «студентов». Как же так: рассказывает про ту, старую, «первую ерманскую», войну, а петеэры вплёл. Какие же тогда могли быть проти­вотанковые ружья? I потом: как мог Митька, иначе — Митрей, Митруха, их хо­роший знакомый, односельчанин, да обыкновенный пятиклассник, что только прошлой зимой ездил со всеми учениками на занятия в Иволжино, как мог он быть в ту, «первую ерманскую», подручным — вторым номером, если он и родился после неё-то, войны? Ясное дело: заливал что-то дед. «Конспирацию» наводил. Да ребята охотно прощали ему такую неправду.

Теперь большую часть своей жизни ребята проводили в дедовой школе. Толь­ко ночевать расходились по домам. И в те дни, когда дед Матвей не приходил, еду готовила Надежда Фёдоровна. Малыши помогали ей. Дедова картошка кончилась, каждый брал несколько клубней из дому. Девочки мыли картошку, мальчики прино­сили дрова, следили, чтобы не погасло в печке. Сядут кружком, подбрасывают по­ленца. Как дед Матвей. Слушают волшеб­ное гудение огня.

Сочится, пенится на пилёном срезе бревна сок; посвистывают синие хвостики пламени, живительный дух тепла расхо­дится по горнице. Котёнок выгревается на лежанке. Потянется передними лапами, зевнёт, показав белые зёрнышки клыков, положит голову подбородком на тёплое. Спит себе беспробудно.

И когда все подзаправятся хорошенько, той же картошкой в мундирах, с салом, с луком, с солью и хлебом, начинается са­моподготовка. Ребята решают задачи, вы­полняют грамматические упражнения, чи­тают. Словом, делают то, что задано на дом. Забьётся каждый себе в уголок, что­бы никому не мешать, бубнит под нос. По­том бежит к учительнице на проверку — что она скажет: хорошо или плохо? И как выучат уроки, снова собьются возле неё. Ждут, чтобы она что-нибудь рассказала.

В один из таких дней школьники попро­сили свою учительницу показать дедов букварь. У ребят были свои буквари, по которым они учились в школе раньше, пройденные буквари, которые они уже, почитай, знали наизусть. А вот букварь де­да Матвея, старый букварь, по которому пальцем водил ещё старик, не смотрели от начала до конца.

Ученики сели вокруг Надежды Фёдо­ровны, притихли, как на уроке. Даже сё- стры-близнята — Люба и Люся Назаровы

— не перешёптываются, как обычно. Пав­лушка Малёнкин не болтает ногами под скамейкой, не шмыгает носом. Смотрят

— и перед ними открываются волшебные страницы..

Осторожно листают старый букварь дети, как реликвию. И перед ними оживает то далёкое прошлое, когда их ещё и на све­не не было, когда родители были малень­кими, вот как они сейчас.

А Надежда Фёдоровна задумалась, спрятав глаза глубоко под стёклышками пенсне. Наверное, прошлое своё вспомни­ла. Не знали, конечно, дети, что Надежда Фёдоровна вспомнила, сколько их, малых, несмышлённых, от первой буквы «А» до последней «Я» провела по этому букварю...

— И дед Матвей учился по этому буква­рю? — перебили её мысли дети.

— Учился, да не доучился! — выгово­рила она строго и недовольно. Тут же до­бавила мягче: — Поленился просто, теперь-то жалеет. До сих пор кое-кому прямо в глаза смотреть не может. Вечную вину свою несёт тяжело.

Подняла голову, посмотрела * куда-то мимо бревенчатых стен.

— А ведь способным был. Учителем мог бы стать.

В Беловодах дети и не считали деда Матвея иначе, как своим учителем. Выхо­дит он им не учитель, вернее, не совсем учитель. То есть учитель, но не такой, как надо. А всё ведь из-за того же простого букваря, который не смог одолеть за всю свою жизнь старый.

И снова страницы — и снова тот далё­кий, неведомый и такой родной для каждо­го из них сейчас мир...

Федя открывает драгоценную коробоч­ку, подносит её к лицу и вдыхает приятный запах. Берёт на пробу — не потеряла ли она прежний аромат. Потом передаёт ко­робочку другим, чтобы и они попробова­ли. Когда коробочка пройдёт по кругу и возвратится назад, вынимает из неё цвет­ные грифели из карандашей. Начинается урок рисования.

Каждый рисует кому что положено: гриб там, или кувшин, или кленовую ве­точку с жёлтым осенним листом, — сло­вом, кто в каком классе и кому что дано по программе. А те, кто справился со сво­им заданием, начинают фантазировать.

На рисунке у Любы и Люси Назаровых пни сидят поблизости в белых папахах, призадумались; морозная пыльца сыплет­ся сверху. И ярко-оранжевый диск за моло­дым ельником от вершины к вершине перебирается. По дороге летят старые розвальни. Снег ошмётками брызжет из- под копыт тёмногривого коня, старик вы­тянул перед собой руки с вожжами. Сан­ный след двумя нитками потянулся по белой целине дугой. Из огромных тулупов — по двое, а то и по трое — носы синие торчат. Смотрят по сторонам широко от­крытыми глазами детишки из-под насуну­тых шапок и платков, удивляются...

Морозные узоры на дедовых окнах зо­лотятся солнечным светом. Здоровенная печь пышет жаром. От берёзовых дров тёплый дух расходится по горнице, а де­твора сопит над листами бумаги, рисует.

У Павлушки Малёнкина розовые ство­лы соснового бора поднимаются в небо. Уходят кронами за край листа. Ш-за дере­вьев выезжает на тёмногривом коне боро­датый всадник. На всаднике огромные валенки и оранжевый тулупчик, а на папа­хе красная ленточка наискосок...

Никто той ленточки, конечно, не видел. Дед Матвей снимает её, когда приезжает в Беловоды. На время снимает. Такое строгое правило, должно быть, заведено у лесных людей, для «конспирации», как говорит сам дед Матвей, для секретности, значит. Да дети догадываются, по чуть примятой полоске на меху догадываются. Её-то, полоску, и не приметишь сразу, что она примята, присмотреться надо. А то её и вовсе не стало — мех взлохмачен на шап­ке, и всё. Дед Матвей сразу смекнул, отчего это ребята на шапку смотрят, когда он приедет, и след от полоски исчез начисто. Как не бывало его вовсе. Да только Пав­лушка видел её хорошо, красную ленточку наискосок. В воображении своём видел.

Федя рисует солнце. Солнце у него чис­тое. Без помарочки. Любит он рисовать солнце. Нарисует — подумает, глянет на солнце. И вдруг слёзы на глаза. Возьмёт он чёрный карандаш, тени наложит. Пря­мо на солнце! Будто кто за руку схватит — зачем чёрным? Солнце ведь! Да тут же руку будто кто подталкивает ему. И тени, конечно, чёрным по красному, не он кладёт.

Ярким пламенем гудит печь. Тёплый дух от неё расходится по избе. Котёнок вы- гревается на лежанке. Жмурится на мир. Часы тикают на стене, отмеривая время. Детвора рисует. Усердствует над листками бумаги. Над теми самыми, в которых пря­чутся паучки свастик, что выявляются на свет. На солнце!

Гнётся детвора над бумагой, зёрныш­ками от цветных карандашей рисует, кото­рые Федюша ещё до войны собирал. По одному собирал в коробочку из-под пу­дры. Зёрнышки трудно держать в руках, пальцы немеют, но рисовать хочется. Очень хочется рисовать детям.

Временами кто-то дёрнет дверь. Дети оглянутся, поймут, что это ветер — обык­новенный ветер, и снова принимаются^ за своё дело. Рисуют, фантазируют. Школу настоящую рисуют, детвору весёлую и беззаботную, праздничную ёлку в цветных фонариках.

Гудит дедова печь, тепло от неё расхо­дится. Хорошо детям, укромно. Деловой гул стоит в дедовой светлице...

И вдруг в тот ребячий мирный гул во­рвалось что-то необычное...

Тревожно залаяли дворовые собаки. Откуда-то издалека донеслось еле улови­мое подвывание мотора. Давно уже, с тех пор, как перестала работать лесопилка, не появлялись в Беловодовском лесничестве автомашины. Ребята решили, что это им показалось, тем более Надежда Фёдоров­на ничего не расслышала.

Вскоре вой моторов повторился с удво­енной силой. Его отчётливо донёс порыв ветра. Ребята повскакивали из-за парт и, процарапав на стёклах наморозь, прилип­ли к окнам. Перед ними открылась един­ственная в Беловодах улица.

Что-то непонятное творилось в посёл­ке. Федя протёр лучше стекло — от паль­цев остались чернильные полосы. Приник глазом к фиолетовой амбразуре, увидел, как из-за поворота, из-за сосен, осторожно выехали две диковинные машины. Сперва они словно бы огляделись и лишь затем передвинулись ближе. Одна из них, клю­нув носом, остановилась у въезда, возле его избы, другая живо прошла неезженой дорогой и стала за школой. Прогрохотала, сотрясая стены, загородила свет в окне чёрным ящиком с жёлтым крестом на бо­ку. Чудовища какие-то, а не машины на гусеничном ходу сзади и обычными шина­ми впереди. Остановились машины, и в тот же миг из брезентового кузова прямо в снег стали сыпаться люди в чёрных ши­нелях и железных шляпах. Поля у шляп куцые, шинели длинные, путаются в ногах.

Ребята в недоумении посмотрели на учительницу. Надежда Фёдоровна сидела за столом, как прежде, лицо её было спо­койным, только чуть побледнело.

Федя опять припал к своей амбразуре — чёрные шинели к тому времени щерба­тым частоколом оцепили школу. Отделя­ют домик деда Матвея от леса и от посёлка, в окружение берут. У каждого в руках небольшая коряга из железа, за поя­сом по две, а то и по три гранаты с дере­вянными голышами длинных ручек. Одна за другой замолчали в посёлке собаки.

Учительница очнулась от забытья, на­чала собирать зачем-то чернильницы. На беду одна чернильница выпала из рук и разбилась. А Федя увидел, что учительни­ца собирает чернильницы, схватил старый букварь и сунул его себе за пазуху.

Во дворе дерзко перегукивались в мо­розном воздухе на чужом языке голоса. Щёлкнула щеколда, но никто не заходил. Лишь холод ледяным дыханием подсту­пил к детским ногам. Кто-то приблизился к окну. Сторонясь, постучал чем-то желез­ным в раму.

— Матфэй, вихади!..

От стука фиолетовый снежок осыпался на подоконник. И всё затихло. Лишь тика­ют на стене, как прежде, часы. Странно, что они тикают, не остановились. Отсчи­тывают страшное время...

На улице снова зашумели, а что там творится — не разобрать. Только топот сапог стал слышнее и, значит, ближе. От­крылась дверь настежь — показалось чёр­ное рыльце автомата, потом железная каска с глазом.

Много их сразу ввалилось в горницу — не проглянешь. Все рослые, крупнолицые. Подбородки шарфами повязаны. И шине­ли на них не чёрные, как показалось внача­ле, а зелёные. Впереди себя рыльца коряг-автоматов держат наизготове.

Смотрят: парты расставлены в прос­той избе с ухватами у печки, на полу све­жее пятно чернил. Старушка сидит за столом в пенсне, руки сцепив, даже голо­вой не повела. По углам ребятишки с испу­ганными глазёнками.

— Шуле? [2] — догадались.

Один из них подошёл к столу, взял мел­ки и бумагу. Стал подозрительно рассмат­ривать.

— Дойч? [3]

Да тут поднял бумагу на свет, увидел паучки, и всё прояснилось. Как зашумят они все разом, обнаружив бумагу с водя­ными знаками, как замашут руками, пере­бивая друг друга, поглядывая на учитель­ницу. И понятно всё, хотя и говорят на чу­жом языке. Очень понятно, без перевода понятно, без словаря. Дед Матвей, быва­ло, одно слово вправит — и то запутает, с толку собьёт. А тут сплошь идут те непо­нятные слова, а ясны, до боли ясны. Нача­ли они выгонять школьников на улицу.

Федюшка, не помня себя, прибежал до­мой — матери нет: в лес, видно, подалась за валежником. Припал к окну, процара­пал, оставляя фиолетовые полосы, глазок. Увидел чёрные на снегу силуэты. Федя открывает драгоценную коробоч­ку, подносит её к лицу и вдыхает приятный запах. Берёт на пробу — не потеряла ли она прежний аромат. Потом передаёт ко­робочку другим, чтобы и они попробова­ли. Когда коробочка пройдёт по кругу и возвратится назад, вынимает из неё цвет­ные грифели из карандашей. Начинается урок рисования.

Каждый рисует кому что положено: гриб там, или кувшин, или кленовую ве­точку с жёлтым осенним листом, — сло­вом, кто в каком классе и кому что дано по программе. А те, кто справился со сво­им заданием, начинают фантазировать.

На рисунке у Любы и Лихи Назаровых пни сидят поблизости в белых папахах, призадумались; морозная пыльца сыплет­ся сверху. И ярко-оранжевый диск за моло­дым ельником от вершины к вершине перебирается. По дороге летят старые розвальни. Снег ошмётками брызжет из- под копыт тёмногривого коня, старик вы­тянул перед собой руки с вожжами. Сан­ный след двумя нитками потянулся по белой целине дугой. Из огромных тулупов — по двое, а то и по трое — носы синие торчат. Смотрят по сторонам широко от­крытыми глазами детишки из-под насуну­тых шапок и платков, удивляются...

Морозные узоры на дедовых окнах зо­лотятся солнечным светом. Здоровенная печь пышет жаром. От берёзовых дров тёплый дух расходится по горнице, а де­твора сопит над листами бумаги, рисует.

У Павлушки Малёнкина розовые ство­лы соснового бора поднимаются в небо. Уходят кронами за край листа. Из-за дере­вьев выезжает на тёмногривом коне боро­датый всадник. На всаднике огромные валенки и оранжевый тулупчик, а на папа­хе красная ленточка наискосок...

Никто той ленточки, конечно, не видел. Дед Матвей снимает её, когда приезжает в Бел оводы. На время снимает. Такое строгое правило, должно быть, заведено у лесных людей, для «конспирации», как говорит сам дед Матвей, для секретности, значит. Да дети догадываются, по чуть примятой полоске на меху догадываются. Её-то, полоску, и не приметишь сразу, что она примята, присмотреться надо. А то её и вовсе не стало — мех взлохмачен на шап­ке, и всё. Дед Матвей сразу смекнул, отчего это ребята на шапку смотрят, когда он приедет, и след от полоски исчез начисто. Как не бывало его вовсе. Да только Пав­лушка видел её хорошо, красную ленточку наискосок. В воображении своём видел.

Федя рисует солнце. Солнце у него чис­тое. Без помарочки. Любит он рисовать солнце. Нарисует — подумает, глянет на солнце. И вдруг слёзы на глаза. Возьмёт он чёрный карандаш, тени наложит. Пря­мо на солнце! Будто кто за руку схватит — зачем чёрным? Солнце ведь! Да тут же руку будто кто подталкивает ему. И тени, конечно, чёрным по красному, не он кладёт.

Ярким пламенем гудит печь. Тёплый дух от неё расходится по избе. Котёнок выгревается на лежанке. Жмурится на мир. Часы тикают на стене, отмеривая время. Детвора рисует. Усердствует над листками бумаги. Над теми самыми, в которых пря­чутся паучки свастик, что выявляются на свет. На солнце!

Гкётся детвора над бумагой, зёрныш­ками от цветных карандашей рисует, кото­рые Федюша ещё до войны собирал. По одному собирал в коробочку из-под пу­дры. Зёрнышки трудно держать в руках, пальцы немеют, но рисовать хочется. Очень хочется рисовать детям.

Временами кто-то дёрнет дверь. Дети оглянутся, поймут, что это ветер — обык­новенный ветер, и снова принимаются, за своё дело. Рисуют, фантазируют. Школу настоящую рисуют, детвору весёлую и беззаботную, праздничную ёлку в цветных фонариках.

Гудит дедова печь, тепло от неё расхо­дится. Хорошо детям, укромно. Деловой гул стоит в дедовой светлице...

И вдруг в тот ребячий мирный гул во­рвалось что-то необычное...

Тревожно залаяли дворовые собаки. Откуда-то издалека донеслось еле улови­мое подвывание мотора. Давно уже, с тех пор, как перестала работать лесопилка, не появлялись в Беловодовском лесничестве автомашины. Ребята решили, что это им показалось, тем более Надежда Фёдоров­на ничего не расслышала.


Вскоре вой моторов повторился с удво­енной силой. Его отчётливо донёс порыв ветра. Ребята повскакивали из-за парт и, процарапав на стёклах наморозь, прилип­ли к окнам. Перед ними открылась един­ственная в Беловодах улица.

Что-то непонятное творилось в посёл­ке. Федя протёр лучше стекло — от паль­цев остались чернильные полосы. Приник глазом к фиолетовой амбразуре, увидел, как из-за поворота, из-за сосен, осторожно выехали две диковинные машины. Сперва они словно бы огляделись и лишь затем передвинулись ближе. Одна из них, клю­нув носом, остановилась у въезда, возле его избы, другая живо прошла неезженой дорогой и стала за школой. Прогрохотала, сотрясая стены, загородила свет в окне чёрным ящиком с жёлтым крестом на бо­ку. Чудовища какие-то, а не машины на гусеничном ходу сзади и обычными шина­ми впереди. Остановились машины, и в тот же миг из брезентового кузова прямо в снег стали сыпаться люди в чёрных ши­нелях и железных шляпах. Поля у шляп куцые, шинели длинные, путаются в ногах.

Ребята в недоумении посмотрели на учительницу. Надежда Фёдоровна сидела за столом, как прежде, лицо её было спо­койным, только чуть побледнело.

Федя опять припал к своей амбразуре — чёрные шинели к тому времени щерба­тым частоколом оцепили школу. Отделя­ют домик деда Матвея от леса и от посёлка, в окружение берут. У каждого в руках небольшая коряга из железа, за поя­сом по две, а то и по три гранаты с дере­вянными голышами длинных ручек. Одна за другой замолчали в посёлке собаки.

Учительница очнулась от забытья, на­чала собирать зачем-то чернильницы. На беду одна чернильница выпала из рук и разбилась. А Федя увидел, что учительни­ца собирает чернильницы, схватил старый букварь и сунул его себе за пазуху.

Во дворе дерзко перегукивались в мо­розном воздухе на чужом языке голоса. Щёлкнула щеколда, но никто не заходил. Лишь холод ледяным дыханием подсту­пил к детским ногам. Кто-то приблизился к окну. Сторонясь, постучал чем-то желез­ным в раму.

— Матфэй, вихади!..

От стука фиолетовый снежок осыпался на подоконник. И всё затихло. Лишь тика­ют на стене, как прежде, часы. Странно, что они тикают, не остановились. Отсчи­тывают страшное время...

На улице снова зашумели, а что там творится — не разобрать. Только топот сапог стал слышнее и, значит, ближе. От­крылась дверь настежь — показалось чёр­ное рыльце автомата, потом железная каска с глазом.

Много их сразу ввалилось в горницу — не проглянешь. Все рослые, крупнолицые. Подбородки шарфами повязаны. И шине­ли на них не чёрные, как показалось внача­ле, а зелёные. Впереди себя рыльца коряг-автоматов держат наизготове.

Смотрят: парты расставлены в прос­той избе с ухватами у печки, на полу све­жее пятно чернил. Старушка сидит за столом в пенсне, руки сцепив, даже голо­вой не повела. По углам ребятишки с испу­ганными глазёнками.

— Шуле? [4] — догадались.

Один из них подошёл к столу, взял мел­ки и бумагу. Стал подозрительно рассмат­ривать.

— Дойч? [5]

Да тут поднял бумагу на свет, увидел паучки, и всё прояснилось. Как зашумят они все разом, обнаружив бумагу с водя­ными знаками, как замашут руками, пере­бивая друг друга, поглядывая на учитель­ницу. И понятно всё, хотя и говорят на чу­жом языке. Очень понятно, без перевода понятно, без словаря. Дед Матвей, быва­ло, одно слово вправит — и то запутает, с толку собьёт. А тут сплошь идут те непо­нятные слова, а ясны, до боли ясны. Нача­ли они выгонять школьников на улицу.

Федюшка, не помня себя, прибежал до­мой — матери нет: в лес, видно, подалась за валежником. Припал к окну, процара­пал, оставляя фиолетовые полосы, глазок. Увидел чёрные на снегу силуэты.


Один лез на чердак, другой держал вни­зу лестницу, приставленную к стене. Коря­га-автомат у него на шее, подбородок за­дран кверху, каска чуть не сваливается. И говорит что-то тому, который лезет. Лест­ница прогибается, не иначе, хочет сбро­сить грузную тушу.

Ещё трое пошли в конюшню, где обыч­но стоял Король, где так и остался дедов плотницкий верстак, сделанный на скорую руку. Сено ворошат. Управились они бы­стренько — ив доме, и на чердаке, и в са­рае, — ладно у них всё выходило. Вывели старушку.

Надежда Фёдоровна была в той же сво­ей неизменной шубке из лоскутков, в поно­шенных сапожках со множеством застёжек. В руках держала свою большую муфту, плотно прижимая её к груди. Из- под меховой шляпки холодно поблёскива­ли стёклышки пенсне. Учительница смот­рела отрешённо куда-то вдаль, не замечая шинелей.

Федя увидел старую шубку в лоскутках, кинулся к двери. Ударился с разгону во что-то мягкое.

— Куда ты?!

Это была мать. Она прибежала из лесу — чуяло её сердце беду. Прижала сына к себе — последнюю надежду, всё ещё не ве­ря, что он живой. И, когда он попробовал вырваться, сильнее сжала руки, чувствуя, как отчаянно колотится-клокочет его сердце.

Тем временем старушку посадили в крытый брезентом кузов диковинной ма­шины. А сами выцедили из квадратных ка­нистр бензин, да не на землю — в вёдра. Плеснули на крышу, занесли в избу. По­том намотали на палку тряпку, окунули в ведро. Подожгли — и бросили в сени. Огонь ухнул, земля вздрогнула так, что в окне, за которым стоял Федя, осыпался фиолетовый снежок.

До поздней ночи стояло над Белово- довским лесничеством красное кровяное зарево. Никто, даже самые малые, не спал в посёлке. Через проталинки в окнах смот­рели, как в огромных сугробах бьётся над крышей дедовой хаты пламя пожара и как обрушиваются вниз, на землю, огненные брёвна стропил, выбрасывая вверх, высоко в небо, золотые снопы бес­численных искр...

. Рано утром, на рассвете, появились в Беловодах всадники. Спешились возле чёрного пепелища — у каждого автомат на груди или карабин за плечом. На шап­ках — огненные ленточки наискосок. У де­да Матвея — теперь открыто.

Замер он рядом с Королём, голову опу­стил. Смотрит, как розовые жилки по дре­весным углям до краёв добегают. Его левая рука бинтом перевязана, автомат че­рез плечо сзади.

— Не уберёг... — упрекнул себя.

Начали сходиться люди. Марина Семё­новна, Анна Малёнкина, Пелагея Назаро­ва. Никто не мог усидеть дома. Давно уже на беловодовской улице — с майских дней — не собиралось столько народу. Пришли и самые малые к своей школе. Стоят, по­нурив головы, молчат.

Солнце за лесом где-то поднимается. Небо посветлело. Темень в чащу отступи­ла. Белым-бело вокруг, даже глазам боль­но смотреть. Только пепелище зияет в земле чёрной дырой. И над той чёрной ды­рой торчит в небо голой трубой дедова печь. Та самая, что согревала малышей в непогодь, что варила картошку для них в мундирах, что собирала их у своего огня послушать бесчисленные житейские и бое­вые истории деда Матвея.

— Сколько волк ни берёт — и его возь­мут! — нарушил тишину старик.

Снял свою папаху с ленточкой наиско­сок — седая прядь прилипла ко лбу. Волос по-стариковски от макушки приглажен во все стороны. Борода в инее. А в ресницах слеза острой льдинкой запуталась.

— Пухом тебе земля, Надя... — еле вы­говорил.

Кто-то из женщин всхлипнул. Да дед Матвей обернулся, глянул строго. В его глазах уже не было слёз. Папаху надел, пе­ребросил через голову Короля повод, а ру­ки дрожат. Выдают.

Другие партизаны тоже начали гото­вить лошадей в дальний путь. Влас Малёнкин прижал к себе сына Павлушку, попрощался с женою Анной. Их командир — ещё молодой парень с портупеей крест- накрест поверх тулупчика — заметил, как стоит отрешённо Федя Плотников, шапку и букварь держит в руках, старый дедов букварь, подошёл к мальчику.

— Потерпите немного, — сказал. — Может, всего до осени, до сентября. Будет у вас школа.

Федя надел шапку в чернилах, поднял на командира влажные глаза.

— По правде?

— А то как же! — нарочно возмутился, сделав строгое лицо, командир и тут же, для подкрепления своего авторитета, об­ратился к «заведующему учебной частью»: — Вот и дед Матвей то же ска­жет. Верно я говорю, Матвей?

Дед Матвей увидел свой старый бук­варь в руках Федюшки, невольно было по­тянулся к букварю, к своему старому спасённому букварю, да остановился во­время, поразмыслив. Положил тяжёлую руку на шапку в чернилах, сказал твёрдо:

— Да, дети. Будет. Обязательно будет!

Впервые старик назвал их не «студен­тами», а «детьми». И дети поняли, что го­ворит он с ними, как со взрослыми людьми.

Солнце искрится в туманной изморози над лесным горизонтом, стволы сосново­го бора зарозовели, дали вычистились, зимняя акварель берёзок открылась. Тй- шина звенит. А в глазах черно. Боль в гла­зах. И чёрное пламя, на что ни глянешь, накладывается. Бьётся в огромных сугро­бах над крышей. Огаенные брёвна обру­шиваются на землю, вымётывая в небо стопы искр...

И ещё долго, очень долго, не один год и не два, схватывались по ночам дети в полусне, порывались к окнам, всматрива­лись в окраешек леса, туда, где стояла ког­да-то изба деда Матвея, и видели, как чёрное пламя накладывается на розовые сугробы и как роями взбиваются к небу мириады искр...

Так и остались навсегда, на всю жизнь, в памяти горящие стропила их необычной школы той далёкой и грозной военной п



 


 

 

 

 

 

[4]      

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.