Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТАРЫЙ БУКВАРЬ 2 страница



— Деда, почему в школу не везёшь?

Да умолкли постепенно: не тот стал

нынче дед Матвей.

Глаза его глубоко ушли под косматые брови, взгляд прячется. Будто виноват в чём старик перед детьми. Смотрит куда- то мимо стволов вековечных сосен, мол­чит непонятно.

— Кончились ваши университеты... — выговорил с болью.

Дети присмирели. Стоят, не расходят­ся. Смотрит старик: явились и первачки. Те, что первый раз в первый класс. Серёжа Лапин, сын лесоруба, Плотников Федя. Опустил голову, носком снег ковыряет. Пальтецо на нём ветхое-преветхое. И ко­роткое — вырасти успел. Шапка отцова в чернилах.

«Ыч ты, — подумал старик, — ещё в школу не ходил, а науку, видать, пробо­вал. Головой».

А они в один голос:

— Дедушка, свези нас в школу!

Дед Матвей почесал затылок. Пересту­пил с ноги на ногу. Примял свежий снежок на пороге. Молчит. Что скажешь? Перед­ние зубы у Федюшки Плотникова выпали, а новые не выросли. Старик услышал ше- пелявинку, сердце ёкнуло. И что больнее всего просят самые малые. Те, которым и объяснить-то как следует невозможно. Те, которым весь год обещали, что осенью, как станет погода, отвезут в шко­лу. Старшие — те кое-что соображают, отошли дальше, поглядывают молча из- под насунутых на брови шапок. А не рас­ходятся, ждут чего-то.

Старик посмотрел на малых, подумал: «Считай, сироты, коль отцов нет». Отвёл взгляд — встретил Федю Плотникова. Стоит неприкаянно худою былинкой, ло­скут мешковины пришит на локте. Отцо­вы сапоги заскорузли и заломились носами кверху. Каблуки истёрлись до са­мых задников. Опустил глаза, смотрит под ноги. Его отец, Андрей Плотников, сразу, как началась война, ушёл на фронт, и мать Федюшки, Марина Семёновна, ещё до осеннего бездорожья успела получить чёрное известие...

«Сколько теперь их, сирот, на белом свете... — подумал дед Матвей. — Выхо­дит, за отца кому-то надо стать».

Усмехнулся горько — слеза на глаза на­вернулась. От старости, видно. А может, от ветра. Только он живо смахнул её, сле­зу. Вытер скулу на всякий случай корявым пальцем, открыл дверь своей избы на­стежь: заходите.

Малыши несмело переступили порог. Вошли в светлую — на три окна — горни­цу, робко остановились у дверей. Осмотре­лись. У печи стоят — выстроились солдатами — ухваты: на стене тикают ча­сы-ходики.

— Садитесь, — обеспокоился старик, выставляя стулья.

Стульев, конечно, у деда Матвея не хва­тило. Пришлось рассадить ребят как при­дётся. Потом обвёл всех внимательным взглядом, подошёл к сундуку. Взялся за ключ.

Ребята насторожились, глядя на чёр­ный сундук, размалёванный красными ма­ками. А дед, ничего не объясняя, повернул ключ в замке один раз и другой, поднял над собой палец. Замер, прислушиваясь.

Теперь дети уставились на палец. Но, ясное дело, ничего особенного не увидели: тот же, чуть согнутый крючком палец, удобный для захвата кнутовища, весь в трещинах и морщинах.

В эту минуту в горнице раздалась му­зыка. Она лилась откуда-то из-под земли, и дети не сразу сообразили, что поёт сундук.

Динь-дон, динь-дон! — стучали скры­тые молоточки, словно в заводных часах.

И вдруг погасли. Отстучали серебря­ным звоном колокольчики, наступила ти­шина. Тогда старик поднял крышку. Крышка была некрашеной, с переводны­ми картинками на внутренней стороне, с деревянной палочкой-подпоркой, что за­кладывается вовнутрь. Дед Матвей вывел палочку, закрепил крышку. Перегнулся че­рез край сундука. И детишки туда же. Ры­скают глазами в поисках волшебных колокольчиков, да кроме допотопного до­бра, припасённого ещё покойной бабкой Анастасией, — синей, в горошину, сатино­вой кофты, тёмного платка, домотканых рушников, — ничего не увидели.

Долго что-то возился дед Матвей, пе­реворачивая всякое тряпьё до самого дна, наконец извлёк из сундука старую книжи­цу. Выпрямился, встав посредине горни­цы, по слогам, а больше по памяти, запинаясь от волнения, прочитал:

— «Букварь».

Книжка была зачитана до дыр, листы не держались. Кое-где уголки страниц об­ломались и слова в нижних строчках ис­тёрлись. Да не о том речь.

— Стало быть, вот так... — добавил дед Матвей, почему-то смущаясь.

Старик, должно быть, решил сам учить детей, коль так случилось, что не стало школы. Не пропадать же ребячьим годам зазря, жизнь и так недолга. А ну-ка, выкинь из неё, жизни, год-другой — что значит? Открыл букварь, да, пока подвёл. ельница она, — ответил. И за поручень двери взялся. — Надеждой Фёдо­ровной величать. В городе голодала. Правда, не работала уже, — добавил зачем-то.

Дед Матвей ушёл, закрыв за собой ду­бовую дверь, а люди остались ни с чем. Так толком ничего и не поняли. Стоят, друг на друга смотрят. Не всё сказал им старый. Утаил что-то. Уж больно скрыт­ным стал он в последнее время.

Рано утром старик истопил печь, со­грел чаю, заварил целебный зверобой, на­дел тулуп. Вышел во двор, отыскал в сарае топор. За дело принялся.

Прежде всего он пошёл в заброшенную лесопильню, где так и осталось торчать в зубьях распиловочной машины сосновое бревно, распущенное с одной стороны на доски. Отобрал несколько добротных об­резков, принёс в конюшню. Там, рядом со стойлом Короля, смастерил себе на ско­рую руку плотницкий верстак.

Потом разыскал инструменты. Давно не брал он их в руки. Стальное лезвие ру­банка отточил на обломке карборундового круга, пилу развёл трёхгранным напильни­ком, насадил покрепче на ручку молоток. Поплевал на жёсткие ладони, взял руба­нок. Прижмурил один глаз, проверяя за­хват лезвия. Постучал молотком в затылок рубанку, высвобождая пластину, затем осадил её ударом. Ещё раз прикинул захват лезвия. И, став поудобней, легко пустил рубанок по шершавой доске.

Вьётся золотая стружка из прорези ру­банка, сосновый дух расходится по ко­нюшне. Ноздри Короля, раздуваясь, втягивают приятный запах смолки. Дым­чатый глаз косится на хозяина: что он за­теял? А дед, очистив доску, берётся за новую. Повернулся невзначай, заметил — в дверь кто-то заглядывает. Высунет нос и тут же спрячет его. Старик бросил быст­рый взгляд — спряталась за косяк шапка в чернилах.

— A-а, помощнички явились! Ну, захо­дите, добрые люди, коли так...

Из-за косяка выступила теперь откры­то Федина шапка в чернилах. Подошёл ближе, спрятал руки в карманы. Смотрит, завороженный, как из дедовых рук весело вьются смолистые кольца стружек.

Глаза деда тоже повеселели после вче­рашнего. Строгает доски, улыбается чуть заметно себе в бороду.

— Кто там ещё? — глянул на дверь.

Постепенно дедова мастерская запо­лняется ребятишками. Павлик Малёнкин, Серёжа Лапин, Митька Пономарёв, сын охотника, примятого в прошлом году мед- ведем-шатуном. Митька самый старший из всех, ему в этом году надо уже в пятый класс ходить. Но он не поехал в город — война помешала. Стоит, выделяясь рос­том среди малышей, на крепкого мужичка похожий.

— Подержи-ка мне здесь, — просит его старик.

Тут где взялся из-под руки Павлушка Малёнкин. Вцепился в доску, а за ним бро­сились и остальные. Отталкивают друг друга, гвалт подняли. Каждый хочет, чтоб себе.

— А ну, осади! — прикрикнул на них дед.

Как на коня крикнул. С ним это бывает.

— Ыч, расшумелись! — смягчился нем­ного, поняв, что перед ним дети.

Остановился в задумчивости, отложил рубанок. Начал давать детишкам задания, чтобы без дела не глазели. Одному кору топором тесать; другому сносить её, кору, в угол, где сложены дрова; третьему де­ржать доску.

— А что это будет, дедушка? — не смог без вопроса Павлушка Малёнкин.

— Это? — не сразу поднял глаза дед Матвей. И, не отвечая, наметил прорези на обструганной доске — с каждой сторо­ны по два квадратика, — заложил за ухо карандаш, взял долото и деревянный мо­лоток величиною с кувалду. Всё знать будешь, рано соста­ришься.

Сел на доску, прижав её своим весом, стал долбить дыру. Наставит долото, на­целит по нему деревянным молотком и бухнет с размаху только щепки лет


Ребята смотрят во все глаза, как дырки появляются — одна, другая, третья, чет­вёртая, а ничего не поймут. Что бы это такое? И как стал он ладить в эти дыры ножки, сразу догадались: да это же обык­новенная скамейка, на которой сидят в до­ме! И зачем она ему нужна, скамейка, если у него стулья есть? Да не простые, а из лозы плетёные. Ещё и с узорами, сделан­ными выжигом.

Смастерили две длинные, на трёх­четырёх человек, скамейки, стали делать стол с ножками крест-накрест. Такой же длинный, как скамейки. И стол у деда есть. Да не один, а целых два. Правда, не такие, как этот — невысокий, в самый рост под учеников. Низенький, а удобный.

— Эх, жаль, — мотнул головой дед Матвей, отставляя рубанок.

Выпрямил спину, постоял минуту, де­ржа рубанок неопределённо навесу.

— Жаль, Андрея нет...

У Феди слёзы навернулись на глаза. Отец его высокий, худой. Мальчик любил припасть к его груди, лицом в приятный холодок рубахи, тронуть теменем шерша­вый, в щетине, подбородок. Андрей Серге­евич славился на всю округу как мастер-краснодеревщик. До сих пор Федя хранит в своём закуте его деревянные по­делки: быстрый, в скаку, олень с ветвистой развилкой на голове; разборные — одна в одну — матрёшки; ершистые, сложенные из щепок, домики, круглые шарики ежат...

— Он бы уж сделал как следует... — совестился своей работы дед Матвей.

В самом деле, если присмотреться, то скамейки да и стол вышли не такими лад­ными, как это казалось ребятишкам. Тут сучок помешал, там заехала не туда, куда её правили, пила. И старика, видно, брала досада, что рука его ослабела, а глаз терял ясность.

— Ну, однако, хватит прохлаждаться, — сказал он, и снова все споро взялись за работу.

Так они смастерили стол и две ска­мейки, занесли их в горницу.

Ещё смастерили доску, обыкновенную

школьную доску на ножках-распорках, на которой мелом пишут и которую можно переворачивать на другую сторону. Разме­стили всё, и сразу горница стала похожа на класс. Настоящий школьный класс, где проводят занятия. Федюшка сообразил — из дедовой избы вышла школа, — всплес­нул ладошками.

Правда, настоящей школы Федя ещё не видел. И класса не видел. И не знал, какой он и есть, учебный класс. Однако же своим умишком сообразил, что это школа и что дед Матвей привёз им не просто старушку, а учительницу для этой школы. Ещё шире открыл глаза.

— Садись, — сказал дед Матвей Феде и легонько тронул его плечо, чтобы тот очнулся.

А сам подошёл к двери боковой комна­тушки, снял папаху. Постучал осторожно пальцем. Оттуда никто не отозвался.

— И как это я запамятовал? — почесал себе затылок.

Подождал немного, отворил дверь.

В комнатке оказалась маленькая ста­рушка. Та самая, которую он привёз в ша­рабане. Сидит подле окна, на носу пенсне, на коленях котёнок. Смотрит куда-то за­думчиво в морозные стёкла. Грустит, вид­но. Ей непривычно, должно быть, в медвежьей глуши, такой как Беловоды. Смотрит в окно и не замечает, что дверь открыта.

Деду Матвею стало неловко, кашлянул тихо, притворил за собою дверь. Старуш­ка вздрогнула от неожиданности, поверну­лась, сверкнув стёклышками пенсне.

Дверь-то старик притворил, а всё рав­но слышно, как разговаривают в соседней комнате. Дед Матвей стоит у порога, с но­ги на ногу переминается. Топчется своими огромными валенками. И вроде учеником себя чувствует перед нею, учительницей.

— Кг-кг, — откашлялся ещё раз, для порядка, и еле слышно выговорил: — Ме­лу-то я не привёз...

Учительница молчит. Ничего не отве­чает. И деду Матвею оттого ещё больше неловко.

— И куда ты меня завёз, Матвей? — сказала, наконец, она громко, вроде глухому. Тот, наверное, глаза опустил. Шапку, должно быть, в руках мнёт — привычка у него такая. И в селе Иволжино, ребята знают, если выйдет на порог Иван Петро­вич, дед снимет шапку, в руках мнёт. Слу­шает, шапку свою опять же рассматри­вает. Будто впервые видит её. Нужна она ему, шапка, чтобы её рассматривать сейчас!

— Скучновато у нас... Ясно дело... — сказал он не сразу и опять с ноги на ногу переступил.

Постоял немного, добавил:

— Зато по нынешним временам укром­но и, как говорится, не холодно и не голодно.

— Не о том я... — сказала недовольно Надежда Фёдоровна и, кажется, отверну­лась к окну. Голос её стал глуше.

Федя замер на месте и ничего не пой­мёт. Слышит всё, о чём говорят, а не раз­берётся, что к чему.

 Втянул ты меня, Матвей Матвеевич, этим заниматься...

Опять тишина такая, что слышно, как бьётся сердце. Федюшка сдерживает даже дыхание, чтобы ни одного слова не про­пустить.

Отжила я своё. Умирать пора. А при этом времени и подавно жить не хочется...

Умереть не шутка — была бы по­льза, — ответил дед Матвей поговоркой, смелея. Голос его стал крепче: — Они-то разве виноваты? — оглянулся на дверь.

В комнатушке надолго замолчали. Фе­дя даже подумал, есть ли там кто. Потом отозвался голос старушки:

Сил моих нет... Ни на что я не год­на... Сам видишь...

А там краше?! — вроде осерчал старик.

«Там» — это в городе. Федя это сразу понял. Конечно, в городе, где жила учи­тельница, видимо, не было «краше».

Дед Матвей выговорил это слово так, что у Феди Плотникова мурашки по коже пошли. Но, конечно, ни Федя, ни осталь­ные ребята не знали, что «там» никто от старушки ничего не ждал, что она смири­лась с мыслью о скорой смерти и только

думала о том, чтобы никому не быть в тягость. А тут что-то требовалось от неё. И Федя чувствовал это, по тону старика чувствовал.

В это время во дворе послышались го­лоса. Федя процарапал глазок, увидел се­стёр Назаровых и Таню, что жила у них на квартире. Дом Танюши разрушила бом­ба, родители погибли. Девочку взяли в Бе- ловоды дальние родственники.

— Чтой-то явились уже? — подал го­лос старик, отворяя дверь.

Надежда Фёдоровна тоже вытянула из шубки шею.

— Сразу на душе как-то поблажило... — тронул рукой грудь у сердца дед Матвей.

— Ия всю жизнь с ними... — отозва­лась учительница.

Она повернулась лицом к деду Матвею и её стало слышно лучше.

— Бывало, идёшь из школы поздно, они катаются на горке. Увидят меня — бросят санки. Возьмут мой портфель, про­вожают до самого дома. За руки ведут...

Павлушка Малёнкин, непоседа, выско­чил в сени.

— Вы куда? — загородил дорогу.

— В школу, учиться, — ответили девочки.

Ученики чувствовали: в посёлке что-то происходит, а не знали точно — что, но догадывались. И не могли, разумеется, усидеть дома. Подошли к избе деда Мат­вея, топчутся на пороге.

— Ай, опоздали? — спросила одна из сестёр Назаровых, Люся.

— Поздно, — ответил Павлушка и за­хлопнул дверь.

Девочки, видно, растерялись. Перегля­нулись, а Танюша, та, самая малая, что из города приехала, вдруг заплакала.

Надежда Фёдоровна услышала детский плач — встрепенулась вся, спустила котён­ка на пол, поднялась.

— А ну-ка задержи их, — приказала, как ученику, деду Матвею.

Дед Матвей не по годам живо метнулся в сени, дал Павлушке тычка, взял Таню и Люсю за руки, ввёл торжественно в горни­цу. Глаза его просияли радостью, губы чуть заметно дрогнули в улыбке.

 

— Прошу любить да жаловать! — ска­зал громко. — Это будет ваша новая учи­тельница...

От тех слов Надежда Фёдоровна как-то растерялась. Остановилась на пороге сво­ей комнатки, ступить дальше не может.

— Как же с мел ом-то быть? — повер­нул бороду к ней дед Матвей.

Он сказал это так, будто всё уже реше­но и осталось только приступить к делу.

— С мелом? — сдвинулась с места На­дежда Фёдоровна. Посмотрела на учени­ков, что сидели за столом с серьёзными лицами, учиться засели, сердце не выдер­жало. — Да как-нибудь обойдёмся пока,

— ответила наконец.

 

Ночью, когда дети спали, выпал снег. Запушились сверху ватой плетни, побеле­ли полосками оконные переплёты. Сров­няло со снежной целиной дорогу. Да уже с утра потянулась к избе деда Матвея све­жая тропка. Если глянуть сверху, то от каждого двора, где есть школьники, идёт цепочка следов. Идёт-идёт одиноко — вли­вается в ручеёк дорожки, которая подхо­дит к  ледовому крыльцу.

А на крыльце сам хозяин:

— Добро пожаловать, как говорится!

Такая надпись — «Добро пожаловать! »

— была написана крупными буквами на школе в селе Иволжино. Дед Матвей по­вторял её в точности.

Как в праздник приоделись малыши. Идут с сумками по тропке, шмыгают носа­ми на морозе. Головы поднимают, чтоб из-под насунутых шапок увидеть своего «заведующего» и поздороваться.

Сам же он тоже приоделся по такому случаю: в оранжевом тулупчике, в подши­тых валенках, в папахе с густой тёмной подпушью. Глаза блестят, скулы розове­ют, отчего кажется, он совсем помолодел. Улыбнулся и тут же погасил улыбку под усами, чтоб дети, чего доброго, не за­метили.

И вправду праздник нынче в дедовом доме! Заполняется ученическим гомоном необычная школа, глазеют с удивлением по сторонам первачки, да и старшие: пол выскоблен добела, будто воском натёрт; расшитые петушками рушники висят на стенах. Те рушники, сготовленные ещё в молодости, до замужества, бабкой Ана­стасией, дед Матвей, почитай, и не выни­мал из сундука с тех пор, как её не стало. Рассаживается детвора по местам, дед Матвей хозяйничает.

— Э-э-э, так не пойдёт! — сказал он и начал рассаживать детей по-своему.

Самых старших, которые в четвертом классе, отвёл подальше, к окну. Потом определил границы второго и третьего классов. А вперёд, ближе к доске, посадил самых малых, тех, что впервые в жизни взяли сумки и пришли в школу. Подошёл дед Матвей к Танюше Голубевой, эвакуи­рованной, взял за руку. Как взял — отвер­нулся к окну: веко его задрожало, будто в глаз соринка попала. В лесном краю Танюша оказалась одна среди чужих, и тех людей, которые назвались родственника­ми, она никогда не знала. Всё для неё здесь, в лесу, было в диковинку: и дрему­чий ельник непроходимой стеною вокруг, и деревянные избы с узорчатой резьбой на окнах, и вышитые рушники на стенах. Стоит одиноко у стены, руки не знает куда девать. Книг и портфеля у неё, конечно, нет. Кто думал, что в школу придётся хо­дить? Да ещё в такой глуши.

— Пойдём, Таня... — дрогнул его голос.

ТУт завозился Павлушка Малёнкин. Он не захотел сидеть рядом с первачками и самовольно перебрался в третий класс. Вцепился в скамейку — ногти посинели. Дед Матвей опомнился, стал наводить по­рядок в своей школе. Дал тычка Павлушке, еле оторвал от скамейки.

— Ыч, пострел! Ты у меня смотри! — — погрозил согнутым пальцем.

Но того пальца никто не боялся.

Учительница всё это время стояла в стороне, вроде как лишняя. Терпеливо ждала, пока старик угомонится. Павлушка тоже оказался с характером — недоволен, что его ссадили ниже. Рядом с девчонка­ми! Да ещё с такими, что и буквы ни одной не знают!

— Цыц! Языка не мокай! — осерчал дед.

Павлушка обиженно зашмыгал носом, недовольно поглядел из-под бровей на «за­ведующего учебной частью». Тот посмот­рел, как разместились дети, заметил важно:

— Ну вот, звук другой и стружка толще.

Дед Матвей любил говорить как-то не­понятно. Скажет что-нибудь — пойди раз­бери, что это значит. Год будешь гадать — не разгадаешь. Ещё он любил вставлять в свою речь иностранные фразы. В прош­лую войну, первую мировую, дед Матвей был в немецком плену. Оттуда вынес свою хромоту и некоторые словечки. Вставлял их к месту и не к месту. В большинстве это были окрики команд, тех, что он в ла­гере набрался, и теперешняя жизнь, разу­меется, не была для них подходящей. Да этого же никто, кроме деда Матвея, не знал.

— Ахтунг, ахтунг, как говорится, лос-лос!

Надежда Фёдоровна улыбнулась, гля­дя на деда. Взяла узелок, хотела присту­пить к делу, но ей опять помешали. Павлушка вскочил с места, дед Матвей прикрикнул на него по-немецки:

— Зицин, зицин!

— Зитце, — поправила старика учи­тельница.

Дед Матвей заморгал. Втянул шею, будто его кто сверху огрел. Так случилось, что его никто никогда не поправлял, все брали его слово на веру, и он к этому при­вык. А тут — на тебе! Да ещё при ком! При его учениках! Тех самых, что он с пер­вой буквы «А» до последней «Я» в школу провозил, что смотрели на него из-под на­сунутых шапок вверх, как на солнце, когда он к саням подходил!

— Хорошим бы ты учителем был, Матвей Матвеевич, да вот... — не досказа­ла учительница и вдруг приказала ему, как ученику: — Садись!

«Заведующий учебной частью» подчи­нился учительнице. Присел на краешек ска­мейки, оробел вовсе.

Никто, конечно, не знал, что дед Мат­вей был в действительности когда-то уче­ником Надежды Фёдоровны. Только давно это было. Ходил он в школу для взрослых. Учился-учился — да не доучил­ся. Давно это было, а помнится хорошо. Вина помнится. Из-за той вины он и робел перед учительницей. И мучился прошлым. Разве думалось тогда, что их дороги, его и её, Надежды Фёдоровны, сойдутся сно­ва? А оно довелось. Эх, знал бы!..

Сидит рядом со своими учениками, за прошлую вину глаз поднять не может. Ма­кушку свою показывает. И такой послуш­ный сделался, что его таким никто ещё не видел. Дети удивились — как так: их «заве­дующий учебной частью)» — да в ученики! На самый низ! К первакам! Тем, кто и еди­ной буквы ещё не знает.

Огляделся и дед Матвей, с кем очутил­ся. Почесал затылок, покряхтел и, стара­ясь не скрипнуть половицей, пересел подальше от малышей, к старшим. Как- никак, а буквы он уже знает.

Учительница чуть заметно улыбну­лась. И когда установилась тишина, взяла букварь. Тот самый, что долгие годы по­коился в дедовом сундуке. Тот старый бук­варь, который она, учительница, когда-то давным-давно подарила ему, своему уче­нику. Тот букварь, который возвратился теперь снова к ней. Взяла в руки старый букварь — стёклышки пенсне вздрогнули. Посмотрела на седое темя — морщинки у её глаз сошлись гуще. Ишь ты, подума­ла, выучиться не выучился как следует, а книгу сберёг. И то заслуга. Развернула бук­варь, обратилась к ученикам:

— Дети, а кто из вас умеет читать?

Федюшка тоже, как дед Матвей, угнул

голову бычком. Глаз поднять не смеет. Те­мя показывает. Только не седое, а пуши­сто-белое, как пенка. Его стесняло то, что он хотел так поздороваться со своею буду­щей учительницей — за руку. Как с мужи­ком. А теперь разогнуться не может. В сучок, что на столе, глаза упёр. Рассматри­вает в нём трещинки. И зачем они ему сда­лись, те трещинки, когда в классе так интересно!

— Так никто из вас и не умеет читать? — снова спросила учительница.

Все молчали, не решаясь поднять руку. Дед Матвей по этому случаю смущенно покашлял. Вот так-так! Стало быть, пона­прасну возил он их в Иволжино, Короля гонял, мёрз, ожидая, пока закончатся уро­ки. Стало быть, и им, как когда-то ему, ученье не пошло впрок?

Федюшка глянул косо на своего «заве­дующего учебной частью», жаль ему ста­ло старого. Мальчик не знал, конечно, того, что думал дед Матвей. Но почув­ствовал, что старику нехорошо. Оттого он и покашливает. И нехорошо ему, как это расценил Федя, из-за них, учеников, из-за того, что все молчат. И тут кто-то словно дёрнул его за рукав, и его рука сама потя­нулась вверх. Рука тянется вверх, а голова ещё ниже опускается. Но, глядя на него, подняли руки и другие. Осмелели. Пав­лушка Малёнкин, Люба и Люся Назаро­вы. Даже перваки подняли руки.

— Все умеют читать? Вот и хорошо,

— сказала учительница.

Конечно, не все умели читать. Так по­лучилось, что все подняли руки. И оттого, что они обманули учительницу, стало не­ловко. А руки убрать назад не могут.

— Хорошо, — повторила Надежда Фё­доровна и придвинула раскрытый букварь Плотникову, — почитай-ка нам, пожалуй­ста, ты, Федя.

Щёки чуть не треснут. От красноты. Кожа горит, как на морозе. Он, конечно, не видит, как покраснел, а чувствует. Глаза набухли слезою.

— Что же ты молчишь?

Сорваться с места, выскочить вон, на

улицу, на простор, вздохнуть свободно, — так пальцы приварились к скамейке. Не оторвать. Навечно прикипели к школьной лавке.

— У него, дети, определённо нет языка,

— сказала Надежда Фёдоровна.

Павлушка с Серёжкой Лапиным да и сёстры-близнята рассмеялись от такой шутки. Только Феде не до смеху: всегда влипнет в какую-нибудь историю. Сопит в две дырочки носа, ещё ниже голову на­гнул. Затылок показывает, какой он у него есть: беловатый, с золотистой подпушью волос.

— Дети, у него есть язык?

— Есть, есть язык! — закричали ученики.

Как же — нет, есть у него язык! Все видели!

— А ну, Федя, покажи: есть у тебя язык?

Когда Надежда Фёдоровна так сказа­ла, Федя чуть разогнул спину, поднял го­лову, высунул краешек розового, в пупырышках, лоскутка. А как же, есть у него язык, посмотрите!

Все рассмеялись. Стало весело. Даже Федюшка хохотнул. Фыркнул неожиданно — выдул пузырь из носа. Рассмеялся окон­чательно — и вся тяжесть, что налегла на него, мигом снялась с плеч разом. Всё ста­ло просто. Провёл пальцем под носом, глянул на учительницу.

— Так ты умеешь читать?

Федя покачал головой.

— А почему руку поднял?

— Попробовать хочу.

Смеялся и дед Матвей. Редко с ним та­кое случается. Чаще он лицо своё в стро­гости держит. Для важности. А тут не выдержал. Захохотал так, что борода за­тряслась над грудью. Слёзы выступили на глазах. Махнул рукой, качнул головой, до­вольный.

— Ну, успокаивайтесь, — сняла пенсне учительница двумя пальчиками и так, без очков, стала вовсе какой-то своей, домаш­ней. — Значит, хотите учиться?

— Хотим! — закричали дети.

— И ты, Павлик, хочешь учиться? — обратилась Надежда Фёдоровна к Ма- лёнкину.

Павлушка Малёнкин испугался, что к нему обратились. И куда подевался смех. Краска хлынула в лицо, стала заливать щёки. Так, что веснушки начали сливаться воедино. Язык отобрало.

— У тебя тоже нет языка? — улыбну­лась учительница.

Вот напасть пошла. И откуда ей, чужой учительнице, знать, как он учился? Что она взялась за него? Будто других нет!

— А ты читать умеешь?

Он умеет! Как же! Целый год ходил в школу. Настоящую, не такую, как эта. Нужна она ему! Хата какая-то, а не школа. Он мог бы и вообще не приходить сюда! Обойтись без такой школы!

— Хорошо, дети, — обратилась учи­тельница ко всему классу. — Кто же из вас всё-таки хочет прочитать первым?

— Я, — сказала Люся Назарова и под­няла руку.

И тут все осмелели окончательно, ста­ли тянуть наперебой выше других руки.

— Я!

— Я!

— Нет, я!

Схватился с места и Павлушка Ма­лёнкин:

— Я читать буду! Я!..

— Только не надо кричать, — заметила учительница. — Руку на локоть поставь, я увижу. Вас этому учили?

— Учили!!! — в один голос ответили ученики и начали ставить локти на стол.

— Вот и молодцы. Почитай нам, будь добр, Павлик Малёнкин. А мы по­слушаем.

Учительница чуть отошла, взглянула на ребят. Морщинки лучиками собрались вокруг её внимательных глаз.

Малёнкин набрал побольше воздуха в грудь, упёрся глазами в страницу — и словно бы в воду нырнул: буквы разлете­лись в стороны, как мальки. Хочет со­брать их к месту, а они не даются. Что за напасть на него нашла? Или разучился за такие длинные каникулы?

— Ты в школу ходил? — спросила На­дежда Фёдоровна.

— Угу, — кивнул Павлушка.

— Отчего же не читаешь?

— Так буковки скачут... — растерянно ответил Малёнкин.

— Ну это сейчас пройдёт. Ты посиди, успокойся, а я вот о чём расскажу. Не слы­хали, как однажды даже ослика обучили грамоте?

— Это как же? — вытянула шейку Танюшка.

Дед Матвей повёл бородой, насторо­жился. Глянул на учительницу непонятны­ми глазами.

— Вывели ослика на площадь в седле и попоне, расшитых золотом, и он стал раскланиваться во все стороны публике, что собралась его послушать, как он чита­ет. Потом ослик пошёл к скамейке, на ко­торой лежала книга...

Ребята слушают, затаив дыхание, а дед Матвей не выдержал — поднялся с места. Заспешил уходить, будто у него дело так срочно объявилось. В глаза никому не гля­дит и недовольный чем-то. Бровь его одна заломилась. Она всегда заламывается, ес­ли он осерчает. И чем его кто обидеть мог? То повеселел, расшевелился, смеялся, а то вдруг, как про ослика начали, такая тёмная туча на него нашла, что ночь в глазах — и только.

— Мне, извиняйте, пора, — буркнул в бороду и хлопнул в сердцах дверью.

Надежда Фёдоровна хотела остано­вить его, задержать, да растерялась как- то. А дед шапку, тулуп в руки взял, к поро­гу направился.

Не знали, конечно, дети, что ту исто­рию про грамотного ослика Надежда Фё­доровна рассказывала ещё в ликбезе, где обучались взрослые. И дед Матвей превос­ходно помнил её, эту историю.

Перебросились они многозначитель­ными взглядами, понимая друг друга: сколько времени упущено понапрасну. Дед не выдержал и ушёл.

Только из того молчаливого разговора, что между ними случился теперь, дети ни­чего не поняли. Смотрят то на учительни­цу, то на закрытую дверь, никто слова не может вымолвить.

— Хорошо, дети, — выговорила, нако­нец, Надежда Фёдоровна.

Ученики подумали, что учительница будет про ослика продолжать. Очень уж хотелось им знать, что было дальше с этим четвероногим грамотеем. Как он оскандалился, конечно, перед народом, по­тому что какой же осёл может читать?!

— Хорошо, — повторила она ещё раз, хотя чувствовалось, что ничего хорошего у неё на душе не было. Надежда Фёдоров­на произнесла это слово так, что его надо было понимать наоборот: «плохо». А по­чему — плохо, детишки не знали. Сверкну­ла стёклышками пенсне, взяла свой узелок в горошинку. Развязала его, вынула отту­да каждому по тетрадке. Тетрадей оказа­лось больше, чем учеников. Остановилась она с тетрадкой у того места, где только что сидел дед Матвей, усмехнулась:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.