Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТАРЫЙ БУКВАРЬ 1 страница



Беловодовское лесничество немцы обошли стороной. Где-то за лесом, далеко слева, погремело часа два и утихло. Точно в летнюю грозу.

А через несколько дней, с запозданием, пришло страшное известие. И хотя на единственной беловодовской улице с бре­венчатыми избами никто из чужаков не появлялся, люди не зажигали по вечерам огня, настороженно спали ночью.

Стояло осеннее ненастье. С утра небо светлело, и казалось, вот-вот блеснет со­лнце. Но вскоре оттуда, с западной сторо­ны, одна за другой наваливались тяжёлые тучи, начиналась неприятная морось, и к вечеру лил уже настоящий дождь. Так всю ночь без умолку стучались в тёмные стёкла настойчивые капли...

Дважды в год — в осеннюю распутицу и весенний паводок — посёлок лесниче­ства, состоящий из конторы, небольшой лесопильни, магазина и построек лесору­бов и егерей, терялся маленьким остров­ком среди болот. Земля размокала, дорога становилась непроезжей, и всякая связь с остальным миром прерывалась на недели, а то и на месяцы, смотря по погоде.

Так было и в эту осень: война не зашла в Бсловоды, и люди начали успокаиваться. Снова потекли обычные будни холодной неприветливой осени. Обманчивы были эти будни.

Зима, пришла раньше срока. Заершилась, твердея, илистая кашица на дороге, замельтешили в окнах белые пушинки, вы­светлились дали. Небо поднялось выше, настали холода.

По утрам деревья укутывались искрис­тым инеем, в лесу поднималась настоящая заметель, если птица нечаянно задевала крылом увесистую от снега ветку. Но та­кая заметель скоро проходила, наступала тишина, привычная, будничная, и лишь временами её тревожили лёгкое потрески­вание свежего льда на озере да робкий хруст мёрзлого валежника под лапой слу­чайного зверя.

Бывало, раньше, до войны, в такую по­ру детей везли в село Иволжино, ближе других расположенное от Беловодовского лесничества. Старые розвальни мягко устилали душистым сеном, покрывали сверху полосатыми ряднами. Затем в ог­ромные тулупы из овчины укутывали по двое, а то и по трое школьников.

Дед Матвей, ездовой лесничества, каж­дый раз говорил при этом:

Что, студенты, в университеты со­брались?

Учеников дед Матвей называл «студен­тами», а начальную школу в селе Иволжи­но  «университетами». Шутил, конечно, дед Матвей. Но ребятишки сидели в тулу­пах с серьёзными лицами, светили из-под насунутых шапок внимательными гла­зами.

Ездовой подходил, не торопясь, к свое­му коню, по кличке Король, ещё раз, для порядка, осматривал упряжь. И, бросив на сани мешок с овсом и сечкой себе вместо сиденья,  полегоньку трогал.

Заскрипели-запели дорожную песню дубовые полозья, зашевелились, постораниваясь, толстые стволы сосен, потянулся двумя нитками по нетронутой снежной це­лине санный след.

Погода стоит здоровье! Мороз щип­лет в носу, встречный ветер сукном трёт розовые щёки, а детворе хоть бы что  глазеет по сторонам, удивляется.

Дедушка, за нами солнце бежит!..

А какое оно большое!..

В самом деле: пни стоят поблизости в белых папахах, призадумались; снежная пыльца сыплется сверху, серебрясь мороз­ными блёстками на солнце; и слева, по хо­ду саней, ярко-оранжевый диск за молодым ельником от вершины к вершине перебирается.

Понукивая без нужды, для порядка, на Короля, дед Матвей заводит незаметно разговор. Укажет кнутовищем в сторону, заметит между прочим:

Быть морозу! Вишь, какие деревья белые стоят?

Вишнёвое кнутовище служило ему указкой, и он орудовал своей указкой, как учитель в классе у карты. Только класс был его пошире школьного, а карта  весь белый свет.

«Студенты» высовывали из овечьих тулупов синие на холоде носы, провожали белые, в густом кружеве инея, деревья, а дед Матвей тем временем, увлекаясь, от­крывал им то длинные пятки зайца-беля- ка, удирающего прочь от непроторенной дороги, то острые и глубокие в снегу сле­ды голодного волка.

Свою науку дед Матвей считал, видно, самой главной на земле, потому придавал ей особое значение. И как-то так повелось, что в лесничестве стали называть старого не «ездовым», а «заведующим учебной частью». Дед Матвей не возражал против такого почётного звания, принимая его всерьёз. Отвезти детей в село Иволжино и доставить их обратно  старик считал «операцией», и если всё исходило благопо­лучно, значит, «операция» прошла удачно. До следующего дня, когда надо было сно­ва ехать в школу, ходил он по лесному по­сёлку в особом состоянии духа и даже немного важничал. А когда опять садился в сани и брался за вожжи, сразу становился серьёзным и строгим, как заправский учи­тель. Ребята хорошо знали добрый нрав старика и прощали ему такую слабость.

Через некоторое время лес кончался и старые розвальни выезжали на укатанную дорогу, блестящую на солнце. Король, чувствуя облегчение, порывался вперёд. Но дед Матвей осаживал его, приго­варивая: Эй ты, голова и два уха! Спеши, не торопясь!

Борода деда в инее, словно густой ку­старник, в брови вплелись инеевые просе­ди. Шевельнёт ими словно две тучки двинутся над глазами и тут же нахмурится. Заважничает. Бороду поднимет.

А вокруг тянутся задумчивые дали, за­снеженные доброй зимой; плывёт следом, над сугробным горизонтом, перекатыва­ясь, ослепительный клуб солнца.

Ух ты!

Это не выдерживает Павлушка Малён- кин. Все свои семь лет он, считай, проси­дел в лесу и никогда не видел заснеженного поля.

Деда, а деда, а почему оно кружится?

Это кто же?  не понял дед Матвей.

Повернул седую бороду, тучки его бро­вей, посыпанные инеем, столкнулись на переносице.

Поле.

Кхе-кхе! — откашлялся дед Матвей.

Тут бы надо всё объяснить детям, и не как-нибудь, а по-настоящему, «по-научно­му», как он любил выражаться, да вот нужное слово в голову не возьмёт. Откаш­лялся ещё раз, сел поудобней на своём мешке с овсом и сечкой. Шумнул для по­рядка на Короля. Ему вовсе не следовало этого делать: конь и так шёл бодрой рыс­цой. Но дёрнул зачем-то вожжами, пере­кинул из руки в руку вишнёвое кнутовище, обвитое серой гадючкой из плетёной сы­ромяти.

Глядите! Не унимался Павлушка Малёнкин.  Как тарелка вращается!

Сам ты тарелка и два уха!  При­крикнул на него старик, чтобы тот не рас­кутывался.

Люба и Люся Назаровы, сёстры- близняшки, тоже повысовывались из ту­лупа, смотрят по сторонам, ищут «тарел­ку», а того не замечают, как и дед Матвей, что поле вращается. Оно, конечно, не вра­щается. Но так всегда кажется при быст­рой езде, что оно вращается огромным, до самого горизонта, колесом.

Глянь, глянь ворочается!  шу­мит Павлушка, задыхаясь от своего от­крытия.

Я те поворочаюсь! Толкает его кнутовищем-указкой дед Матвей в плечо.

Ну-ка, закутайся, а то ссажу!

«Ссажу» - это у него всё одно что «вы­гоню из класса», а кому нравится, если вы­проваживают из класса? Павлушка залезает по уши в тулуп, и поле несётся теперь навстречу, и уже не вращается.

Ты скажи мне лучше, строго, поучительски, спросил у него дед Матвей, отчего это у тебя «неуды» повелись? «Неудами» старик называл «двойки», а их, хотя учебный год только начался, Павлушка успел нахватать вдосталь.

А... прицепились... — растерянно оправдывается Павлушка.

Сами небось?

Ага, сами, — кивает Павлушка.

Они что, жуки какие?

Жуки,  соглашается Малёнкин.

Жуки.

Ишь ты!  стегнул кнутом дед Матвей.

Не Павлушку, конечно. И не Короля. При чём здесь конь? А так, по воздуху стегнул дед Матвей кнутом, осердясь, и тот щелчок пришёлся по сердцу мальчику.

Сани дёрнулись, полозья громыхнули на ухабине. В лицо полетели из-под копыт ошмётки снега. Ребята с гиком повалились назад.

Чш-ш-ш!  цедит дед Матвей сквозь зубы, натягивая вожжи.

Он явно дал промашку, а ребятне хоть бы что забава. И кому из малышей не хочется во время быстрой езды весело по­валиться друг на друга!

Когда Король успокоился, дед Матвей попустил вожжи. Дал коню вольный ход. Ведь тот тоже хорошо знал, куда везёт де­тей и как их надо везти. Бежит себе бодрой рысцой, фыркает на морозе, от удоволь­ствия фыркает. А Павлушка тем временем опять высунулся из тулупа.

Тут гречиха росла?  спрашивает как ни в чём не бывало.

Ха-ха! Гречиха! смеётся Митька.

Ячменя в жизни не видал, что ли?

Павлушка и вправду не видел, как рас­тёт ячмень или там пшеница. Спроси его про лес — любое дерево назовёт. Он даже знает, как вести выборочный сруб и как подсечь комель для пилки, с отцом, опытным лесорубом, пробовал. А вот что растёт в поле, не знает. Не знает, но спо­рит. До хрипоты спорит с Митькой.

Дед Матвей слушает ребят и помалки­вает. Для важности помалкивает. Обро­нит слово-два, вроде так, от нечего делать. И молчит. Сидит себе на мешке. Правит. Всё внимание на коне свёл. А вид­но, что вмешаться ему в ребячий спор хо­чется. Ой как хочется!

Конопля тут росла!  не выдержал наконец.

Поправил вожжи на спине Короля, до­бавил невзначай:

Густая была. Картуз кинешь де­ржит. Островерхая. Всё пиками из земли­цы шла да пиками, пока войско ратное встало. Не проглянешь!

Старик хорошо, точно агроном, знал полеводческое дело, и слушать его было занятно. Дети повернулись к нему. Как на уроке сидят, каждое слово стараются не потерять.

Ишь ты, стервец! Выругался ста­рик, неожиданно оборвав свой рассказ.

Поднял бороду, посмотрел в небо. Ука­зал кнутовищем вверх.

Солнце порошит глаза, голубизна над землёю куполом, и в той небесной нежнос­ти хищная птица стоит крючком. Добычу выслеживает. Шевельнёт чуть заметно крыльями и снова замрёт. Вот-вот ринется на жертву.

Ребята невольно присмирели. Головы повтягивали в тулупы. На деда смотрят  как он. А он только вожжами пошеве­лит время от времени да головой качнёт. От тревожной какой мысли качнёт головой.

Долго ехали молча. Лишь Король шёл по-прежнему, выбивая копытами дробь дорожной песни, да полозья скрипками вторили ему на дорожных извивах.

Вскоре из-за горизонта выткнулась труба пенькозавода. Высокая и тонкая, как папироса, она пыхала в небо чёрным ды­мом. Словно кто курил, спрятавшись за бугром. Пыхнёт, а потом сделает перерыв.

Что это? удивляется Павлушка Малёнкин.

Пушка! смеётся Митька Понома­рёв, четвероклассник.

Сам ты пушка и два уха! отвечает теперь Павлик Малёнкин.

Сняв рукавицу, дед Матвей поглажива­ет заиндевелую бороду. Отмалчивается. Всё Королём своим занят. Ребятишки для него так, между прочим. А видно, что не безразличны ему вопросы малышей. Нра­вится ему, «заведующему учебной частью», поучать детвору. И он, подделы­ваясь под учительский тон, начинает рас­сказывать про завод, про паровую машину с котлом, про станки, что треплют пеньку, из которой потом делают канаты, брезент и прочую снасть для кораблей.

А отчего дымок стреляет?  спро­сил Павлушка Малёнкин, когда дед Мат­вей сделал передышку.

Это костру в топку бросают. Бросят охапку, она и пыхнёт из трубы дымом. А станки работают запасом пара. Отделяют ломкую костру от длинных волокон.

А что такое костра?

Эх ты, голова два уха, усмех­нулся дед Матвей.  Конопляная труха! Её и кидают в топку, чтобы зазря не про­падала.

Так незаметно, за разговором, въезжа­ли в село Иволжино. Подкатывали к дому с голубым глобусом в окне.

Апчтейн!  подавал команду дед Матвей и начинал высаживать детвору из розвальней.

Немецкие слова он перекручивал на свой лад, как ему вздумается. Или по нера­зумению. Добро, никто не мог поправить его. Так что если надо было сказать «ауфштеен», что в переводе обозначало «встать», он говорил «апчтейн». Но ребя­та этого, конечно, не знали и считали, буд­то их дед шибко учёный.

К немецким словам привык уже и конь Король. И подчинялся им, потому что ча­ще всего это были слова команд.

ТУт на порог выходил встречать учени­ков сам учитель Иван Петрович, неболь­шого роста старичок со стриженой бородкой. Перед ним дед Матвей как-то робел и терялся. Снимет шапку, опустит голову, показывая седеющее темя. Пере­минается с ноги на ногу. То всю дорогу учителем ставил себя, учил да всё настав­лял, а то вдруг сам в ученика превращался.

Но раздавался звонок, ребята разбега­лись по классам, двор пустел, и дед Мат­вей облегчённо вздыхал. В его уроке наступал перерыв часа на четыре, пока «студенты» отбудут свою науку в «уни­верситетах». Он вешал на шею Королю торбу с овсом и сечкой, шёл на склады за «провизой», как называл соль, сахар, спич­ки и прочие товары, которые возил в мага­зин лесничества. А если брать было нечего, если дела никакого не находилось, то просто забредал в чайную посидеть за кружкой пива с мужиками в охотничьих и прочих мужских разговорах.

Когда в школе занятия заканчивались, дед Матвей сидел уже на своём месте в роз­вальнях. Король нетерпеливо бил копы­том землю.

Ну-ну-ну-у-у, ш-ш-шалишь! сдер­живал его вожжами старик.

Сидел он теперь как-то по-другому, ни­же. То ли потому, что мешок с овсом и сечкой опустел, то ли оттого, что размори­ло пиво. И был веселее и словоохотливей прежнего. Видимо потому, что домой воз­вращался. Король ведь тоже на обратном пути становился охотливее на ноги.

Завернув малышей в тулупы, старик ещё раз, для порядка, осматривал упряжь. И, сев на пустой мешок, трогал с места. Конь живо набирал скорость, выносил розвальни из села на простор. Снова летит под копыта снежная дорога, снова начина­ется урок. Дедов урок.

Кружится огромным колесом поле в обратную сторону, красное солнце у гори­зонта перекатывается горящим диском на­зад, жгучий ветер до крови растирает щёки, а ребятне хоть бы что. Глазеют по сторонам, слушают бесконечные россказ­ни своего старого и бывалого учителя. «Заведующего учебной частью». Вот уже завиднелась тёмная полоса леса с белыми прожилками берёз, красное солнце сшиба­ет вершинки в нечастом ельнике, белово- довские избы, обложенные по окна мхом для утепления, показались из-за поворота, а дед Матвей, разгорячённый, только ра­зошёлся...

С неохотой расходились малыши по домам. Утешала лишь надежда, что наза­втра снова повторится урок на колёсах. Или на полозьях. Смотря по времени года.

Так и в эту зиму: как только под­мёрзло и лёгкий снежок притрусил кочко­ватую дорогу, «студенты» пришли к свое­му «заведующему». Обступили его со всех сторон, разноголосо защебетали.

Правда, первый раз школьники при­шли к нему, как всегда, в сентябре, первого числа. Накануне их мыли, чистили, што­пали им одежду. Никто из взрослых осо­бенно не надеялся, что начнутся занятия, — война. Но ломать порядок не стали. Со­брали детей, выпроводили из дому. Фронт был ещё далеко, война обозначила себя в посёлке лишь отсутствием мужчин.

Рано утром детишки, чистые, в глаже­ных рубахах, взяли подсумки и вышли на улицу. Митька Пономарёв, теперь уже пя­тиклассник, повязал галстук. Но детей в школу не повезли. И так, без начала учеб­ного года, пошли у них каникулы. Осенние каникулы без времени и определённого срока. А как распутица закончилась и вы­пал первый снег, ребята по старой привыч­ке снова собрались у избы деда Матвея, стали вызывать хозяина.

Деда, почему в школу не везёшь?

Да умолкли постепенно: не тот стал нынче дед Матвей.

Глаза его глубоко ушли под косматые брови, взгляд прячется. Будто виноват в чём старик перед детьми. Смотрит куда - то мимо стволов вековечных сосен, мол­чит непонятно.

     Кончились ваши университеты...  выговорил с болью.

Дети присмирели. Стоят, не расходят­ся. Смотрит старик: явились и первачки. Те, что первый раз в первый класс. Серёжа Лапин, сын лесоруба, Плотников Федя. Опустил голову, носком снег ковыряет. Пальтецо на нём ветхое-преветхое. И ко­роткое  вырасти успел. Шапка отцова в чернилах.

«Ыч ты,  подумал старик,  ещё в школу не ходил, а науку, видать, пробо­вал. Головой».

А они в один голос:

Дедушка, свези нас в школу!

Дед Матвей почесал затылок. Пересту­пил с ноги на ногу. Примял свежий снежок на пороге. Молчит. Что скажешь? Перед­ние зубы у Федюшки Плотникова выпали, а новые не выросли. Старик услышал шепелявинку, сердце ёкнуло. И что больнее всего просят самые малые. Те, которым и объяснить-то как следует невозможно. Те, которым весь год обещали, что осенью, как станет погода, отвезут в шко­лу. Старшие те кое-что соображают, отошли дальше, поглядывают молча из под насунутых на брови шапок. А не рас­ходятся, ждут чего-то.

Старик посмотрел на малых, подумал: «Считай, сироты, коль отцов нет». Отвёл взгляд встретил Федю Плотникова. Стоит неприкаянно худою былинкой, ло­скут мешковины пришит на локте. Отцо­вы сапоги заскорузли и заломились носами кверху. Каблуки истёрлись до са­мых задников. Опустил глаза, смотрит под ноги. Его отец, Андрей Плотников, сразу, как началась война, ушёл на фронт, и мать Федюшки, Марина Семёновна, ещё до осеннего бездорожья успела получить чёрное известие...

«Сколько теперь их, сирот, на белом свете... подумал дед Матвей.  Выхо­дит, за отца кому-то надо стать».

Усмехнулся горько слеза на глаза на­вернулась. От старости, видно. А может, от ветра. Только он живо смахнул её, сле­зу. Вытер скулу на всякий случай корявым пальцем, открыл дверь своей избы на­стежь: заходите.

Малыши несмело переступили порог. Вошли в светлую на три окна горницу, робко остановились у дверей. Осмотре­лись. У печи стоят выстроились солдатами ухваты: на стене тикают ча­сы-ходики.

Садитесь, обеспокоился старик, выставляя стулья.

Стульев, конечно, у деда Матвея не хва­тило. Пришлось рассадить ребят как при­дётся. Потом обвёл всех внимательным взглядом, подошёл к сундуку. Взялся за ключ.

Ребята насторожились, глядя на чёр­ный сундук, размалёванный красными ма­ками. А дед, ничего не объясняя, повернул ключ в замке один раз и другой, поднял над собой палец. Замер, прислушиваясь.

Теперь дети уставились на палец. Но, ясное дело, ничего особенного не увидели: тот же, чуть согнутый крючком палец, удобный для захвата кнутовища, весь в трещинах и морщинах.

В эту минуту в горнице раздалась му­зыка. Она лилась откуда-то из-под земли, и дети не сразу сообразили, что поёт сундук.

Динь-дон, динь-дон!  стучали скры­тые молоточки, словно в заводных часах.

И вдруг погасли. Отстучали серебря­ным звоном колокольчики, наступила ти­шина. Тогда старик поднял крышку. Крышка была некрашеной, с переводны­ми картинками на внутренней стороне, с деревянной палочкой-подпоркой, что за­кладывается вовнутрь. Дед Матвей вывел палочку, закрепил крышку. Перегнулся че­рез край сундука. И детишки тудаоке. Ры­скают глазами в поисках волшебных колокольчиков, да кроме допотопного до­бра, припасённого ещё покойной бабкой Анастасией, — синей, в горошину, сатино­вой кофты, тёмного платка, домотканых рушников, — ничего не увидели.

Долго что-то возился дед Матвей, пе­реворачивая всякое тряпьё до самого дна, наконец извлёк из сундука старую книжи­цу. Выпрямился, встав посредине горни­цы, по слогам, а больше по памяти, запинаясь от волнения, прочитал:

«Бук-варь».

Книжка была зачитана до дыр, листы не держались. Кое-где уголки страниц об­ломались и слова в нижних строчках ис­тёрлись. Да не о том речь.

Стало быть, вот так...  добавил дед Матвей, почему-то смущаясь.

Старик, должно быть, решил сам учить детей, коль так случилось, что не стало школы. Не пропадать же ребячьим годам зазря, жизнь и так недолга. А ну-ка, выкинь из неё, жизни, год-другой  что значит? Открыл букварь, да, пока подвёл. Эй ты, голова и два уха! Спеши, не торопясь!

Борода деда в инее, словно густой ку­старник, в брови вплелись инеевые просе­ди. Шевельнёт ими  словно две тучки двинутся над глазами  и тут же нахму­рится. Заважничает. Бороду поднимет.

А вокруг тянутся задумчивые дали, за­снеженные доброй зимой; плывёт следом, над сугробным горизонтом, перекатыва­ясь, ослепительный клуб солнца.

Ух ты!

Это не выдерживает Павлушка Малён­кин. Все свои семь лет он, считай, проси­дел в лесу и никогда не видел заснеженного поля.

Деда, а деда, а почему оно

кружится?

Это кто же? — не понял дед Матвей.

Повернул седую бороду, тучки его бро­вей, посыпанные инеем, столкнулись на переносице.

Поле.

Кхе-кхе! — откашлялся дед Матвей.

Тут бы надо всё объяснить детям, и не

как-нибудь, а по-настоящему, «по-научно­му», как он любил выражаться, да вот нужное слово в голову не возьмёт. Откаш­лялся ещё раз, сел поудобней на своём мешке с овсом и сечкой. Шум ну л для по­рядка на Короля. Ему вовсе не следовало этого делать: конь и так шёл бодрой рыс­цой. Но дёрнул зачем-то вожжами, пере­кинул из руки в руку вишнёвое кнутовище, обвитое серой гадючкой из плетёной сы­ромяти.

Глядите! не унимался Павлушка Малёнкин. Как тарелка вращается!

Сам ты тарелка и два уха! — при­крикнул на него старик, чтобы тот не рас­кутывался.

Люба и Люся Назаровы, сёстры- близняшки, тоже повысовывались из ту­лупа, смотрят по сторонам, ищут «тарел­ку», а того не замечают, как и дед Матвей, что поле вращается. Оно, конечно, не вра­щается. Но так всегда кажется при быст­рой езде, что оно вращается огромным, до самого горизонта, колесом.

— Глянь, глянь — ворочается! — шу­

мит Павлушка, задыхаясь от своего от­крытия.    -

— Я те поворочаюсь! — толкает его кнутовищем-указкой дед Матвей в плечо.

— Ну-ка, закутайся, а то ссажу!

«Ссажу» — это у него всё одно что «вы­гоню из класса», а кому нравится, если вы­проваживают из класса? Павлушка залезает по уши в тулуп, и поле несётся теперь навстречу, и уже не вращается.

— Ты скажи мне лучше, — строго, по- учительски, спросил у него дед Матвей, — отчего это у тебя «неуды» повелись?

«Неудами» старик называл «двойки», а их, хотя учебный год только начался, Павлушка успел нахватать вдосталь.

— А... прицепились... — растерянно оправдывается Павлушка.

— Сами небось?

— Ага, сами, — кивает Павлушка.

— Они что, жуки какие?

— Жуки, — соглашается Малёнкин.

— Жуки.

— Ыч ты! — стегнул кнутом дед Матвей.

Не Павлушку, конечно. И не Короля. При чём здесь конь? А так, по воздуху стегнул дед Матвей кнутом, осердясь, и тот щелчок пришёлся по сердцу мальчику.

Сани дёрнулись, полозья громыхнули на ухабине. В лицо полетели из-под копыт ошмётки снега. Ребята с гиком повалились назад.

— Чш-ш-ш! — цедит дед Матвей сквозь зубы, натягивая вожжи.

Он явно дал промашку, а ребятне хоть бы что ~ забава. И кому из малышей не хочется во время быстрой езды весело по­валиться друг на друга!

Когда Король успокоился, дед Матвей попустил вожжи. Дал коню вольный ход. Ведь тот тоже хорошо знал, куда везёт де­тей и как их надо везти. Бежит себе бодрой рысцой, фыркает на морозе, от удоволь­ствия фыркает. А Павлушка тем временем опять высунулся из тулупа.

— Тут гречиха росла? — спрашивает как ни в чём не бывало.

— Ха-ха! Гречиха! — смеётся Митька.

— Ячменя в жизни не видал, что ли?

Павлушка и вправду не видел, как рас­тёт ячмень или там пшеница. Спроси его про лес — любое дерево назовёт. Он даже знает, как вести выборочный сруб и как подсечь комель для пилки, — с отцом, опытным лесорубом, пробовал. А вот что растёт в поле, не знает. Не знает, но спо­рит. До хрипоты спорит с Митькой.

Дед Матвей слушает ребят и помалки­вает. Для важности помалкивает. Обро­нит слово-два, вроде так, от нечего делать. И молчит. Сидит себе на мешке. Правит. Всё внимание на коне свёл. А вид­но, что вмешаться ему в ребячий спор хо­чется. Ой как хочется!

— Конопля тут росла! — не выдержал наконец.

Поправил вожжи на спине Короля, до­бавил невзначай:

— Густая была. Картуз кинешь — де­ржит. Островерхая. Всё пиками из земли­цы шла да пиками, пока войско ратное встало. Не проглянешь!

Старик хорошо, точно агроном, знал полеводческое дело, и слушать его было занятно. Дети повернулись к нему. Как на уроке сидят, каждое слово стараются не потерять.

— Ыч ты, стервец! — выругался ста­рик, неожиданно оборвав свой рассказ.

Поднял бороду, посмотрел в небо. Ука­зал кнутовищем вверх.

Солнце порошит глаза, голубизна над землёю куполом, и в той небесной нежнос­ти хищная птица стоит крючком. Добычу выслеживает. Шевельнёт чуть заметно крыльями и снова замрёт. Вот-вот ринется на жертву.

Ребята невольно присмирели. Головы повтягивали в тулупы. На деда смотрят — как он. А он только вожжами пошеве­лит время от времени да головой качнёт. От тревожной какой мысли качнёт головой.

Долго ехали молча. Лишь Король шёл по-прежнему, выбивая копытами дробь дорожной песни, да полозья скрипками вторили ему на дорожных извивах.

Вскоре из-за горизонта выткнулась труба пенькозавода. Высокая и тонкая, как папироса, она пыхала в небо чёрным ды­мом. Словно кто курил, спрятавшись за бугром. Пыхнёт, а потом сделает перерыв.

— Что это? — удивляется Павлушка Малёнкин.

— Пушка! — смеётся Митька Понома­рёв, четвероклассник.

— Сам ты пушка и два уха! — отвечает теперь Павлик Малёнкин.

Сняв рукавицу, дед Матвей поглажива­ет заиндевелую бороду. Отмалчивается. Всё Королём своим занят. Ребятишки для него так, между прочим. А видно, что не безразличны ему вопросы малышей. Нра­вится ему, «заведующему учебной частью», поучать детвору. И он, подделы­ваясь под учительский тон, начинает рас­сказывать про завод, про паровую машину с котлом, про станки, что треплют пеньку, из которой потом делают канаты, брезент и прочую снасть для кораблей.

— А отчего дымок стреляет? — спро­сил Павлушка Малёнкин, когда дед Мат­вей сделал передышку.

— Это костру в топку бросают. Бросят охапку, она и пыхнёт из трубы дымом. А станки работают запасом пара. Отделяют ломкую костру от длинных волокон.

— А что такое костра?

— Эх ты, голова — два уха, — усмех­нулся дед Матвей. — Конопляная труха! Её и кидают в топку, чтобы зазря не про­падала.

Так незаметно, за разговором, въезжа­ли в село Иволжино. Подкатывали к дому с голубым глобусом в окне.

— Апчтейн! — подавал команду дед Матвей и начинал высаживать детвору из розвальней.

Немецкие слова он перекручивал на свой лад, как ему вздумается. Или по нера­зумению. Добро, никто не мог поправить его. Так что если надо было сказать «ауфштеен», что в переводе обозначало «встать», он говорил «апчтейн». Но ребя­та этого, конечно, не знали и считали, буд­то их дед шибко учёный.

К немецким словам привык уже и конь Король. И подчинялся им, потому что ча­ще всего это были слова команд.

ТУт на порог выходил встречать учени­ков сам учитель Иван Петрович, неболь­шого роста старичок со стриженой бородкой. Перед ним дед Матвей как-то робел и терялся. Снимет шапку, опустит голову, показывая седеющее темя. Пере­минается с ноги на ногу. То всю дорогу учителем ставил себя, учил да всё настав­лял, а то вдруг сам в ученика превращался.

Но раздавался звонок, ребята разбега­лись по классам, двор пустел, и дед Мат­вей облегчённо вздыхал. В его уроке наступал перерыв часа на четыре, пока «студенты» отбудут свою науку в «уни­верситетах». Он вешал на шею Королю торбу с овсом и сечкой, шёл на склады за «провизой», как называл соль, сахар, спич­ки и прочие товары, которые возил в мага­зин лесничества. А если брать было нечего, если дела никакого не находилось, то просто забредал в чайную посидеть за кружкой пива с мужиками в охотничьих и прочих мужских разговорах.

Когда в школе занятия заканчивались, дед Матвей сидел уже на своём месте в роз­вальнях. Король нетерпеливо бил копы­том землю.

— Ну-ну-ну-у-у, ш-ш-шалишь! — сдер­живал его вожжами старик.

Сидел он теперь как-то по-другому, ни­же. То ли потому, что мешок с овсом и сечкой опустел, то ли оттого, что размори­ло пиво. И был веселее и словоохотливей прежнего. Видимо потому, что домой воз­вращался. Король ведь тоже на обратном пути становился охотливее на ноги.

Завернув малышей в тулупы, старик ещё раз, для порядка, осматривал упряжь. И, сев на пустой мешок, трогал с места. Конь живо набирал скорость, выносил розвальни из села на простор. Снова летит под копыта снежная дорога, снова начина­ется урок. Дедов урок.

Кружится огромным колесом поле в обратную сторону, красное солнце у гори­зонта перекатывается горящим диском на­зад, жгучий ветер до крови растирает щёки, а ребятне хоть бы что. Глазеют по сторонам, слушают бесконечные россказ­ни своего старого и бывалого учителя. «Заведующего учебной частью». Вот уже завиднелась тёмная полоса леса с белыми прожилками берёз, красное солнце сшиба­ет вершинки в нечастом ельнике, белово- довские избы, обложенные по окна мхом для утепления, показались из-за поворота, а дед Матвей, разгорячённый, только ра­зошёлся...

С неохотой расходились малыши по домам. Утешала лишь надежда, что наза­втра снова повторится урок на колёсах. Или на полозьях. Смотря по времени года.

з

Так и в эту зиму: как только под­мёрзло и лёгкий снежок притрусил кочко­ватую дорогу, «студенты» пришли к свое­му «заведующему». Обступили его со всех сторон, разноголосо защебетали.

Правда, первый раз школьники при­шли к нему, как всегда, в сентябре, первого числа. Накануне их мыли, чистили, што­пали им одежду. Никто из взрослых осо­бенно не надеялся, что начнутся занятия, — война. Но ломать порядок не стали. Со­брали детей, выпроводили из дому. Фронт был ещё далеко, война обозначила себя в посёлке лишь отсутствием мужчин.

Рано утром детишки, чистые, в глаже­ных рубахах, взяли подсумки и вышли на улицу. Митька Пономарёв, теперь уже пя­тиклассник, повязал галстук. Но детей в школу не повезли. И так, без начала учеб­ного года, пошли у них каникулы. Осенние каникулы без времени и определённого срока. А как распутица закончилась и вы­пал первый снег, ребята по старой привыч­ке снова собрались у избы деда Матвея, стали вызывать хозяина.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.