|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нетиповая составная задача. М4А, часть 2, стр. 72. М4А, часть 1, стр. 27. М4А, часть 1, стр. 17Нетиповая составная задача
М4А, часть 2, стр. 72
М4А, часть 1, стр. 27
М4А, часть 1, стр. 17
4. Какую подготовительную работу необходимо провести прежде, чем познакомить учащихся с новым видом задач на движение – на движение в противоположных направлениях (на сближение и удаление друг от друга)? Приведите примеры таких заданий, подберите из учебников или придумайте самостоятельно. Какие методические приемы может использовать учитель при ознакомлении младших школьников с задачами на движение в противоположных направлениях? Какие новые понятия вводятся? Какие виды таких задач можно выделить? Среди составных задач особое внимание должно быть уделено задачам на встречное движение и в противоположных направлениях. Содержание этих задач включает новый элемент: здесь представлено совместное движение двух тел, что требует специального рассмотрения. Каждая из этих задач имеет 3 вида в зависимости от данных и искомого. I вид – даны скорость каждого из тел и время движения, искомое – расстояние; II вид – даны скорость каждого из тел и расстояние, искомое – время движения; III вид – даны расстояние, время движения и скорость одного из тел, искомое – скорость другого тела. До введения задач на встречное движение важно провести соответствующую подготовительную работу. Надо познакомить с движением двух тел навстречу друг другу. Такое движение могут продемонстрировать в классе вызванные ученики. Например, два ученика начинают двигаться одновременно от двух противоположных стен навстречу друг другу, а при встрече останавливаются. Одноклассники наблюдают, что расстояние между пешеходами все время уменьшалось, что, встретившись, они прошли все расстояние от стены до стены, и что каждый из них затратил на движение до встречи одинаковое время.
Под руководством учителя выполняется наглядный чертеж: Ещё можно провести наблюдение на улице за движением пешеходов, велосипедистов, автомобилей. Расширить представления учащихся о встречном движении можно попутно с решением задач из учебника. С помощью упражнений надо выяснить, что значит 'вышли одновременно' пешеходы, автомашины и т. п. и что при этом они были в пути до встречи одинаковое время. Важно, чтобы дети уяснили, что если два тела вышли одновременно навстречу друг другу, то до встречи они будут в пути одинаковое время и пройдут все расстояние. Чтобы дети осознали это, следует включать задачи-вопросы, аналогичные следующим: 1) Из двух городов одновременно отплыли навстречу друг другу два теплохода и встретились через 3 часа. Сколько времени был в пути каждый теплоход? 2) Из деревни в город вышел пешеход и в это же время из города навстречу ему выехал велосипедист, который встретил пешехода через 40 минут. Сколько времени был в пути до встречи пешеход? Важно объяснить учащимся новое понятие – «скорость сближения ». Можно также провести драматизацию ситуации. Также в 4 классе вводятся задачи на противоположное движение. Каждая из этих задач имеет 3 вида в зависимости от данных и искомого.
I вид – даны скорость каждого из тел и время движения, искомое – расстояние; II вид – даны скорость каждого из тел и расстояние, искомое – время движения; III вид – даны расстояние, время движения и скорость одного из тел, искомое – скорость другого тела.
Ознакомление с задачами на движение в противоположных направлениях может быть проведено аналогично введению задач на встречное движение.
Проводя подготовительную работу, надо, чтобы дети пронаблюдали движение двух тел (пешеходов, машин, катеров, одноклассников и т. д. ) при одновременном выходе из одного пункта. Они должны заметить, что при таком движении расстояние между движущимися телами увеличивается. При этом надо показать, как выполняется чертеж: Важно также разобрать, что такое «скорость удаления» — это расстояние, на которое удаляются движущиеся объекты за единицу времени. Она равна сумме скоростей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|