|
||||||||||||||||||||||||||
1.Товарный поезд едет со скоростью 70 км/ч. Сколько времени он будет везти груз от Москвы до Санкт-Петербурга, между которыми расстояние 630 км.Стр 1 из 5Следующая ⇒
1. Какую подготовительную работу, по вашему мнению, целесообразно провести перед введением типовых задач на движение? Какие методические приемы может использовать учитель при разъяснении младшим школьникам понятия «скорость движения» и ознакомлении их с зависимостями между величинами скорость, время, расстояние? С какой целью при решении простых задач на движение используется прием составления и решения обратных задач? Задачи, связанные с движением или задачи с величинами: скорость, время, расстояние, рассматриваются в 3(4) классе. Подготовительная работа к решению задач предусматривает обобщение представлений детей о движении, знакомство с новой величиной " скорость", раскрытие связей между величинами: скоростью, временем, расстоянием. С целью обобщения представлений детей о движении полезно провести специальную экскурсию по наблюдению за движением транспорта, после чего провести наблюдение в условияхкласса, где движение будут демонстрировать сами дети. Наэкскурсии и во время работы в классе пронаблюдать за движением одного тела и двух тел относительно друг друга. Так, одно тело (трамвай, машина, человек и т. п. ) может двигатьсябыстрее и медленнее, может остановиться, может двигаться попрямой или кривой. Два тела могут двигаться в одном направлении, а могут двигаться в противоположных направлениях: либо приближаясь одно к другому (двигаясь навстречу одно к другому), либо удаляясь одно от другого. Наблюдая указанные ситуации в условиях класса, надо показать детям, как выполняются чертежи: расстояние принято обозначать отрезком; место (пункт) отправления, встречи, прибытия и т. п. обозначают либо точкой на отрезке и соответствующей буквой, либо черточкой, либо флажком; направление движения указывают стрелкой. Встречное движение двух тел изображается так: Здесь отрезок обозначает расстояние, которое должны пройти тела до встречи, флажок — место встречи, точки А и В —пункты выхода тел, стрелки — направление движения. Полезновыполнять и обратные упражнения: по данному чертежу выполнять соответствующее движение. При ознакомлении со скоростью целесообразно так организовать работу, чтобы учащиеся нашли скорость своего движения пешком. Для этого можно начертить во дворе, в спортзалеили коридоре «замкнутую дорожку». На дорожкенадо отметить расстояния по 10 м, чтобы удобнее было находить, какой путь прошел каждый ученик. Учитель предлагаетдетям идти по дорожке, например, в течение 4 мин. Учащиесясами легко найдут по десятиметровым отметкам пройденноерасстояние. На уроке каждый из детей может вычислить, какоерасстояние он проходит за 1 мин. Учитель сообщает, что расстояние, которое прошел ученик за минуту, называют его скоростью. Ученики называют свои скорости. Затем учитель называет скорости некоторых видов транспорта. Эти данные учащиеся могут записать в своих справочниках и использоватьв дальнейшем при составлении задач. Раскрытие связей между величинами: скорость — время —расстояние ведется по такой же методике, как и раскрытие связей между другими пропорциональными величинами, решая простые задачи. По программе Моро знакомство с тройкой «скорость-время-расстояние» происходит в 4 классе, 2 части учебника. Для знакомства рекомендуют провести беседу по известным детям жизненной ситуации – движение транспорта. Задаем вопрос, почему некоторые машины едут быстрее других? (некоторые дети неправильно связывают это со временем). Учитель сообщает, что это связано с новой величиной – СКОРОСТЬЮ. М4М, часть 2, стр. 5 Затем на следующем специальном уроке изучает принцип составления таблицы с данной тройкой и решение с ней простых задач, в которых дети должны вывести зависимости. М4М, часть 2, стр. 6 М4М, часть 2, стр. 7 М4М, часть 2, стр. 8 На данном этапе целесообразно к каждой простой задачи составлять и решить обратную ей, для того, чтобы у детей сформировалось четкое представлени о связах между тройкой велечин: «скорость-время-расстояние». В результате решения соответствующих простых задач ученики должны усвоить такие связи: 1) Если известны расстояние и время движения, то можно найти скорость действием деления; 2) Если известны скорость и время движения, то можно найти расстояние действием умножения; 3) Если известны расстояние и скорость, то можно найти время движения действием деления. Далее, опираясь на эти знания, дети будут решать нетиповые составные задачи. При работе над этими задачами надо чаще использовать иллюстрации в виде чертежа, так как чертеж помогаетправильно представить жизненную ситуацию, отраженнуюв задаче. Так же, как и при решении задач других видов, следуетвключать упражнения творческого характера на преобразование и составление задач.
На этом подготовительный этап заканчивается и учащихся начинают знакомить с типовыми составными задачами с тройкой «скорость-время-расстояние».
2. Составьте всевозможные простые и составные задачи на движение. М4М ч. 2 с. 10-11. Какова, по вашему мнению, цель урока, проводимого по этим страницам учебника? Опишите организацию деятельности учащихся при решении этих задач, используя приемы: выбор схемы, постановка или выбор вопроса к данному условию, условие с недостающими данными и др. По программе М. И. Моро на страницах учебника 4 класса, 2 части приводят примеры скоростей различных животных и транспортных средств для расширения кругозора и для точного представления картины миры, предметов при решении дальнейших задач. Чтобы у учеников не было такого, что скорость велосипедиста больше, чем скорости машины, например. А если у кого-то такой ответ будет, чтобы он сразу понял, что такое невозможно и в ответе ошибка. М4М, часть 2, стр. 10 М4М, часть 2, стр. 11 С данными на страницах можно взаимодействовать, предложить придуманные заранее детям задачи. Например: 1. Товарный поезд едет со скоростью 70 км/ч. Сколько времени он будет везти груз от Москвы до Санкт-Петербурга, между которыми расстояние 630 км. - Какая таблица подойдет к нашей задаче? Выбери и объясни, почему не подходят другие: 1.
2.
3.
2. – Составьте задачу по таблице:
|
||||||||||||||||||||||||||
|