Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1.Товарный поезд едет со скоростью 70 км/ч. Сколько времени он будет везти груз от Москвы до Санкт-Петербурга, между которыми расстояние 630 км.



 

1. Какую подготовительную работу, по вашему мнению, целесообразно провести перед введением типовых задач на движение? Какие методические приемы может использовать учитель при разъяснении младшим школьникам понятия «скорость движения» и ознакомлении их с зависимостями между величинами скорость, время, расстояние? С какой целью при решении простых задач на движение используется прием составления и решения обратных задач?

Задачи, связанные с движением или задачи с величинами: скорость, время, расстояние, рассматриваются в 3(4) классе.

Подготовительная работа к решению задач предусматривает обобщение представлений детей о движении, знакомство с новой величиной " скорость", раскрытие связей между величинами: скоростью, временем, расстоянием.

С целью обобщения представлений детей о движении полезно провести специальную экскурсию по наблюдению за движением транспорта, после чего провести наблюдение в условияхкласса, где движение будут демонстрировать сами дети. Наэкскурсии и во время работы в классе пронаблюдать за движением одного тела и двух тел относительно друг друга. Так, одно тело (трамвай, машина, человек и т. п. ) может двигатьсябыстрее и медленнее, может остановиться, может двигаться попрямой или кривой. Два тела могут двигаться в одном направлении, а могут двигаться в противоположных направлениях: либо приближаясь одно к другому (двигаясь навстречу одно к другому), либо удаляясь одно от другого. Наблюдая указанные ситуации в условиях класса, надо показать детям, как выполняются чертежи: расстояние принято обозначать отрезком; место (пункт) отправления, встречи, прибытия и т. п. обозначают либо точкой на отрезке и соответствующей буквой, либо черточкой, либо флажком; направление движения указывают стрелкой.

Встречное движение двух тел изображается так:

Здесь отрезок обозначает расстояние, которое должны пройти тела до встречи, флажок — место встречи, точки А и В —пункты выхода тел, стрелки — направление движения. Полезновыполнять и обратные упражнения: по данному чертежу выполнять соответствующее движение.

При ознакомлении со скоростью целесообразно так организовать работу, чтобы учащиеся нашли скорость своего движения пешком. Для этого можно начертить во дворе, в спортзалеили коридоре «замкнутую дорожку». На дорожкенадо отметить расстояния по 10 м, чтобы удобнее было находить, какой путь прошел каждый ученик. Учитель предлагаетдетям идти по дорожке, например, в течение 4 мин. Учащиесясами легко найдут по десятиметровым отметкам пройденноерасстояние. На уроке каждый из детей может вычислить, какоерасстояние он проходит за 1 мин.

 Учитель сообщает, что расстояние, которое прошел ученик за минуту, называют его скоростью. Ученики называют свои скорости. Затем учитель называет скорости некоторых видов транспорта. Эти данные учащиеся могут записать в своих справочниках и использоватьв дальнейшем при составлении задач.

Раскрытие связей между величинами: скорость — время —расстояние ведется по такой же методике, как и раскрытие связей между другими пропорциональными величинами, решая простые задачи.

По программе Моро знакомство с тройкой «скорость-время-расстояние» происходит в 4 классе, 2 части учебника.

Для знакомства рекомендуют провести беседу по известным детям жизненной ситуации – движение транспорта. Задаем вопрос, почему некоторые машины едут быстрее других? (некоторые дети неправильно связывают это со временем). Учитель сообщает, что это связано с новой величиной – СКОРОСТЬЮ.

М4М, часть 2, стр. 5

Затем на следующем специальном уроке изучает принцип составления таблицы с данной тройкой и решение с ней простых задач, в которых дети должны вывести зависимости.

 М4М, часть 2, стр. 6

 М4М, часть 2, стр. 7

 М4М, часть 2, стр. 8

На данном этапе целесообразно к каждой простой задачи составлять и решить обратную ей, для того, чтобы у детей сформировалось четкое представлени о связах между тройкой велечин: «скорость-время-расстояние».

В результате решения соответствующих простых задач ученики должны усвоить такие связи:

1) Если известны расстояние и время движения, то можно найти скорость действием деления;

2) Если известны скорость и время движения, то можно найти расстояние действием умножения;

3) Если известны расстояние и скорость, то можно найти время движения действием деления.

Далее, опираясь на эти знания, дети будут решать нетиповые составные задачи. При работе над этими задачами надо чаще использовать иллюстрации в виде чертежа, так как чертеж помогаетправильно представить жизненную ситуацию, отраженнуюв задаче. Так же, как и при решении задач других видов, следуетвключать упражнения творческого характера на преобразование и составление задач.

 

На этом подготовительный этап заканчивается и учащихся начинают знакомить с типовыми составными задачами с тройкой «скорость-время-расстояние».

 

2.   Составьте всевозможные простые и составные задачи на движение. М4М ч. 2 с. 10-11.  Какова, по вашему мнению, цель урока, проводимого по этим страницам учебника? Опишите организацию деятельности учащихся при решении этих задач, используя приемы: выбор схемы, постановка или выбор вопроса к данному условию, условие с недостающими данными и др.

По программе М. И. Моро на страницах учебника 4 класса, 2 части приводят примеры скоростей различных животных и транспортных средств для расширения кругозора и для точного представления картины миры, предметов при решении дальнейших задач. Чтобы у учеников не было такого, что скорость велосипедиста больше, чем скорости машины, например. А если у кого-то такой ответ будет, чтобы он сразу понял, что такое невозможно и в ответе ошибка.

М4М, часть 2, стр. 10

М4М, часть 2, стр. 11

С данными на страницах можно взаимодействовать, предложить придуманные заранее детям задачи.

Например:

1. Товарный поезд едет со скоростью 70 км/ч. Сколько времени он будет везти груз от Москвы до Санкт-Петербурга, между которыми расстояние 630 км.

- Какая таблица подойдет к нашей задаче? Выбери и объясни, почему не подходят другие:

1.

Скорость Время Расстояние
630 км ? 70 км/ч

2.

Скорость Время Расстояние
? 9 ч. 630 км

3.

Скорость Время Расстояние
70 км/ч ? 630 км

 

 

2. – Составьте задачу по таблице:

Скорость вертолета Время Расстояние
242 км/ч 3 ч ? ч


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.