|
|||
Праздник Мерсе 8 страница
В честь амфитеатра в садах Амаргос называется Греческий фестиваль, главное культурное событие барселонского лета. Однако большинство спектаклей фестиваля ставится не здесь, а поблизости, у подножия Монжуика, на превращенном в театральную площадку рынке Mercat de les Flors или в соседнем «Свободном театре» (Teatre Lliure); вместе они образуют особый Театральный городок (Ciutat del Teatre).
Чтобы попасть на северный склон холма из города, не обязательно делать крюк от эскалаторов на площади Испании и Национального дворца: за Фондом Жуана Миро находится остановка фуникулера, поднимающегося сюда от станции метро Paral. lel. Есть и альтернатива — дойти пешком из старого рабочего квартала Побле-Сек (Poble Sec), хотя из-за крутизны склонов и запутанности маршрута этот путь скорее можно рекомендовать для спуска в цивилизацию.
Funicular de Montjuï c
ОЛИМПИЙСКОЕ КОЛЬЦО И ИСПАНСКАЯ ДЕРЕВНЯ
Когда же Барселона все-таки получила настоящую Олимпиаду, главной площадкой Игр стала как раз центральная часть Монжуика. Наиболее эффектные спортивные сооружения — здесь, в так называемом Олимпийском кольце (Anella Olí mpica). Старейшее здание во всей этой зоне, Олимпийский стадион (Estadi Olí mpic), сохранило лишь классический фасад 1929 года с бронзовыми скульптурами Пау Гаргальо в духе тех средиземноморских идеалов, что вдохновляли латинскую империю Муссолини. Внутри стадион был полностью реконструирован к 1992 году; церемонии открытия и закрытия Игр проходили здесь же. Сейчас самое большое — трибуны вмещают 65 000 зрителей — здание в пределах Олимпийского кольца служит домашним стадионом футбольного клуба «Эспаньол», число сторонников которого все же гораздо меньше.
Рядом стоит наиболее оригинальное спортивное сооружение города, крытый дворец Сан-Жорди (Palau Sant Jordi). Ныне в этой приземистой работе японца Араты Исозаки из стекла и стали чаще проходят не соревнования, а концерты звезд уровня Мадонны или U2. Огромная площадь Европы (plaç a d’Europa) за дворцом кишит по выходным барселонцами, пришедшими погулять и поглазеть на пригороды внизу. Вдали площадь замыкает гигантская футуристическая телебашня валенсийца Сантьяго Калатравы, использовавшаяся для трансляции олимпийских соревнований, и огромный бассейн Bernat Picornell. Летом в бассейне выставляют экран и проводят ночные киносеансы.
Bernat Picornell 93 423 40 41, www. picornell. com
Та же дорога, что на противоположном склоне Монжуика носит имя проспекта Мирамар, а здесь — проспекта Эстади (avinguda de l’Estadi), спускается отсюда вокруг холма к площади Испании. На полпути вниз стоит здание Национального физкультурного института INEFC работы Рикардо Буфиля, а еще ниже открывается вход в выстроенную к той же Выставке 1929 года Испанскую деревню (Poble Espanyol). Каждый дом здесь воспроизводит ту или иную известную или просто типичную постройку испанской глубинки. Масштаб 1: 1. Дома из деревень, разделенных в реальности сотнями километров, стоят здесь бок о бок — в Андалусийском патио, на Кастильской площади и так далее. Сюда хорошо ходить с детьми: в домах — ремесленные мастерские, в которых ребенок может увидеть, как плетут кружева, выдувают стекло или лепят горшки, и лавки, в которых он заставит вас все это ему купить. В 1990-х годах в Испанскую деревню также въехали несколько клубов, главный из которых — гигантская Discotheque. Выбор объясняется просто: поскольку на Монжуике никто не живет, то и на оглушающую музыку до шести утра жаловаться некому.
Испанская деревня Av. Marquè s de Comillas 13, 93 508 63 30, www. poble-espanyol. com
Военный музей 93 329 86 13
Склон холма вниз от крепости занят чередой парков и садов. Особенно выделяется экзотическая коллекция кактусов садов Коста-и-Льобера (jardins de Costa i Llobera), включающая гигантские Echinocacti grusonii c особо устрашающими колючками, которые барселонцы ласково называют «тещиным стулом».
Поблизости находится остановка самого радикального способа передвижения между Монжуиком и городом — канатной дороги (Transbordador Aé ri), соединяющей смотровую площадку Miramar с портом и через гавань — с Барселонетой. Антикварные красные кабинки над морем могут выглядеть крайне живописно, а сама мысль завершить утро на холме обедом на пляже кажется весьма привлекательной — и лучше вам тогда не знать, что канатная дорога так ни разу и не ремонтировалась с 1929 года. Пока никто не падал, но многие из решившихся прокатиться — на манер Джека Николсона в фильме «Профессия: репортер» — и пофотографировать Рамблу сверху выходят с бледными лицами и на подгибающихся ногах бредут в ближайший бар лечить нервы хересом. Впрочем, надежда есть: осенью 2004 года закрыли на ремонт (до 2006 года) канатную дорогу Teleferic de Montjuï c, которая ведет от верхней станции Transbordador к крепости. Хотелось бы верить, после этого руки дойдут и до самого Transbordador.
Transbordador Aé ri
ОРИЕНТАЦИЯ
ГРАСИЯ
Контраст с соседним Эщампле разительнейший, стоит только пересечь Диагональ. Ширина улиц здесь измеряется человеческими шагами, а не линейкой архитектора, пересечения их образуют приятные площади, а не транспортные развязки. Самых интересных площадей три, и расположены они в нескольких минутах ходьбы друг от друга. Площадь Риус-и-Таулет (plaç a de Rius i Taulet) легко узнаваема по торчащей посередине колокольне с часами, совершенно сельская площадь Виррейна (plaç a de la Virreina) — по приходской церкви, площадь Соль (plaç a del Sol) — по въезду в подземный паркинг, занимающему заметную ее часть. Все три площади и отходящая от Виррейны улица Торрихос (Torrijos) буквально дом к дому застроены отличными барами, кафе и магазинчиками всякой диковинной одежды — будь то молодые аргентинские дизайнеры в Puravida (plaç a Rius i Taulet, 11) или пляжная мода с Менорки в Singular (Torrijos, 33). По вечерам и ночам жизнь бурлит в Café Salambo (Torrijos, 51), Bar Virreina (plaç a de la Virreina, 1) — но особенно на площади Соль, в заведениях вроде Café del Sol (plaç a del Sol, 16) или Mond Bar (№21), куда съезжаются не то что со всего квартала — со всех концов города. К вящему неудовольствию местных жителей, по выходным площадь Соль не засыпает до двух-трех ночи.
Архитектура Грасии настолько же непримечательна, насколько выразительны ее магазины и ночная жизнь квартала. Есть несколько модернистских работ на улице Гран-де-Грасия (Gran de Grà cia) и на рамбле Прат (rambla del Prat), но по-настоящему во всем квартале интерес представляет лишь одно здание — дом Висенс (casa Vicens), первая самостоятельная постройка Гауди в Барселоне (1883-1885). Заказчик владел керамической фабрикой, и причудливая мавританская фантазия, устланная по фасаду белыми с зеленым изразцами, стала заодно и рекламой его товара, ставшего после этого излюбленным материалом модернистов. Гауди также сделал интерьеры здания, включая курительную комнату прямиком из сказок «Тысячи и одной ночи», однако единственная возможность попасть внутрь — подружиться с хозяевами.
ПАРК ГУЭЛЬ
Парк Гуэль Metro Lesseps, Vallcarca
Наиболее законченная часть парка примыкает ко входу c улицы Улот (Olot). Ворота парка обрамляют два пряничных домика, один — увенчанный поганкой, другой — крестом. Изначально павильоны предназначались для привратников, сейчас они заняты сувенирной лавкой и кафе.
За воротами поднимается широкая лестница с фонтанчиками, гербом Каталонии и мозаичной ящерицей, ставшей одним из символов Барселоны. Лестница уводит на самую вершину холма, где разбита огромная площадь-терраса, по всему периметру которой тянется одна длинная извилистая скамья-парапет (Жузеп-Мария Жужоль). Помимо парка в ту пору Гауди также возводил Саграда-Фамилию и Педреру. Рабочим со всех трех строек было поручено подбирать на улице старую посуду, плитки, бутылки; плоды розысков доставлялись на холм, где особая бригада измельчала их, а вторая бригада под присмотром Жужоля покрывала черепками парапет и лестницу. Первый коллаж в истории искусства позже будет вдохновлять Жуана Миро, который часами разглядывал скамью Жужоля в парке Гуэль, выискивая проступающие там и сям фрагменты изображений и надписей.
Терраса парка служит крышей врезанного в склон холма зала, своды которого поддерживают 86 утрированных дорических колонн. Своды эти покрыты медальонами, выполненными в той же черепковой технике; преобладающий глубокий голубой оттенок — осколки бутылок из-под розовой воды, цвет которых особенно нравился Гауди. В этом гроте, который должен был служить городу-парку рынком, сейчас иногда проходят концерты.
Последнее, что успел сделать Гауди в парке, — проложить хитроумную систему дорог, по которой будущие жильцы должны были подъезжать к своим особнякам, и возвести несколько причудливых каменных аркад, столбы которых наклонены к холму под самыми невероятными углами.
Из семи десятков домов, которые планировались в парке, построили только два — на деньги самого Гуэля, в качестве рекламных образцов. В одном из этих домов поселился Гауди с отцом и племянницей. Здесь он прожил 20 лет, отсюда каждый день пешком ходил на стройку Саграда-Фамилии, пока не переехал туда за несколько месяцев до смерти. В здании открыт Дом-музей Гауд и (Casa-museu Gaudí ), экспозиция которого содержит личные вещи архитектора, наброски для неосуществленных проектов и мебель, спроектированную им для дворца Гуэль, дома Кальвет и дома Батльо.
Дом-музей Гауди 93 219 38 11
ПЕДРАЛЬБЕС
Деревенька выросла вокруг женского монастыря Педральбес (Monestir de Pedralbes), основанного в 1326 году королевой Элизендой, которая, овдовев, и стала первой его настоятельницей. Недостатка в деньгах придворная обитель не знала, о чем свидетельствует великолепный монастырский комплекс, большая часть построек которого относится к середине XIV века, периоду расцвета каталонской готики. В изящный трехэтажный клуатр монастыря выходят дневные кельи сестер, и первая же, сразу направо от входа, построенная для уединения племянницы Элизенды и ее преемницы на посту аббатисы, — шедевр. Стены этой кельи, также известной как часовня Святого Михаила (capella de Sant Miquel), почти от пола и до самого потолка расписал в 1343 году Ферре Басса, придворный мастер, бывавший в Италии и, возможно, даже работавший с Симоне Мартини. Фрески капеллы Святого Михаила, изображающие страсти Христовы и семь радостей Марии, выдают очень сильное влияние Джотто; это единственное сохранившееся произведение Бассы, но и благодаря одним только этим росписям он считается лучшим каталонским художником своего времени.
Посещение монастыря Педральбес Baixada del Monestir, 9, 93 203 92 82
Заказчица росписей похоронена за выходом из капеллы, рядом с грандиозным надгробием Элизенды, на котором та изображена в монашеском облачении. Это обратная сторона саркофага, а на лицевой, выходящей в монастырскую церковь, покойная предстает в королевском наряде.
Ансамбль Педральбес дает самое полное представление о монашеской жизни, какое только можно составить в Каталонии: помимо келий в клуатр также выходит монастырская кухня, трапезная, лазарет с собственной отдельной кухонькой, и отсюда же можно спуститься в подвалы с гигантской цистерной для воды. Приемную залу и дормиторий монастыря до последнего времени занимала барселонская часть собрания Тиссен-Борнемиса, но после того, как она переехала в MNAC, эти помещения на втором этаже клуатра используются для сменяющихся выставок.
От небольшой площади перед монастырем вниз уходит проспект Педральбес (avinguda de Pedralbes). Ближе к самому концу его Павильоны Гуэль (Pavellons Gü ell, №7) работы Гауди обрамляют въезд в старую усадьбу дона Эузеби — эдакий сад Гесперид, который стережет многометровый дракон из кованого железа, скалящий ужасную пасть на редких туристов. Если дракона вам недостаточно, позвоните в расположенную здесь Королевскую кафедру Гауди и договоритесь о визите.
Павильоны Гуэль Av. de Pedralbes, 7, 93 204 52 50, Metro Palau Reial
Проспект заканчивается у Королевского дворца в Педральбес (Palau Reial de Pedralbes), окруженного большими садами. Теперь дворец принадлежит городу, здесь расположены два музея — керамики и прикладных искусств, — однако изредка он все же используется по назначению. К примеру, 4 октября 1997 года в дворцовых садах был устроен банкет по случаю свадьбы самой сладкой барселонской парочки — младшей дочери короля, инфанты Кристины, и баскского гандболиста Иньяки Урдангарина. ТИБИДАБУ
Добраться сюда — уже приключение: сначала на FGC до остановки Avinguda del Tibidabo, затем на антикварном «Синем трамвае» (Tramvia Blau) — до маленькой площади Доктор-Андреу (plaç a de Doctor Andreu), оттуда на фуникулере начала века вверх до упора. Самый современный вид на город открывается со смотровой площадки футуристической телебашни (Torre de Collserola; ? 4, 40) работы Нормана Фостера, самый традиционный — с допотопного чертова колеса в расположенном на вершине парке аттракционов (Parc d’Atraccions Tibidabo). Большинство агрегатов в нем сохранились неизменными с тех пор, когда электричество было еще в новинку, а аттракционы на Тибидабу — первым и единственным луна-парком в Испании. Кроме чертова колеса и старомодных качелей-каруселей в парке имеется якобы заброшенный Krü eger Hotel El Terror со всяческими ужасными призраками и музей (Museu d’Autò mats), в котором выставлены механические аттракционы и заводные игрушки, в том числе поучительное изображение ада — черти эскортируют грешниц в геенну огненную. Летом ко всем развлечениям выстраиваются внушительные очереди, а в единственном ресторане, как правило, не бывает мест.
Tramvia Blau Funicular de Tibidabo Парк аттракционов Тибидабу
Самую вершину горы венчает базилика Саграт-Кор (Sagrat Cor), силуэт которой виден из любой точки города. Церковь, не менее уродливая, чем ее прототип, парижская Сакре-К р, была заложена после Трагической недели 1909 года, а достраивали ее после окончания гражданской войны франкисты — во искупление грехов красной Барселоны. Вид ужасного сооружения вблизи — единственное, что способно омрачить поездку на Тибидабу, так что старайтесь все время держаться к ней спиной. ОРТА
Разумеется, никто не рассчитывает, что вы поедете на край света, чтобы плутать между новостройками в поисках старых домов. Единственный по-настоящему весомый предлог для вылазки в Орту — прекрасные рестораны каталонской кухни, устроенные, как правило, в этих старых домах. Это — особый жанр барселонской еды: как бы традиционная крестьянская кухня как бы на природе, почти за городом. А вот потом уже, после обеда, если захочется прогуляться, можно найти и старую красивую улицу городских прачек Айгуафреда (Aiguafreda), и барочный сад-лабиринт Орты (Laberint d’Horta), и копию Павильона Испанской Республики (Pavelló de la Repú blica) архитектора Серта, того самого, что строил Фонд Миро. Но главное здесь все же — обед. Или ужин.
«БАРСА»
Домашняя арена «Барселоны», Ноу-Камп, стоит недалеко от Королевского дворца в Педральбес, за Университетским городком. Попасть на мало-мальски приличную игру непросто: число абонементов, которые приобретает официальный фан-клуб «Барселоны» (самый большой в мире — около 110 000 членов), превышает количество мест на стадионе. Другими словами, чтобы попасть на матч, придется либо выпрашивать лишний билетик на входе («Si us plau, li sobra una entrada? »), либо выяснять по телефону, когда именно билеты на игру попадут в продажу. В день X (как правило, за два дня до матча) занимайте место у касс за час до открытия и надейтесь на удачу. Или обогащайте ошивающихся у касс перекупщиков. В кассах продаются билеты только на самые верхние трибуны — все лучшие места достаются держателям абонементов.
Camp Nou Avinguda Arí stides Maillol, s/n, 93 496 36 00, Metro Collblanc, Maria Cristina, Palau Reial
ОРИЕНТАЦИЯ
Почти все музеи Барселоны предоставляют скидки детям, студентам и пенсионерам. Как минимум один раз в месяц вход в большинство музеев свободный. Скидки на вход в некоторые музеи также предоставляются держателям проездного Barcelona Card, который дает право на неограниченное пользование городским транспортом (продается в туристических офисах), и обладателям билета на туристический автобус. Во дворце Гуэль и доме Аматлье можно также приобрести билет Ruta del Modernisme, дающий скидки на посещение нескольких музеев, расположенных в памятниках модерна. Наконец, существует и отдельный Articket (? 17), действующий в шести музеях: MNAC, MACBA, CCCB, Культурном центре фонда Caixa de Catalunya в Педрере, Фонде Жуана Миро и Фонде Антони Тапиеса. Если вы собираетесь посетить хотя бы половину из них, этот билет, действительный в течение трех месяцев, окупится сторицей. Articket можно купить не только в музеях, но и во всех отделениях Caixa de Catalunya и на www. telentrada. com. Расписание временных выставок можно посмотреть в разделе Cartelera любой городской газеты.
|
|||
|