|
|||
По временному параметруВ данном случае имеется в виду скорость образования новой реакции и прочность ее сохранения, а также время проявления сформированного в процессе научения поведения, т. е. характер разных участков кривой научения: восходящей, плато и нисходящей. По этому критерию можно выделить три вида научения: к лассическое (обычное) научение, импринтинг и латентное научение. Классическое научение, описываемое обычной кривой научения. Это все виды научения, для которых характерны постепенное образование временных связей, определенное время сохранения этих связей и постепенное их распадение при угашении. Все временные параметры классического научения зависят от видовых и индивидуальных особенностей субъекта и дополнительных факторов, влияющих на скорость научения и его устойчивость (например, сила подкрепления, уровень мотивации субъекта и т. п. ). Мгновенное научение. Мгновенным научением (импринтингом) называется такое научение, которое характеризуется очень коротким интервалом восходящей кривой (иногда вплоть до единственного сочетания стимула с подкреплением) и почти полным отсутствием угашения. Поэтому его нередко называют «запечатление»: практически нет никакого процесса научения, стимул, вызывающий ответную реакцию, «впечатывается» раз и навсегда в субъективный опыт и далее автоматически вызывает ответную реакцию. Для многих форм такого научения существуют сензитивные периоды (хотя обычно очень короткие). Можно выделить две формы мгновенного научения. 1. Импринтинг как форма облигатного научения. В этом случае имеются очень короткий сензитивный период (иногда исчисляемый часами или даже меньше после рождения, например для за-печатления запаха и голоса матери ягнятами) и очень простые стимулы, подлежащие запечатлению (запах, звук, цвет, размер и т. п. ). Некоторые формы импринтинга имеют несколько сензи-тивных периодов в онтогенезе, в процессе которых поэтапно строится сложный объект запечатления и соответствующие формы поведения (например, половое запечатление у птиц и т. п. ). Сейчас известно, что характеристики импринтинга не столь жесткие, как это представлялось ранее. В принципе в ряде случаев при специально организованном переучивании импринтированные реакции способны к изменению. 2. Образование прочной, практически не способной к угашению, индивидуальной ответной реакции на стимул в результате единственного сочетания стимула с подкреплением (форма факультативного научения). Для возникновения такой реакции необходимо очень сильное подкрепление, которым могут быть страх, боль, реже — стыд, еще реже — удивление, наслаждение и т. п. Более известны отрицательные формы таких реакций, например фобические (боязнь каких-либо объектов или ситуаций), и гораздо менее — положительные (возникновение пристрастия к определенному объекту «с первого взгляда»). Латентное научение (научение «впрок», без подкрепления) Латентное научение было описано при изучении поведения у крыс в лабиринте. Оказалось, что крысы, помещенные в лабиринт, могут осваивать его и научаются находить кратчайшие пути к разным точкам лабиринта и без подкрепления. В дальнейшем при получении подкрепления такие крысы сразу использовали свои навыки и гораздо быстрее формировали правильное поведение по сравнению с крысами, обучавшимися при наличии подкрепления с самого начала. При латентном научении наблюдаются две особенности. 1. Прямое подкрепление отсутствует и заменено ориентировочным. Животное обследует пространство (или объекты), осуществляя ориентировочно-исследовательскую деятельность. Результатом ее являются «когнитивные карты» (Э. Ч. Толмен), т. е. хранящиеся в памяти связи между стимулами, пространственное расположение компонентов и результаты своих действий с ними и т. п. При появлении подкрепления оно сразу «встраивается» в имеющиеся схемы и повышает эффективность научения. 2. Результат научения (как применение полученной информации об объектах и результатах своих действий с ними) «отставлен» от процесса научения (поэтому латентное научение также называют отставленным) и проявляется позже, когда возникает подкрепление. Эффект латентного научения возникает при любой ориентировочно-исследовательской деятельности, а также в определенных пропорциях возможен вообще при любой деятельности животных как накопление информации об объектах и действии с ними в обобщенной форме и использование ее в дальнейшем. Таким образом, латентное научение можно рассматривать так один из факторов (или компонентов) интеллектуального поведения, обеспечивающего широкое использование обобщенного опыта в различных ситуациях.
|
|||
|