Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





По временному параметру



В данном случае имеется в виду скорость образования новой ре­акции и прочность ее сохранения, а также время проявления сформированного в процессе научения поведения, т. е. характер разных участков кривой научения: восходящей, плато и нисходящей.

По этому критерию можно выделить три вида научения: к лассическое (обычное) научение, импринтинг и латентное научение.

Классическое научение, описываемое обычной кривой научения. Это все виды научения, для которых характерны постепенное образование временных связей, определенное время сохранения этих связей и постепенное их распадение при угашении. Все вре­менные параметры классического научения зависят от видовых и индивидуальных особенностей субъекта и дополнительных фак­торов, влияющих на скорость научения и его устойчивость (на­пример, сила подкрепления, уровень мотивации субъекта и т. п. ).

Мгновенное научение. Мгновенным научением (импринтингом) называется такое научение, которое характеризуется очень коротким интервалом восходящей кривой (иногда вплоть до единственного сочетания стимула с подкреплением) и почти полным отсутствием угашения. Поэтому его нередко называют «запечатление»: практиче­ски нет никакого процесса научения, стимул, вызывающий от­ветную реакцию, «впечатывается» раз и навсегда в субъективный опыт и далее автоматически вызывает ответную реакцию. Для мно­гих форм такого научения существуют сензитивные периоды (хотя обычно очень короткие). Можно выделить две формы мгновенно­го научения.

1. Импринтинг как форма облигатного научения. В этом случае имеются очень короткий сензитивный период (иногда исчисляе­мый часами или даже меньше после рождения, например для за-печатления запаха и голоса матери ягнятами) и очень простые стимулы, подлежащие запечатлению (запах, звук, цвет, размер и т. п. ). Некоторые формы импринтинга имеют несколько сензи-тивных периодов в онтогенезе, в процессе которых поэтапно стро­ится сложный объект запечатления и соответствующие формы по­ведения (например, половое запечатление у птиц и т. п. ). Сейчас известно, что характеристики импринтинга не столь жесткие, как это представлялось ранее. В принципе в ряде случаев при специ­ально организованном переучивании импринтированные реакции способны к изменению.

2. Образование прочной, практически не способной к угашению, индивидуальной ответной реакции на стимул в результате единственного сочетания стимула с подкреплением (форма фа­культативного научения). Для возникновения такой реакции не­обходимо очень сильное подкрепление, которым могут быть страх, боль, реже — стыд, еще реже — удивление, наслаж­дение и т. п. Более известны отрицательные формы таких реак­ций, например фобические (боязнь каких-либо объектов или ситуаций), и гораздо менее — положительные (возникновение при­страстия к определенному объекту «с первого взгляда»).

Латентное научение (научение «впрок», без подкрепления) Латентное научение было описано при изучении поведения у крыс в лабиринте. Оказалось, что крысы, помещенные в лаби­ринт, могут осваивать его и научаются находить кратчайшие пути к разным точкам лабиринта и без подкрепления. В дальней­шем при получении подкрепления такие крысы сразу использо­вали свои навыки и гораздо быстрее формировали правильное поведение по сравнению с крысами, обучавшимися при наличии подкрепления с самого начала. При латентном научении наблю­даются две особенности.

1. Прямое подкрепление отсутствует и заменено ориенти­ровочным. Животное обследует пространство (или объекты), осуществляя ориентировочно-исследовательскую деятельность. Ре­зультатом ее являются «когнитивные карты» (Э. Ч. Толмен), т. е. хранящиеся в памяти связи между стимулами, пространствен­ное расположение компонентов и результаты своих действий с ними и т. п. При появлении подкрепления оно сразу «встраивает­ся» в имеющиеся схемы и повышает эффективность научения.

2. Результат научения (как применение полученной информа­ции об объектах и результатах своих действий с ними) «отстав­лен» от процесса научения (поэтому латентное научение также называют отставленным) и проявляется позже, когда возникает подкрепление.

Эффект латентного научения возникает при любой ориенти­ровочно-исследовательской деятельности, а также в определен­ных пропорциях возможен вообще при любой деятельности жи­вотных как накопление информации об объектах и действии с ними в обобщенной форме и использование ее в дальнейшем. Та­ким образом, латентное научение можно рассматривать так один из факторов (или компонентов) интеллектуального поведения, обеспечивающего широкое использование обобщенного опыта в различных ситуациях.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.