Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ассоциативное научение. По связи научения с инстинктивной формой регуляции дея­тельности



Ассоциативное научение

Ассоциативным научением называется вид временной связи, при которой животное устанавливает соотношение между всеми тремя компонентами процесса научения: стимулом, ответной ре­акцией и подкреплением. Таким образом, ассоциативное науче­ние объединяет все остальные виды научения. При ассоциативном научении животное:

1) либо применяет уже имеющиеся реакции (обычно - двигательные) в новой сигнальной ситуации (изменяет первый компонент - стимул - на основе имеющейся связи между своей реакцией и подкреплением), т. е. отвечает дан­ной реакцией на новый стимул, на который раньше такой реак­ции не было;

2) либо изменяет имеющуюся реакцию, т. е. научается по-новому осуществлять движения и их последова­тельность (изменяет центральный компонент - реакцию - на более подходящую к условиям, в которых сочетаются стимул и подкрепление). Стимулы, реакции, подкрепления и условия их сочетания могут быть весьма различными, их особенности и слу­жат основанием для выделения других видов научения.

По связи научения с инстинктивной формой регуляции дея­тельности

Связь научения с инстинктивной формой регуляции выража­ется в доле генетических механизмов, регулирующих образование у субъекта рассматриваемой формы поведения. По этому крите­рию выделяются два вида научения: облигатное и факультативное. Такое разделение предложено Г. Темброком.

Облигатное научение. Облигатным называется такое научение, которое обязательно для всех особей данного вида, его результатом является образова­ние видотипичной формы поведения, которое обеспечивает при­способление животного к эволюционно сложившим­ся условиям существования. От инстинктивной формы пове­дения оно отличается тем, что формируется в онтогенезе.

Для формирования облигатного научения необходимы два ус­ловия:

1) готовность сенсорно-перцептивных механизмов и нерв­ной системы к быстрому и устойчивому образованию связей меж­ду стимулом и ответной реакцией субъекта, которая возникает в определенный период онтогенеза (сензитивный период);

2) на­личие необходимого стимула и возможности осуществить необхо­димую реакцию.

При облигатном научении наиболее сложным для понима­ния оказывается подкрепление. Часто оно является врожден­ным, т. е. в полном смысле слова безусловным (при воздействии стимула животное ведет себя так, чтобы достичь или избежать своих положительных или отрицательных состояний). Например, при формировании реакции следования утиные детеныши сразу после вылупления передвигаются вслед за любым удаля­ющимся объектом, сохраняя определенный размер изображе­ния этого объекта на сетчатке. Конкретные характеристики объек­та не являются врожденными, они как раз и формируются в процессе такого следования и зрительной фиксации данного объекта. Птенец испытывает положительное состояние при вос­приятии определенного размера двигающегося объекта, что и является для него подкреплением.

Другие формы облигатного научения могут иметь более дли­тельные сензитивные периоды и более сложные условия для сво­его формирования. Однако наличие сензитивного периода обя­зательно. Его возрастные рамки определены генетически. Другой специфической особенностью сензитивного периода является то, что все системы организма готовы к восприятию определенных характеристик стимулов (например, в зрительной модальности — объекта определенного размера и удаляющегося от субъекта) и к осуществлению определенных ответных реакций (например, передвижению вслед за удаляющимся стимулом). Это также от­носится к врожденным формам регуляции. Если в сензитивный период развития необходимый стимул не появится или выпол­нение ответной реакции окажется невозможным, то данная форма поведения не возникнет вообще. Например, детеныши понгид в годовалом возрасте демонстрируют элементы гнездостроитель-ной деятельности, но если не будет подходящего материала (ве­ток, травы и т. п. ) и возможности подражать в постройке гнезда взрослой особи, то умение строить гнездо не только не сформи­руется, но и никогда впоследствии не появятся даже отдельные элементы гнездостроительного поведения. С другой стороны, адап­тивность облигатного научения относительна и возникает толь­ко в том случае, если в среде появятся соответствующие для формирования «правильной» формы поведения условия. Ведь стимул, на который должна возникнуть ответная реакция, пред­ставляет собой только отдельные качества и свойства объек­та, по отношению к которому должно быть сформиро­вано облигатное поведение. Поэтому любой объект, имеющий такие стимулы, может стать для животного объектом деятельности. Это и было продемонстрировано К. Лоренцом в экспериментах с гусятами, когда объектом следования стал он сам (или любой другой удаляющийся объект, который птенцы увидели первым).

Адаптивность облигатного научения связана с тем, что в есте­ственной среде обитания (к особенностям которой эволюция и приспособила поведение данного животного) в, сензитивный пе­риод обязательно появятся необходиме для формирова­ния данной реакции условия (а если не появляются то среда вооб ще «не такая, как надо» и субъект чаще всего не выживает). Такие условия получили название эволюционно ожидаемых, т. е. тех, которые «ожидаются», на которые рассчитана генетическая программа развития поведения данного вида. В обли-гатном научении, как это видно, — достаточно большая доля инстинктивных механизмов (врожденные параметры стимула, ха­рактер ответной реакции, подкрепление), но они не прямо обес­печивают нужную реакцию или форму поведения, а лишь созда­ют условия для ее формирования. Облигатное научение отлича­ется от факультативного тем, что быстрее образуется, очень ус­тойчиво и с трудом изменяется, в естественных условиях одина­ково для всех особей вида. Но в отличие от инстинктивного по­ведения облигатное научение формируется при жизни субъекта, может не возникнуть вообще, быть измененным (объект деятель­ности в принципе может быть любым), а также подвержено из­менению.

Факультативное научение. Факультативное научение включает в себя все формы индиви­дуального приспособления к конкретным условиям среды, в ко­торых оказался данный субъект. Такие условия требуют индивиду­ального приспособления, учета таких особенностей, которые не­возможно предвидеть заранее и запрограммировать во врожден­ных механизмах поведения. Факультативное поведение есть прак­тически у всех животных, но его сложность и доля в регуляции деятельности в эволюции повышаются. На ранних этапах развития оно представлено простейшими формами ассоциативного науче­ния, позднее включается в изменение и «доводку» до конкретных индивидуальных форм проявления облигатного поведения, а за­тем становится ведущим в формировании всего поведения особи. Можно сказать, что в эволюции факультативное научение пред­шествует облигатному. Облигатное научение появляется как меха­низм, реализующий инстинктивную программу, включаясь в ре­гуляцию эволюционно сформированных поведенческих адаптации. Факультативное научение с самого начала выполняло свою само­стоятельную функцию — приспособления к изменяющимся усло­виям существования конкретного субъекта. Факультативное на­учение имеет только одно ограничение: видотипичные осо­бенности механизмов научения (в первую очередь — нервной системы), обусловливающие способности животных к об­работке информации, образованию ассоциативных связей, изме­нению своих движений и т. п.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.