|
|||
ПЕРЕРЫВ – 7 минутСтр 1 из 4Следующая ⇒
Группа: 1 курс, психология Предмет: Зоопсихология Тема лекции: инстинктивное поведение у животных Цели и задачи занятия: 1. Ознакомить студентов с понятием «инстинкт», развитием учения о нём, его видах, структуре и т. д. 2. Способствовать усвоению материала посредством художественных примеров 3. Активизировать мышление учащихся при задаче сопутствующих вопросов 4. Поддерживать интерес к изучаемому предмету и мотивировать в изучении конкретной темы, используя наглядные материалы Структура занятия: · Подстройка под аудиторию (осмотреться, спросить, как у них настроение). Назвать тему лекции + мотивация (внутренняя – заинтересовать темой, внешняя – напомнить об экзамене) (3 мин) · Предложить вспомнить, что им известно об инстинкте, выслушать (активизация памяти, + умение выражать мысли) (5 мин) · Далее привести пример эксперимента. 1. Гусеницы шелкопряда идут за едой длинной цепочкой, так что задняя все время ощущает хвост идущей впереди. Фабр повернул цепочку так, что головная гусеница уперлась в хвост последней и тут же вцепилась в него. Гусеницы стали послушно кружиться на одном месте, пока цепь не распалась от утомления «звеньев». 2. Осы Сфекс с анатомической точностью вонзают ядовитый стилет в жизненные центры жуков, пауков, сверчков и гусениц. Потом оса тащит свою парализованную жертву в норку — там ее съест прожорливая личинка. Перед тем как втащить добычу в норку, оса отваливает камушек, залезает в нее и тщательно осматривает — это весьма целесообразно: жилище мог кто-нибудь захватить, — и лишь потом она втаскивает живые консервы. Но если сверчка за время отсутствия осы чуть отодвинуть, то, подтащив его на прежнее место, оса опять бездумно полезет осматривать норку. Фабр терпеливо повторил эксперимент сорок раз! И сорок раз оса исправно совершала ставший бессмыслицей осмотр. (2 мин) · Вместе (из примеров) попробовать определить, что такое инстинкт (тут активизируется мышление и умение формулировать свои мысли) ( 3-4 мин) +Записать определение «И» (1 мин) ИНСТИНКТ - совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. У животных это согласованная цепочка безусловных рефлексов. Мех-м: первоначальный безусловн. рефлекс, реализовавшись, запускает следующий, что придаёт инстинктивному поведению вид целесообразного поведения, ведущего к конечной цели. · Историческая справка развития учения об инстинкте (под запись с разъяснениями) (10 мин) Впервые понятие «И» было упомянуто в трудах философов Др. Греции Хризиппа и Сенеки (3 в. до н. э. ) Они обозначали этим понятием врождённые компоненты поведения чел. и животных. Вспомним французского философа-материалиста, врача по образованию Ж. - О. Ламеттри. Он придерживался взгляда, что инстинкты животных представляют собой совокупность движений, выполняемых вынужденно, вне зависимости от размышлений и опыта. При этом он подчеркивал биологическую приспособленность инстинктов, хотя и не мог определить причину этого. Крупный французский просветитель Э. Б. Кондильяк в своем «Трактате о животных» (1755) специально рассматривал вопрос о происхождении инстинктов животных. Исходя из сходства инстинктивных действий с действиями, выполняемыми по привычке, Кондильяк пришел к выводу, что инстинкты произошли из разумных действий путем постепенного выключения сознания: разумное поведение превращалось в привычку, а последняя – в инстинкт. Против такой трактовки категорически возражал Ш. Ж. Леруа. видел в инстинктах животных воплощение их потребностей: необходимость удовлетворения последних и приводит к появлению инстинктов. Привычки, по Леруа, могут передаваться по наследству и в результате включаться в естественный поведенческий комплекс. Леруа иллюстрировал это на примерах охотничьих собак, передающих свои повадки потомству, или кроликов, перестающих рыть норки после того, как несколько поколений их жило в домашних условиях. Физиолог И. П. Павлов, создатель рефлекторной теории, отождествлял понятия «И» и безусловный рефлекс (т. е. И=БР) В. А. Вагнер, в своем труде «Биологические основания сравнительной психологии» (1910–1913). пришел к выводу, что инстинктивные компоненты поведения животных возникли и развились под диктовку среды и под контролем естественного отбора и что их никак нельзя считать неизменными, стереотипными. Инстинктивное поведение, по Вагнеру, – это развивающаяся пластическая деятельность, изменяемая внешними воздействиями, но видотипичные рамки этих изменений являются стабильными. (СМ. уч. Стр. 27 – гнездо ласточки) Слоним А. Д. обратил внимание на появление и исчезновение нек. Инстинктов (сосательных у млекопит., гнездостроения у птиц.
· Записать специфические особенности инстинкта (с разъяснениями и примерами) (6 мин) Немецкий зоопсих. Циглер в работе «Инстинкт» 1914г выделил 5 критериев, отличающих инстинкт от приобретённого поведения: *наследственно закреплено; *для его развития не требуется доп. обучения; *видотипично (одинаково у всех особей вида) *оптимально соответствует организации животного и его физиологии; (рыбы не поют) *оптимально соответствует естественным условиям жизни животного. · Виды инстинктов по Павлову (5 мин) *пищевой (добывание, захват пищи, накапливание) *оборонительный (пассивно – и активно-оборонит. реакции) (страус – голова в песок, кошка – шипит и хвост «трубой») *половой (брачные игры, танцы, пения, борьба за самку, нерест) *родительский (построение гнёзд, запас корма для молоди) *групповые инст. (миграция птиц (клином, косяком), оборона стада, согрев у пингвинов) Вопрос на размышление: Что, по вашему мнению, запускает механизм инстинкта? (после краткого обсуждения – сделать вывод о существовании внешних и внутренних факторов инстинктивного поведения) (3-4 мин) ПЕРЕРЫВ – 7 минут · Внешние факторы инстинктивного поведения. Стимулы. (15мин) Все инстинктивные действия заблокированы специальной системой – врождённый пусковой механизм – который запускается только особым раздражителем. Мех-м распознает раздражитель, проводит анализ и тогда снимает блокировку с реакции, если раздражитель подходит. Такие особые раздражители называются ключевыми или знаковыми стимулами. Стимул – (с лат. «остроконечная палка», которой погоняют животное) – воздействие, побуждение, раздражение, направленное на орг. чувств животных (звук, свет, обонятельн. раздраж). Знаковыми раздраж-ми могут быть простые физические или химические признаки: запах, форма, цвет и пространственные отношения признаков. Носителями ключевых стимулов могут быть и растения, и другие особи, и элементы неживой природы. Зрительные/оптические стимулы носят особое название – релизёры. Сверхстимул – усиленный ключевой раздражитель. У каждого вида свой набор стимулов: позы, звуки, запахи, приветствия. То есть то, что является стимулом для одного вида, может не быть им для особей другого вида. Так, например, немецкий этолог Ф. Вальтер показал, что у детенышей антилоп ключевым стимулом, определяющим выбор места отдыха (лежа, неподвижно), является «что-то вертикальное» вне зависимости от того, что конкретно это за объект. Наилучшим образом изучены ключевые раздражители, носителями которых являются животные. Эти раздражители представляют особый интерес и потому, что являются первичными, генетически фиксированными элементами общения у животных. Так, в ставших уже классическими опытах голландского зоолога Н. Тинбергена, одного из основоположников современной этологии, с помощью макетов изучалась пищевая реакция («попрошайничество») птенцов серебристых чаек (клевание клюва родительской особи) и дроздов (вытягивание шеи и раскрытие клюва) при появлении родительской особи. В естественных условиях голодный птенец серебристой чайки клюет красное пятно на желтом клюве родителя, и тот в ответ отрыгивает пищу в рот птенцу. В опытах предъявлялась серия все более упрощаемых моделей – макетов. Первая модель точно воспроизводила внешний облик естественного носителя ключевых раздражителей, т. е. головы взрослой серебристой чайки с желтым клювом и красным пятном на нем. В последующих моделях путем проб постепенно исключались отдельные детали, и в результате макет становился все менее похожим на голову птицы. В конце концов остался лишь плоский красный предмет с продолговатым выступом. Но этот предмет оказался способным вызвать даже более сильную реакцию птенцов, чем исходная модель. Еще более эта реакция может быть усилена, если этот макет заменить тонкой белой палочкой, исчерченной поперечными темно-красными полосами. Ключевыми раздражителями в данном примере будут просто «красное» и «продолговатое». Тинберген получил за это открытие Нобелевскую премию. А теперь давайте рассмотрим пример на 3хиглой коклюшке.
· Структура инстинкта (под запись)(15) Инст. поведение можно разделить на ряд инст. действий/актов, которые состоят из инстинктивных движений (это позы, отдельные звуки и мн. др. ) У. Крэйг показал, что инстинктивные действия состоят из отдельных фаз. Прежде всего Крэйг выделил две фазы, которые получили названия «поисковая» (или «подготовительная») и «завершающая». В ходе поисковой фазы животное отыскивает (отсюда и название фазы) те ключевые раздражители, точнее, их комбинации (т. е. пусковые ситуации), которые приведут его в итоге к завершающей фазе, в которой воплощается биологическое значение всего инстинктивного действия. Поисковая фаза всегда подразделяется на несколько этапов; однако, в завершающей же фазе, или вовсе не обнаруживаются такие подразделения, или же она состоит лишь из немногих строго последовательно выполняемых движений. Крэйг построил свою концепцию на данных, полученных им в результате изучения пищевого поведения животных. Приведем пример этой сферы поведения. Хищник, отправляющийся на охоту, вначале еще не знает, где находится его возможная добыча, поэтому первые его движения имеют характер ненаправленного поиска. В результате он раньше или позже попадает в сферу действия стимула, исходящего от животного-жертвы. Обнаружен первый ключевой раздражитель, который включает следующий этап – направленную ориентировку по дополнительным раздражителям, уточнение местонахождения животного-жертвы. Затем следует подкрадывание (или преследование), набрасывание (прыжок) и овладение добычей, ее умерщвление, иногда еще и перетаскивание туши в другое место, расчленение на отдельные куски и, наконец, захватывание кусков мяса зубами и их проглатывание. В этой цепи последовательно выполняемых действий и движений только последние два звена (собственно акт поедания) относятся к завершающей фазе описанного пищедобывательного поведения хищника, все остальные этапы составляют в своей совокупности поисковое (или подготовительное) поведение. Правда, внутри каждого такого этапа имеются свои подготовительные и завершающие фазы, которыми каждый этап и заканчивается. Аналогично обстоит дело и в других, казалось бы, значительно более простых сферах поведения, как, например, покой и сон. Животное вначале ищет место для отдыха или ночлега (деревья, укрытия, углубления в почве или просто определенные участки открытого пространства), затем устраивает (совершенствует) найденное место (копает, приминает растительность), иногда еще и чистится и только после этого укладывается (причем видотипичным образом! ). Только укладывание составляет завершающую фазу, предшествующие же этапы – поисковую. Поисковое поведение является пластичной фазой инстинктивного поведения. Она характеризуется ярко выраженной ориентировочно-исследовательской деятельностью животных и переплетением врожденных и приобретенных, основанных на индивидуальном опыте компонентов поведения. Именно к поисковому поведению относится все, что связано с пластичностью инстинктов, в частности с модификациями инстинктивного поведения. Завершающее поведение, наоборот, представляет собой ригидную фазу. Выполняемые в ней движения отличаются строгой последовательностью, стереотипностью и предопределены соответствующими макро- и микроморфологическими структурами. Приобретенные компоненты играют здесь несущественную роль или даже отсутствуют. Поэтому изменчивость ограничена индивидуальной (генетически фиксированной) вариабельностью. Сюда относится все, что говорилось о постоянстве, ригидности инстинктивного поведения и о принудительности действия ключевых раздражителей. Здесь практически все врожденное, генетически фиксированное. Что же касается движений, выполняемых в завершающей фазе, то это и есть собственно инстинктивные движения, или «врожденные двигательные координации», названные так австрийским ученым К. Лоренцем, одним из основателей современной этологии.
· Внутренние факторы инстинкта (10 мин) Немецкий этолог В. Шлейдт установил, что клохтанье индюка вполне закономерно повторяется периодически даже в том случае, когда птица полностью изолирована от внешнего мира и даже лишена слуха. Если птица в условиях эксперимента была отгорожена от внешних стимулов, что же тогда было пусковым механизмом ей инст. поведения? Это «внутренние», или «биологические, часы», которые регулируют общую ритмику жизнедеятельности организма. В отношении поведения это означает, что начало и окончание некоторых повторяющихся действий определяют эти «внутренние часы». Поведение животного может изменяться посредством важных факторов среды, но общая «канва» инстинктивного поведения определяется самовозбуждающимися колебательными процессами с периодом, равным приблизительно суткам (околосуточный, «циркадный» ритм). Они обеспечивают ориентацию поведения во времени. В нормальных условиях этот ритм синхронизирован с изменениями в среде, определяемыми вращением Земли вокруг своей оси в течение суток. Однако и в искусственных условиях полной изоляции животного можно наблюдать обычную смену форм активности в те же сроки, что и в нормальных условиях. Это могут быть, например, изменения, связанные со сменой дня и ночи, хотя животное и находится в эксперименте в условиях постоянного равномерного освещения. Помимо циркадных ритмов в поведении животных проявляются и более краткосрочные ритмы, многократно повторяющиеся в течение дня. Конечно, в нормальных условиях протекание внутренних ритмов изменяется под влиянием внешних воздействий (слуховых, зрительных и прочих стимулов, метеорологических факторов и т. д. ), а также зависит от общего физиологического состояния животного. «Внутренние часы» необходимы и для ориентации животных в пространстве. Хороший пример тому – ориентация птиц во время перелета. Птицы, оказывается, в некотором роде умеют ориентироваться по солнцу. Они сопоставляют его положение во время дня с фазами своего циркадного ритма и исходя из этого выбирают направление. ‼ ‼ ‼ ‼ ‼ ‼ ‼ ‼ ‼ ‼ ‼ ‼ ‼ Уже упомянутый эксперимент Шлейдта показывает, что эндогенные процессы в нервной системе способны обусловливать выполнение определенных инстинктивных движений и при полном отсутствии адекватных внешних стимулов. Так, немецкий нейрофизиолог Э. Хольст обнаружил в стволовой части головного мозга курицы ряд зон, активация которых (в эксперименте – электрическим током) вызывает типичные инстинктивные движения различного функционального значения. При этом оказалось, что при раздражении одного и того же участка мозга, с усилением силы раздражения одно инстинктивное действие сменяется другим в естественной последовательности. Получилась цепь видотипичных движений, выполняемых курицей в определенной биологически значимой ситуации, например при виде приближающегося к ней наземного врага. При этом не только выполнение двигательных реакций, но и последовательность их появления точно так же соответствовала естественному поведению курицы: сперва лишь легкое беспокойство, потом подъем, усиленное беспокойство и, наконец, взлет. Учитывая, что все это происходило в отсутствие каких-либо адекватных внешних раздражителей, становится ясным, что на сугубо эндогенной основе могут выполняться не только отдельные инстинктивные движения, но и целые системы таких движений – инстинктивные действия. Конечно, в естественных условиях такие действия выполняются только при сигнале угрозы, приближении врага, воспринимаемого экстероцепторами. В этом случае постепенное его приближение вызовет усиление раздражения соответствующих участков мозговых структур, что в эксперименте достигалось искусственно при помощи воздействий электрическим током.
· Домашнее задание: 1. Доклад на тему «Инстинктивные движения и таксисы» (на 10-15 мин); 2. Доклад на тему «Инстинктивное поведение и общение» (10-15 мин); (Требования к докладу: - регламент 10-15 мин - не читать, а рассказывать - материал должен быть структурированным (не растекаться мыслью по древу! Материала много интересного! Выберите самое основное, то, что вам интересно) - давать под запись важные моменты изложения - желательно наличие наглядного материала (рисунки, схемы и т. п. ); 3. Подготовиться к викторине по пройденному материалу; 4. * Найти другие примеры инстинктивного поведения животных (в экспериментах).
|
|||
|