|
|||
Обрезание плоти Спасителя Христа (торжество господское)Стр 1 из 6Следующая ⇒ 1 января Обрезание плоти Спасителя Христа (торжество господское) Василия Великого (память) Уставные заметки Данное последование службы нами немного расширено, т. к., с нашей т. зр., богословская глубина этого Господского торжества не была должным образом ни раскрыта, ни даже осознана в византийской теологии и гимнографии, а сам праздник Обрезания даже не был включен в чисто основных торжеств Византийской Церкви. Мы исправляем в нашем Типике это упущение, отменив само понятие «двунадесятых» праздников, а вместо него создав серию Господских торжеств (см. Типикон Феогноста, глава «Праздники»). Остановимся несколько на каноне. Вряд два канона не читаем, а разводим их, при этом убрав ирмосы, читаем канон по принципу Парастаса на молебне: поется только первый ирмос, а далее читаются только тропари всех песен вряд. Если торжество Обрезания случится в День Господень, все воскресное отменяем (как в случае совпадения Рождества или Крещения с днём Воскресным). Так же мы не соединяем в одну группу стихиры и канон торжества Обрезания и праздника Василия. Но представляем на усмотрение предстоятеля два варианта исполнения: а) На вечерне по входе читается Лекционар торжества и тотчас канон Обрезанию, затем «Удостой, Господи, в вечер сей…». После главопреклонения тотчас литания святителю: стихиры (писанные на стиховне вечерни), collecta, лекционар: Прит 10: 6-14a. Канон Василию. Утреня со стихирами святителю, слава и ныне «Как к Деве непорочной приходит Жених», после великого славословия тропарь Обрезанию [но если утреня переходит в евхаристический синаксис, то после тропаря обрезания, тропарь святителю, слава и ныне: кондак обрезания]. После заамвонной молитвы на – тотчас литания святителю (на которой исполняем все оставшиеся не исполненными стихиры). б) Если по какой-то причине на вечерне будет не много людей, а ожидается большое собрание народа на утро, то канон торжества не читаем после лекционара, но литанию святителю совершаем после главопреклонения. А канон торжества Обрезание исполняем на литании по заамвонной молитве Евхаристии или же на утрени (если она совершается в слиянии с последующей Евхаристией). Евхаристический синаксис: 1-й антифон – Пс 102 с тропарями Обрезания; 2-й антифон – святительский с тропарями святителю; 3-й антифон – Пс 91, тропарь Обрезанию, слава и ныне: Богородичен. По заамвонной молитве литания святителю (из стихир ему) Если Евхаристия совершается дважды (как в больших храмах), то одна совершается с синаксисом торжества, а ругая – с синаксисом святителю. Пусть настоятель определит, какая из двух Евхаристий будет совершена более торжественна, та и должна быть с синаксисом Обрезания.
|
|||
|