Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лео Таксиль 36 страница



 

– Неужели это правда? – может спросить читатель. – Неужели все руководители католической церкви были такими страшными, корыстными, развратными людьми? Как же это все могло случиться?

 

Сказать, насколько Таксиль точен во всех деталях, очень трудно. Слишком обилен материал, Таксиль писал свою книгу на основе документов и исследований, которые были в распоряжении исторической науки в конце девятнадцатого века. За прошедшие сто лет, конечно, были обнаружены и новые материалы, характеризующие папство, появились новые исследования, написаны новые книги. В свете новых сведений можно, конечно, в каких-то местах обнаружить у Таксиля неточность и преувеличения. Но ведь книга Таксиля не историческое исследование, не научный трактат, наконец, не просто научно-популярное произведение, а сочинение совсем другого жанра. Это – сатира, а следовательно, для нее характерны и преувеличение, и гротеск, и ирония, и сарказм. И все это направлено на то, чтобы показать высшие круги католической церковной иерархии, этих представителей бога на земле, в максимально обнаженном виде, дабы обнаружить их земное естество, земные черты их характера и их отнюдь не небесные помыслы и устремления.

 

В нашей атеистической работе мы часто говорим, что главное – это критика религии, ее основных положений, догматов, а не борьба против ее служителей. Но Таксиль жил в другую эпоху и не знал нашей точки зрения. Он не отделял религию от ее носителей и считал, что учение, наиболее рьяными пропагандистами, защитниками, высшими иерархами которого являются лжецы, ханжи, воры, развратники, казнокрады, предатели, а зачастую убийцы, клятвопреступники, – что такое учение вряд ли можно считать таким уж богоданным, небесным, совершенным.

 

И католическая церковь всегда понимала (да и не только католическая), что правда о частной жизни ее первосвященников способна не просто скомпрометировать истины христианства, но даже подорвать фундамент этого с таким трудом и тщанием возводимого на протяжении веков здания. И. Р. Григулевич справедливо пишет по этому поводу: " Церковь пытается скрыть от верующих все земное, прозаическое и обыденное в жизни и деятельности своего главы. Ведь, согласно церковной доктрине, папы римские не обычные смертные, а наместники бога на земле, они непогрешимы, им якобы несвойственны присущие обычным смертным слабости, чувства и страсти.

 

Они будто бы озабочены лишь одним – спасением погрязшего в грехах человечества.

 

Они бесконечно добры, отзывчивы на людские страдания, на людское горе, всегда готовы прийти на помощь страждущим. Как правило, так рисуют пап апологеты церкви.

 

Такой идеализированный образ римских понтификов навязывается верующим.

 

Частная жизнь пап – запретная тема не только потому, что человеческие черты принизили бы образ пап в глазах верующих, лишили бы их священного ореола, но и потому, что многие из пап были отнюдь не праведниками". Григулевич И. Р. Папство.

 

Век двадцатый. Москва, 1981. Справедливость последнего утверждения вынуждены признать даже церковные историки. Так, автор шестнадцатитомного труда по истории папства Людвиг фон Пастор, работавший по заданию папы Льва тринадцатый, признавал порочность таких пап, как Сикст четвертый, Александр шестой, Лев десятый; бенедиктинец Паоло Кальяри соглашался, что стремление к обогащению и возвеличиванию своей родни было присуще папам Александру шестому, Урбану восьмому, Льву десятому, Павлу третьему, Александру седьмому; иезуит П. Такки – Вентури обличает «греховную» жизнь пап Александра шестого, Юлия второго, Павла третьего.

 

Однако позиция церковных апологетов противоположна позиции Таксиля и объективных исследователей. Они стремятся углядеть в факте наличия в истории католической иерархии аморальных и ничтожных личностей свидетельство, подтверждающее крепость церкви. Разве это не божественное, сверхъестественное чудо, говорят они, что церковь, управляемая такими чудовищами, сохранилась, и не только сохранилась, но и выросла, и укрепилась?

 

Ну что ж, можно и признать это чудом, только у этого чуда конечно же чисто земные корни.

 

Живучесть религии и ее организаций, сохранение религии как формы общественного сознания до наших дней объясняется и социальными причинами, и особенностями человеческого восприятия действительности. Карл Маркс в свое время показал, что религия, как всякая идеология, имеет материальную основу. В ней фантастическим образом отражаются и реальное бессилие человека перед силами природы, и противоречия, раздирающие его как существо общественное.

 

«…Религия, – говорит Маркс, – есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял… Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества».

 

Религия, не умея объяснить явления окружающего мира и смысл человеческого существования, превращает человеческие проблемы в некие божественные тайны, а человечество помечает клеймом проклятия и греха, который оно должно искупить.

 

Массовая религиозная вера есть своего рода отражение социальных противоречий, складывающихся независимо от воли и желания отдельных людей.

 

Возникшее два тысячелетия назад христианство, которое, по выражению Энгельса, «выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов», если первоначально и осуждало царящий на земле порядок и гневно бичевало сильных мира сего, суля гибель развращенному и обезверившемуся римскому рабовладельческому обществу, вскоре пошло на компромисс с миром угнетателей, отказалось от своих бунтарских призывов и стало выполнять основные функции религии – утешать, обнадеживать, призывать к равенству перед богом, уводить от реальных задач. Увековечение несправедливого социального строя под флагом борьбы за справедливость – одна из характерных черт христианской религии.

 

Католицизм – наиболее распространенное направление христианства (по данным зарубежной статистики, число его приверженцев превышает 700 миллионов). Строго централизованная католическая церковь во главе с папой римским оказывает заметное влияние на политическую, общественную, культурную жизнь многих стран, в особенности тех, где большинство населения католики, где католицизм – государственная религия (как, например, в Италии, Испании). Верхушка католической церкви внимательно следит за распространением идей католицизма, стремится вовлечь в лоно церкви новых верующих. Этому способствуют разнообразный и разветвленный пропагандистский аппарат, такие мощные средства пропаганды, как кино, радио, телевидение, печать, деятельность миссионеров и различного уровня католические учебные заведения – от начальных школ до университетов. Разумеется, сегодня христианство не такое, как вчера. Стремясь удержать верующих, паству, оно перестраивает свои позиции в духе времени, ведет более тонкую политику, даже отказывается от некоторых своих принципов. На Втором Ватиканском соборе католическая церковь, например, дабы удержать пасомых и свои позиции в общественной жизни, каялась и признавала некоторые ошибки, допущенные в прошлом.

 

В значительной мере изменили свои позиции и римские папы, начиная с Иоанна двадцать третьего.

 

История показала – и сегодня это видно еще более ясно, – что от такого явления, как религия, простыми насмешками не отделаешься. Избавление от религиозной веры, притупляющей сознание людей, искажающей их чувства, помыслы, поступки, – процесс сложный, длительный, зависящий главным образом от социальных преобразований. Но велика также в этом процессе роль литературы и искусства.

 

Какое место в этой связи можно отвести книге Лео Таксиля? Конечно, следует отметить, что это – произведение своей эпохи, той эпохи, когда многие частные публицисты, писатели, художники считали, что достаточно высмеять какое-либо явление – и оно исчезнет. Научный, марксистский подход показал, что это не так.

 

Таксиль к оценке тех или иных исторических личностей подходил неисторически и, рассматривая их с позиций своего времени, не учитывал, что поступки, поведение, политика того или иного церковного иерарха отражали и общий моральный и политический уровень каждой конкретной эпохи.

 

И тем не менее яркая, живо и весело (даже о страшном! ) написанная книга французского публициста остается в строю, развеивая ореол непогрешимости и святости, создаваемый католической церковью на протяжении веков вокруг своих владык.

 

Ст. Никоненко.

 

Оглавление

СВЯТЫЕ РАСПУТНИКИ.

ОТЦЫ КЛЕРИКАЛИЗМА.

СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ И ЖЕНЩИНЫ.

СИКСТ ТРЕТИЙ.

ЛЕВ ПЕРВЫЙ.

МЕЖДОУСОБИЦЫ СРЕДИ ПАП.

ВЕЛИКИЙ ГРИГОРИЙ.

ОМЕРЗИТЕЛЬНЫЕ НРАВЫ.

ССОРЫ И ДРАКИ.

ЧЕЙ ЖЕ МЛАДЕНЕЦ?

РЕЗИНОВАЯ СОВЕСТЬ.

КАКОВ ХОЗЯИН – ТАКОВЫ И СЛУГИ.

ПАСХАЛИЙ ПЕРВЫЙ.

ПРОИЗВОДСТВО РЕЛИКВИЙ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ.

ОРГИИ И УБИЙСТВА.

ВЕРНИТЕ ДЕНЬГИ!

ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ИКОН.

УБИЙЦА, ВОР, ПЛУТ И ПРЕДАТЕЛЬ.

СВИНОЕ РЫЛО.

ПАПЕССА ИОАННА.

КОМУ ТИАРА?

ДАМСКИЕ ПРОДЕЛКИ.

АРХИЕПИСКОП ОСУЖДАЕТ НИКОЛАЯ ПЕРВОГО.

ПЕРСТ БОЖИЙ.

МОРАЛЬ ПЕРВОСВЯЩЕННИКА.

ЕПИСКОП-БРАТОУБИЙЦА.

ПАПА-ФАЛЬСИФИКАТОР.

МЕСТЬ РИМЛЯНКИ.

РАСПРОДАЖА С ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ.

АЛЧНОСТЬ МОНАХОВ.

ИСТРЕБЛЕНИЕ САРАНЧИ.

ВОР, УБИЙЦА И ДЕВСТВЕННИК!

ДВУХНЕДЕЛЬНОЕ ЦАРСТВОВАНИЕ.

СТЕФАН СЕДЬМОЙ.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ И БЕЗУМСТВА СТЕФАНА СЕДЬМОГО.

ЦЕРКОВЬ В ДЕВЯТОМ ВЕКЕ.

ВОЗДУХА! ВОЗДУХА!

ИТОГИ ХРИСТИАНСТВА.

ХРИСТОФОР-ПАЛАЧ.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ И КУРТИЗАНКИ.

МАТЬ И ДОЧЬ.

КАК ОПАСНО ИНОГДА ЛЮБИТЬ ИМПЕРАТРИЦУ…

ИНТИМНОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ.

ИОАНН ОДИННАДЦАТЫЙ, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ СВОЕЙ МАТЕРИ.

ОТЛИЧНАЯ СЕМЕЙКА.

ПОТЕРЯ ПРЕСТОЛА.

ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА.

КАРНАВАЛ В СОБОРЕ.

КУРТИЗАНКА, ПРИЧИСЛЕННАЯ К ЛИКУ СВЯТЫХ.

ПОТАСОВКА НА СВЯТОМ ПРЕСТОЛЕ.

МЕСТЬ И УТЕХИ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ.

ЦЕНА КРЕЩЕНИЮ.

ДОБРЫЕ ОСТАНКИ ТОЖЕ… УКРЕПЛЯЮТ ДРУЖБУ.

ДВА ЧУДА.

УБИРАЙСЯ С МОЕГО МЕСТА!

ПОКРОВИТЕЛЬ И ПОДОПЕЧНЫЙ.

НОВЫЕ ПОДВИГИ БОНИФАЦИЯ.

ПОСМЕРТНАЯ МЕСТЬ.

СУЕВЕРИЯ.

КАМНИ ПЛАЧУТ И… ПЛЯШУТ!

ПЧЕЛЫ-ПРОРИЦАТЕЛЬНИЦЫ.

ОДНИМ УДАРОМ САБЛИ.

ПЕРВАЯ МОЛИТВА.

КАК ОСТАНОВИТЬ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ.

ЧИСТИЛИЩЕ В СИЦИЛИИ.

ПИСЬМО ИИСУСА ХРИСТА.

ДОЛОЙ ТИРАНА!

ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ ПАПЫ В ОТСТАВКЕ.

ТРИ ПЕРВОСВЯЩЕННИКА ОДНОВРЕМЕННО НА СВЯТОМ ПРЕСТОЛЕ.

СВЯТАЯ ЧЕТВЕРКА.

КРОВАВАЯ БАНЯ.

КЛИМЕНТ ВТОРОЙ.

КОМУ СЕСТЬ В КРЕСЛО?

СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ.

БЕНЕДИКТ ДЕВЯТЫЙ – НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ…

ГОНИ МОНЕТУ!

ПРИЗНАНИЕ СВЯТОГО ОТЦА.

КАК ДВЕ ЛАВОЧКИ КОНКУРИРОВАЛИ ДРУГ С ДРУГОМ.

ДЬЯВОЛ У ОБЕДНИ.

СУДЬИ И ПОДСУДИМЫЕ.

ЧЕГО СТОИТ НАИЛУЧШИЙ ПАПА?

ТРУДНЫЙ ВЫБОР.

ФАНАТИЗМ.

БОИ ЗА ПАПСКИЙ ПРЕСТОЛ.

АЛЬДОБРАНДИНИ, ИЛИ НЕОПАЛИМЫЙ МОНАХ.

ЖОНГЛЕРЫ ВСЕВЫШНЕГО.

ГРИГОРИЙ СЕДЬМОЙ.

ГРИГОРИЙ ПОБОРНИК АСКЕТИЗМА.

ЗАГОВОР ПРОТИВ ГРИГОРИЯ СЕДЬМОГО.

ДЬЯВОЛЬСКИЙ ТРЮК ПАПЫ.

ЧУДОТВОРНАЯ ТИАРА.

МЕЖДОУСОБИЦЫ НА ТРОНЕ И СВЯТОМ ПРЕСТОЛЕ.

ПРАВДА О КРЕСТОВЫХ ПОХОДАХ.

ПАСХАЛИЙ ВТОРОЙ – ВЕРНЫЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ГРИГОРИЯ

УЧИТЕЛЬ И ЕГО ДОСТОЙНЫЙ УЧЕНИК.

БОРЬБА ДВУХ СОПЕРНИКОВ.

ХРИСТИАНСТВО – РЕЛИГИЯ МИЛОСЕРДИЯ.

ЛЮБОПЫТНАЯ КНИЖИЦА.

ШТАБ-КВАРТИРА КАТОЛИЧЕСКОГО ВОИНСТВА В ОПАСНОСТИ.

ГИБЕЛЬ АРНОЛЬДА БРЕШИАНСКОГО.

АЛЕКСАНДР ТРЕТИЙ.

РАСПРАВА С ВАЛЬДЕНСАМИ.

ЛУЦИЙ ТРЕТИЙ.

ГРИГОРИЙ ВОСЬМОЙ.

ПАПЫ ТРИНАДЦАТОГО ВЕКА.

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ.

ГОНОРИЙ ТРЕТИЙ.

ГРИГОРИЙ ДЕВЯТЫЙ.

БОНИФАЦИЙ ВОСЬМОЙ.

СВЯТОЙ ГОД.

ДОМИК В ЛОРЕТО.

ТРИУМФ ШАРЛАТАНОВ.

ШАЙКА БАНДИТОВ.

ИОАНН ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ.

ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ ПО ПРЕЙСКУРАНТУ.

БАНДИТЫ В ТИАРЕ.

МАССОВОЕ ИЗБИЕНИЕ ЕРЕТИКОВ.

ПОТАСОВКА ХИЩНИКОВ И БАНДИТОВ.

ИОАНН ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ.

ПРОСВЕЩЕННЫЙ ШАРЛАТАН И РАСПУТНИК.

САД ПЫТОК.

ТИАРОНОСНЫЙ УБИЙЦА.

РУБИТЕ ГОЛОВЫ, НО ПЛАТИТЕ!

ЗОЛОТАЯ ФЕЕРИЯ.

ГОРЕСТНАЯ ИСТОРИЯ ТРЕХ ХРАБРЫХ ЮНОШЕЙ.

ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ СВЯТОГО ОТЦА.

ТРЕЗВЫЕ МЫСЛИ.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КАВАРДАК.

УБИЙСТВО ПО ДОВЕРЕННОСТИ.

ОХОТА НА ЧЕЛОВЕКА.

ПОСЛЕДНИЕ ЗВЕРСТВА ИННОКЕНТИЯ ВОСЬМОГО.

АЛЕКСАНДР ШЕСТОЙ.

ЮЛИЙ ВТОРОЙ.

ЮЛИЙ ВТОРОЙ.

БОЛЕЗНЬ, НИСПОСЛАННАЯ ПРОВИДЕНИЕМ.

ЛЕВ ДЕСЯТЫЙ НА ПРОДЫРЯВЛЕННОМ КРЕСЛЕ.

ВЕЛИКИЙ ЛИЦЕМЕР.

ТРАГЕДИЯ ПОСЛЕ ВОДЕВИЛЯ.

ЯРМАРКА ИНДУЛЬГЕНЦИЙ.

ЛЮТЕР И ЛЕВ ДЕСЯТЫЙ.

МИЛЛИОНЫ ЖЕРТВ.

УБИЙСТВО В ТРЕХ АКТАХ.

КЛИМЕНТ СЕДЬМОЙ, ГЕНРИХ ВОСЬМОЙ И КАРЛ ПЯТЫЙ.

УБИЙСТВА, ИНТРИГИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

СОВЕСТЬ НА АУКЦИОНЕ.

ПАВЕЛ ТРЕТИЙ И ЕГО СЕМЕЙСТВО.

РЕЛИГИОЗНАЯ МОРАЛЬ В ДЕЙСТВИИ.

ОДНА НА ДВОИХ.

ОРГИИ В ВАТИКАНЕ.

ПРО СТОРОЖА ОБЕЗЬЯН И ВЛЮБЛЕННОГО ПАПУ.

ЯБЛОКО ЕВЫ И ПАВЛИН СВЯТОГО ОТЦА.

ЧРЕЗМЕРНАЯ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ ГУБИТЕЛЬНА.

ЗЛОВЕЩЕЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ.

ЗЛОДЕЙСТВА ПАПЫ – ПЫТКИ И КАЗНИ.

КАЗНЬ МАТЕРИ.

ВЕРЕВКУ НА ШЕЮ ЗА СЛОВО…

ХРИСТИАНСКИЕ СВЯЩЕННИКИ И ЖРИЦЫ ЛЮБВИ.

ТРИ ЧУДОВИЩА.

НИКАКОЙ ПОЩАДЫ!

ПОСЛЕДНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СВЯТОГО.

ГРИГОРИЙ ТРИНАДЦАТЫЙ.

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ.

НОВЫЕ ЖЕРТВЫ РЕЛИГИИ.

ИЕЗУИТЫ ЗА РАБОТОЙ.

НЕУДАЧИ ПАПЫ.

ФИЛИПП ВТОРОЙ ОБХОДИТ ПАПУ.

СЕРИЯ ЗАГОВОРОВ.

ФИГЛЯРСТВО ГРИГОРИЯ ТРИНАДЦАТОГО.

ПРЕЕМНИК ГРИГОРИЯ ТРИНАДЦАТОГО.

УХИЩРЕНИЯ БУДУЩЕГО ПАПЫ.

ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕБЮТ.

СИКСТ ПЯТЫЙ ПЫТАЕТСЯ УГРОЖАТЬ КОРОЛЯМ.

ПАПА И БЛАГОЧЕСТИВЫЕ ОТЦЫ.

ЛИЦЕМЕРНАЯ ПОЛИТИКА.

ГНУСНОЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

СПОР МЕЖДУ ПАПОЙ И ИМПЕРАТОРОМ.

МЕСТЬ СЫНОВ ИГНАТИЯ ЛОЙОЛЫ.

УРБАН СЕДЬМОЙ.

НА СВЯТОМ ПРЕСТОЛЕ – ЧЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК!

С ДОБРЫМИ ОТЦАМИ ШУТКИ ПЛОХИ!

БЕДА ЗА БЕДОЙ.

КЛИМЕНТ ВОСЬМОЙ.

ОБРАЩЕНИЕ НЕЧЕСТИВОГО ГЕНРИХА.

ТРЕБОВАНИЕ ЦАРЕУБИЙСТВА.

ВПЕРЕД, НА ИЕЗУИТОВ!

ЖАН ШАТЕЛЬ ПОВИНУЕТСЯ ДОБРЫМ ОТЦАМ.

ПРОВАЛ ЧЕРНОЙ БАНДЫ.

ЦЕЗАРЬ, ПОБЕЖДЕННЫЙ КЛИМЕНТОМ.

ПОРАЖЕНИЕ И КОНЕЦ КАТОЛИЧЕСКОГО ТИРАНА.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЕЗУИТОВ.

КОНЧИНА СВЯТОГО ОТЦА.

ЛЕВ ОДИННАДЦАТЫЙ.

ПАВЕЛ ПЯТЫЙ.

ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО ПРИСТРАИВАЕТ РОДСТВЕННИКОВ.

ПАВЕЛ ПЯТЫЙ И ВЕНЕЦИАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА.

ИЕЗУИТЫ В АНГЛИИ.

ПОЛЕМИКА МЕЖДУ ТРОНОМ И АЛТАРЕМ.

ИЕЗУИТЫ И УНИВЕРСИТЕТ.

ДОБЛЕСТНЫЕ ОТЦЫ ПОДНИМАЮТ ГОЛОВУ.

ДВОЙНАЯ НАГЛОСТЬ ИЕЗУИТОВ.

САЛАТ ИЗ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ.

СЕМЬЯ БОРГЕЗЕ И РИМСКИЙ ДВОР.

ГРИГОРИЙ ПЯТНАДЦАТЫЙ.

ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИЕНИЕ.

ПАПСКИЕ ПРИВЕТСТВИЯ.

ПОСЛЕДНИЙ ПЛАН ПЕРВОСВЯЩЕННИКА.

ЖЕРТВЫ СУЕВЕРИЯ.

ДОКТРИНЫ И МОРАЛЬ ДОБРЫХ ОТЦОВ.

СТАРЫЙ ПЕТУХ С ДВУМЯ КУРИЦАМИ.

КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА.

МЕСТЬ ОЛИМПИИ.

РАЗИТЕЛЬНАЯ ПЕРЕМЕНА.

РЕЛИГИОЗНЫЕ НЕПРИСТОЙНОСТИ.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЯСНОВИДЯЩЕЙ.

ВО СЛАВУ ГОСПОДА!

ПЬЯНСТВО, ВЕРОЛОМСТВО, МОШЕННИЧЕСТВО.

ПАШИ ЦЕРКВИ.

ЦЕРКОВНЫЕ ПАЯЦЫ.

ПОТРЕВОЖЕННЫЙ СВЯТОЙ.

МЯТЕЖ СУТАН.

ИЕЗУИТ, СОЖЖЕННЫЙ ДОМИНИКАНЦАМИ.

ПОРАЖЕНИЕ ИЕЗУИТОВ.

КЛИМЕНТ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ.

ПИЙ ШЕСТОЙ – ВОР И УБИЙЦА.

ПИЙ ШЕСТОЙ И БОНАПАРТ.

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА.

ЛЮБОВЬ И ИЗМЕНА.

БОНАПАРТ И ПИЙ СЕДЬМОЙ.

КОГДА ДЬЯВОЛ СТАРИТСЯ.

ВОЗВРАТ К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ.

ПОСЛЕДНИЙ ПАПА – НЕОГРАНИЧЕННЫЙ МОНАРХ.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.